Основные отличия греческого богослужения (*) от русского.1 min read

ЛитургияВажно отметить большое количество литургических и обрядовых различий и разночтений современного (1) греческого богослужебного чина в отличие от русского. Среди них есть вполне понятные, объяснимые и допустимые, как исторически сложившиеся и, как отражающие местные богослужебные обычаи и традиции. Но есть так же и такие, которые вызывают, порой, недоумение, вопросы и даже прямое порицание.

К последним относятся, например, совершение проскомидии на одной просфоре, вынимание частицы за Ангелов (2), отсутствие в молитве эпиклезы тропаря 3-го часа и, конечно, новый календарь, разрушающий все Марковы главы Типикона, чтение на литургии не более одного евангельского зачала и некоторое другое (3). Вся литургия, например, в греческих приходских храмах совершается при отверстых царских вратах; все тайные молитвы произносятся вслух. Сразу после чтения Евангелия — возглас «Яко да под державою», и тут же поется Херувимская песнь (сугубая ектения, ектении об оглашенных и две верных не произносятся). Ектения после освящения Даров сокращена до четырёх прошений. Наравне со священником может стоять с Чашей и причащать мирян диакон (4).

Однако остановимся только на вызывающих особое внимание спорных литургических моментах.

Не раз проходилось наблюдать у греков такую довольно странную практику (5), когда на литургии священник во время причащения мирян в момент, когда Святая Кровь в Чаше заканчивалась, доставал новую бутылку вина и прямо из неё доливал вино в Чашу, и далее, ничтоже сумняся, продолжал причащать… Как известно, подобные действия в русской богослужебной традиции категорически воспрещаются (6), а «Известие учительное» таковых священников даже повергает извержению из сана (7).

Так же в Греции в некоторых храмах практикуется ссыпание всех частиц, в том числе и вынимаемых за Богородицу, святых, живых и усопших, в Чашу перед её выносом для причащения, и причащение мирян, таким образом, происходит вообще всеми частицами (8). Такую порочную практику покойный Сербский патриарх Павел называл идолопоклонством (9). И действительно, если вышеуказанные частицы не пресуществлены в Тело Христово, хоть и пропитываются Кровью Христовою при погружении в Чашу, то в причащении, оказывая им истинное богопоклонение (λατρεία), как Телу Христову, мы становимся идолопоклонниками. Эти частицы, хотя и освящены, не являются Телом Христовым, и им допустимо только почитательное поклонение (προσκύνησις), а не истинное по вере нашей богопоклонение (λατρεία) (10). Как и святым мы поклоняемся не как Богу, но лишь почитательным поклонением.

Дополнительные чаши с вином для причащения большого количества мирян поставляются на святом престоле после причащения духовенства, в каждую из которых из основной Чаши, на которой совершалась литургия, по трижды лжицей священник или диакон добавляет Святой Крови и в каждую опускает частицы Святого Тела, и далее из них причащают мирян… Видимо полагают, что Святая Кровь либо размешивается, таким образом, с вином, растворяясь в нём, либо вино пресуществляется в Кровь от соприкосновения со Святыми Кровью и Телом. Если первое с большой натяжкой можно ещё и допустить (об этом подробный разговор будет ниже), то второе является грубейшим магизмом и профанацией таинства причащения, так как никакого пресуществления вина в Кровь Христову через одно соприкосновение с Телом и (или) Кровью без молитв эпиклезы Святая Церковь никогда не исповедовала, как никогда не исповедовала и пресуществления хлеба в Тело Христово от одного лишь соприкосновения с Кровью. Но так как обряд всегда отражает догматику, то такое практическое или прикладное верование, а, лучше сказать, суеверие – «пресуществление через соприкосновение» — может возникнуть лишь исходя из неверия в само пресуществление Св. Даров; неверие в то, что сама сущность хлеба и вина прелагается (изменяется) в сущность Тела и Крови Христовы. Однако вполне может сочетаться с протестантскими воззрениями на евхаристические Дары, как на взаимное сопребывание или «соприсутствие» (consubstantiatio) сущности хлеба и вина с сущностью Телом и Кровью Христовыми (или же как «вохлебление» (impanatio) — «принятие в ипостась» Бога-Слова хлеба и вина), то есть, исходящими, по сути дела, из возможности смешения или слияния сущностей. В евхаристии же происходит чудо пресуществления (изменение сущности) хлеба и вина с сохранением вида и других свойств для возможности последующего причащения. Только языческий платонизм верует в единосущие всего бытия (субстанциональное единство) и возможность смешения частных сущностей (природ). Православие же исповедует, что каждое из творений по своему роду было создано Богом в отдельной, неслиянной с другими, сущности (11).

Преложение (изменение) через соприкосновение больше напоминает детскую сказку Шарля Перро, в которой добрая Фея одним лишь прикосновением волшебной палочки превращает мышей в коней, а тыкву — в карету для Золушки. У Бога же всё не так, но происходит через молитву с призыванием имени Божьего. Чудо Божие – это не магия, и священник – не волшебник. «Для того-то мы и веруем в освящение Тайн по молитве священника, полагаясь на неё не как на какую-нибудь молитву человеческую, а как на силу Божию, и не потому, что молится человек, а потому что внимает Бог; не потому также, что умоляют Его, а потому, что Истина обещала даровать по молитве.» (12).

Остаётся надеяться, что всё-таки греки руководствуются в данном случае не подобным суеверием, а возможностью растворения Крови Христовой в вине по всему объёму потира, так как в каждой самой малой частице Святых Даров мистическим образом пребывает весь Христос, как и в самой малой капле Его Крови (13). Рассмотрим это более детально.

