Лечение от увлечения компьютерными играми1 min read

КомпьютерО том, почему и насколько важна проблема детских зависимостей, какова их духовная природа и как с этой проблемой справиться, рассказывает священник Павел Гумеров.

Острота вопроса

Как и любому приходскому священнику, мне постоянно приходится видеть родительские слезы по поводу того, что ребенок теряет себя, теряет друзей, ничего не хочет: ни учиться, ни работать. Не хотелось бы никого пугать, но, пользуясь случаем, призываю родителей со всей серьезностью и ответственностью отнестись к этой проблеме, она имеет тенденцию только к обострению и ухудшению.

Обыкновенно за советами по поводу зависимости ребенка, неважно, какой именно, люди обращаются поздно — детьми надо заниматься, пока они маленькие. Следует хорошо понимать, что ребенку очень легко попасть в зависимость от любой страсти — у него еще слабо развита воля, нет жизненного опыта.

Кроме того, дети гораздо более азартны, чем взрослые, у них очень плохой инстинкт самосохранения и в разы меньше, чем у взрослого, иммунитет к подобным искушениям. К тому же, если мы имеем в виду самую распространенную зависимость — игровую, то игра особенно присуща детскому возрасту, потому именно этой зависимостью массово заражаются наши дети.

К сожалению, пока официально игровая зависимость заболеванием не признается, хотя врачи и специалисты во всем мире бьют тревогу. Например, исследования ведущего в Великобритании университета Nottingham Trent University показали, что 12 % от контрольной группы из 7000 человек имеют признаки зависимости от онлайновых компьютерных игр.

Специалисты считают, что игровая зависимость возникает именно из‑за онлайн-игр и, соответственно, является разновидностью интернет-зависимости. Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. В некоторых странах, например, Китае, Северной и Южной Корее, уже на государственном уровне занялись этой проблемой.

Там создаются медицинские учреждения и программы по лечению и профилактике игровой зависимости. В Англии на базе реабилитационного центра Broadway Lodge открыто отделение, специализирующееся на работе с игроманами. Министерство культуры и спорта Южной Кореи разработало специальную программу, призванную бороться с игровой зависимостью, от которой страдает более двух миллионов пользователей в стране.

В Китае, где, согласно аналитическим данным, порядка 13 % пользователей Сети зависимы от онлайн-игр или Интернета, еще с 2007 года работает летний реабилитационный лагерь. Министерство информации и связи Вьетнама планирует ввести жесткие ограничения — провайдеров и владельцев игровых кафе обяжут заблокировать возможность играть в онлайн-игры с 10 вечера до 8 утра.

А в нашем обществе пока, к сожалению, отношение к этому весьма и весьма легкомысленное. Родители обычно бьют тревогу, если, например, подросток начинает пить, курить травку, но никакой беды не видят в том, что тот просиживает сутками за компьютером: мол, вырастет, выучится и станет совершенно нормальным человеком. В результате внимание на проблему обращают только тогда, когда ребенок становится уже совершенно невменяемым. Как правило, это происходит в подростковом возрасте, когда с ним тяжелее всего общаться, — это возраст протеста, самоутверждения. Если от маленького ребенка можно шнур от компьютера спрятать и держать всё под контролем, то с подростком это обычно не проходит: он легко может махнуть рукой на все родительские запреты.

Мы живем сейчас в рыночном обществе, которое совершенно не заботится ни о чем, кроме получения прибыли. Выпускаемые компьютерные игры действуют именно по принципу «подсаживания» на зависимость: например, они связаны с каким‑нибудь модным фэнтези, предлагают много уровней, чтобы человек бесконечно играл, получая всё новые и новые ощущения от игры, изменяя условия и ассоциируя себя с героями этой игры. Разработчики предлагают в комплекте с игрой пакет программ собственных сценарных уровней игры, создания собственных персонажей и т. д.

Одним словом, проблема очень большая, и надо осознать всю ее серьезность.

Болезнь и ее природа

Буквально сегодня спросил у знакомого священника, в прошлом практикующего врача: «Что говорят на эту тему врачи и официальная медицина?» Он ответил, что медицина в борьбе с алкогольной и наркотической зависимостью, в лучшем случае, позволяет добиться лишь устойчивой ремиссии: врачи помогают человеку поправить телесную сторону, очищая его организм от присутствия психотропных препаратов, но вылечить сам недуг они не способны. Почему?

