О проблеме десакрализации: микрофоны и камеры в храмах1 min read

Возможные способы противостояния грядущему «Всеправославному Собору"«Храм Божий во все времена – это всегда вечность, в нем живет и пребывает все, что было от начала, от сотворения мира, и что еще будет до самого Второго и славного пришествия Господня. В храме Божием все и всегда живо – и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни таин, которых бы не знал храм Божий – Святая Церковь…», – сказал в одной из своих проповедей известный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) († 2005).

Но стремительное технологическое развитие мира ставит перед верующими вопросы, создает проблемы, сталкиваясь с которыми человек подчас теряется в раздумьях: как относиться к тому или иному явлению? Что бы сказали о нем Святые Отцы? Не препятствует ли использование ненадежных и недолговечных плодов научно-технического прогресса спасению безценных и безсмертных душ в жизни будущего века?

В частности, речь идет об использовании в православных храмах современного аудио-, фото- и видеооборудования – микрофонов, колонок, камер…

Обсудить эту тему мы пригласили главного редактора православного интернет-портала «Информ-религия» Сергея Захарова, историка-публициста Виктора Самарцева и одного из наших постоянных авторов, клирика храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова протоиерея Владимира Романова. Ведущий круглого стола – корреспондент «Православного Креста» Виктор Заречный.

Виктор Заречный: Уважаемые гости! Давайте начнем с разговора о такой, на первый взгляд, удобной моде, как озвучка богослужений в храмах и монастырях, т. е. использование специальных звукоусилителей при православных богослужениях.

Сергей Захаров: Виктор, Вы очень верно подметили, что применение всех этих микрофонов, динамиков кажется удобным. Мне нередко приходилось слышать от апологетов использования звукового оборудования в храмах, что это все делается ради прихожан. Бабушки старенькие – глуховаты, мамы с детьми, которые часто выходят на улицу из храма, и там из колонок слышат службу… Но все это выхолащивает дух церковного богослужения.

Особенно неприятно видеть, когда священники, к примеру, акафист читают в микрофон, как эстрадные певцы. При этом часто возникают различные искажения и помехи: микрофон иногда посвистывает, как говорят, «фонит», т. е. создает свистящий фон.
Я по работе постоянно сталкиваюсь с техническим оборудованием и знаю, как его бывает непросто настроить. Тем более это касается храмов, где акустика не предназначена для звуковой аппаратуры.

Виктор Самарцев: Совершенно согласен с Сергеем Владимировичем, что все это «звуковое шоу» не предназначено для наших церквей. Исторически на Руси акустика играла важную роль в строительстве храма. Наши предки имели настолько четкие знания в этой области, что возводили огромные соборы с учетом всех тонкостей акустической науки. И если, к примеру, чтеца не слышно, значит, он просто стоит не там, где ему отводилось место искусными строителями древнего собора.
Один мой знакомый священник – хорошего такого духа, не экуменист, не криптокатолик, как-то поддался этому веянию моды и тоже решил установить в храме подзвучку. Но когда мы с ним побеседовали и я показал дореволюционные книги по акустике храмов, показал предположительно те места, где должны стоять чтецы, то он отказался от этой модернистской затеи. Просто расставил чтецов как положено, и всем в храме стало слышно их чтение.

О. Владимир Романов: Думаю, что на самом деле причина стремлений «озвучивать» храмы чаще всего заключается в неблагоговейном поведении верующих. Если они разговаривают, шумят, передвигаются и перемещаются с места на место, то услышать службу, разобрать слова песнопений и молитв бывает трудно.

Помню такой случай: как-то стою в алтаре и слышу, что в народе почему-то началось некое столпотворение, так что даже мы, священники, находившиеся во Святая Святых, не могли услышать возгласа предстоятеля. Оказалось, это зашла группа паломников из Румынии. И вели они себя, простите, как цыгане на рынке – никакого благоговения. Только когда дежурные сделали этим людям замечание и попросили выйти из храма, то все сразу стало чинно.

Поэтому уверен, что основная причина храмовой «неслышности» заключается в отсутствии благоговейности в поведении прихожан. Думаю, что настоятелям лучше поставить побольше дежурных, которые будут следить за порядком: останавливать шумливых и не разрешать ходить по храму во время богослужения, и тогда все всем без исключения будет слышно.

Сергей Захаров: Помнится, кто-то из Оптинских Старцев советовал своим духовным чадам, что если в храме невнятно читают и непонятны слова на богослужении, то можно в это время произносить про себя Иисусову молитву.

Виктор Самарцев: Кстати, обратите внимание: в XIX веке ни разу нигде не поднимался вопрос плохой слышимости в храмах, хотя тогда уже вошли в употребление граммофоны. Могли бы начать использовать какие-то усиливающие устройства. Но ни о чем подобном не упоминается даже. А храмы практически у нас все еще того времени. Новые храмы, которые построены, а не восстановлены, можно по пальцам пересчитать.

