В защиту веры, и особенно Православной1 min read

Предлагаем к прочтению актуальный труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры, и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, что, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям разобраться в вопросах истинной веры и не впадать в пагубные для христианской души религиозные заблуждения.

ЧАСТЬ 1

ВЕРА КАК ОСНОВАНИЕ
ЗЕМНОГО СЧАСТЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Кроме здоровья, люди полагают свое счастье в богатстве. Действительно, для благополучия и спокойствия жизни необходимо иметь некий достаток и средства к удовлетворению насущных потребностей. Как болезнь есть зло, так и бедность – несчастье [в категориях земного мира]. Во время райского блаженства человек имел все необходимое для жизни, т. к. в раю произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи (Быт. 2, 9). И народу еврейскому в знак Своего благоволения обещал Господь изобилие плодов земных – как одно из необходимых условий его благоденствия и счастья на земле. Христос Спаситель не порицал и не возбранял богатства, если оно правильно употреблялось, не осуждал тех богатых людей, которые с богатством соединяли истинное благочестие. Напротив, он имел особенную любовь к семейству Лазаря, которое принадлежало к богатым домам селения Вифинии.

Но когда человек имеет достаток в средствах и когда пользование ими доставляет истинное счастье? Тогда, когда он живет по правилам святой веры: только добрым и благочестивым людям Бог посылает такое богатство, которое служит к благополучию их жизни и делает их действительно счастливыми. По учению слова Божия изобилие благ земных служит наградой за благочестие: Блажен муж, боящийся Господа <…>, обилие и богатство в доме его (Пс. 111, 1–3); Я был молод и состарился, – говорит святой Царь Давид, – и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба (Там же. 36, 25); Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином (Притч. 3, 9–10). И Сам Господь говорил народу еврейскому: Если вы будете поступить по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; <…> и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно (Лев. 26, 3–5). Христос Спаситель учил: Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все (необходимые средства жизни) приложится вам (Мф. 6, 33). Так, по учению слова Божия богатство и достаток в средствах принадлежат людям благочестивым; доброе поведение привлекает на них благословение от Господа и вместе с ним приносит все потребное для существования.

Но в действительности, по-видимому, бывает совершенно иначе: богатством пользуются и люди порочные, а праведники нередко терпят нужду и бедность. Еще в древности пророк спрашивал Бога: Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? (Иер. 12, 1). Преподобный Антоний, задумываясь над тем же вопросом, восклицал: «Господи, для чего одни бедны, а другие богаты? Для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны?» Святому подвижнику был ответ от Бога: «Антоний! Себе внимай. А то – суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их». Как же объяснить это явление? Как примирить слово Божие с тем, что мы видим в действительной жизни?

Богатство для людей порочных не составляет счастья: оно для них – зло и источник многих грехов. Если оно и нажито честно, но употребляется несогласно с учением веры, то какая от него польза человеку? Тем, что оно только лежит в сундуках богача, оно не доставляет ему большой радости. В этом случае собиратель богатства, по словам святого Иоанна Златоуста, есть только «страж своего имущества, а не господин; раб, а не властелин». А какое от того удовольствие богатому? «Сребролюбцу, – говорит святой Василий Великий, – никогда не достает счастья и довольства: его не столько веселит то, что он нажил, сколько печалит то, чего у него не достает. Он дня не проведет мирно, ночи не уснет покойно». Где же здесь счастье? А если богатство тратится на роскошь, прихоти и греховные удовольствия, то оно уже зло и погибель для человека, т. к. приносит величайший вред его душе.

А что сказать о богатстве, неправедно приобретенном? Оно служит постоянным укором хищнику и обманщику: всегда напоминает ему о нечистых средствах обогащения и тем тревожит его совесть, мучит его душу. Притом же такое богатство непрочно: как легко наживается, так скоро и исчезает. О неправедном богаче святой апостол Иаков говорит: Богатый <…> прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее oпaдаeт, исчезает красота вида ее; так yвядаeт и богатый в путях своих (Иак. 1, 10–11). Видел я нечестивца грозного, – говорит святой Царь Давид, – расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу (Пс. 36, 35–36). Так обманчиво и ненадежно богатство неправедное! А что, если оно оставит своего поклонника? Как он себя почувствует? Привыкши к довольству и роскоши, не зная никакого труда и забот, без богатства он останется в самом тяжелом положении. И благо ему, если он на несчастье посмотрит очами веры, смирится и придет в покаяние; иначе будет для человека того последнее хуже первого (Лк. 11, 26).

