II международная экуменическая конференция «Реформация и культура» состоялась в Москве

II международная экуменическая конференцияII международная межрегиональная экуменическая конференция «Реформация и культура» состоялась 31 октября в Москве, в лютеранском кафедральном соборе свв. Петра и Павла. Форум, посвященный 500-летию Реформации, которое будет широко отмечаться в 2017 г., был организован Евангелическо-Лютеранской Церковью России при поддержке правительства Москвы.

Торжественное открытие конференции началось с череды приветствий. К участникам обратился Дитрих Брауэр — архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России, который отметил, что форум открывает юбилейный год празднования 500-летия Реформации. При этом он подчеркнул неоднозначность места Реформации в истории человечества: юбилей предполагает не только торжества, но и осознание того, что Реформация принесла конфликты и войны. Обратившись к представителям разных христианских конфессий, архиепископ Брауэр предложил отмечать юбилей Реформации «в тональности единения, оплакивания общей вины перед Богом и общей радости».

Участников конференции приветствовали представители Администрации президента РФ и правительства Москвы. Представитель родины Реформации, посол Федеративной Республики Германии Рюдигер фон Фрич в своей речи привел слова Папы Франциска: «Лютер сделал большой шаг к тому, чтобы передать Слово Божие в руки людей». По словам дипломата, это заставляет задуматься о свободе и ответственности человека.

Апостольский нунций в РФ архиепископ Челестино Мильоре обратил внимание на то, что московская конференция идет в кильватере форума в шведском Лунде, для участия в котором прибыл Папа Франциск. Посол Ватикана поделился своими размышлениями об экуменизме: «Экуменическое единство сегодня, пожалуй, ближе, чем 500 лет назад. Это сближение началось, когда мы некоторое время назад согласились, что вклад в экуменическое движение заключается не в обсуждении экклезиологических вопросов (которые до сих пор остаются открытыми), но в нашей общей ориентации на Евангелие… Из этого успеха экуменического общения рождается надежда, что совместные воспоминания о Реформации позволят сделать новые шаги в направлении столь желаемого единства».

Священник Алексий Дикарев, сотрудник секретариата Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межхристианским отношениям, приветствовал участников конференции от имени председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона. В своем выступлении о. Алексий отметил, что «пророческий дар» Лютера и первых реформаторов сейчас становится «все более очевидным, он нужен Церкви для ее постоянного обновления под водительством Духа Святого». Упомянув о схизме в западном христианстве, порожденной Реформацией, священник в то же время подчеркнул, что «именно в протестантской среде возникло движение в сторону восстановления христианского единства, получившее название экуменического: Эдинбургская конференция 1910 года, создание комиссий «Жизнь и деятельность» и «Вера и устройство», приведшее к возникновению Всемирного совета церквей, членом которого является и Русская Православная Церковь, – все это заслуга, прежде всего, церквей, рожденных Реформацией». «Плоды движения Реформации: сознание всеобщего священства верующих, распространение Св. Писания на национальных языках, веротерпимость и принцип свободы совести – были восприняты Римско-Католической Церковью, Православной Церковью и всем цивилизованным миром», – сказал сотрудник ОВЦС.

Прозвучали также приветствия от имени лидеров крупнейших протестантских объединений: РОСХВЕ, Российского союза ЕХБ, церкви адвентистов седьмого дня.

Первый доклад, с которым выступила проректор Библейского-богословского института св. апостола Андрея Ирина Языкова, был посвящен Реформации как культурному феномену. Она говорила об особенностях «протестантской этики», в основе которой лежит идея возрождения новозаветных принципов в сфере труда; о «реабилитации» мира в протестантском мировоззрении; об изменении отношения к Церкви, которая после Реформации стала осознаваться как «община верных»; о доктрине «всеобщего священства»; о новом прочтении апостола Павла в протестантском богословии. В докладе было также уделено внимание распространению грамотности и просвещения благодаря переводческим усилиям Лютера и других проповедников Реформации.

Историк-москвовед Павел Гнилорыбов напомнил, что в этом году отмечается 440-летие появления лютеран в России. Он выступил с сообщением о влиянии лютеранской общины на культуру и повседневную жизнь Москвы во второй половине XVII — нач. XVIII вв. «Московская городская культура значительно обогатилась за счет лютеранского вливания», которое, по словам П. Вяземского, «кормит, учит, лечит, колонизирует, дает работу» и многое другое. Докладчик рассказал также о лютеранских учебных заведениях, внесших «посильную лепту в развитие российского образования». Он напомнил, что именно лютерансктй пастор Иоганн Готфрид Грегори создал первый в России театр: первое представление, «Артаксерксово действо», было дано в 1672 году. Молодой историк также отметил, что лютеране в целом не испытывали проблем с российскими властями — в них не видели опасности государству. Единственный случай сожжения в 1689 году в Москве «за ересь» Квирина Кульмана, последователя немецкого мистика Якоба Бёме, и его единомышленника Конрада Нордермана исследователь считает следствием конфликта внтури лютеранской общины.

Магистр богословия Ольга Запрометова назвала свой доклад «Поиск неизменных ценностей: Лютер о молитве как пути богопознания». Она уделила особое внимание трактовке Лютером его излюбленного 118 псалма.

«Библия как личная история» – так искусствовед и художник Лилия Ратнер определяет суть жизни и творчества Рембрандта, духовным импульсом для которого стала Нидерландская революция. Докладчица показала, как, несмотря на череду личных утрат и испытаний, художник не впадает в отчаяние, но все более наполняет свои картины светом веры. Она раскрыла уникальность Рембрандта не только как художника, но в первую очередь – как христианина.

Тема влияния Реформации на творчество известных деятелей искусства была продолжена в докладах искусствоведа Натальи Боровской «Лукас Каранах старший – художник Реформации» и филолога Ольги Смолицкой «Фанатик и человек в «Хронике царствования Карла IX Проспера Мериме». Также прозвучали доклады доктора богословия Антона Тихомирова «Теология искусства и ее применение к вопросам устройства протестантских церквей у Пауля Тиллиха», библеиста Андрея Десницкого «Реформация как колыбель библеистики», магистра богословия из США Брэдна Бюркле «Разрушение как миссионерская стратегия».

Конференция завершилась концертом органной музыки «Вселенная Бах».

Юлия Зайцева

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924