Столетие революции и возрождение России Алексей Владимирович Скиженок1 min read

Николай II с семьёй

Выдающийся французский историк Марк Блок говорил, что история – это история людей, а не идей. Судьба человека, находящегося «на пути из времени в вечность», выражаясь словами современного аскета – магистральное направление в развитии человечества и ключ к пониманию мировой истории.

Сердце человека является подлинным атомом для исторического знания, подобно тому, как в естествознании учение об атоме – фундаментальная сторона любых изысканий. Через сердце человека пролегает путь мировой истории и оно же является тем зерном, которое, посеянное при жизни в почву мировой истории, должно принести плод, сообразный своему содержанию.

Поэтому мы можем говорить, что антропологическое измерение истории – самое важное и наиболее ответственное с точки зрения исследователя измерение исторического знания. Оно представляется обоюдоострым мечом, с одной стороны дающим перспективу истолкования самой сути исторического процесса, а с другой всегда остающимся тайной, покрытой мраком.

Наше стремление понять человека Российской Империи, находящегося накануне исторического слома и катастрофы 1917 года, требует от нас определённости в понятиях. Прежде всего, в понятиях о мировой истории и том месте, которое в ней занимала Россия.

Согласно Священному Писанию, книге Бытия, человек был сотворён в раю и приведён к вечной жизни с Богом в союзе Церкви. Адам, жена и Господь составляли собой первую Церковь, ограждённую сенью райского сада от внешнего воздействия. Когда Господь дал Адаму и жене заповедь не вкушать от древа ведения доброго и лукавого, Он предрёк, что в тот день, в который человек вкусит от его плодов, он «смертью умрёт» (Быт. 2;17). Когда позднее лукавый дух – змей – искушал жену вкусить от запретного древа, он соврал ей, сказав: «смертью не умрёте» (Быт. 3;4). В сознании лукавого заповедь Божия и то прещение, которое приложил Господь к Своим словам, должны были непременно произойти. И тогда тотчас, сразу после греха, «в тот день», когда произойдёт грехопадение, произойдёт и гибель человеческого рода. В искушении, которым лукавый дух искушал наших прородителей, читается тот же замысел, что прослеживается во всех его последующих действиях: разрушение пресечение церковного общения и разрыв союза Бога с человеком и между людьми.

Событие грехопадения происходила до начала мировой истории, вне времени земного бытия. Вопрос о жизни Церкви и о бытии человека мог быть решён как вопрос о направленности воли ангелов – один раз и во всей полноте метафизического масштаба жизни. Один миг и судьба человечества была бы предопределена. Однако иным был суд Божий. Предостережение Божие о смерти человека в день греха исполнится. Но исполнится оно не в вечности бытия. Оно исполнится во времени и пространстве мировой истории. Мировой истории, которую даст Бог падшему человечеству и в которой Он Сам воплотится для того, чтобы войти в её невидимую ткань и изнутри истории возвратить человечеству союз любви с Богом, человеком и друг другом.

Мировая история есть милость Божия к грешному человеку. Когда Господь Иисус Христос воплотился, пострадал за человечество и Воскрес из мертвых, возвратив человека – Богу, а Бога – человеку, апостол Пётр разъяснил тайну мировой истории: «У Бога один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Пет.3;8).

Вся история мира есть путь спасения для человека и для человечества. В этом её таинственный смысл. В жизни Церкви и в действии Самого Божества заключается внутренняя суть и динамика этого пути. Спасение человека происходит не от человека, но от Бога.

Однако как в жизни человека вера, являющаяся залогом спасения, находит выражение в делах, так благочестие верующего народа запечатлевается в событиях и актах его исторического бытия, которые вдохновлены верой.

История русского народа – это история русской веры, воплотившейся в грандиозных культурных формах поистине вселенского масштаба. В истории русского народа, как в её отдельных фактах, так и во всей стройной соразмерности её эпох, наблюдается всенародное исповедание веры в Бога русского человека.

Одним из крупнейших произведений народного гения и центральным явлением русской истории, определявшим и определяющим по сей день вектор движения русского народа в истории, является самодержавие. Унаследовавшее преемство от первых автократоров Римской империи, русское самодержавие являлось одновременно продолжением мировой имперской парадигмы и в то же время типично русским явлением, запечатлевшим на себе черты, характерные только для России.

Споры о роли и значении самодержавия в духовной и исторической жизни народа и Церкви не теряют своей актуальности по сей день. Довольно многие сегодня, увлечённые впечатлениями современности и злобой дня, не чувствуют живой потребности в самодержавии и не оставляют за ним права на возрождение России. Другие, как, например, Андрей Десницкий или Владимир Легойда, вообще отказывают самодержавию в праве называться частью Предания Церкви и органическим явлением церковности, утверждая, что Церковь находится вне политики и не заботится о формах правления. Бог судья этим людям. Мы предложим иной взгляд на самодержавие.

Самодержавие есть готовность народа посвятить свою жизнь Богу всецело, принести Богу в живую жертву весь состав земного бытия. Самодержавие есть вера народа в то, что Бог воплотился и принял человеческую природу до конца, не гнушаясь повседневностью быта и потребностями земного существования. Самодержавие есть такое единство людей, объединённых общей верой, которое позволяет народу найти своё соборное выражение в личности Самодержца, в одном лице. Самодержавие есть истинное народовластие, когда народ объединён в личности монарха и в нём имеет источник собственного самовыражения. Самодержавие есть совокупность высших гражданских свобод, заключённых в искреннем единстве всех с Царём и Царя со всеми. Самодержавие есть надежда на вечную жизнь с Царём Царствующих, запечатлённая символически в реалиях земной жизни.

Наконец, в самодержавии заключена основа антропологического измерения русской истории, потому что именно Самодержец был человеком, являвшим в себе соборную личность своего народа.

Говоря о русском человеке накануне революции 1917 года, мы говорим не о человеке слабой веры. Не о человеке меркантильного склада ума и характера. Не о человеке малодушном, потерявшем связь с Богом, Церковью и благочестием предков.

Русский Царь осознанно и добровольно принял искушения и скорби революции. События революции не стали заговором и позором для России, потому что они стали волевым решением её Царя принять страдания и крест вместе со всем народом.

История русской революции – это история русского человека как такового и личная история Царя-Мученика Николая Александровича и Его Семьи. История всего собора новомучеников и исповедников российских. История русской революции как русская голгофа, открывает нам источник надежды и веры в неизбежность воскресения России ещё во времени мировой истории. В непоколебимом желании Царя и вернопданных Его Величества источник народного бытия и духовной мощи к возрождению русского человека. История русской революции – это история крайнего искушения и нечестия, поразившего весь русский народ и уничтожившего его культурно-историческое наследие. Но и это искушение, и это нечестие не сумело умертвить духовные основания народной жизни, в глубине своей влекущие его к восстанию из мертвых.

Вся русская история была посильным подражанием русского человека – каждого в отдельности и народа в целом – крестному пути своего Спасителя, Господа и Бога Иисуса Христа. В событиях русской революции русский человек был предательски убит, жестоко расчленён и уничтожен так, чтобы и следа его не могло остаться в истории. Однако совокуплённый во едино всемогущей силой Божией, всей жизнью своей стремившийся к Господу Иисусу Христу, он ждёт своего воскресения и свидетельства миру о том, что жив Господь, и жива душа наша.

Материал подготовлен в рамках работы специалистов Аналитического центра святителя Василия Великого над написанием конкурсной работы на тему «Революция в России…».

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924