Об инициативе «возрождения» общенародного пения в храмах1 min read

КозлогласованиеКозлогласование — это нестройное пение, разноголосица (см. Краткий церковнославянский словарь Т.С. Олейникова..

Думаем, многим из нас на богослужениях приходилось слышать это самое «козлогласование», оказываться стоящими рядом с людьми нестройно, хотя, конечно, от души, поющими «Верую», «Отче наш», слова акафиста или даже просто, от сердца, подпевающих клиросу. Подпевающих весьма заметно и слышно в общей массе. Но они поют, в полной уверенности в стройности, приятности или даже неотразимости своего голоса. Реагируют на такое пение все по-разному. Кто-то терпит и молчит, понимая, что человек на самом деле же не хочет мешать, но поет от того, что поет его душа (звучание голоса которой бывает весьма громкое…). Кто-то внушительно смотрит на поющего, пока тот не замолчит. Кто-то же прямо говорит, что если желаете петь, берите благословение священника и идите на клирос, а по-другому у нас на приходе не благословляется.

В некоторых храмах, в частности, у о. Георгия Кочеткова, сектанта и обновленца, общенародное пение приветствуется и поощряется. Настоятели других, особенно новых и молодых приходов, тоже пробуют вводить это новшество, выставляя дьякона или чтеца на солею и вручая ему в руку картонку-плакат со словами, которые должен петь народ. Заметим, что это нововведение, слава Богу, мало где прижилось. Пока.

«Возрождение народного пения — это один из путей воцерковления нашего народа. Потому что человек, участвующий в пении, слышащий эти мощные звуки справа, слева, спереди, сзади, он как бы погружается в особую стихию общей молитвы (в раздражение оттого, что стоящий слева фальшивит, а стоящий сзади просто орёт и поет быстрее клироса — прим.ред.), он чувствует, что такое приход, что такое община, он чувствует свое участие в божественном служении (которое закончилось из-за того, что поющая на разные голоса толпа людей просто не дает молиться — прим. ред.). Поэтому я очень призвал бы лиц, ответственных за церковное пение, возрождать (как у протестантов и кочетковцев?! — прим. ред.) народное пение», — провозгласил патриарх Кирилл в Москве на I Международном съезде регентов и певчих РПЦ.

Патриарх рассказал, как возрождал народное пение в советские годы в храме Ленинградской духовной академии: «…Для того, чтобы возродить пение в объеме всей литургии, мы ставили в народ наших мальчиков и девочек певчих, и они вместе с народом пели. И практически большая часть литургии пелась народом…».

Но пение в храме — это важная составляющая богослужения. Зачастую именно оно настаивает на молитву, придает службе благообразность, рождает в прихожанах благоговение и стремление сохранять тишину. Кроме того, если пение в храмах сделать общенародным, то тогда придется отказаться от любых сложных для простого человека произведений и напевов; по сути, надо будет отказаться от всего, кроме обихода! Тогда службы наши во многом утратят свое благолепие и притягательность. Прибавьте сюда нестройность голосов, неизбежную фальшивость звука… Разве от этого родится единение прихода? Или же, напротив, люди задумаются о переходе в другой храм? Не забудьте и о слабом знании церковно-славянского языка*, о чем так часто говорят сторонники русификации богослужения, и мы получим не благообразное пение, возносящее душу к небесному, а отвлекающее и раздражающее нытье «единодушных» прихожан.


* Поскольку при всенародном запевании могут возникнуть проблемы с церковно-славянским языком, следующей частью программы может стать избавление трудящихся от сложного языка. Почему бы и нет?!

Источник: ИПВ Русь-Фронт

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (4 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

42 комментария на “Об инициативе «возрождения» общенародного пения в храмах1 min read

  • Надежда:

    Есть хорошая книга В. Мартынова «История богослужебного пения». В ней, в частности, объясняется различие между богослужебным пением и музыкой. Если попытаться переложить коротко, первое – это отражение (и производное) внутренней аскетической жизни поющего. Это явление духовного порядка, в идеале певчий делается инструментом Бога.
    Второе (музыка) – некий искусственный продукт, созданный телесными приёмами под контролем сознания. Т.е. явление телесно-душевного свойства.