Потому что на самом деле речь идет о духовной болезни, и если человек не борется с этой страстью, не лечит свою душу духовными средствами, то очень скоро эта страсть нападает на него с новыми силами. Так обстоит дело и с любой другой страстью. Только в случае алкоголизма и наркомании присутствует психофизическая зависимость химической природы, когда человек без определенных препаратов уже плохо чувствует себя не только душевно, но и физически, а новые зависимости являются чисто психологическими — человек зависит от душевных ощущений, эмоций.

Обсуждаемая нами зависимость имеет природу скорее духовную, чем физическую, и в этом ее главная опасность! Здесь человек не испытывает, как, например, в варианте с алкоголем и наркотиками, неприятных физических ощущений, которые могут заставить его бороться с болезнью. Ведь в обсуждаемом случае, кроме близорукости и бессонных ночей, в целом все приятно.

Если ребенок «подсел» на игру или Интернет, и особенно в переходном возрасте, вытащить его будет очень тяжело. Известен случай, когда в 2005 году китайская девочка из‑за многосуточной непрерывной игры просто умерла от истощения и обезвоживания. И в России — молодая пара, много часов проиграв в компьютерную игру, нашла умершим от переохлаждения своего маленького ребенка, которого оставила на балконе. Видите, насколько человек забывает о своей ответственности! Наркотик, коим может стать и компьютер, лишает человека разума, ответственности и чувства долга.

Причины и факторы

Для многих детей вход в интернет-среду является одним из способов приспособления к этому жестокому миру, а нередко и бегством, уходом от реальности, когда в реальной жизни им не удается адаптироваться, когда у них плохо с общением, когда нет друзей и вообще плохо на душе. Если говорить в общем, любая зависимость для человека — это уход в несуществующий мир, где ему комфортно и где не существует проблем.

Дети, страдающие компьютерной зависимостью, наверняка испытывают чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны близких людей, в первую очередь родителей. А нередко родители сами усаживают малыша за компьютер еще с дошкольного возраста — так они компенсируют недостаток общения со своим ребенком: чтобы ребенок не мешал, не приставал с расспросами, его гораздо легче посадить у компьютера, телевизора, включить какую‑то занимательную игру.

Многие даже не чувствуют риска, которому подвергают свое дитя. Специалисты предупреждают, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: в среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости. Один прихожанин жаловался мне, что его сын ничего, кроме компьютера, не хочет. В разговоре выяснилось, что он тоже не может жить без компьютера. Очень важно самому не увлекаться этим! Дети в основном все перенимают от нас.

Как создать иммунитет

Первая и главная причина детских зависимостей — это проблемы в общении с родителями. Всегда им советую: «Не надо на этом экономить время, надо общаться с ребенком, никакой компьютер вас не заменит. Выйдите с ним на улицу, съездите в выходной день куда‑нибудь, пообщайтесь, поиграйте в футбол, почитайте интересную книгу, даже посмотрите фильм, обсудите все это — словом, будьте своему ребенку старшим другом!»

Чтобы ребенок не оказался в зависимости, этим вопросом нужно задаваться, пока ребенок маленький. Например, мои дети вообще ни в какие игры не играют, даже в телефонные. Мы стараемся покупать такие телефоны, где вообще игр нет или они очень примитивные, хотя с компьютером они все‑таки общаются, поскольку в школе у них есть уроки информатики. Я убежден, что чем позже познакомится человек с телевизором и компьютером, тем сильнее у него будет иммунитет против всякого рода зависимостей.

Очень правильно поступают администрации некоторых школ и гимназий, а я знаю, что такие есть, где при входе у школьников отбирают телефоны, — это делается для того, чтобы они не играли в них на уроках. Кроме того, считаю, если нет возможности полностью оградить ребенка от компьютера и компьютерных игр, нужно его вовремя и правильно познакомить с компьютером как с техническим инструментом.

Необходимо изначально выстроить с ребенком правильные приоритеты в этом вопросе: можно научить на компьютере работать, показать, как он удобен, какие интересные вещи можно с его помощью делать: проектировать, чертить, рисовать, печатать, редактировать, пользоваться специальными программами, например фотошопом.

Задача родителей — не жалеть времени и сил, чтобы все это пустить в нормальное русло, тогда игры станут менее опасны для ребенка.

Что делать, если ребенок зависим?

