Слово на Преображение Господне

Преображение ГосподнеЧто такое вечная жизнь?

Существует ли Рай?

Каков будет Рай?

Какова будет радость, наслаждение в Царстве небесном Святых?

Ответ на эти сложные вопросы, которые интересуют сегодня людей, нам раскрывает сверхъестественное событие Преображения Христа Спасителя на горе Фавор, которое вновь столь светло празднует наша Святая Церковь. Этот праздник является неким открытием и отверстием Церкви в ретроспективу вечности. Впрочем, все церковные праздники являются не просто историческим воспоминанием каких-то событи, которые происходили в прошлом, но переживанием всех этих событий в очищающемся от страстей сердце человека и причастностью им. Поэтому и свт. Григорий Палама, наставляя свою благословенную паству и имея в виду  опыт Церкви ( который является истинным богословием, а не неким простим рассуждением, но также и явлением Христа в области сердца человека),  побуждает взирать на преславное Преображение «внутренними очами как на великое зрелище».[1]

«Итак, — говорит свт. Григорий Палама, — будем созерцать внутренними очами сие великое зрелище: наше естество, навсегда соединившееся в своей жизни с невещественным огнем Божества; и сняв с себя кожаные одежды, в которые мы оделись вследствие преступления, — т.е. отвергнув земные и плотские заботы, станем на святой земле: каждый создав свою личную святую землю, достигнув сего путем добродетели и тяготения к Богу, чтобы нам возыметь дерзновение, когда Бог приидет во свете и, притекши к Нему, воссиять и вечно пребывать с Ним».[2]

Что такое Преображение?

На горе Фавор избранные ученики Петр, Иаков и Иоанн, которые согласно прп. Иоанну Дамаскину, выделялись своей высокой добродетельностью, узрели Господа, не таким каким Его обычно видели – в смиренном человеческом естестве, но в славе Его Божества. Они увидели Его лицо сияющим как солнце, а Его одежды были белы как свет.[3] Однако Апостолы  смутно узрели славу Божества. Как пишет прп. Иоанн Дамаскин, описывая данное событие: «Посему, когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, является им тем самым, чем был. И вот значение слов: преобразися пред нами. Оставаясь Сам по себе тем же, чем был прежде, Господь теперь является ученикам Своим еще чем-то другим, сверх того, чем они видели Его прежде».[4]

Преображение, согласно священным гимнографам и богоносным Отцам  имеет не только сотериологическую перспективу, но одновременно она имеет эсхатологическое содержание. Оно предизображает не только Воскресение, как об этом говорит стихира нашей Церкви «предъизобразуя же Воскрсение Христе Боже», но и Второе славное Пришествие Христа.

«Человеческое изменение, еже со славою Твоею, Спасе, второе и страшное Твоего пришествия показуяй, на горе Фаворстей преобразился еси»[5], поет преисполненный изумления священный гимнограф. Это поразительное изменение, эту чудесную перемену, которые пережили ученики на вершине Фавора, их вкусят и верующие, которые подвизались в этом мире, живописуя жизнь Христову. Она просветятся «как солнце во царствии их Отца»[6], и они станут, согласно словам Евангелиста Иоанна Богослова «подобными Ему…, поскольку увидят Его как Он есть». [7] В этом неизреченном блаженстве воссияют лица праведных как свет от зрения прославленного Христа.

И эта необычайная красота зрения усилится даже еще к большей мере из-за зрения и других прославленных лиц, то есть мучеников, Ангелов, Преподобных, Иерархов и всех Святых нашей непорочной веры. Поэтому то и явившиеся Пророки Моисей и пламенный Илия, «явльшася во славе»[8], как нам повествует Евангелист Лука, указывая тем самым на вечную славу Царства Небесного. Это изображение Второго Пришествия нашего Христа гимнографически представляет и прп. Иоанн Дамаскин в своем известном каноне на этот Господсий праздник, воспевая: «Да Твое покажеши яве неизреченное второе снитие, яко да Вышний Бог явишася, стоя посреде богов апостол на Фаворе: Моисеа же и Илию неизреченно осиял еси».[9]

Таким образом, дается разъяснение тому, почему наша Церковь представляет это праздник как предвозвестие будущего века, а нас она призывает к некоему ежедневному таинственному восхождению на гору Фавор. Это таинственное восхождение, которое на языке нашей Церкви называется «συνανύψωση — совосхождение», означает совместное шествие со Христом, сораспятие вместе с Ним и очищение от страстей. Это является целью Церкви: перенести верующих в область Света, дабы все стали светом, согласно высказыванию свт. Григория Паламы – «все становятся божественным светом». Однако без совместного шествия, без терапии и сораспятия невозможно совосхождение и в Царство Небесное.

«Привлекл еси любовию мя, Спасе, и пременил еси Божественным Твоим желанием: но попали огнем невещественным грехи моя, и насытитися Твоея пищи сподоби, да обое играя, величаю Блаже величия Твоя».[10]

Перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2016 г.


 
[2] Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά, «Ομιλία ΛΕ’ – Εις την αυτήν του Κυρίου Μεταμόρφωσιν», ΕΠΕ 10,405-407
[3] Мф. 17, 2
[4] Αγίου Ιωάννου του Δαμασκηνού, «Λόγος εις την υπερένδοξον Μεταμόρφωσιν του Κυρίου ημών Ιησού Χριστού», ΕΠΕ 9,39
[5] Седален 4-го глава. Утреня Преображения Спасителя
[6] Μф. 13,43
[7]1 Ин. 3, 2.
[8] Лук. 9, 31
[9] Песнь 9, второй канон
[10] Там же.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924