Традиция, как неотъемлемая часть Священного Предания Церкви

Традиция, как неотъемлемая часть Священного Предания ЦерквиТрадиция («традиция» и «предание» — синонимичные слова) есть жизнь Церкви — мистического Тела Христова — в историческом ее воплощении. Традиция органически присуща Церкви во всех без исключения ее областях (богослужении, обрядах и таинствах, каждении, крестном знамении, молитве, призывании имени Божьего и святых, посте, поклонах, церковном пении, иконописи, колокольном звоне, проповеди, благовестничестве, паломничестве, почитании святынь и святых мест и т.п.), как недискурсивная часть Священного Предания, как реальная, духовно-чувственная и видимая жизнь во Христе. Если нет исторической жизни Церкви — традиции, — то нет и самой Церкви. Церковь всегда исторична, как исторично и само Боговоплощение. Церковь не может существовать вне истории, а, следовательно, и вне традиции, но проявляется, выявляется, становится видимой и осязаемой именно в самой традиции! Как Христос по Воплощении уже не может быть без Своего Тела, так и Церковь не может быть без традиции. 

Традиция — это реальная жизнь Церкви в Духе Святом, опытное богопознание и опытное богопочитание. А опыт может накапливаться только исторически, во времени. Более того, он может иметь полноту накопления. В современное апостасийное и предапокалипсическое время Филадельфийского периода Церкви ничего не может быть более важного, чем выполнение апостольской заповеди – «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.» (Откр.3,11). Хранение веры и святоотеческих традиций есть основная задача Церкви последних времен. Сейчас нет уже таких великих подвижников благочестия, каковые были в древности, подобных святителю Иоанну Златоусту — строителей православного таинств, богослужебного устава и церковного чина. Однако это не означает, что мы имеет в чем-то нужду. За все историческое время существования Церкви Церковный Устав — Типикон — обрел свою полноту, вобрав в себя всю святоотеческую мудрость предшествующих веков. И он имеет истинное апостольское богослужение, преукрашенное святоотеческой мудростью, которое надо беречь, как зеницу ока! Никаким последующим изменениям или упрощениям Церковный Устав не может быть подвержен без потери духовной сути и выхолащивания фундаментальных основ, заложенных святыми отцами в основу всего нашего богослужения. Обратное будет означить кардинальное разрушение святоотеческого наследия в угоду человеческим страстям и порокам. Преемственность традиций заключается в передаче духовного опыта богопочитания от одного поколения православных христиан другому (такова на самом деле и библейская заповедь Божия: Пс.77,5-6). Апостольская преемственность к нам не внезапно с неба упала, а плавно перешла от святых отцов и через святых отцов. Между святыми апостолами и нами – современными православными христианами — нет пустоты, как и нет непосредственной передачи Предания от апостолов, но через и посредством отцов! Дух Святой постоянно живет в Церкви, а наипаче в отцах наших: духоносных и равноапостольных святителях, преподобных, постниках, подвижниках и молитвенниках. Все то, что сохранилось от апостолов, по преемственности перешло и преумножилось от отцов к нам, так как те и другие – апостолы и святые отцы — от одного и того же Духа. Если же не от отцов, то значит и не от апостолов! Вот истинный критерий подлинности традиции! Причем преемственность от отцов заключается не в перескакивании из века в век, но в непрерывной и непосредственной передаче от предыдущего поколения.

Вот возьмем конкретный современный пример. Если, так называемая, «литургия Якова» не перешла к нам от отцов, не передана нам отцами (в Типиконе ее нет, это неуставная служба), то это может означать только то, что современная «литургией Якова» не имеет к апостолам никакого отношения. А подлинная апостольская литургия Иакова утрачена безвозвратно и, разумеется, не без Промысла Божьего. Например, если в наше время дерзнуть составить совершенно новую литургию, с новыми молитвами, исходя только лишь из описания в Евангелии Тайной вечери, то получится что-то примерное, как у современных протестантов. Будет ли такая литургия благодатной? Очевидно, что нет. Без отеческой преемственности благодатной она не будет, даже если кто-то ее соборно и утвердит. Так как соборное утверждение не может быть истинным без учета святоотеческого духовного опыта и наследия. И здесь отнюдь нет никакого магизма или обрядоверия, но есть обязательная в Православной Церкви святоотеческая преемственность. Подобным образом, нельзя и изменять богослужебные чинопоследования, установленные святыми отцами, так как при этом нарушается целостность их святоотеческой передачи и восприятия. Если же по немощи порой бывает трудно соблюсти все уставные требования Типикона, то лучше по благословению в чем-то разумно сократить чинопоследование, нежели полностью отменять Типикон и заменять его каким-то суррогатным новоделом, подстраивая службу Богу под свою немощь, и, таким образом, лишать православных христиан эталона и наивысшего образца святоотеческого богослужения. Будем надеяться и твердо верить, что Господь молитвами Богородицы и святых не попустит таковому случиться в Православной Церкви, Пастыреначальником и Главой которой Он Сам является.