    Много ли аскетов у нас на клиросах? Отсюда концерты вместо молитвы.
    В то же время, постоянные прихожане, работающие над очищением сердца, участвующие в Таинствах, уже не издают фальшивые звуки. Пение их просто и смиренно.

    Должно быть и то и другое, на мой взгляд. Но клиросное послушание требует особого смирения и благоговения. Гордецов оно ещё больше надмевает, что неполезно для их души.

  • Надежда:

    Какой же порядок пения был принят в Древней Церкви? Об этом имеются следующие сведения:
    1. Пение было общенародное – пели все, собравшиеся на молитву. Святитель Иоанн Златоуст говорит:
    «Жены и мужи, старцы и юноши различны полом и возрастем, но не различных по отношению к пению, потому что Дух Святый, соединяя голоса каждого, из всех устрояет одну мелодию».
    В Апостольских постановлениях указывается еще более конкретно:
    «При общественном богослужении, на возглашение диакона народ… восклицает: Господи, помилуй!»…
    2. Пение одиночное — пел только один певец, а все прочие молча слушали. С этой целью была установлена особая степень «певцов» в клире. Такое пение было распространено у египетских пустынников.
    В IV веке Лаодикийским Собором (365) было установлено, чтобы вместо всего собрания пели только избранные, способные певцы (правило 15-е). Это объяснялось, вероятно, тем, что пение всего собрания звучало нестройно и неблагозвучно. Ведь к этому времени число священных песней значительно увеличилось, а люди, между тем, уже не так усердно посещали храм, как это было у первых христиан. Многие плохо знали священные песнопения, тем самым мешая умеющим петь как следует.
    Еще один способ пения, широко распространившийся к IV веку, ввел в церковное употребление священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (+107), по образцу слышанного им пения ангелов. Это пение антифонное, когда пели попеременно два хора. Этот способ и тогда и доныне употребляется в высокоторжественных случаях — на праздничном служении в больших соборах и монастырях.
    После прекращения гонений христианское богослужение, совершаемое теперь открыто, становится более сложным, чинным и торжественным. Естественно, что и церковное пение отражает эти изменения. То, что подлежало ранее всенародному исполнению, переходит к специально обученным певцам. Стали образовываться отдельные хоры или лики правого и левого клиросов. Для пения потребовались книги – количество песнопений постоянно увеличивалось, знать и петь все наизусть стало невозможно. Да и само пение уклонилось от былой простоты, стало более искусным и изысканным. Достаточно умеренная вначале, эта изысканность со временем получила оттенок мирской свободы и даже театральности. В церковное богослужение мало-помалу стали проникать и такие мелодии, которые можно было услышать в театрах и на зрелищах. Происходило обмирщение и порча стиля, утрачивалась целомудренная чистота и строгость апостольских времен. Отцы Церкви сурово укоряли за это церковных певцов. Св. Климент Александрийский писал:
    «К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов… Должна быть отвергнута музыка, надламливающая душу, чрезмерная…, неудержимая и страстная… Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием…»
    Св. Исидор Пелусиот:
    «Они (певцы) не чувствуют умиления от божественных песней, но сладость пения употребляют для возбуждения страстей».
    А св. Иоанн Златоуст с церковной кафедры обличает нескромного певца:
    «Несчастный бедняк! Тебе бы надлежало с трепетом и благоговением повторять ангельское пение… Но твой ум омрачен театральными сценами, и, что бывает там, ты приносишь в Церковь»…

      • Михаил:

        А кто такая Хорецкая, чтобы ее мнение приводить в качестве авторитета?

        Сейчас Дух Святой в Церкви установил другие формы, нежели что были в первых веках христианства. Здесь вопрос: верят ли обновленцы и модернисты в Духа Святого, живущего в Церкви и по сей день, или же считают, что Он жил в Церкви только в древности, а потом отступил. Это чистейший протестантизм и гордыня!

