К вопросу о равноправии мужчин и женщин1 min read

ЖенщинаПовсюду слышатся толки об уравнении прав лиц мужеского и женского пола во всех разнообразных положениях жизни общественной, семейной и даже церковной. Как смотрит на сие Слово Божие? Оно допускает равенство тех и других лиц только в отношении к делу спасения души. Спасение души в одинаковой мере доступно всякому человеку по вере в Господа Иисуса Христа.

Она соединяет всех верующих в Него воедино, так что в сем отношении нет различия между мужеским полом и женским, как нет различия между верующими из иудеев и язычников, рабов и свободных. Ибо все верующие во Христа посредством духовного возрождения в таинстве Крещения сделались чадами Божьими по благодати усыновления Богу. Но «если ты сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4,7).

Каждому крещенному, как сыну Божию во Христе Иисусе, по благодати предоставлено наследие вечного блаженства в Царствии Небесном. Участие в сем блаженстве, равно как участие во всех благах земной Церкви Христовой, принадлежит лицам мужеского и женского пола в одинаковой мере; все крещеные без различия полов, когда соединяются в храме Божием, одинаково близки и любезны Отцу Небесному, как близки и любезны плотскому отцу живущие с ним родные его дети, братья и сестры. Вот почему апостол Петр увещевает мужей воздавать честь своим христианским женам, «яко сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет. 1; 3, 7). Право на это наследие женам принадлежит в одинаковой мере.

Достоинство женщины чрезвычайно возвысилось в лице Богоматери, которая, как послужившая спасению людей чрез воплощение от Нее Сына Божия, соделалась Превысшею всей твари, даже Херувимов и Серафимов, поклоняющихся Ей, яко своей Госпоже и Царице. Что касается до прочих жен, то особенной чести сподобились те из них, которые просияли святой жизнью на земле и стяжали равную славу со святыми мужами на Небесах.

Но как ни высоко положение лиц женского пола в показанных отношениях, они должны уступить преимущество лицам мужского пола в других отношениях. Со времени грехопадения прародителей жена, как первая грешница, подчинена господству мужа, увлеченного ею в грех. «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3,16).

Господство мужа над женою тяжело было особенно в язычестве: она была рабой и невольницей мужа. Притом значение ее было унижено многоженством. Даже среди избранного народа допущено было многоженство, и мужьям дано было право разводиться с женами по личному произволу, тогда как жена, недовольная мужем, лишена была этого права. В мире христианском многоженство уничтожено; право требовать развода в случае нарушения супружеской верности предоставлено не только мужу, но и жене. Но господство над женой осталось в силе и в Новом Завете. «Жены своим мужьям повинуйтеся, якоже Господу, зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава есть Церкви. Якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5; 22-24).

Каков бы ни был муж, хорош или не хорош, ласков или жесток в обращении с женою, она должна оставаться в повиновении ему, и как бы ни было ее житие, не должна искать разлучения с ним за исключением случаев супружеской неверности. «Яже Бог сочета, человек да не разлучает». Так называемые ревнители эмансипации женского пола восстают против неразрывности супружеского союза и требуют как для мужей, так и для жен полнейшей свободы развода по всякой благовидной и неблаговидной причине. Исполнение этого требования сопровождалось бы самыми пагубными последствиями, что повело бы к разрушению семейной жизни, к безграничному разврату.

Что сказать об общественном положении лиц женского пола? По мнению ревнителей расширения прав женщины, общественное положение ее должно быть одинаково с положением мужчин. У нее нельзя отнимать право быть судьей, министром, губернатором, профессором, адвокатом даже воином. Но справедливость требует сказать, что все это не по силам женщине, по самой природе своей обладающей меньшей, сравнительно с мужчиной, умственной и телесной силой. Ко всему этому несравненно способнее мужчины.

Апостол Павел заповедует женщине молчать в церковных собраниях (1 Кор. 14,34,35). Бывают даже такие физические положения женщины, в которых ей воспрещается переступать порог храма. Правда, в числе святых жен были такие, которые послужили Церкви апостольскими трудами, каковы, например, равноапостольные Мария Магдалина, царица Елена, великая княгиня российская Ольга, просветительница Грузии Нина. Но таковая церковно-общественная деятельность свойственна была очень немногим женщинам, имевшим особое призвание к ней от Бога.

