ИКОНОБОРЧЕСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ Александр Гончаров

ИконоборцыНа 23 (10-е по ст. стилю) октября в православном календаре приходится память святых отцов VII Вселенского собора. Он был созван в 787 году в Никее при византийской императрице Ирине. На соборе была осуждена иконоборческая ересь.

С точки зрения материалистической истории данное событие произошло давно и прямого значения для современного мира не имеет. Но это взгляд поверхностный, скользящий по верхушке волн и не осознающий глубин океана жизни.

Иконоборчество и победа Церкви над ним может научить на самом деле очень и очень многому, но надо лишь правильно понимать и принимать эти уроки.

Иконоборчество возникло скорее по причинам политического, чем религиозного свойства. Византийская империя столкнулась с мусульманской агрессией. На границы империи наступал ислам. Зеленое знамя последователей Мухаммеда серьезно стало угрожать городам и весям империи. Для того чтобы укрепить идеологическое единство державы, император Лев III Исавр решился запретить иконы. Здесь василевс полагал ублажить часть еретиков-монофизитов (особенно сильных в азиатских и африканских провинциях), павликиан (манихеев), иудеев и мусульман. То есть, маловерно принес в жертву политике истину.

Сын Льва — Константин V Копроним («Навозник») в 754 году даже собрал иконоборческий собор и издал ряд указов, ужесточавших преследование иконопочитателей. Константин дошел до того, что запретил слова «святой» и «святая» и приказал не именовать Пречистую Деву Божией Матерью. Монашество и мирян, вставших на защиту Православия, Константин Копроним презрительно обзывал «идолопоклонниками» и «любителями тьмы».

В житии святого преподобномученика Стефана Нового мы читаем: «И творились тогда в Константинополе великие беззакония. Даже священные сосуды, в которых совершались Божественные Тайны, попирались ногами, так как на них находились священные изображения. Святые же иконы ввергались — одни в болото, другие — в море, третьи — в огонь, а иные были рассекаемы и раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, — одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою. Беззаконники не пощадили и благолепнейшую церковь во имя Пресвятой Богородицы, что во Влахернах, которая была роскошно украшена изображением всех событий земной жизни Господа Иисуса Христа, начиная от воплощения Его и кончая распятием и воскресением Его. В сей церкви беззаконный царь Копроним повелел уничтожить все иконописные украшения ее, блещущие золотом и драгоценными камнями, и как бы обнажил ее, лишив, как царицу, порфиры; взамен всего этого он приказал расписать стены ее изображением деревьев, зверей и птиц…

…Тогда и мощи святых выбрасывали иконоборцы из церквей и ввергали их или в огонь или в море, или же влачили за город и сбрасывали с гор в пропасти и болота. Тех же, кто дерзновенно стоял за честь святых икон и мощей, злочестивые еретики немилосердно мучили и предавали горькой смерти, проливая кровь их как воду, при этом тела мучимых за иконы они оставляли без погребения и бросали на съедение хищным птицам и зверям. Тогда наступила для всех православных скорбь великая, какой не было от самого начала мира».

Действия иконоборцев напоминают нечто происходившее в России уже в XX веке от Рождества Христова. Революция! Да, конечно. 1917 год. И далее. Гражданская война и гонения на Церковь при Советской власти. Уж больно похожи методы поругания святынь!

Иконоборчество — ересь, но ересь революционная. Она неожиданно приоткрывает тайну любой настоящей революции, которая зачинается отнюдь не снизу, ее поднимают «верхи», то есть люди, стоящие у кормила власти.

По сути, Реформация в Западной Европе тоже являлась революцией. А Лютер без поддержки германских князей вряд ли бы избежал пут инквизиции.

Безусловно, революция в России была атеистической, а потому и носила четкий храмоборческий и иконоборческий характер. Статистика свидетельствует: «В 1914 году на территориях Российской Империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учета военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей.

В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей». Погром очевиден.

Собственно, революция в России подготавливалась людьми, придерживавшихся иконоборческих взглядов. Ленин не зря назвал Льва Толстого «зеркалом русской революции». Писатель насмехался над иконами и отрицал Православие, проповедуя фактически свою религию, известную как «толстовство».

Иконоборчество в Византии, Реформацию и «толстовство» объединяет одно: под видом возвращения к истокам христианства происходит открытое издевательство над живым, подлинным христианством, кое не замечают или же очень и очень не жаждут замечать.

Святые отцы Седьмого Вселенского собора отстаивали не просто иконопись, но и саму жизнь христианскую. Они осудили не обычную ересь, но самую что ни на есть революцию, грозившую подорвать устои всего христианского общества той эпохи.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 4,50 out of 5)
Загрузка...

5 комментариев на “ИКОНОБОРЧЕСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ Александр Гончаров”

  • Михаил:

    Иконоборчество — самая злейшая из всех ересей.

  • Владимир:

    Память святых отцов VII Вселенского собора и Лимский документ.

    Положительная оценка Критского собора, придающая экклесиологический статус, относится к десяткам документов ВСЦ, не обсужденных и не принятых церковной полнотой. Среди таких документов, после Критского собора необходимо следует и авторитет в Православной Церкви Лимского соглашения, известного под названием «Крещение. Евхаристия. Священство» (КЕС, 1982), подготовленного с участием православных богословов.

    Что же говорит о Евхаристии это Лимское соглашение, приобретающее экклезиологический статус и авторитет в Православной Церкви благодаря одобрению Критского собора:

    «Анамнезис (воспоминание) Христа – главная(!) сущность евхаристической трапезы.» (КЕС. § 12. Р. 10).

    «Хлеб и вино становятся священными символами (sacramental signs! на языке оригинала, т.е. «священными знаками») Тела и Крови Христа… Они остаются таковыми и для причастия.» (КЕС. § 15. Р. 11). То есть и до и после освящения, хлеб и вино — это символы (signs, знаки).

    Однако, в Деяниях 7-го Вселенского Собора находим прямое осуждение ложного учения Лимского документа о Евхаристии. Любопытно, что даже ход мысли составителей Лимского документа повторяет суемудрие еретиков Иконоборческого лжесобора прошедшего в 754 году, против которого выступили отцы 7-го Вселенского Собора. Лимский документ, точно также, как и лжесобор 754 г., с одной стороны утверждает, что «хлеб и вино становятся священными символами(!) Тела и Крови Христа» (КЕС. § 15. Р. 11), а с другой стороны, что «… [некоторые] считают необходимым утверждать изменение, произведенное Святым Духом и словами Христа, в результате которого больше обычных хлеба и вина нет, а есть Тело и Кровь Христа» (КЕС. § 15 комм. Р. 11)

    На это двусмысленное утверждение отцы 7-го Вселенского Собора отвечают так:

    «…ясно доказано, что ни Господь, ни апостолы, ни отцы никогда не называли безкровной жертвы, приносимой иереем, образом, но называли ее самым телом и самою кровию.
    […] Между тем эти бойцы, желая в конец уничтожить святые иконы, ввели другую икону, которая не есть икона, но тело и кровь. Затем, будучи объяты нечестием и коварством, они защищают себя самих софизмами и святые дары называют телом Христовым не в смысле пресуществления, а по положению, в смысле усвоения. Как говорить это свойственно очевидному безумию, так же точно и называть иконою (!!!) тело и кровь Господа свойственно подобному же безумию, и более нечестию, чем невежеству. Затем они, оставив ложь, касаются немного и истины, говоря, что приношение делается божественным телом. И потому как скоро они бросаются то туда, то сюда (!!!); то уже никакой не имеет прочности то, о чем они пустословят; потому что как поврежденный глаз не видит правильно, так и они, заразивши и повредивши свой ум своими лукавыми рассуждениями, страдают тем же, чем сумасшедшие, то есть представляют одну вещь другою: священную жертву нашу они называют то образом святого тела Христова, то телом по усвоению (!!!). Вот чем страдают они, когда, как мы выше сказали, хотят в конец изгнать из церквей иконные изображения и радуются ниспровержению церковных преданий». (7ВС. Деяние 6)

    • Михаил:

      И проф. Осипов А.И. считает хлеб и вино Телом и Кровью Христа по усвоению их — хлеба и вина — в Ипостась Бога-Слова. По сути та же самая ересь.

      • Владимир:

        Я не очень удивлюсь, если окажется, что проф. Осипов А.И. учавствовал в подготовке Лимского документа тем или иным образом.

        К 1982 г. согласован «Лимский документ» ВСЦ, составленный под руководством Н. Ниссиотиса.

        В 1983 г. состоялась 6-я Генеральная ассамблея ВСЦ в Ванкувере, в рамках которой произошло совместное служение Евхаристии различными христианскими конфессиями. Т.н. «Лимская литургия» была компиляцией протестантских, католических и православных богослужений. Среди участников: архиеп. Иаковос, митр. Питирим (Нечаев), буд. Константинопольский Патриарх Варфоломей, о. Виталий Боровой, о. Ливерий Воронов, А.С. Буевский, А.И. Осипов (!).

        О. Виталий Боровой, А.С. Буевский – члены ЦК ВСЦ.
        А.И. Осипов (!) вошел в группу Комиссии «Вера и церковное устройство».

        В 1985 г. представители Православных Поместных Церквей на конференции в Бостоне в основном одобрили «Лимский документ».

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924