  • Михаил Ершов:

    Зачем так много слов, Надежда? Что и кого ты поддерживаешь? Извращенцев и неообновлецев, модернистов и экуменистов?
    Уже много-много лет иногда бываю в главном храме … благочиния в Нижегородской области. Там даже «Верую…» и «Отче наш» спеть не могут без дикой фальши. А что будет, если народу позволить еще и другие эксперименты? Это такое же извращение традиций богослужения в РПЦ как и ползучее введение русского языка или хохлятской мовы …

    • Михаил:

      Вечный блуждающий сюжет диаврла: сначала реальной, исторической Церкви противопоставляется некий идеальный образ, надуманный и никогда не бывший в действительности. А потом в угоду этому миражу предлагается отбросить вполне реальные ценности.

      • Михаил Ершов:

        Не по теме:
        Меня, похоже, блокируют на РНЛ (уже и с телефона не могу отослать комментарии), так что там, наверное, больше не будет моих комментариев. Степановы и прочие ребята, рабы человеков, посчитали мое присутствие там неприемлемым. Им нужны такие как Лукия, рудовский, Иванович, потомки, инспекторы и прочие завсегдатаи. Слава Богу! Всё что ни делается, всё к лучшему.

        • Михаил Ершов:

          Еще не по теме: Возможно это было не окончательным решением РНЛ. Отослал только что комментарий (ради последней проверки) со стационарного ПК, и после 2 недель блокировки комментарий возможно опубликуют вот здесь: http://ruskline.ru/special_opinion/2016/dekabr/zawitim_bogolyubovo_zhemchuzhinu_rossii/ Все эти события в Боголюбово находятся в одном ряду с призывами к «возрождению» народного пения.

  • Михаил:

    «Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви.» (15-й канон Лаодикийского Собора).

  • Татьяна:

    Не дай Бог, чтобы в наших храмах воцарилось всеобщее народное пение!

    У нас и так отвлекающих от молитвы факторов много, еще не хватало и это добавить. Думаю, что те, у кого есть слух и чувство гармонии, меня поймут. По-моему, наоборот, надо батюшкам просить прихожан думать о ближнем и НЕ ПЕТЬ, КОГДА НЕ ПОЛОЖЕНО, ЧТОБЫ ДРУГИХ ОТ МОЛИТВЫ НЕ ОТВЛЕКАТЬ. Причем тут вообще воцерковление? Завлечь человека в храм возможностью подпевать, чтобы ему на службе не скучать? Так и до повсеместного протестанства православного обряда не далеко, по подобию Кочеткова и иже с ним.

    Очень прискорбно, что наш патриарх такие обновленческие идеи пытается в жизнь внедрить. По сути, это уже открытая попытка реформы богослужения и, на мой взгляд, ничего, кроме вреда не принесет, а лишь будет способствовать расшатыванию церковной традиции. Интересно, как регенты отреагировали на такой призыв, ведь для них это кардинальная перемена в служении…

    Лучший вариант, на мой взгляд, — это отбирать на приходе способных к благоговейному пению (истинно верующий и денег за это не попросит), а также проводить работу с регентами, которые устраивают концерты.

    И еще несколько слов Надежде, судя по всему вдохновленной этим патриаршим заявлением:

    Не стоит ссылаться на раннее христианство, потому что 1) уже много воды утекло. Наша Церковь соответствует нашей эпохе, так что нам хотя бы удержать ее в том виде, в каком мы ее получили; 2) идея возврата к древним традициям — это характерно для протестантов, а у нас это модернисты и обновленцы.

  • Надежда:

    Думаю, нам всем не помешает быть поосторожнее с ярлыками и воздерживаться от скороспелых суждений, тем более не поняв сути вопроса. Речь шла о богослужебном пении, а не о музыковедении.
    В храм приходят молиться, а не услаждаться вокалом (это уже из области прелести).
    Если у людей молитва просится на уста, почему нужно им затыкать рот? Как можно запрещать людям молиться? И не факт, что плохо споют. Некоторые, особенно из клиросных, высокого мнения о своих музыкальных дарованиях и почему-то отказывают другим в наличии способности петь так, как надо петь в Церкви (ещё раз отсылаю к книге В. Мартынова).
    В любом случае, мы стремимся к молитве, угодной Богу. А не нам, грешным.
    А Христос всегда тот же, какие бы на пороге ни стояли времена. И люди Ему молятся. Слава Богу.
    Лично я всегда радуюсь, когда люди молятся. И не понимаю, когда это вызывает недовольство. Смирись, помолись. Добрее надо быть друг ко другу. Не превозноситься, в т.ч. не допускать фамильярности в обращении, что сразу выдаёт человека, которого не стоит слушать.
    Помоги всем нам, Господи.