Христос призвал к апостольскому служению только мужей. Равно и приемниками их служению, по воле Господа, являлись и являются только лица мужеского пола. То же должно сказать о высоких гражданских должностях. От них всегда вообще устраняемы были и даже сами не искали их женщины. Были немногие блестящие исключения. История поведает о нескольких женщинах — правительницах государств; в числе их занимает первенствующее место русская императрица Екатерина Великая. Но не надо также забывать, что эти царственные женщины министрами и вообще помощниками по управлению имели мужчин, а не женщин.

Ничего нельзя сказать против стремления лиц женского пола к высшему образованию, тем паче, что многие из них в умственном отношении не уступают мужчине. Вообще же, надо сказать правду, этих исключений немного: в истории научных знаний двигателями науки, искусств и ремесел являлись одни мужчины, женщинам принадлежит честь только усвоять плоды их трудов. Университет в сем отношении может быть для них весьма полезен. Но как ни высоко достоинство университетского образования, оно может служить только украшением женщины в смысле удовлетворения ее любознательности, а отнюдь не составляет существенной потребности, ибо применить его к общественной деятельности, сделать из него практическое употребление в разнообразных видах служении обществу женщины не могу.

Прямое назначение ее есть жизнь семейная положение женщины в семье как матери, воспитательницы детей, хозяйки, помощницы мужа есть самое высокое положение. Как воспитательница детей она не лишена влияния и на общественную жизнь. Пусть она внушает детям своим страх Божий, любовь к Церкви и Отечеству и навык к полезной деятельности. Чрез это она приготовляет полезных деятелей для общества и государства и оказывает им великую услугу, гораздо большую, чем если бы она сделалась государственным чиновником.

Служба государственная только бы отвлекала бы ее от жизни семейной; у нее недостаточно бы тогда времени и свободы принимать непосредственное участие в воспитании детей; волей-неволей ей пришлось бы тогда поручать это святое дело наемникам, которые, пользуясь тем, что за ними некому наблюдать, небрежно стали бы относиться к своему делу, и не воспитывать, а только развращать детей. Равно и хозяйство могло бы придти в упадок, если бы мать семейства, занятая службой государственной, затруднена была следить за домашними. Главное призвание женщины состоит в служении благу семейства. Ничто столько не служит к чести ее, как материнские заботы о детях, и ничто столько не утешает ее, как искренняя, заслуженная ею любовь и почтение к ней детей.

Женщины, стремящиеся к уравнению своего положения с мужчинами, напрасно думают, что это возвысит их значение в глазах мужчин. Нет, не этим заслуживается уважение последних к первым. В глазах истинных ценителей женских достоинств имеет цену не внешнее положение женщины, но нравственные ее качества. Лучшим украшением ее служит женская скромность, стыдливость, целомудрие, кротость, воздержание языка, заботливость о детях, о спокойствии мужа, о хозяйстве. Пусть она себя ведет так, чтобы в присутствии ее мужчины держали себя почтительно к ней, не позволяя себе ни говорить, ни делать ничего такого, что могло бы оскорбить ее скромность и степенность. На худом счету слывут те женщины, которые, стремясь к равенству с мужчинами, усвояют себе их непохвальные привычки, например, курить табак, принимают участие в их нескромных речах, участвуют в их нескромных развлечениях и забавах. Такие женщины теряют право на уважение к себе и возбуждают глумление и презрение к себе. Женщина, дорожащая своим достоинством, никогда не унизит себя до столь жалкого положения.

Разделение обязанностей в семье и ее единство

Господь вложил особенности как в физический, так и в душевный организм мужчины и женщины. Они дополняют один другого. Если мужчине в основном свойственно мужество, физическая сила и выносливость, сила дарований (умственных или в искусстве), то женщине соответствует больше сила любви, отзывчивость сердца, нежность чувств и т.д. В связи с этим происходит и идеальное разделение ряда семейных обязанностей. Материальное содержание семьи естественно выпадает на долю мужа, а домашние заботы и уход за детьми — преимущественно на жену.

Воспитание детей является, естественно, обязанностью обоих.