В первую очередь нужно начать усиленно молиться за ребенка, вымаливать его так, как если бы он страдал алкогольной или наркотической зависимостью. Взять на себя определенное молитвенное правило и читать его ежедневно. Очень хорошо, когда молятся сразу несколько человек, можно читать вместе молитву по соглашению.

Во-вторых, важна врачебная помощь. Надо найти хорошего психолога, психотерапевта или даже психиатра. Родителям необходимо проанализировать, где был потерян контакт с ребенком, почему он отдалился от них, почему ищет поддержки у виртуальных друзей извне. И понять, поддержать ребенка — он ждет поддержки в первую очередь от нас, родителей, самых близких ему людей!

Третье, что нужно сделать, — это взять компьютер под строгий контроль. Пока мы еще имеем родительскую власть, а эта власть принадлежит нам по праву, по крайней мере, пока нашим детям не исполнится 18 лет, то есть, пока мы кормим, одеваем ребенка, платим за его проживание в квартире и обучение, мы должны требовать, чтобы он подчинялся правилам, которые приняты в нашей семье. И общение с компьютером (который ему тоже купили родители) должно иметь жесткие рамки. То есть, мы должны установить, в какое время ребенок общается с компьютером, в каком количестве и что он на нем делает.

Когда ребенок заболел, без ограничений не обойтись, и здесь потребуются родительские терпение, любовь, требовательность, последовательность и настойчивость в действиях. Только нельзя что‑то запрещать, не предлагая ничего взамен, — это закон любого воспитания, иначе отчуждение будет только расти.

Досуг ребенка должен быть заполнен всевозможными полезными занятиями: музыкой, рисованием, спортом, кружками и прочим. Сейчас таких возможностей много, в том числе и для семей с малым достатком. В каждом районе есть бесплатные государственные студии, дома детского творчества.

Главное — выводить ребенка в реальное жизненное пространство, где есть общение с природой, друзьями. Это может происходить, например, в походах или в выходные дни, которые родители проводят с детьми: работают ли с ними на даче или же просто на велосипедах катаются, рыбачат, купаются или в музей, цирк, театр идут. Так родители становятся, с одной стороны, ближе к своим детям, а с другой — отвлекают их от этой пагубной страсти.

Ребенок должен чувствовать родительскую заботу, любовь, желание ему помочь. Если речь идет о подростке, с ним необходимо разговаривать аргументированно, обладая нужной информацией. Нельзя просто сказать: «Ты знаешь, это плохо, это грех, это бесовщина», нужно говорить с ним как взрослый со взрослым, а не по принципу «Я начальник — ты дурак, должен меня слушаться». Дети особенно слушаются родителя, когда видят в нем человека знающего, любящего, авторитетного, который может обосновывать свои соображения.

И конечно, очень важно донести до ребенка, что тот должен жить по правилам, принятым в семье, что компьютер, телевизор только в такое‑то время и в таком‑то количестве.

Чем дальше мы говорим об этой проблеме, тем яснее становится, что детские зависимости — это скорее проблема родителей, а не самих детей. Потому что задача родителя — следить за духовным и физическим здоровьем детей. В ситуации, например, когда маленький ребенок выпадает из окна, под суд отдают родителей. Конечно, там учитываются и допущенная халатность, и случайности, но все равно будет разбирательство, и мало родителям не покажется.

До совершеннолетия ребенка ответственность за него несут родители даже по закону Уголовного кодекса, не говоря о духовной ответственности. Задача и ответственность, которая лежит на родителях, — до определенного возраста подготовить ребенка к взрослой жизни, следить за кругом его общения, за тем, какие он фильмы смотрит, какие книги читает, что‑то запрещать. Ведь есть вещи неизбежные, которые не нужно драматизировать, и вещи недопустимые совершенно. Словом, надо создавать сыну или дочке нормальную среду обитания!

Необходимо сказать, что жизнь в простые схемы и рамки не укладывается, мы знаем, как даже в семье святых дети оступались. Почему? Потому что не только родители влияют на ребенка, какими бы они ни были благочестивыми и верующими, но и окружающий мир очень сильно влияет на него, — есть вещи, от нас не зависящие. По­этому мы должны постоянно молиться за ребенка — у ребенка воцерковленного, который знает, что такое хорошо и что такое плохо, естественно, будет гораздо меньше шансов столкнуться с этой проблемой. Надо делать все, что от нас зависит, и будет — что будет!

