Игумен Земли Русской

«При имени Преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной… Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нём траты».

Василий Ключевский

Преподобный Сергий Радонежский***

Сергий Радонежский (в миру Варфоломе́й) почитается Русской Православной Церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником Земли Русской. Он родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии.

В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром — отдали учиться. Братья учились успешно, а Варфоломей отставал, хотя учитель и помногу занимался с ним.

Однажды отец послал Варфоломея в поле за лошадьми. По дороге он встретил посланного Господом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил:

«Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту».

Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему:

«Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников».

При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».

…Столетия спустя, той судьбоносной встрече посвятит свою знаменитую картину великий русский художник Михаил Нестеров. Ныне она в собрании Третьяковской галереи.

***

Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Кирилл и Мария с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел Варфоломею читать Псалтирь.

Он стал читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии:

«Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа».

С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения.

***

Уже в отрочестве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

***

Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа).

Сначала они построили деревянную келью, а потом — небольшую церковь. По благословению митрополита Феогноста, она была освящена во имя Пресвятой Троицы.

Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил Варфоломея. Он отправился в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием — будущим митрополитом Московским (память 12/25 февраля).

Варфоломей же 7 октября 1337 года от игумена Митрофана принял пострижение в монашество с именем святого мученика Сергия (память 7/20 октября.

Он посвятил жизнь во славу Живоначальной Троицы. Постепенно Сергий Радонежский стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный всех принимал в лесной пустыньке с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков.

Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось.

Не без труда иноки умолили преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена.

С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

***

Слава о подвигах преподобного Сергия стала известна в Константинополе. Патриарх Филофей прислал преподобному Благословенную грамоту, крест, параман и схиму, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь.

С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель.

На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. А его прежняя обитель стала быстро приходить в упадок. Оставшиеся в ней иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика преподобного Романа.

***

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Так, он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным.

Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Исцелённые прославляли преподобного Сергия, благоговейно почитали его наравне с древними святыми отцами.

Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля/10 мая), глубоко почитавший преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами:

«Мир тебе, духовный брат».

В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю.

Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему святой Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

***

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию. Однако святой Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию — будущему святому благоверному князю Димитрию Донскому.

Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8/21 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига.

Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

***

Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею (память 6/19 мая):

— Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение.

Едва он произнес эти слова, как был услышан голос:

— Пречистая грядет!

Преподобного Сергия внезапно осиял Неземной Свет. Он увидел Божью Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный благоговейно склонился перед Божьей Матерью.

— Не бойся, избранниче мой, — изрекла Она. — Я пришла посетить тебя, услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его…

Божья Матерь стала невидима. А преподобный Сергий долго был в оцепенении. Только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой.

Явление Божьей Матери в келье преподобного Сергия — на месте нынешней Серапионовой палаты — было в одну из пятниц Рождественского поста 1385-го. Память о посещении Божьей Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия.

***

Достигнув глубокой старости, преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство преподобного Никона (память 17/30 ноября), опытного в духовной жизни и послушании ученика.

В безмолвном уединении преподобный отошёл ко Господу 25 сентября/8 октября 1392 года.

Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:

«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…».

***

«Ненавистная рознь», раздоры и смятения мирской жизни преодолевались иноческим общежитием, насажденным преподобным Сергием по всей Руси. У людей не было бы разделения, раздоров и войн, если бы человеческая природа, созданная Творцом по образу Божественного Триединства, не была искажена и раздроблена первородным грехом. Преодолевая своим сораспятием Спасителю грех особности и разделения, отвергаясь «своего» и «себя», иноки-общежительники, по учению святого Василия Великого, восстанавливают Первозданное единство и святость человеческой природы.

Обитель Преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом такого восстановления и возрождения, в ней воспитались святые иноки, пронесшие затем начертание истинного пути Христова в отдаленные пределы. Во всех своих трудах и деяниях преподобный Сергий и его ученики воцерковляли жизнь, давая народу живой пример возможности этого. Не отрекаясь от земного, но преображая его, они звали восходить и сами восходили к Небесному.

Школа Преподобного Сергия через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватывает все пространство Русской земли и проходит чрез всю дальнейшую историю Русской Церкви.

…Одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия был преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.

В 1361 году святитель Алексий испросил у преподобного Сергия одного из его учеников — преподобного Андроника для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе. Под руководством преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству преподобный Савва и знаменитые иконописцы — преподобные Андрей Рублев и Даниил Чорный.

Основатель Симонова монастыря в Москве — преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия.

Выходцы из Симоновой обители — преподобные Кирилл и Ферапонт Белозерские — основали соответственно обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (1397) и монастырь Рождества Богородицы (1398).

В 1408 году преподобный Ферапонт прибыл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.