По установленному для человечества Богом закону муж — это питатель семьи и поэтому не может все свое время проводить в семье. Но мать должна принадлежать семье и детям. В их воспитании, в заботе о семье заключается ее долг перед Богом, государством, обществом и мужем.

Отвлечение матери от семьи для заработка — это величайшее несчастье для детей, это семейное бедствие, нарушение целости и единства семьи. Чаще всего это доказательство недостаточной любви к детям, признак духовной болезни матери и ее маловерия.

Сторонний заработок матери может быть оправдан только для вдовы. Но и здесь при твердой вере и крепкой молитве к Господу и Его Матери можно избежать бедствия и находить пропитание, не бросая детей. Бог есть Бог милости, Который «сира и вдову примет». И он всесилен находить пропитание для вдов, не отделяя их от детей. Может быть, нужно встретить бедность и нужду, но они несравнимы с бедствием разлучения детей от матери. История Церкви дает многочисленные примеры особого Божьего Промысла о благочестивых вдовах. Мы знаем еще ветхозаветную историю о чудесном пропитании вдовы в Сарепте Сидонской. Эта вдова была благочестивее всех вдов израильских и за то она не имела нужды во время великого голода, как об этом свидетельствует Сам Господь (3 Цар. 17, 10; Лк. 4, 25-26).

Глубокий знаток жизни царь и пророк Давид говорит: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс, 36, 25). Но то, что имело место в Ветхом Завете, тем более осуществляется в Новом, когда безмерно приумножилась благодать. Поэтому никто не может оторвать детей от матери в семье, с верой отдавшей себя в руки Промысла Божия. Как в первые века христианства, такая семья будет представлять собою домашнюю церковь. В такой семье, связанной любовью в одно целое, будут господствовать иные, по сравнению с греховным миром, взаимоотношения, и не будет деления на поколения, не понимающие одно другое — на «отцов» и «детей».

Семья — это крепость, на которую «враг человеков» не устает нападать. Страшно разделение семьи. Спаситель говорит: «И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мк. 3, 25). Главным условием целости семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная связь, любовь членов семьи. Будем же беречь любовное единство семьи, будем помнить и прежде всего в семье исполнять первую заповедь Господа: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13, 34).

Семья христианина — отец, мать, дети — это образ Святой Троицы на земле. И как Святая Троица одно целое, так спаянная любовью истинно христианская семья должна в духе и любви быть одним целым. В этом ее сила и ее счастье и здесь, на земле, и в этом залог ее безконечной радости в вечности. И пусть незыблемое единство семьи будет и целью, и путеводным маяком в жизни супругов.

Постижение единства семьи подобно постижению тайн Святой Троицы — с постижением антиномии Ея «неслиянности и нераздельности». Истинно любящий живет не собою и не для себя, а теми и для тех, кого любит: его чувства и мысли посвящены только жизни любимых. Его душа неотделима от них, и ни разность места, ни течение времени не отделяет ее от любимых. Любовь сильнее смерти, и ничто не может преодолеть или победить любовь.

Так в истинно христианской, любящей семье отец живет не собою, но женою и детьми, а жена — мужем и детьми, а дети душою неотделимы от любимых родителей. Любовь стирает грани индивидуальности и соединяет частности в одно нераздельное целое.

По материалам брошюры

«Православная женщина в современном мире»

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Один комментарий на “К вопросу о равноправии мужчин и женщин1 min read

  • Александра:

    «Но справедливость требует сказать, что все это не по силам женщине, по самой природе своей обладающей меньшей, сравнительно с мужчиной, умственной и телесной силой»
    Прямо изначально делают из женщин дурочек. Так мужчина может возгордиться, что он умён уже потому, что он мужчина. Какая-то не очень уважительная к женщинам статья. По-моему, у женщины способности к искусству и наукам не меньше, чем у мужчин, просто социальные роли разные. И среди женщин великих ученых мало, потому что обязанности другие. Попробуй, будь великим учёным, ещё по хозяйству хлопочи и детей воспитывай. Просто Богом определено, что женщина должна быть помощницей мужчины. У неё другие социальные функции. Если все женщины ринутся в карьеру наравне с мужчинами- это будет гибель для семьи и общества.

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924