Михаил Яблоков, подполковник запаса.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

8 комментариев на “Традиция, как неотъемлемая часть Священного Предания Церкви”

  • монах Савва:

    Лаконично и по существу. Если позволительно, одно возражение-уточнение. Так называемое послабление, ради немощи, должно быть эпизодичным, и частным. Ревностные пусть ревнуют, а немощные пусть лично себе и просят благословения, на то или иное. А так, полное согласие с содержанием статьи.

  • Михаил:

    «Литургия Якова» — это апокрефическая зараза, которую надо посекать мечом. Никакого отношения (кроме названия) к апостолу Иакову она не имеет. Это чистейший обновленческий новодел. Дегенеративное творчество псхически больных и духовно поврежденных людей.

    • монах Савва:

      И посекать и выжигать много чего, а то и кого, НАДО, вот только похоже соблюдено будет все это до жатвы, вместе с пшеницей. Либо чудо, Богу все возможно, потому как и не нахожу кто бы сгодился на роль фехтовальщика, во всяком случае в родной РПЦ.

      • Михаил Ершов:

        А что скажешь, о. Савва, об этом «фехтовальщике» (дьяконе Геннадии Кондрашове), духовном сыне «старца» Рафаила (Берестова), которого он (Геннадий) в своем видеоролике (4-я часть) чихвостит?
        http://www.odigitria.by/2016/12/29/o-gavriil-kondrashov-chast-4-otvet-o-rafailu-berestovu-video/
        Именно этот «старец» благословил дьякона принять хиротонию от монаха Артемия (бывшего епископа).
        А в Молдавии (свящ. Анатолий Чибрик и др.) так и не поминают патриарха Кирилла и митрополита Владимира?

        • монах Савва:

          Чем занят упоминаемый непоминающий мне не известно. Он вышел на выбранный путь вполне осознанно, потому сам себе бенефициар всех плодов, но и ответственен в полной мере за все последствия проистекающие. Так же ничего не известно относительно прещений в отношении него, мог бы быть в курсе есть ли таковые, исходя из возможностей, но так же умышленно не интересуюсь этим. Знаю некоторых наших, которые не запрещают своим чадам посещать непоминающие обители, однако советуют своим не участвовать там в таинствах, что я одобряю.

          Все что касается о.Рафаила, и выходящее «из-под пера» лично его и окружения, так же пропускаю. Тут аргумент такой, все положительное что я связываю с батюшкой Рафаилом поставил себе преградой рассматривать все достойное порицания. В этой связи критику этого «фехтовальщика» изучать не буду, и высказываться по поводу содержания так же не стану.

          О Владыке Артемии. Пишу с заглавной, умышленно. Пытался вникнуть что называется досконально в тему, рассматриваю давно под лупой, но не стал полагаться на свое понимание, а спросил опытного, может я об этом говорил ранее, если нет, то в личку, сугубо, но ответ был таков, Его каноничность вопрос внутренний Сербской Церкви. Ну, а кто считает себя в праве судить о том, тем мы не имеем обычая возражать. Части Русской Церкви так же долгое время нелестно отзывались друг о друге, теперь этому положен конец, смею надеяться сербское разделение будет уврачено со временем.

          О Кондрашове. Якобы не переходил в Сербскую Церковь, с Владыкой Артемием было согласовано как временное окормление, до появления русского православного архиерея. Это свидетельство иеросхимонаха Даниила Филиппова, как к нему самому относится пусть каждый решает сам — (https://www.youtube.com/watch?v=AjBCY358p9E) с 1.49 мин. Я касаюсь только самого свидетельства, потому как важно для обоих участников хиротонии. Для Владыки Артемия, и самого диакона Гавриила. Признать падение Русской Церкви, т.е. отсутствие хотя бы одного русского православного архиерея это заплыв за буйки. Тут много слов не нужно, и так комент получился размером со статью.

  • Надежда:

    Объясните тогда (если можете):
    1) когда зародились традиции?
    2) что произошло в XVII веке: слом традиций или что-то иное?

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924