Антирецепция Крита неизбежна1 min read

Комментарий диакона Ильи Маслова на решение Св. Синода Болгарской Православной Церкви о неприятии документов «Всеправославного собора»

Решение Св. Синода Болгарской Православной ЦерквиСв. Синод Болгарской Православной Церкви на заседании от 15.11. 2016 г. (протокол № 22 ), в полном составе, рассмотрев документы прошедшего в июне 2016 г собора на о. Крит (Греция), принял следующее определение:

Проведенный на о. Крит собор не является ни Великим, ни Святым, ни Всеправославным.

1. Как по причине неучастия в нем ряда Поместных автокефальных Церквей, так и из-за допущенных организационных и богословских ошибок. Невзирая на это, мы уважаем и ценим усилия всех организаторов и участников его проведения.

2. Внимательное исследование документов, принятых на соборе на о. Крит, приводит нас к выводу, что некоторые из них содержат несоответствие с православным церковным учением, с догматическим и каноническим преданием Церкви, с духом и буквой Вселенских и Поместных Соборов.

3. Принятые на острове Крит документы подлежат дальнейшему богословскому обсуждению с целью исправления, редактирования, корректирования или замены на другие (новые документы) в духе и предании Церкви.

Это решение означает, что Болгарский Патриархат официально отверг т.н. «Святой и Великий Собор» и его постановления. Напомним, что в эти же дни Александрийская Православная Церковь утвердила на заседании своего Синода решения критского собора. Во многих Поместных Церквях идет острая дискуссия по поводу одобрения или осуждения деяний прошедшего собора. Ситуацию комментирует старший аналитик Аналитического центра свт. Василия Великого —диакон Илья Маслов:

Любой собор в истории Церкви нуждается в рецепции – в органическом приятии соборных постановлений всей церковной полнотой – без этого любое собрание тех или иных архиереев так и останется лишь эпизодом церковно-светской хроники. В отношении к т.н. «Всеправославному собору» на Крите речь может идти лишь об обратном процессе – антирецепции, которая будет нарастать с каждой последующей попыткой Фанара привести в жизнь решения «своего» собора.

Критскому собору и так отказало в доверии большинство православных клириков и мирян – епископы, священство, богословы, верующий народ многих Поместных Церквей; половина православной ойкумены в лице Болгарской, Грузинской, Антиохийской и Русской Церквей вообще не поехали на Крит; в Элладской и Сербской Церквях, участвовавших в соборе, назрела серьезная епископская оппозиция диктату Константинопольской патриархии. Антирецепция Крита только усиливается.

Наступает второй эпизод реакции на «Святой и Великий» собор: каждая Поместная Православная Церковь теперь должна официально сказать – приемлет она сомнительные экклезиологические определения и модернистские канонические нормы «Всеправославного собора» или нет. На сегодняшний день нельзя утверждать даже того, что каждая Церковь, чья делегация принимала участие в соборе, однозначно согласилась с его решениями. Как я уже сказал, внутри самих этих Церквей идут серьезные дискуссии, не все делегаты поставили свои подписи под критскими документами, уж тем более не все архиереи согласны со своим предстоятелем. Пример Эллады, где некоторые члены Синода считают, что Архиепископ Афинский превысил свои полномочия, подписав документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», весьма показателен. Т.е. принять или отвергнуть критские постановления – это дело не одних лишь предстоятелей  или делегатов-епископов, приехавших на Крит. Суждение об этом должна выносить целиком вся Поместная Церковь через свой собственный Синод или Архиерейский собор (учитывая, что не все даже правящие архиереи являются членами Синода, как, например, у нас в Русской Церкви).  

Вот уже две Церкви официально, на уровне своих Синодов, высказались по поводу критского собора – Александрийская и Болгарская.

Александрийский Патриархат 16 ноября единогласно принял критские решения и выразил благодарность Патриарху Варфоломею за «понесенные труды». Как отмечает большинство церковных аналитиков, это лояльность Александрии Константинополю объясняется тем, что древние Церкви на Ближнем Востоке практически не имеют в своих исторических регионах православной паствы и вынуждены включаться в «межконфессиональные диалоги», авангардом которых уже почти столетие является Фанар, ради сохранения своего номинального статуса. В свое время РПЦ в Советском Союзе вынудили вступить во Всемирный совет церквей, чтобы не потерять Европу, Александрийский Патриарх через эту же организацию пытается не потерять Африку.

