ПОД ВЫВЕСКОЙ ОПТИНОЙ: От имени обители рекомендуют читать еретиков?

ОптинаНедавно Церковь отмечала память преподобных Старцев Оптиной Пустыни – одного из самых известных монастырей в России и мире. Сонм богоносных светочей, которых взрастила обитель, является для миллионов верующих примером веры и благочестия.

Однако, взирая на свой земной удел, в котором они присно почивают цельбоносными мощами, преподобные Старцы Оптинские, наверное, весьма скорбят. Ибо сегодня из их родной обители в народ начало исходить не учение Церкви, а… мудрования еретиков.

В частности, группа добровольцев отрапортовала на страницах официального сайта монастыря, что они завершили работу над созданием рубрики «Толкования Священного Писания» (bible.optina.ru), которая доступна также и в виде мобильного приложения для iOS в режиме оффлайн.

Идея собрать все известные изъяснения Писания в одном месте начала воплощаться с 2010 года. На первый взгляд кажется, что иноки, ответственные за сайт, задумали благое дело. Однако читатели, наравне со Святыми Отцами, обнаружили среди толкователей осужденных Церковью еретиков.

Изучать Писание предлагается, например, по сочинениям:

Феодора Мопсуетского (+ 428), ученика еретика Диодора, полагавшего, что Бог Слово обитал в человеке Иисусе Христе как в храме, т. е. что Господь был обыкновенным человеком, в которого вселилось Божество. Феодор развил ересь своего учителя; согласно его богохульной доктрине, человек Иисус родился от Девы Марии со страстями. Но Бог, предвидя, что Он их преодолеет, избрал Его Своим орудием, соединившись с Ним при зачатии благодатью. После Крещения Иисус якобы был усыновлен Богом, но лишь после Распятия установилось единство Его действий с Богом Отцом. Еретик Феодор Мопсуетский был осужден Пятым Вселенским Собором;

Пелагия (+ 431), основоположника ереси пелагианства – лжеучения о соотношении благодати и свободной воли в деле спасения человека, осужденного на Третьем Вселенском Соборе. Суть ереси Пелагия заключается в том, что человек якобы в состоянии сам заслужить свое спасение, которое дается достойным, т. е. по сути это ниспровержение основного христианского догмата об Искуплении;

Оригена (+ 254), еретика, проповедовавшего идеи конечного спасения всего сущего (апокатастасис). В 543 году Император Юстиниан Великий выпустил эдикт, в котором Ориген был осужден за свои лжеучения. Затем Пятым Вселенским Собором он и все, кто не желает его анафематствовать, были преданы анафеме. «Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями, и всех прочих еретиков, которые были осуждены и анафематствованы Святою Кафолическою и Апостольскою Церковию и Святыми Четырьмя помянутыми Соборами, и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно вышесказанным еретикам, и пребыли в своем нечестии до смерти: тот да будет анафема», – гласило определение Собора, подтвержденное позднее Шестым Вселенским Собором;

– а также Севера Антиохийского, Апполинария Лаодикийского, донатиста Тихония и др. лжеучителей.

Но, возможно, это просто досадное недоразумение и есть надежда, что занимающиеся сайтом насельники обители в ближайшее время внесут в проект необходимые поправки? К сожалению, похоже, рассчитывать на это не приходится. Как выяснилось, им уже указывали на соблазнительность их работы, однако никаких комментариев и реакции не последовало.

«Считаю, что когда еретические тексты смешиваются с православными на одной странице без всякой разметки, это вводит людей в заблуждение. Какое назначение применения толкования Оригена на публичном сайте, который читают богословски неподготовленные лица? Если целью работы является изучение различных ересей и заблуждений, осужденных каноническим правом, то почему не публикуются тексты других ересиархов (с соответствующей разметкой)? Мой интерес к вопросу не праздный. Я сам пришел к Православию через изучение различных оккультных текстов. По моему мнению, основанному на личном опыте, если воспринять всерьез взгляды Оригена, то человек может впасть в болезненную прелесть. У него может обрушиться внутренняя система координат…», – заметил один из читателей форума официального сайта Оптиной Пустыни.

«Если даже приветствовать еретиков нельзя, то что можно сказать о размещении на православном ресурсе материалов, сделанных еретиками? Тем более вместе с материалами православных святых?! Без указания на то, что автор – еретик?!!! Думаю, что хотя бы предупреждать читателей о том, что автор того или иного текста – еретик, просто обязательно!», – согласился с ним другой посетитель.

Вопрос, почему никаких исправлений или хотя бы уточнений не внесено, – остается открытым.

Михаил Теплов

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Один комментарий на “ПОД ВЫВЕСКОЙ ОПТИНОЙ: От имени обители рекомендуют читать еретиков?”

  • Владимир:

    Да, соседство в толкованиях на Священное Писание Феодора Мопсуетского и Оригена с св. Иоанном Златоустом и св. Феофилактом Болгарским удивляет, а теперь удручает. Сайт толкований Оптины очень удобный, но его читают также и многие неподготовленные читатели, которые легко могут принять неправославное толкование по незнанию.

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924