Потаенная Россия

Юрий ВоробьевскийНаш земляк, православный писатель Юрий Воробьевский — один из наиболее авторитетных на сегодняшний день исследователей «мировой закулисы». Недавно автор книг «Потаенная Россия», «Бедлам», «Пятый ангел вострубил», «Шаг змеи», «Стук в Золотые врата», «Черный снег на белом поле» и других побывал в Липецке и встретился со своими читателями. Он рассказал о своих многочисленных поездках на Афон, других паломнических путешествиях, давших толчок для создания новых книг и документальных фильмов.

В рамках недавно завершившейся в Липецке православной выставки-ярмарки также состоялась презентация новой книги писателя «Царь-Змееборец».

«Драконы, населяющие предания и мифы всех народов мира, инфернальные рептилии, о которых говорит Ветхий Завет, стали в наши дни не просто любимейшими персонажами масс-культуры, — пишет в книге Юрий Воробьевский. — Вполне осязаемых, биологических тварей ищут научные экспедиции. И говорят, что порой их встречают даже на Афоне. Встать на их пути может только испытанный змееборец — самодержавное Русское царство». Вот какими мыслями поделился писатель.

Невидимый град

Казалось бы, ну какой потаенной может быть Россия в наше время?! Вот я сейчас с вами беседую, а у меня в кармане сотовый телефон. Спутники злобы поднебесной, летающие вокруг нашего земного шарика, все могут передать в Интернет. Через компьютеры, через документы, на которых мы сами подписываемся на обработку своих персональных данных. Но в старинных преданиях много говорится о потаенности. Самое знаменитое из них — о граде Китеже, где я побывал летом. Многие до сих пор думают, что это нечто умозрительное, но место вполне привязанное к географии, к топонимике. С Малым Китежем и Городцом связано явление Феодоровской иконы Божией Матери. Мы совершили переезд к небольшому круглому живописному озеру Светлояр. Позднее предание говорит о том, что этот чудесный град с благочестивым населением в канун Батыева нашествия ушел под воду. И в это время был слышен колокольный звон. И вроде бы лодка зацепилась за что-то. Оказалось, что это крест, поднявшийся со дна. А люди смотрят на это озеро с восторгом. В раннем же предании несколько иная трактовка истории. Когда Батый подходил к тем местам, нашелся предатель, который провел его через лес. Как только несметная рать вышла на берега озера, град, стоявший на трех холмах, которые видны и сейчас, стал невидимым. Поэтому опытные паломники идут на эти холмы, где уже в наше время построена церковь. А на других двух холмах мы видим остатки землянок. В XX веке много подвижников подвизались там, и, быть может, пытались докопаться до того сокровенного града, который то ли ушел под воду, то ли просто стал невидим. Лично у меня было ощущение этого незримого присутствия. Потом мои друзья и другие паломники, совершенно не склонные к экзальтации, увидели на фотографиях, сделанных в этом месте, среди землянок и холмов елку, а из-под нее пламя, поднимающееся к небу. Хотя, конечно, никакого огня не было. Кто-то из писателей, посетивших Китеж в начале XX века, писал, что встретил старушку, молящуюся перед березой. Иконы на дереве не было. Ее спросили, кому она молится, уж не дереву ли? Она ответила: «Ты не видишь, здесь вход в Царствие Божие…».

Пространственные карманы

Многовековой интерес к истории о Китеж-граде связан, конечно же, с желанием русского сердца разгадать загадку, почему город не дался врагу. В XVIII веке одной благочестивой семье пришла весточка от невесть куда пропавшего сына. Он писал о том, что находится в Китеж-граде, который вроде бы и рядом, и невидим. Это и есть камертон для звучания избранной мной темы потаенности, — говорит Юрий Воробьевский. — При всем компьютерном натиске и при том, что все мы вроде бы просвечены насквозь, возникает ощущение того, что ты в этом месте не раз бывал. Или вдруг появляются какие-то новые подробности, или, наоборот, ты не видишь того, что видел раньше. На Афоне ты попадаешь в какой-то пространственный карман. Мне приходилось беседовать с афонскими насельниками, ездить по знакомым дорогам. И вдруг где-то на горе появилась черепичная оранжевая крыша. Сколько раз бывал тут, но ни разу ее не видел. Едем в обратную сторону — крыши нет. В столице Святой горы — Кареи (Карье) один монах выводит меня на открытое живописное место и, показывая на кусты и заросли, говорит: «Видите вон те постройки, а иногда там проходит монах. Мы думаем, ведь это наши соседи. Нет ни пропасти, ни ограды, но ни слева, ни справа — нет тропинки. Непонятно, как туда пройти». Вот такие удивительные пространственные карманы. И тогда я подумал: а какой покров у этих людей и этих мест, почему мы их не видим? Это знаменитое сообщество афонских старцев, о которых я пишу, также сокрыто от человеческой глупости и любопытства. Иногда говорят: вот сейчас познакомимся с удивительным старцем. И сразу начинаешь лихорадочно думать, о чем же его спросить. И спрашиваешь одно и то же: «Отец, скоро будет война?». А некоторые интересуются концом света. Неужели, если Господь послал тебе старца или духовно опытного человека, у тебя нет повода и ума спросить о своем сердце, о своем личном конце света?