    • Михаил Ершов:

      А ты не в прелести, Надежда? Тебя ли или извращенцев нам слушать?

    • Михаил:

      Надо традиции, установленнве отцами соблюдать, а не гордыню свою выпирать наружу.

    • соотечественник:

      К сожалению много видеть пришлось ,как пение на клиросе надмевает и даже опошляет простецов не говоря уже о гордецах. А первые Христиане-все подвижники были и каждый день как последний проживали!

      • Михаил:

        Именно так. Сейчас Дух Святой в Церкви установил другие формы по отношению к первым векам христианства по причинам, в том числе указанными вами.

      • Михаил:

        По сути дела они противятся Духу Святому, возомнив по горлыне себя равными первым христианам.

    • Татьяна:

      Неужели Вы хотите сказать, что те, кто не поет, тот не молится? Как раз наоборот, поющий и услаждающийся своим пением может легко возгордиться, а смиренного человека отличает то, что он избегает раздражать окружающих. Вот ведь говорят, что мешает подпевающий хору человек молится другим, ан нет — все равно буду подпевать, потому что считаю, что это правильная богослужебная молитва. Еще раз подчеркиваю, что обновленческие идеи — это протестантский дух, дух мира сего.

      • Надежда:

        Я хочу сказать, что молитва бывает гласная, и это первая ступень молитвы, как известно.

        Про самовольное подпевание хору ничего не писала. Речь шла о пении народом в храме общеизвестных песнопений под руководством диакона или регента, или кого-то ещё из клира, и это давно практикуется.

  • Надежда:

    «В намерении сохранить в церкви во всем необходимое благочиние и порядок (ευταξίαν), лаодикийские отцы, хотя и не воспрещают данным своим правилом народу петь в церкви божественные песнопения, но воспрещают, чтобы народ делал это сам и чтобы люди, не принадлежащие к клиру, становились на амвон и сами начинали божественные песнопения (κατάρχεσθαι των θειων ψαλτφδημάτων, sancta cantica incipere), разрешая последнее только каноническим певцам; мирянам предоставлялось свободно вторить певцам, после того, как они начинали то или другое церковное песнопение».

      • Михаил:

        Вы америку что ли открыли? :)
        А хиротесию — посвящение в певца — то отменял?

      • Михаил:

        Вы америку что ли открыли? :)
        А хиротесию — посвящение в певца — кто отменял?

        • Надежда:

          Вы утверждали, что народ в церкви вообще петь не имеет права, так? Отцы отвечают, что это не так.

          Далее. Причём здесь хиротесия? Я разве что-то против неё говорила? (Кстати, сама предпочитаю слушать мужской хор, а если женский, то монашеский).

          И что, по-вашему, женщины, поющие на клиросах, тоже – посвящённые?

          • Михаил:

            Без хиротесии не имеют права петь. В церкви должны петь только посвященные (разумеется, мужчины) в певцов. То, что сейчас это не соблюдается, — нарушение. Ни в коем случае нельзя делать из нарушения норму. Вы же пытаетесь узаконить нарушение. Как на Критском сборище пытались узаконить экуменизм. Дух один и тот же, апостасийный.

          • Надежда:

            Вы уверены, что лично у меня есть власть что-то узаконивать?
            Поосторожнее с безосновательными обвинениями.

          • Татьяна:

            Женщины, поющие на клиросе, получили на то благословение от священника. А насчет прав — так у нас каких только прав нет. Только пользоваться ими надо разумно, так чтобы не соблазнять и не смущать верных.

          • Надежда:

            Всё это верно, Татьяна, надо стараться не соблазнять и не смущать других.
            Но если это «я» соблазняюсь и «я» смущаюсь, то причину этого надо поискать в себе, а не в других.
            Нарушающего общее благочестие остановят и без нас с вами люди, в чьи обязанности входит его (церковного благочестия) поддержание.