Еще один очень важный момент — учите детей работать. Это прекрасный способ загрузить ребенка и очень хорошая подготовка к жизни, но это надо сделать так, чтобы он находил радость в труде, а не воспринимал его как какую‑то каторгу. Я знаю примеры, когда даже весьма состоятельные люди устраивали детей-подростков на несложную работу, чтобы они могли сами заработать себе на игрушки и развлечения. Так и времени на компьютерные игры меньше останется, и ребенок начинает ценить вещи и заработанные деньги.

Пожелания

Все, о чем мы говорили, конечно, работает, однако легко говорить, но не так легко выполнить. По словам Амвросия Оптинского, «учить — это камни с колокольни бросать, а исполнять — камни на колокольню таскать». Естественно, чтобы все это сделать, нужно очень серьезно потрудиться. Думаю, что в этом труде родители все‑таки смогут для себя увидеть очень много важного и интересного, и наградой им будет хороший контакт с детьми и радость от общения с ними. Когда ты общаешься с ребенком, у тебя появляются новые темы, на которые ты можешь говорить, при этом ты сам обогащаешься: чтобы ребенку что‑то рассказать, нужно находить какую‑то информацию, ведь дети задают вопросы подчас очень серьезные.

Желаю всем нашим читателям жить вместе с детьми реальной, полной и радостной жизнью, в которой не было бы места суррогатам.

 
Священник Павел Гумеров

Журнал для родителей «Виноград» (№5 (55) сентябрь-октябрь)

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

6 комментариев на “Лечение от увлечения компьютерными играми1 min read

  • иеромонах Арсений (Железнов):

    Как говорится: «Поздно пить Боржом, если почки отвалились»… Вся беда в том, что мы относимся к нашей, де-факто существующей жизни, как к некоей норме. Де, живем мы в мегаполисе (городе, ПГТ и пр.), в многоквартирном доме, отдаем детей в ближайший дет. сад и учим в ближайшей школе и т.д. Да, надо еще заметить: брак наш был создан «по любви», но без всякого трезвого и практического подхода — будет ли наш брак «Малой Церковью», создан ли он ради спасения души молодоженов и их детей, или просто в надежде на будущее семейное «счастье» и благополучие. В итоге брак, созданный на основе примитивных эвдемонистических представлений, не становится не только «Малой Церковью», он просто не выдерживает проверки временем на верность друг другу. Ребятишки, родившиеся в этой катастрофе, никакого христианского воспитания получить по-просту не могут. А еще не могут потому, что большую часть своего детства провели даже не с родителями, а с неизвестными дядями и тетями агностического или атеистического мировоззрения, а лучше сказать, — вовсе без всякого мировоззрения; одержимые пороками и греховными страстями и даже не знающие, что они, будучи воспитателями детей и педагогами, — погибают. А также на этажах школ и многоквартирок дети ВЫНУЖДЕНЫ общаться с детьми этих самых атеистов, агностиков, сатанистов и прочих аморальных и безнравственных взрослых!Не примите за осуждение всех и вся, это — простая констатация факта: «русский без православия — дрянь, а не человек» (Ф.М.Достоевский). Уже не буду говорить про интернет, он в подобной ситуации для ребенка — «отдушина», возможность почувствовать себя «значимым», «умным», «нужным», «сильным» и пр. Если бы родителями, прежде воцерковленными и поставившими своей жизненной целью спасение души, создавался брак-Церковь; если бы, готовясь к рождению детей, они создавали и для себя и для потомства возможность жить, учиться и работать по возможности на большем удалении от греха — каких бы усилий это ни требовало!; — если бы не поручали воспитание и обучение своих детей неизвестно кому — я опять не буду говорить про интернет, — результаты, или лучше сказать, дети наши были бы совсем другими. Как говорится: «по плодам их познаете их» (Матф. 7, 16). Вы скажете: «Это очень трудно, почти не возможно!» Но это и есть — христианство.

