Протопресвитер Иоанн Романидис[1]: «Наличие епископа не является гарантией того, что Собор вдохновлен Святым Духом»1 min read

Из книги: «Патристическое богословие» отца Иоанна С. Романидиса

Протопресвитер Иоанн РоманидисКак Святой Дух руководит, кого Он наставляет и как происходит это руководство?  То, что говорится некоторыми, что когда Вселенский собор что-то определяет, то это является непогрешимым, то есть Вселенский собор является богодухновенным и т.д..,то это словно нас обязывают принять что неопогрешимо то учение, которое принимает и возвещает Вселенский собор. Разве таков и дух непогрешимости папы?

Конечно же, совершенно верным является то, что Вселенский собор является непогрешимым, что он учит непогрешимо, что он полезен для нашей веры и т.д., но как достигается непогрешимость? Почему он непогрешим? Почему его решения являются непогрешимыми?

Новейшее православное богословие очень много говорит о богодухновенности. Исходя из всего того, что я читал, видел необходимо говорить о богодухновенности,но я не нашел описания богодухновенности…той самой, о которой мы говорим. Мы говорим , что православные, паписты и протестанты согласны в том, что Священное Писание богодухновенно. Однако что означает эта богодуховенность? И, ксли кто-то спасается, то где спасается? Но я кое-что скажу: Прекрасно, разве не богодухновенными были Пророки и Апостолы? Разве и после Апостолов у нас нес богодухновенных людей? Разве кроме Священного Писания не имеется ли богодухновенных творений? И если да, то кто такие эти богодухновенные люди? И если они существуют, то как мы можем узнать, что они богодухновенные? Мы знаем, что Пророки были богодухновеными. Подобным образом богодухновенными были и Апостолы. Однако же кто кроме них был и является богодухновенным? Также как узнать какова степень отличия этой богодухновенности, и как она различается? И как от Бога вдохновляется человек, и как мы можем узнать, что какой-то человек является богодухновенным от Бога, а не от диавола или от всевозможных воображений?

Когда Христос сказал, что Он нам даст Святого Духа, и Он нас наставит на всякую истину, Он говорил не о Вселенских Соборах. То есть то , что относится к непогрешимости Вселенских Соборов этого нет в Священном Писании. Христос сказал достаточно просто, что Святой Дух будет Тем, Кто нас приведет к полной истине. Однако ранее, прежде этого, Он сказал, что если будете иметь любовь между собой, то Я и Отец Мой придем и вселимся в вас, точно также Он сказал, что теперь вы Меня видите, но потом Меня не увидите.  Но если вы будете иметь любовь, то вновь Меня увидите. И Дух Святой придет , чтобы пребыть между вами и Он вас наставит на всякую истину.

Все это, что говорит Христос, и о чем говорится в Евангелии от Иоанна и что читают священники в Великий Четверг является основополагающими главами. Но почему они являются основополагающими? Почему эта Первосвященническая молитва Иисуса имеет столь великое значение? Почему Христос молится о единстве Апостолов? О каком единстве Он молится? Может быть о Церквах? Что это за единство? Это то, которое «вас наставит на всякую истину», и когда об этом говорит Христос, то Он, несомненно, понимает в  неких безусловных рамках. Каковы же они?

Эти главы с 14 по 17 от Иоанна Богослова дают полное пояснение о духовном состоянии Апостолов в отношении к любви, и они  сообщают о том, каковы должны быть плоды любви, следствия ее. Однако полный смысл и образ любви раскрывается в опыте обожения. Обожение является полной формой любви. Через эту любовь, которая проистекает от опыта обожения, происходит полное исцеление человека.

Эта любовь начинает действовать тогда, когда к людям приходит Святой Дух, когда человек становится жилищем и храмом Святого Духа. А когда приходит Святой Дух и вселяется в человека, то Он вместе с Собой несет и Отца и Сына. Тогда в человеке всецело обитает Святая Троица. Но как человек может узнать, что он стал храмом Святого Духа? Как происходит это уверение? Истинный духовный отец знает, когда его духовное чадо приял Святого Духа и стал храмом Святого Духа. По этому вопросу мы имеем конкретные святоотеческие критерии. Каковы они?