    • Л.В.:

      В храме не будет общенародного пения, потому что какофония совсем не украшает службу.)) Подпевание за певчими на богослужении мешает всем: и певчим, и прихожанам. Поэтому поют обученные певчие с клиросов. Есть такое место в наших храмах, со специальной акустикой. Но если Главному так хочется, пусть у себя организует. Может еретики хоть перестанут на службах мелькать.))

      • Надежда:

        В храмах уже есть общенародное пение молебнов, и это хорошо (на мой взгляд). Литургию и всенощную петь общенародно целиком не будут в любом случае.

        Еретики не только мелькают в храмах, они иногда и поют на клиросах.

        Вопрос и в том, чтобы улучшить качество клиросов, а не брать туда кого попало.

        • Л.В.:

          На безрыбье и рак засвистит!))

        • Татьяна:

          «Вопрос и в том, чтобы улучшить качество клиросов, а не брать туда кого попало» — Вот это уже ближе к делу, а публичный призыв к всенародному пению — это уже диверсия, потому как нарушает установившийся, традиционный порядок службы, к которому все привыкли. Такое впечатление, что кому-то снова захотелось раздор внести в паству. Уж очень этот год богат на такие трюки…

          • Михаил:

            Женщинам нельзя петь на клиросе (кроме женских монастырей). В Греции такого и близко нет. Женщина в храме должна молчать по Апостолу. А в России для дисконтовых партий (у нас партитуры другие, в отличие от греков) ставили мальчиков, но у мальчиков, как известно, голос к совершеннолетию ломается. Поэтому лишь с конца 19 века стали решать вопрос радикально просто — ставить на клирос женщин. Сначала их прятали, делая клиросы наверху высоко. Потом уже не стали прятать. Женщина на клиросе — это беззаконие. Как сказал один известный батюшка: бабы на клиросе стервенеют.

          • Надежда:

            Вот насчёт женского пения на клиросе полностью согласна с Михаилом.
            Пусть уж лучше «общенародно» поют, всё равно не остановишь, ибо их много, и ревность ко службе у них большая…☺

          • Михаил:

            Хитренькие вы, женщины :)

          • Надежда:

            Это не хитрость, а гибкость. И желание сохранить мир со всеми (по возможности, конечно).

          • соотечественник:

            Мы тоже увидели подвох, вспомните как молодежь учат флэшмобы устраивать? Встанут в людном месте и запевают душевную песню из советских фильмов а народ начинает подпевать и образуется мнимое единение с последующим разочарованием-потому что профонация ,обман с целью управления толпой. Эти манипуляции гордецам нужны, чтобы последних духовно чувствующих прихожан угнетать «благодатным пением» и праведным гневом оболваненных-хитрый моссонский трюк—«разделяй и властвуй»

  • соотечественник:

    «Соль» потерявшая силу, изощряется в изобретении рассолов для удержания жаждущего «СОЛИ» народа.

    • Михаил:

      А жаждет ли народ СОЛИ, вот вопрос… Хлеба и зрелищ жаждет и получает…

      • соотечественник:

        У нас «в миру» церковь всегда в поношении-боговерущий, набожный-скорее отрицательный ярлык. А зрелища и хлеба можно легко получить в более «комфортных местах» . К Церкви сейчас есть два запроса на «СОЛЬ» и на жидовскую магию (получение от Бога земного благополучия)-ни того ни другого нынешние «хозяева» приходов дать не могут а просто имитируют и то и другое.

  • Надежда:

    Не поняла (из комментариев), как это в принципе возможно – «духовно чувствующих прихожан угнетать «благодатным пением»»? Не надо так о благодати.
    Если бы вы слышали действительно благодатное пение, оно бы вас не угнетало, а, напротив, возвышало.

    Кстати, во всей этой полемике забыла написать главное. Прежде чем открыть рот (извините за грубость) для пения (независимо от того, на клиросе ты или среди народа), надо сказать мысленно: «Господи, благослови!». Потому что – «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5).

    А «хозяева», как тут пишут, приходов такие, каких мы и достойны по грехам нашим. Не нравятся – вымолите себе слёзно других. Или хотя бы попытайтесь.
    Сохрани нас Бог от ворчливости, осуждения и фарисейства.

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Дорогие отцы, братья и сестры!

Просим ваших святых молитв за новопреставленного р.Б. Леонида.

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924