    • Михаил Ершов:

      Это для Вас авторитет — Ф. Достоевский? Вы его тоже великим христианским писателем и пророком считаете? http://ruskline.ru/special_opinion/2016/noyabr/velikij_hristianskij_pisatel_i_prorok/#comments
      За одну эту повторенную Вами фразу у меня нет теперь к Вам никакого уважения. А начинается всё с малого: например, чтения Евангелия с амвона лицом к народу, который многие «православные» называют «дрянью» и «быдлом» …((

    • Михаил Ершов:

      Вот свежая статья о Вашем авторитете: http://ruskline.ru/analitika/2016/11/19/protestantizm_vostochnogo_obryada_ili_byl_o_velikom_inkvizitore/
      Тяжело читать её, но полезно кое-кому для отрезвления. В свете последних публикаций очевидно, кого нам хотят навязать как святого и «великого русского пророка».
      Только что в нем православного, в этом пророке и «великом христианском писателе»? Стоит ли православному священнику цитировать неправославно мыслящих писателей? Ответ, думаю, должен быть однозначным. Нет.

      • Михаил Ершов:

        Нужно читать мой вопрос так: Только что в нем православного, в этом «пророке» и «великом христианском писателе»? Лично я не считаю Фёдора Достоевского ни пророком, ни великим христианским писателем. Его можно назвать выдающимся русским писателем. Но святого и великого из него лепить не нужно.
        На этот вопрос можно ответить, наверное, так: Только то, что он всё же на закате жизни ходил в православные храмы, посетил однажды Оптину пустынь, каялся, а перед смертью исповедался и причастился Христовых Таин (дай Бог и нам так окончить свой жизненный путь). Упокой, Господи, раба Твоего Фёдора, прости ему вся его согрешения вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное, егда приидеши судить живых и мертвых.
        Простите меня грешнаго за дерзость.
        Вот еще о Ф. Достоевском, о его речи на пушкинском празднике:
        Константин Леонтьев. О всемирной любви. http://knleontiev.narod.ru/texts/lubov.htm Это свидетельство современника, а не нынешних литераторов в пиджаках, платьях и рясах.

  • Михаил Ершов:

    Из письма К.Н.Леонтьева к В.В.Розанову, 8 мая 1891 г., Оптина Пустынь:

    Хотя в статье Вашей о «Великом Инквизиторе» многое множество прекрасного и верного, и сама по себе «Легенда» есть прекрасная фантазия, но все-таки и оттенки самого Достоевского в его взглядах на католицизм и вообще на христианство ошибочны, ложны и туманны; да и Вам дай Бог от его нездорового и подавляющего влияния поскорей освободиться!

    Слишком сложно, туманно и к жизни неприложимо.
    В Оптиной «Братьев Карамазовых» правильным пра­вославным сочинением не признают, и старец Зосима ни­чуть ни учением, ни характером на отца Амвросия не похож. Достоевский описал только его наружность, но говорить его заставил совершенно не то, что он говорит, и не в том стиле, в каком Амвросий выражается. У от. Амвросия прежде всего строго церковная мистика и уже потом — прикладная мораль. У от. Зосимы (устами кото­рого говорит сам Федор Михайлович!) прежде всего мо­раль, «любовь», «любовь» и т. д., ну, и мистика очень слаба.

    Не верьте ему, когда он хвалится, что знает монашество; он знает хорошо только свою проповедь любви — и больше ничего.

    Он в Оптиной пробыл дня два-три всего!..

    «Любовь» же (или, проще и яснее, доброту, милосер­дие, справедливость) надо проповедовать, ибо ее мало у людей и она легко гаснет у них, но не должно пророчить ее воцарение на земле. Это психологически, реально невоз­можно и теологически непозволительно, ибо давно осужде­но Церковью как своего рода ересь (хилиазм, т. е. 1000-лет­нее царство Христа на земле перед концом света). Смотри «Богословие» Макария , т. V, стр. 225, изд. 1853 г.

    В автобиографическом очерке «Мое обращение и жизнь на св. Афонской горе» Леонтьев замечает:

    Романист может иногда, не веруя сам, превосходно изобразить верования другого лица… Эмиль Золя в «Проступке аббата Муре» до того правильно и глубоко анализировал духовную борьбу молодого священника, что если устранить из этого изображения некоторые особые душевные оттенки, свойственные исключительно католичеству, то в истории этой борьбы и православный монах может при сходных условиях узнать самого себя. Творчество Золя в этом случае гораздо ближе подходит к духу истинного личного монашества, чем поверхностное и сентиментальное сочинительство Достоевского в «Братьях Карамазовых».

  • Михаил Ершов:

    Сегодня — 125 лет со дня кончины Константина Леонтьева (†1891).
    О страхе Божием.Священник Кирилл Зайцев
    http://blagogon.ru/digest/261/
    Рабу Божиему Константину (монаху Клименту в тайном постриге) — вечная память!

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924