Преподобный Афанасий основал Высоцкий монастырь в Серпухове (около 1373).

Преподобный Савва Сторожевский после кончины преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие шесть лет управлял Сергиевой лаврою. В 1398 году преподобный Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.

Преподобный Григорий Голутвинский — первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.

Преподобный Пахомий Нерехтский — основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской области.

…Четвертая часть всех русских монастырей, твердынь веры, благочестия и просвещения, основана преподобным Сергием и его учениками. Преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский, Стефан Махрищский и Авраамий Чухломский, Афанасий Серпуховской и Никита Боровский, Феодор Симоновский и Ферапонт Можайский, Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий и Кирилл Белозерский — эти и другие подвижники благочестия были учениками и собеседниками «чудного старца» Сергия.

Святители Алексий и Киприан, митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состояли с ним в духовном общении.

Патриархи Константинопольские Каллист и Филофей писали к нему послания и посылали свое благословение.

Через преподобных Никиту и Пафнутия Боровских идет духовная преемственность к преподобному Иосифу Волоцкому и дружине его учеников, через Кирилла Белозерского — к Нилу Сорскому, к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким.

***

На протяжении столетий насельники Троице-Сергиевой Лавры сохраняли заветы своего родоначальника, «великого молитвенника Земли Русской» — преподобного Сергия Радонежского. На поприще духовного просвещения здесь трудилось множество иноков и монастырских старцев.

Один из них — известный троицкий иконописец XVI века, келарь (хранитель припасов обители) Евстафий Головкин. Дошедшие до наших дней его иконы украшают иконостас Троицкого собора Лавры.

Когда в 1422 году были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского (память 5/18 июля) и их поместили в этом белокаменном соборе, над ними была утверждена первая икона «Явление Богоматери преподобному Сергию». В разные периоды в монастыре было создано множество икон с изображением этого чудесного явления. Наиболее прославлена из них — икона Евстафия Головкина.

Четверть века назад, когда впервые увидел икону «Преп. Сергий Радонежский в житии» и помолился Преподобному, я написал стихотворение «Евстафий»:

Возможно, мой предок — Евстафий,

иконы писавший?! Сейчас

важней мне в наш век фотографий

другая — духовная связь!

Душа как святая обитель,

а Сергий — наш мир, мой народ.

Евстафий! Ты старца не видел —

легенда в иконе живёт.

Я Сергия верю завету:

«Добро порождает добро».

Вот — Бог! Веру светлую эту

напрасно чернит серебро.

Эпохи прошли. Между нами,

Евстафий, родство, если есть,

мне наша фамильная честь —

свечи негасимое пламя.

***

В 1585-м при государе Феодоре Иоанновиче было завершено изготовление серебряной раки для мощей преподобного Сергия, а верхнюю крышку деревянного гроба решено было разобрать на иконы. Эти иконы — реликвии и были написаны Евстафием Головкиным: «Явление Богоматери преподобному Сергию» — в 1588 году, а «Преподобный Сергий Радонежский с Житием» — в 1591.

Излишне говорить об особой ответственности такого предприятия. Оно связывалось единым замыслом прославления преподобного: в 1592 году исполнялось двести лет со дня его преставления. Серебряная рака и надгробная икона в золотом окладе — вклад царя Феодора Иоанновича, сына Иоанна Грозного, и его супруги Ирины Годуновой как моление о чадородии — были актом государственной важности.

***

Чудотворные иконы письма Евстафия Головкина охраняли и охраняют Россию. В 1657 году царь Алексей Михайлович (1645-1676) брал в польский поход «Явление Богоматери преподобному Сергию». В 1703 году эта икона участвовала во всех походах Петра I во время войны со шведским королем Карлом ХII.

Другая икона Евстафия Головкина из иконостаса Троицкого собора — «Преподобный Сергий Радонежский с Житием» — также сопровождала русскую армию в походах.

Во время Отечественной войны 1812 года случилось так, что московское народное ополчение не имело знамени. Оно выступило в поход под хоругвями с изображением Успения Богоматери и святого Николая Чудотворца. Митрополит Московский Платон Левшин, находившийся на покое в Вифанском монастыре, «подобно Сергию, некогда благословившему Великого князя Димитрия на брань с Мамаем», 14 июля послал Александру II с наместником Троице-Сергиевой Лавры Самуилом образ преподобного Сергия, созданный Евстафием Головкиным. К иконе прилагалось послание, в котором Митрополит, выражая надежду на победу, сравнивал Москву с градом Иерусалимом, Наполеона с Голиафом, а Александра с Давидом.

21 июля игумен Самуил отдал послание и образ императору, а тот вручил ее московскому ополчению. После изгнания французов из Москвы складень был возвращен в Лавру и поставлен на свое место в Троицком соборе.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924