Виктор Заречный: Думаю, что с этим вопросом нашим слушателям и читателям все понятно. Хотелось бы еще затронуть тему видеокамер в храме. Есть даже такие храмы, из которых в интернете в онлайн-режиме ведется круглосуточная трансляция. Что можете сказать по этому поводу?

Виктор Самарцев: Насколько мне известно, камера устанавливается ради безопасности, чтобы если, допустим, воры проникнут в храм, то все их действия, лица будут записаны на видео. Другая благовидная причина – это возможность удаленно смотреть и слушать богослужение. К примеру, человек не смог пойти на службу по болезни, но он может зайти на сайт и посмотреть эту службу в прямой трансляции.

Сергей Захаров: Но и здесь, как говорится, благими намерениями выстлана дорога в ад. Намерения на самом деле, вроде, неплохие, но вор может надеть капюшон, маску или отключить электричество, чтобы камера не зафиксировала его. Так что слова о безопасности тут неуместны.

Виктор Заречный: Да-да, сказано, что перед Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа будут повсюду говорить «мир и безопасность» (см.: Фес. 5, 3). Но эти слова – лишь пустой звук.

Сергей Захаров: Именно так. Это просто прикрытие. Ну, сами посудите. Круглосуточная трансляция – на что это похоже?

Виктор Самарцев: Это напоминает «Дом-2». Простите за такое сравнение. Но реально получается, что всякий любопытный зритель может наблюдать все, что происходит в храме. Такое круглосуточное зрелище. А если учесть, что у Церкви много врагов, то всегда можно при помощи этой камеры следить за любым прихожанином или священником. К примеру, киллер, убивший о. Даниила Сысоева, был бы только благодарен тем, кто установил такую камеру в храме.

Виктор Заречный: А что скажет отец Владимир по этому вопросу?

О. Владимир Романов: Думаю, что надо обратить внимание и на другую сторону, особенно важную для спасения души. Возьмите Литургию. Это священнодействие, которое положено совершать втайне от людей некрещеных. Почему диакон восклицает: «Оглашенные, изыдите»? Потому что на Литургии верных могут присутствовать только крещеные – православные христиане. А что касается Святого Причастия, то даже Ангелы прикрывают крылами свои лица, боясь дерзкого взгляда на Тело и Кровь Господни.

Что же мы имеем при прямой трансляции? Литургия верных становится всеобщим достоянием. Любой безбожник или атеист может смотреть и даже глумиться над совершаемым Таинством. Происходит некое кощунственное разбазаривание Таинства –метание бисера (см.: Мф. 7, 6).

Сергей Захаров: И это не только прямая трансляция. Это и разного рода документальное видео, где показывают, как происходит Святое Причастие в храме. Это фото священников со Святой Чашей. Интернет переполнен такой информацией. И здесь же, рядом с этим фотографиями размещены изображения обнаженных путан и прочего сквернодействия.

О. Владимир Романов: И подумайте: если за каждое слово человек даст ответ на Страшном Суде, то что будет с теми, кто, утратив благоговение, делает такие снимки и выкладывает их в сеть?!

Виктор Самарцев: Да, раньше такого не было. Хотя фотография существует давно и кинематограф берет свое начало еще с XIX века. Но люди относились со страхом Божиим к священнодействию. А сейчас его превращают в какое-то показательное выступление.

О. Владимир Романов: Все эти «добрые» намерения благоустроить прихожан, сделать их пребывание в храме комфортным и приводят к губительным нововведениям. Да-да. Я не оговорился – к губительным. Все это можно увидеть на примере так называемой католической конфессии.

Латиняне издавна стремились облегчить путь спасения своих последователей. Сначала поставили сиденья в костелах, затем сократили службу до 30 минут. Упразднили пост перед «причастием» до одного часа.

А с появлением новых технологий они так же быстро их поставили на службу человеку. Смотреть мессу римского папы по интернету – это давно пройденный этап отпавших от церкви латинян. Есть приложение для католиков, которому можно исповедаться. И не надо себя утруждать хождением в костел. Достаточно нажать кнопку на планшете, и вам пришлют облатку по почте.

Вот к чему привела несчастных римо-католиков дружба с мировым прогрессом. А ведь Священное Писание говорит нам, что кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (см.: Иак. 4, 4).

Сергей Захаров: У католиков действительно давно наступил духовный кризис из-за стремления к комфорту. Они уже и дискотеки проводят, и концерты в своих костелах, и службы для животных, лишь бы как-то привлечь людей. Все для человека. Уже не человек служит Богу, а Бог – на службе человеческого благополучия. Как же все-таки искажается там путь спасения души и лишается своего смысла и цели.

О. Владимир Романов: Господь четко говорит нам, что путь спасения узок и тернист. А все эти озвучки, видеотрансляции и прочие технические ноу-хау в храмах в конце концов приводят к отпадению от Христа.

Сергей Захаров: Например, в Греции давно уже в некоторых православных храмах используются автоматы, заменяющие подсвечник со свечами. Бросаешь монетку, и загорается лампочка – это вместо свечи. Она горит определенное время и потом гаснет. Есть храмы, где вместо живого звучания колоколов транслируется запись колокольного звона.