Обет папы Краля

На Афоне часто бывает сокрыто такое явление, как юродство. Хочу рассказать о старце, которого я знал многие годы, ныне приснопамятном отце Стефане, папе Крале (Короле), как его звали. Это был человек, который умирал, но которого Матерь Божия вернула с того света. После этого события его, как видевшего другой мир, даже Афон стал тяготить. Ему хотелось уйти туда, где он ненадолго уже оказался. И если уж в тягость Афон, то уж, конечно, и паломники, идущие со своими вопросами. Вернувшись из небытия, старец папа Краль стал юродствовать. В фильме, который я снял об Афоне, есть один эпизод, где папа Краль тонким голосом запевает: «Ты, товарищ мой, не попомни зла!» И многих смущало, что он может засвистеть птичкой или спеть песенку. Некоторые же маску мрачной сосредоточенности, напяленной на лицо, считают признаком особенного благочестия. Те, кто не чувствовал Афона, молча проходили мимо старика в рваном подряснике, считая его умалишенным. Ну а папе Крале только того и надо было. По афонскому обычаю могилу себе он уже вырыл, крест поставил. Мы с ним сфотографировались на краю этой могилы. И однажды он лег в нее и собрался умирать. Подошли отцы и говорят: «Ну хорошо, отец такой-то забирает твою келью, храм, а отец такой-то — огород!». Надо сказать, до самой старости папа Краль был человеком не только духовно, но и физически могучим. На каменистую почву на цепях он заволакивал мешки с землей, цемент для стройки кельи, бревна. Как это у него получалось, непонятно. Кто-то из братьев пытался помочь, но он отказался, говоря, что ему совершенно не тяжело. Натаскав земли, он создал красивый цветник не в пример соседям, выращивающим овощи. Он охотно фотографировался на фоне красной герани, выходя в полном облачении архимандрита, с наградным крестом. А рядом на груди пластинка с таблетками аспирина. Так юродивый шутил над теми, кто думал, что с помощью лекарств можно вылечиться. Он говорил: «Тело надо лечить посохом, а сердце — крестом!» В момент фотографирования на старца садилось множество мелких цветных птичек. Отец Стефан подкармливал их сухой лапшой, которой питался сам. Но это отступление от темы. Вы же помните, что старец лежит в могиле и собрался умирать. Отец, которому пообещали цветник, вдруг говорит: «Да, папа Краль, я вырываю твои цветы и сажаю на их месте помидоры!» После таких слов возмущенный старец восстал из могилы.

Вымоленный омофор

Юродство было для старца покровом. Но по большому счету покров — омофор Пресвятой Богородицы — это то, что делает невидимым людей, какое-то место, сохраняя от зла. Однажды, будучи на Афоне, я увидел, что может произойти, если покров Матери Божией отымается от земли. Это было как раз на праздник в 2000 году. Мы отправлялись в переход по горным местам Афона, уплывали из Русского Пантелеймонова монастыря. И вдруг на пристани увидели странных людей в длинном облачении, в красных шапочках. Это были католические кардиналы, прибывшие в составе делегации. Не было благословения впускать их в храм, но потом они вошли даже в алтарь. И тут такое началось! Сказать, что я видел трехсуточную нескончаемую грозу, как с неба стеной падает вода, как это было во времена потопа — это ничего не сказать. Смыло строения, укрепления, были и человеческие жертвы. Дороги были иссечены каньонами, многометровыми оврагами. В тот момент, когда все это происходило, мы вспомнили писание Нила мироточивого о том, как Господь отымает покров от Афона. И все это сбылось. Старцы Афона берутся за края этого покрова, тянут на себя, пытаются вернуть его обратно, молитвенно обращаются к Матери Божией, чтобы она их помиловала. И омофор возвращается на Афон. Хронологически это явление связано с посещением Святой горы католиками. А мы, грешные и убогие, живем под этим покровом, потому что любовь Владычицы к нам безраздельна.

«Липецкая газета». Нина Вострикова

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 4,50 out of 5)
Загрузка...

Один комментарий на “Потаенная Россия”

  • Нила:

    По поводу вторжения в храм католических «священников»… Ответьте, пожалуйста, вот что же делать в такой ситуации, если подобное произойдет? Представьте маленький женский монастырь, — а храм — культурный объект Российского значения. Сестры — в большинстве престарелые — всего 12, да 1 батюшка. Все сестры, за исключением 2-х молодых, хотят остаться в Православии, не изменить ему ни при каких условиях! Батюшка тоже. Воспринимают все обновленческие явления в отечественной Церкви как преддверие прихода антихриста. И вот вдруг (а такое очень может быть, и такую ситуацию уже обсуждали внутри монастыря), предположим, Владыка привезет такую «экскурсию» католических кардиналов. Ну, если службы в это время не будет — просто не дать ключи. А если во время службы войдут, да еще если их Владыка введет в Алтарь? Пока мы, бабушки, поем да читаем? Ведь получится совместное служение — и мы предадим Бога? Да ведь после них и Алтарь придется освящать? Но главное, мы же не хотим сослужить с ними! Что мы можем сделать?.. Пока мы усиленно молимся, чтобы нас миновала такая ситуация! Что? Что можно сделать???

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924

Свежие записи