Итак, справедливо сказать, что богатство, если оно находится в руках нечестивых людей, не доставляет им истинного счастья: оно служит для них злом, поводом ко греху и препятствием к спасению.

Не таково богатство праведных: как плод их честных трудов, благословляемых Богом, оно приятно и надежно; не смутит их совести, не вызовет обличений; правильно употребляемое, оно приносит и временное благополучие, и надежду в жизни будущей. Счастливых обладателей такого богатства мы можем находить как в глубокой древности, так и в настоящее время. Вспомним ветхозаветных патриархов – Авраама и Иакова: они были богаты и святы по жизни. Праведный Иов по всему востоку славился как своим богатством, так и благочестием. Родители святого Григория Богослова и Василия Великого пользовались известностью между своими современниками по своим добродетелям и – богатству.

А как дивно награждает иногда Господь богатством людей, крепких верой в Бога, показывает следующий назидательный рассказ.

«Я – сын отца весьма славного, который был очень щедр и очень много раздавал бедным, – говорил о себе один благочестивый человек. – Однажды отец, подозвав меня к себе, сказал: „Сын, что тебе более нравится: то ли, чтобы я тебе оставил деньги, или – чтобы поручил покровительству Христову?“ Я, подумав несколько, сказал: „Лучше желаю предаться Христу, потому что все другое с каждым днем исчезает“. Отец мой, выслушав меня, удвоил свою щедрость до того, что по смерти его мне ничего не осталось. Итак, я остался бедным и незнатным с крепкой надеждой на Бога, покровительству Которого вверил меня отец мой. Был же один богатый человек из важной фамилии, имевший набожную и богобоязненную жену. У них детей была одна только дочь. Жена говорит мужу: „Детей у нас с тобой только и есть одна дочь, а Господь наделил нас таким богатством“. „Чего же не достает ей?“ – спросил у нее муж. „Если мы будем стараться, – отвечала жена, – выдать ее в замужество за человека, равного нам по богатству, но с дурным сердцем, то он будет огорчать ее. Так не лучше ли нам подыскать для нее бедного, но богобоязненного человека, который бы любил ее в Боге и согревал ее своей любовью“. „Хорошо ты придумала, – отвечал ей муж, – ступай же в церковь, молись прилежно и сядь там. Кто первый войдет в церковь, тот пусть и будет избранный от Господа жених для нашей дочери“. Она так и сделала: помолилась, села. И вот я первый вошел в церковь. Она тотчас послала слугу за мной, и лишь только я подошел к ней, начала спрашивать меня: „Откуда ты?“ Я сказал ей: из такого-то города, такого-то отца сын. „Того-то милостивого?“, – прервала она и сказала мне: „Женат ли ты?“ „Нет“, – отвечал я, и рассказал ей все, что говорил мне отец мой, и что я ему. Она, прославив Господа, сказала: „Благой Промыслитель, Которого я буду прославлять, послал тебе жену и богатство, чтобы ты и тем, и другим обладал в страхе Божием“» (Иоанн Мосх. Луг Духовный. Гл. 199).

Так дивно и неожиданно награждал Господь земными благами людей благочестивых. И последние были так уверены в милости Божией, что советовали родителям заботиться не столько о приобретении средств для детей, сколько о воспитании их в вере и послушании Богу. «Если ты оставляешь детям все нужное для жизни, – говорил святой Василий Великий, – то все вверяешь их сомнительному и опасному хранению. Но если бы ты оставил им в наследство Бога, то оставил бы им безчисленные сокровища <…>. Лучше не оставляй детям никакого богатства, но оставь им добродетель». 

Продолжение следует

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924