Виктор Самарцев: Непонятно только одно. Как можно, зная на опыте католиков, к чему приведет использование всех этих техно-новшеств, идти по пути погибели? Куда смотрят пастыри?

Отец Владимир, я обращаюсь к Вам как к представителю РПЦ МП. Что это? Слепое неведение или же умышленное подражание католикам?

О. Владимир Романов: Господь всем Судия. Кто-то действительно подражает латинянам, а кто-то просто по неведению и неосмысленно попадает в сети врага спасения.

Говорите своим отцам, чтобы они не увлекались всей этой мишурой, а более стремились к благоговению и благочинию в храме Божием. Ведь как говорит Господь в Священном Писании: Дом мой домом молитвы наречется (Мф. 21, 13). И потому горе тем, кто превращает дом Божий в торгово-развлекательный центр.

Вспомните, что Господь наш Иисус Христос изгонял из храма не только продающих, но и покупающих. Потому, если вы хотя сами и не вводите новшеств, но и не препятствуете этому, горе вам. Не участвуйте в делах тьмы. Не имейте ничего общего с теми, кто вероломно разрушает внутренне благолепие храмов, подменяя его лицедейскими технологиями. Не фотографируйте во время богослужения, особенно на Литургии. Боритесь с новшествами и не бойтесь говорить правду. Ибо если пострадаете за правду, то вы блаженны.

Виктор Заречный: Благодарим Вас, отец Владимир, за доброе пастырское наставление. Наша беседа о технологических прогрессивных нововведениях в православных храмах подошла к концу. Желаем читателям газеты «Православный Крест», сайта «Информ-религия» и всем вообще православным верующим спасения и доброго здравия на многая и благая лета!

Подготовил Виктор Заречный

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

6 комментариев на “О проблеме десакрализации: микрофоны и камеры в храмах1 min read

  • Михаил:

    1000 лет всем все было слышно, а сейчас вдруг внезапно стало не слышно. Бред какой-то…

  • Игорь:

    Пол беды микрофон внутри храма, а когда литургию транслируют «на всю ивановскую» — это уже просто беспредел, свинство и т.д., обновленцы бесстыжие люди.

  • олег:

    А как относиться к тому, что в церкви во время литургии молодые алтарники, да и дьяконы носятся по храму с фотоаппаратом и с разных ракурсов снимают служащего епископа со всех сторон, демонстративно, как на фотосесси, суетливо и угоднически перед правящим архиереем, выбирая удобный ракурсы, тут же после съёмки рассматривая снятое, (ну на мониторе фотоаппарата), потом что-то из этого выкладывается на сайте Костомукшской и Кемской епархии. Такое появилось с появлением нового епископа. Литургия в фотографиях, ну просто как в фотоателье, как то ощущение что у служителей церкви благоговенья нет. Прихожане смущаются.

    • соотечественник:

      Может нужно не смущаться а засучив рукава начать —личным примером, со страхом Божием воспитывать в молодых алтарниках (наших детях) благоговейное отношение к святыне—так и модернистов епископов пристыдить сможем.

  • Екатерина:

    Молитва с микрофоном
    Служба с фотоаппаратом
    Проповедь с планшета

    Вот наше сегодня на приходе(

  • Елена:

    1915 г.
    Главные указания гг. инспекторам при просмотре кинематографических лент (9 февраля 1915), составленные старшим инспектором типографий в Петрограде В. В. Познанским

    III. Область религии

    1. Изображения Господа Нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богоматери, Святых Ангелов, Святых Угодников Божиих допустимы быть не могут.
    2. Изображение и благословение знамением Св. Креста не («не» дописано пером) допустимо.
    3. Наружный вид храмов всех вероисповеданий и памятников с изображением Святых показывать разрешается.
    4. Внутренний вид храмов, кроме православных, изображать разрешается.
    5. а) Кладбища и погосты изображать разрешается при условии, чтобы там не происходило сцен, не соответствующих данному месту и не инсценировались бы явления умерших. б) Отдельные могилы (при непременном условии, чтобы она была закрытая) изображать можно, при соблюдении указанного в предыдущем пункте. в) Открытые могилы во время погребения или при производстве судебного расследования (когда представляется необходимость разрыть могилу) изображать нельзя. г) Братские могилы на полях сражений изображать нельзя (Требования Военной Цензуры).
    6. а) Священные предметы: Св. Евангелие, хоругви и всякую церковную утварь изображать не разрешается. б) Иконы, крест или распятие в углу комнаты, или на стене изображать можно, если окружающая обстановка не является оскорбительной для священных предметов.
    7. Всякого рода религиозные процессии инсценировать разрешается, за исключением православных.
    8. Богослужение всех христианских вероисповеданий инсценировать нельзя.
    9. Религиозные обряды и Таинства инсценировать нельзя (кроме венчания по обряду не православного вероисповедания).
    10. Инсценировка православных духовных лиц (священников, монахов, монахинь, епископов, патриархов) не может быть допущена.
    Приписка: «Православные религиозные процессии, снятые с натуры, могут быть допущены не иначе как с одобрения Духовной цензуры»

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924