Покров Пресвятой Владычицы Богородицы1 min read

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы МарииВ чудную область благочестивой древности переносит нас воспоминаемое ныне событие. Духовными очами видим мы благолепный Влахернский храм Богородицы в Царьграде, во всей красе ночного богослужения; видим торжественный собор священнослужителей, во главе со святым Патриархом Тарасием; видим многочисленный народ, горячо молящийся об избавлении от врагов, и с ним – благочестивый Царь Лев Мудрый. Видится и слышится наше возвышенное православное богослужение. Идет продолжительное, буквально всенощное моление, но бодры духом богомольцы, усердна молитва, и эта молитва окрылила души, открыла очи веры, отверзла и самое Небо. К концу всенощного бдения, в четвертом часу утра, преподобный Андрей с учеником своим Епифанием – оба нам родные по крови, славяне – видят на воздухе Пресвятую Богородицу с ликами святых ангелов, пророков и апостолов, молящуюся за род христианский перед Сыном Ее и Богом и осеняющую народ честным Своим Покровом.

Перенесемся теперь мысленно из этой чудной области древнего благочестия к нашему теперешнему времени и к нашему теперешнему положению. И мы теперь в храме; тоже видится и слышится богослужение… Но простерт ли и ныне над верующим народом Покров Богоматери, в общении ли пребывают с нами лики святых? Веруем твердо и исповедуем открыто, что это так. Христос Иисус вчера и ныне Тот же и во веки (см.: Евр. 13, 8), – говорит святой апостол. И Церковь Его пребывает вечно, и слово Его не мимо идет: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Истина эта особенно близка к сердцу нашему ныне, ныне же она особенно ясно проповедуется и Церковью. «Дева днесь, – поется в богослужебной песни нынешнего праздника, – т. е. Дева и ныне, и сегодня –предстоит в церкви и с ликами святых за нас невидимо молится Богу…» Не видим мы этого телесными очами, но видим очами веры. Были некогда во Влахернском храме многочисленные богомольцы, но не удостоились чудного видения; был Царь, за свой разум и познания прозванный Мудрым, был Патриарх, признанный Церковью святым, – но увидел Богородицу только убогий слуга вельможи, наш единоплеменник, славянин Андрей, Христа ради юродивый. Такого видения достигают только избранные и после долгого духовного подвига и опыта.

Но если Дева и ныне, и сейчас, и всегда предстоит с нами во храме, то какую же святыню, какое сокровище неоценимое, какое место высокое представляет собой наш храм!

Знали это и в Ветхом Завете, когда любовь Божественная еще не во всей полноте и ясности была открыта людям. С каким восторгом, с какою пламенною любовью желал водвориться в храме святой царепророк Давид! Окруженный бедствиями; ожидающий каждую минуту, что вот восстанет на него брань, ополчится на него враг; оклеветанный врагами, преследуемый злобными гонителями (см.: Пс. 26, 2–3, 10–12), огорченный потерею всего милого сердцу и изменой ближних и друзей, – о чем он молит Господа, чего прежде всего желает душа его?Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его (Там же, 4)!

В Новом Завете Бог открыл Себя людям, насколько они могут это вместить. Поэтому и храм новозаветный есть полное и действенное открытие Божества, тем более он должен привлекать к себе верующих. Здесь – Бог, Утешитель скорбящих; здесь – общение святых, отошедших в Жизнь Вечную и не забывающих братию, странствующую на земле; здесь – веяние Неба, здесь – дыхание Страны Вечной. Нужно ли тебе вразумление, тяготят ли сомнения, мир ли наводит на тебя мрак свой, окружили ли тебя враги и клеветники и ищут души твоей – молись здесь перед Светом, просвещающим всякого человека; молитва озарит твою мысль, рассеет образы лукавого миpa. Грех тяготит тебя, совесть взывает, близок ты к отчаянию – здесь же, во храме милосердия, для совести твоей дается елей милости и врачевание веры в Таинстве Покаяния, здесь же, в жажде вечного общения с Высочайшим Богом, самым делом ты соединишься с Ним и в молитве, и в беседе, и во Святом Причащении.

Зачем же ты не идешь в открытую врачебницу? Зачем это охлаждение к храмам и богослужению, которое ныне так охватило русский народ? Зачем пустота в храмах и многолюдство в домах веселья, легкомыслия и разврата? Зачем и это небрежение к святыне со стороны тех, которые еще посещают храм? Ты стоишь здесь с рассеянными мыслями, с блуждающим взором, ты входишь сюда как в обыкновенный дом… Слышишь ли грозное обличение апостола: «Или домов не имате? Или о Церкви Божией нерадите?» (см.: 1 Кор. 11, 22)? Неблагодарный и безумный! Церковь ведь о тебе молится, о твоих близких – живых и умерших, о твоем спасении, о твоем счастии, – а ты не хочешь внять ее голосу?! Церковь окружила тебя здесь образами, возбуждающими в душе все святое и возвышенное, она одела свое богослужение в благолепную ризу песней и молитв, в красоту обрядов и священнодействий, а ты, как раб ленивый и злой, стоишь холодный и невнимательный, с каменным сердцем! В таком случае по своей вине ты – не спасаемый, а гибнущий!

В чем спасение и гибель для одного отдельного человека, в том спасение и гибель и для целого народа. Спасаемый ли или гибнущий народ наш? Окруженный ныне бедствиями, видящий, что восстает на него брань и ополчается враг, оклеветанный, расхищаемый внутренними врагами и предателями, испытавши столько ударов, – он восстанет в силе и крепости, он воспрянет, оживит древнюю свою мощь и славу, он сбросит с себя путы и узы, как Самсон, пока пребудет в молитве, вере и благочестии. И он будет в плену у врагов, если, как Самсон, забудет святые обеты, изменит Богу и предаст тайну силы своей – тайну веры и благочестия – соблазнительным речам нового блудного мирского воззрения на власть, на государственность, на земную жизнь.

К Богу, к Церкви, ко храму, к молитве, к общению святых, к религиозному воодушевлению, к нравственной чистоте, к подвигу святости – вот куда зовет тебя, русский народ, нынешний праздник. И если ты в покаянии и молитве, не ожесточив сердца, а смягчив его верою, глас этот услышишь и, как древле, всенародно, во главе с Царем, во главе с Церковью и ее служителями останешься твердым в вере, уповании и молитве, – то твердо знай и разумей: Дева и ныне предстоит с тобою в Церкви и с ликами святых невидимо молится о нас Богу. Дева и ныне покрывает народ страдающий и верующий честным Своим Покровом. И Бог сил, Бог мира будет с нами! Аминь.

Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924