При добавлении в Чашу теплоты после раздробления Святого Агнца, Кровь Христова растворяется горячей водой. Не будем здесь останавливаться на объяснении символики данного литургического обряда, но обратим внимание на саму возможность растворения Святой Крови водой. Если такое священнодействие предусматривается чинопоследованием литургии и действительно происходит растворение Крови водой, то может быть греки предполагают возможным и растворение Святой Крови вином? И, видимо, считают при этом, что при добавлении в дополнительные чаши (по три лжицы) Крови Христовой, Кровь в малой концентрации распределяется каким-то образом по всем объёмам дополнительных чаш, и тогда, получается, что таким «раствором» можно причащать… Если нет разницы: винный раствор или водный… Тем более, что разбавление вином, в отличие от воды, можно количественно не ограничивать, так как ни вкус, ни цвет от этого никак не изменится (14). Только вот как быть с тем, что из ребра Христова всё же истекли Кровь и вода, а не Кровь и вино?..

Подобные рассуждения можно перенести и на литургию Преждеосвященных Даров. Так как частица «IИС», опускаемая в потир, предварительно напояется Кровью Христовой, то возможным становится предположить растворение Крови в вине по всему объёму потира, хотя и в малой концентрации, но малость концентрации здесь не имеет значения. Это означает, что получается вполне возможным причащать младенцев до семи лет без частички на литургии Преждеосвященных Даров. Но насколько такие рассуждения справедливы?! Большой вопрос. Во всяком случае, подвергать сомнению благодатность таинства причащения мирян, думаю, нельзя, если такая практика всё же существует в некоторых братских Поместных Православных Церквах. Но перенимать её нам явно не стоит.

Протоиерей Игорь Белов

*) За исключением Святой горы Афон.


Примечания.

1. Речь идет о богослужебной реформе 1838 года в Греции и создании нового Устава для соборных и приходских церквей т.н. «Церковного типикона по Уставу Великой церкви». Афон не принял константинопольскую реформу 1838 г. и остался верным древнему Иерусалимскому Типикону. Здесь следует так же отметить, что древний «Устав Великой Церкви» имел отношение только к Храму св. Софии в Константинополе, отражая порядок богослужения в присутствии Византийского Императора, и к приходскому богослужению не имел никакого отношения. Впоследствии «Устав Великой Церкви» был безвозвратно утрачен.

2. См. Протоиерей С. Д. Муретов «О поминовении бесплотных сил на проскомидии», М., 1897.

3. Неблагоговейным отношением к святыне в русском понимании благочестия является и наличие на св. престоле во время богослужения таких посторонних предметов, как очки, расчёска, микрофоны…

4. Такую практику можно наблюдать в храмах Афин и Салоник.

5. Такую практику можно наблюдать, например, при служении греками литургии на Гробе Господнем в Иерусалиме.

6. «Егдаже растворяеши святым укропом божественную кровь владычню, тогда да вливаеши укроп тепл с рассмотрением, и елико быти довольно всем хотящим причаститися. И последи никако ничесоже да вливаеши» (Служебник патриарха Иосифа, 1651. Божественная служба Иоанна Златоуста, л.168).

7. «Известно также будет тебе, иерей, что если случится быть большому количеству причастников, то никак не дерзай (по недостатку в святой чаше Божественной Крови или Тела) доливать вино или всыпать простой хлеб в чашу, иначе тяжко согрешишь и подпадешь извержению из сана» (Служебник, 1995. «Известие учительное», с. 436-437). (Приведено здесь в русском переводе.)

8. «А от части пресвятыя Богородицы, или девятиих чинов святых, или иных, елико во святем дискосе суть, никакоже кого да причастиши» (Служебник, 1995. Божественная литургия Иоанна Златоустаго, с. 159).

9. «СИТУАЦИЈА У СРПСКОЈ ЦРКВИ ЈЕ ВЕОМА ТЕШКА И У ЊЕНОЈ ИСТОРИЈИ НЕБИВАЛА» http://borbazaveru.info/content/view/5593/1/

10. См. догмат Седьмого Вселенского Собора. Книга правил. Издание Свято-Троицкой- Сергиевой Лавры 1992.

11. «И свет не то, что ночь; солнце не то, что луна; бессловесные животные не то, что разумный человек; ангелы не то, что престолы, и престолы не то, что власти. Напротив того, хотя все они — твари, однако же, каждая созданная вещь по роду, в своей сущности, какою сотворена, такою и пребывает» (Свт. Афанасий Великий. На ариан слово второе, 19).

12. Св. Николай Кавасила. «Изъяснение Божественной Литургии». https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/Izjasnenie_bogestvennoj_liturgii/

13. «Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по Существу Своему, то есть с Душой и Божеством, как совершенный Бог и совершенный человек» (Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.)). http://www.verapravoslavnaya.ru/?Poslanie_vostochnyh_Patriarhov_1723

14. «Вливать же воду во время проскомидии, или после ее совершения в потир необходимо с тщательным вниманием, чтобы вино, от избытка воды, не изменило своего вкуса, так как Тайна на таком вине, изменившем свой вкус в водный, не совершится, и служащий тяжко и смертно согрешит» (Служебник, 1995. «Известие учительное», с. 406-407). (Приведено здесь в русском переводе.)

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Один комментарий на “Основные отличия греческого богослужения (*) от русского.1 min read

  • Михаил:

    impanatio ка раз А.И. Осипов исповедует. Хлеб и вино у него воипостазируются… Тейяр де Шарлен просто нервно курит в сторонке ))

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Дорогие отцы, братья и сестры!

Просим ваших святых молитв за новопреставленного р.Б. Леонида.

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924

Свежие записи