Крещенская вода и языческое суеверие

Крещенская водаПоздравляю всех с праздником Крещения Господня!

Вот уже 16 лет наливаю крещенскую воду в храме приходящим в праздник Крещения Господня. Люди приходят разные, православные, некрещёные и те, которые считают себя атеистами. По традиции, или родственники попросили. Все стоят в очереди на улице. Замечено, что чем сильнее мороз, тем длинней очередь. Отстоять в наше время 2 часа, чтобы набрать воды, это вроде как подвиг. Маленький, но подвиг. Прихожане, конечно, не стоят. Они находятся уже в храме, так как были на службе. Остальным в храм уже не поместиться, приходится ждать. Но в нашем приходе и многие из таких попадают на молебен об освящении воды. Вода, освящённая после церковной службы, быстро заканчивается. Тогда наливается снова вода в чаны, проводится снова молебен, и так два дня подряд. Чтобы получить воду, приходится дожидаться окончания молебна. Как нередко говорится, принуждение к миру. В нашем случае получается принуждение к терпению, воздержанию, молитве, и другим добродетелям.

16 лет назад вода в храме кончалась очень быстро. В один день я насчитал 14 молебнов. Конечно, можно и проще. Провели Великое освящение воды после службы, а потом только доливай воду. Та же крещенская вода. Но тогда очень многие даже и не узнают, как проводится молебен, не услышат удивительные крещенские песнопения: «Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию».

А начинается праздник 18 января церковной службой. И вот, она закончилась, выходит священник, поёт тропарь «Глас Господень на водах…», начинается Великое освящение воды. В храме тишина. Наконец молебен закончился, священник прочитал короткую проповедь, поздравил всех с праздником, окропил присутствующих крещенской водой. И ушёл….

Людей накрывает сначала волнение, потом самые нетерпеливые пытаются протиснуться поближе к воде. Но кто же их пропустит? Понятно, что воды хватит всем, но слаб человек. Как вот так взять и пропустить другого, когда он тут не стоял? Многие не выдерживают, и начинается некое столпотворение. Иногда выходит священник, строго вразумляет православных, и это помогает. Но ненадолго.

Ситуация нормализуется минут через 20, когда самые нетерпеливые и эмоциональные набрали воды и ушли. Выстраивается 3-4 очереди, все ведут себя тихо, уже начинают пропускать вперёд себя пожилых или женщин с детьми, помогают друг другу уложить ёмкости с водой в сумки. Не все уходят сразу, покупают свечки, подают записки о молитве за своих родных, подходят к иконам.

Наконец в храме появилось свободное пространство и слышится голос: «Запускайте ещё 30 человек!» И вот в храм заходят замёрзшие люди. Окружают чаны с водой, слышится треск пустых бутылок, проходит несколько минут, каждый находит свою очередь, и наступает тишина.

«Бесконечно можно смотреть на три вещи: горящий огонь, бегущую воду и на то, как работает другой человек». Многие, получив воду, говорят спасибо, поздравляют с праздником.

Некоторые, вытаскивая из сумок 5-6 бутылок, извиняются: «Это я не только себе, а на всю лестничную площадку». Мы выделяем тех, кто пришёл с банками и бидончиками, их без очереди. Это понятно. Кто-то уносит домой литров 10-15 крещенской воды. А бывает, протягивают одну малюсенькую бутылочку, как правило, молоденькие девушки. Понятно, они же не жили в СССР, жизни не знают.

Каждый год священник к проповеди добавляет информацию о святой крещенской воде, о Великой Агиасме. Что вся вода за эти два дня одинакова, потому что освящается одним чином. Что можно взять немножко, а дома доливать сколько надо, вода свойств не теряет.

Но всегда находятся люди, которые себе на уме. Так-то оно вернее, когда полнее. Концентрированнее… Да, встречаются и такие мнения. Нам не жалко, наливаем воды доверху все ёмкости. Правда, из-за этого очередь движется медленнее, но и время для подвига увеличивается. Попутно делаем замечания, чтобы на бутылках не было этикеток неподобных. Поначалу каких только ёмкостей не несли. С водочными этикетками, винными, пивными. Одни раз обнаружили в бутылке какие-то камешки. Ну чтобы крещенская вода была ещё сильнее. Некоторые воспринимают замечания недовольно, но подавляющее большинство даже извиняется, мол, мы не знали. Результат налицо. В прошлый год только один принёс бутылку с водочной этикеткой. Некоторые настроены очень решительно: «Почему у вас нет проруби для купания?»

Неистощим на выдумки наш народ! Например, если набрать воды во время колокольного звона в одном храме, потом в другом и в третьем, да смешать вместе, то это будет самая сильная вода. Трёхзвонная называется. Достоевский ещё писал, что русский человек если врёт, то не из практической выгоды, а для того, чтобы произвести впечатление.

Конечно, можно бы и посмеяться над таким язычеством. Но только как человек может разобраться в информации о крещенской воде, если он в храме бывает 2 раза в год? Можно и в интернете прочитать, но для этого нужен хотя бы интерес к этой теме. Поэтому, все, кто присутствует на молебне, услышат о Великой Агиасме непосредственно от священника.

Воду разливаем и на третий день, освящённую ещё 19 января. К обеду и она заканчивается, а народ всё идёт. Проводится снова молебен, но уже обычным чином. Чин великого освящения воды проводится только два дня в году.

Народу в храме уже немного. Входит бабушка, озирается по сторонам. Замечает нас, мы уже на раздаче остались вдвоём, подходит и тихонько спрашивает: «Ребятки, я дала крещенской воды своему котику, так он вторые сутки спит, не просыпается. Не знаю, что делать». Мы как могли, успокоили её. Может быть, котик — единственное живое существо у неё дома.

Входит дед в храм, ему около 80-ти лет. Идёт прямо на нас, глаза светятся. Привожу дословно его обращение: «Я никогда не ходил в храм, ничего не умею. Но очень хочу ходить. Что мне нужно делать?» Мы сначала опешили, потом направили его всё же к священнику. Он идёт в сторону алтаря, и только тут мы одновременно замечаем, что он в шапке!

Один приходит в храм, чтобы ему стало лучше, другой для того, чтобы он сам стал лучше.

«Кто пришел сюда за водой, тот с водой и уйдет. А кто пришел за Благодатью Божией, тот унесет в своих бутылочках именно эту целительную и помогающую Силу, Свет и Радость» (Из проповеди).

Даже те, которые приходят только за водой, но ведь приходят они в православный храм. Душа просит чего-то, теплоты, какой-то передышки от суеты, а иногда утешения. Святая вода подразумевает покой и мир в душе. Даже те, кто вообще в храм не ходит, знает, что есть Церковь, куда можно прийти, если что-то случилось.

Женщина, лет 70-ти, спрашивает меня, как правильно перекреститься. Это услышала одна из прихожанок. Есть такие активные не в меру. Тут же стала осуждать, как же жили, если перекреститься не умеете. Слава Богу, её тут же увела другая, по пути вразумляя о недопустимости осуждения. У женщины умер муж, и она первый раз в жизни пришла в храм. Показал ей, как перекреститься. Интересно, что она совсем не отреагировала на слова прихожанки. Молча перекрестилась, посмотрела на меня и спросила: «Правильно?»

Конечно, все мы далеко несовершенны. Кто-то видит свои недостатки, кто-то даже не подозревает о них. Апостол Павел писал: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». В дни праздника Крещения Господня каждому из нас даётся ещё одна возможность понести тяготы друг друга.

Сергей Смирнов

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 4,67 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924