А вот Болгарская Церковь проявила гораздо больше экклезиологической принципиальности: не признала прошедший собор на Крите «ни Великим, ни Святым, ни Всеправославным»; отвергла самый вредный с догматической точки зрения документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»; провозгласила курс на дальнейшую антирецепцию Крита по всему православному миру. Последнее заключается в том, что Св. Синод Болгарского Патриархата недвусмысленно заявил, что  «принятые на острове Крит документы подлежат дальнейшему богословскому обсуждению с целью исправления, редактирования, корректирования или замены на другие (новые документы) в духе и предании Церкви». По сути это – призыв, в первую очередь, к Православным Церквям, отказавшимся от участия в критском соборе, создавать свою, совместную, альтернативную от Константинополя, общецерковную повестку православного единства. Эта повестка должна отойти от разложившейся антихристианской экуменической платформы, на которой все больше и больше размывается даже базовая библейская этика (о собственно православном богословии здесь даже не приходится говорить). Новая, а вернее, традиционная модель единства православных Церквей может быть выстроена лишь на основе строгого следования букве и духу постановлений Вселенских и Поместных соборов древности; святоотеческого понимания единства Церкви; наконец, на четкой традиционной интерпретации такого ключевого богословского понятия, как «ересь». Размежевание с Критом, осуждение экуменического диалога как греха против Церкви Христовой, выход из Всемирного совета церквей – вот первые шаги на пути к положительному ответу Православной Церкви на вызовы современного мира.

Нужно расчистить тот экуменический мусор, который нанесло за прошедшее столетие почти в каждую Поместную Церковь и вынести общецерковный суд над главными «мусорщиками». Этому учит нас история Вселенских соборов – единство верных начинается с отделения еретиков. Символ веры – это не плюрализм «частных богословских мнений», это как раз осуждение мнений неправославных – Ария, Нестория, Евтихия, Оригена и других ересиархов. Сегодня плюрализм в учении о границах Церкви сопоставим с ересью, потому что разрушает само понятие Церкви. Поэтому мы и видим в критских документах вместо четкости формулировок сплошную двусмысленность, вместо догматической лаконичности – экуменическое словоблудие, вместо определения еретиков и отпадших – «остальной христианский мир».

Болгары этим всерьез обеспокоились. Думаю, скоро выскажется и Грузинская Церковь. Лимит молчания нашей Русской Православной Церкви тоже подходит к концу. Критский вызов требует ясного ответа.  

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (4 votes, average: 4,75 out of 5)
Загрузка...

3 комментария на “Антирецепция Крита неизбежна1 min read

  • Roman:

    Спасибо отцу Илье за твердое своевременное слово!

  • Савва:

    Подражать болгарам некому. Я, персонально, смотрю еще в сторону Кипра, возможно и они нас порадуют. Сколько времени уже прошло после Крита, а не нашлось ни одного архиерея РПЦ, кто бы хоть иносказательно раскритиковал доступные для любого желающего документы, ОВЦС рассмотрит и оценит, аха, свежий анегдот. Так что хоть время и требует четкого ответа, ждать не следует, разве что чуда. Педалировать будут, как им сказать «нет» после столько четкого одобрения, не стОит забывать что сами документы плод и некоторых «наших» деятелей, не для этого все затевали, чтобы сейчас писать явку с повинной. Стояние в Истине и исповедничество БПЦ величайшее чудо, как бы не оказалось что это единственно здоровый организм. В Греции, Грузии, на одного исповедника четыре экумениста.

  • Надежда:

    Удивлялась такой смелости болгар, не могла понять, в чём причины. Видимо, действительно чудо. Интересно стало узнать, что за персоналии такие возглавляют БПЦ.

    А у нас, к сожалению, священников-антиэкуменистов недостаточно. Скоро, похоже, исповедоваться будет не у кого (некогда им и неинтересно). Господи, прости!

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Дорогие отцы, братья и сестры!

Просим ваших святых молитв за новопреставленного р.Б. Леонида.

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924