Когда Христос говорит об излиянии Святого Духа в Церкви и на верующих, то Он не говорит абстрактно, отвлеченно. Он не  мыслит это как то, что Он пошлет в целом всей Церкви. Вовсе не потому, что поскольку владыки и священники обладают чредой рукоположений, то святой Дух в целом примет вся Церковь. Он не понимает это, что по причине рукоположений епископов существует, как бы то ни было, некий залог того, что Святой Дух будет обитать исключительно в иерархии. Поскольку существование епископов не является залогом или гарантией того, что некий Собор будет вдохновлен Святым Духом. Доказательством сего является факт существования множество осужденных Церковью епископов как еретиков.

Если бы эти епископы имели бы святого Духа, то они не впали бы в ересь. Следовательно,  хиротония епископа не является ни доказательством, ни гарантией того, что на этом епископе как бы то ни было, почивает Святой Дух. Следовательно, благодать архиерейства не является тем, что наставляет Церковь «на всякую истину».

Здесь Христос говорит о чем-то ином. Святые Отцы вполне ясно говорят, что в данном месте Христос говорит о двух состояниях. В одно части Он говорит о просвещении, а в другой части Он говорит об обожении. Когда Христос говорит «да будут вси едины», то о ком Он говорит? Конечно же об Апостолах. То есть Он умоляет Отца о том, чтобы Апостолы «были бы едино (одно), как Я в Тебе». Он не говорит один, но одно. Но как Отец, Сын и Святой Дух являются единым? Ответ: Они являются соединенными один  в одно (ἑνωμένοι εἰς ἓν), по славе (энергии) и по сущности (κατὰ τὴν οὐσίαν). Но по Личностям, ипостасям, они не являются соединенными. Поскольку Лицо в Святой Троице, говорят Отцы, являются несообщающимися (ἀκοινώνητα) между собой. Общим в Святой Троице является сущность (ἡ οὐσία) и природная, естественная энергия сущности, то есть слава (ἡ δόξα). И что является единым сообразно Отцу, Сыну и Святому Духу с помощью чего и мы становимся единым, то есть и между собой и со Святой Троицей? В чем будут состоять этот признак? Ответ: Это единство по славе.

То есть как Отец, Сын  и Святой Дух являются единым по славе, поскольку имеют общую славу, также и мы будем единым, когда все мы будем причастны славы Божией, то есть когда все из нас станут достойными быть причастными благодати Святого Духа, нетварного Света. Потому что когда удостаивается славы, тогда он становится общником нетварной славы Святой Троицы, а отсюда он соединяется и со Святой Троицей, но и с теми его ближними он в то время является соединенным, а те со славой Божией.

Посему то, о чем молится Христос на Тайной Вечери, то это прежде всего об очищении учеников, затем о их просвещении, а в завершении и о их обожении. Следовательно слова «наставит вас на всякую истину» относятся не в целом ко всем людям, но непосредственно к тем, которые воспримут часть в опыте обожения. Следовательно, всякая истина (не о тварном мире, а о Боге) становится познаваемой только в опыте обожения.

Поэтому то все Отцы обладали подобным опытом, поскольку либо находились в состоянии просвещения, либо в сосотоянии обожения. А поэтому все они имели точно такой же взгляд на Священное Писание, и все они в основных положениях также истолковывали Священное Писание и делали те же разъяснения на тексты других Отцов Церкви.

 Что же следует из выше нами сказанного? Те, которые находятся в состоянии просвещения или обожения являются ли они богодухновенными или не являются? Ответ: Они естественно являются обожженными.Поскольку что означает обожение? Оно означает, чтобы кто-то был вдохновлен от Бога. В отличие от чего? В отличие о того, кто вдохновляем о дьявола и демонов. Таковой является дьяволовдохновленным и демонодвижимым.

Наивысшей формой Откровения, что касается богодухновенности, обладали те, которые оказались с Апостолами в день Пятидесятницы. Итак, ключом Православного богословия относительно богодухновенности является Пятидесятница. Если кто-то захотел бы постичь и понять смысл Пятидесятницы для Святоотеческой традиции, то тогда ему не следует быть богословом, по крайней мере для того, чтобы знать что такое богословие и кто такой богослов. Точно также нет необходимости быть кому-то врачом для того, чтобы знать, что такое наука медицины и кто такой врач. Точно таким же образом каждый может узнать что такое богословие и то такой богослов и кто такой богословствующий не будучи самим богословом или богословствующим.

http://thriskeftika.blogspot.ru/2016/07/blog-post_31.html

Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2016год.


[1] Выдающийся профессор Догматического богословия Фессалоникского университета им. Аристотеля, создатель целой школы современных греческих богословов.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 4,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924