О напрасных смущениях по поводу признания Русской Церковью древних святых Запада1 min read

9 марта 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в месяцеслов были включены имена пятнадцати великих святых Запада, живших до отпадения католиков в 1054 году. Среди этих подвижников – великий защитник святоотеческого Предания Викентий Леринский, просветитель Ирландии Патрикий (Патрик), Женевьева Парижская и другие.

Удивительно, но это прекрасное, духоносное решение нашего Синода, которое должно бы обрадовать каждого православного христианина (как обрадовала, несомненно, канонизация святителя Серафима (Соболева) в прошлом году), частью верующих было встречено «в штыки»: будто бы, на их взгляд, Синод пошёл на поводу у экуменистов и навязывает верующим «католических» святых, тем самым «по-иезуитски» готовя почву для «объединения» с западными еретиками. Тут же, с подачи светских СМИ, пошли толки о том, что теперь Россию, по примеру Ирландии, ждут разгульные празднования дня святого Патрика, в связи с чем почитание этого святого нам якобы не нужно. Кстати, это очень малодушный и слабый аргумент: разве можно представить, чтобы Церковь отказывалась почитать святого только из-за того, что его имя опошлено массовой культурой? В таком случае и святитель Николай, чей образ извращён «кока-кольным» Санта-Клаусом, недостоин нашего почитания.

Подобная критика, с неоправданным фокусом на одном только святом Патрике Ирландском, исходит в основном от «ревнителей не по разуму» (зилотов), склонных видеть почти в любом решении священноначалия явное или скрытое предательство веры. Хотя, скорее, уничижение веры (если вовсе не хула на Духа Святого) состоит как раз в том, чтобы, следуя гордыне и страстям, отвергать святость подлинных святых, каковыми были те пятнадцать подвижников, чьи имена внесены в месяцеслов.

Не вдаваясь в долгие рассуждения, отметим, на наш взгляд, ключевые доводы по рассматриваемому вопросу:

1. До отпадения западных христиан в ересь они составляли такую же полноправную часть Вселенской Православной Церкви, как и восточные Поместные Церкви, в связи с чем древнезападные святые – это, конечно, и наши святые.

2. В православном месяцеслове уже большое количество святых древнего Запада (гораздо больше пятнадцати), причём среди них есть даже папы римские, а также такие замечательные деятели, как священномученик Ириней Лионский (знаменитый обличитель ересей) и святитель Осий Кордубский (Кордовский) – сподвижник святого равноапостольного царя Константина. Присутствие имён древнезападных святых в православном месяцеслове – это абсолютно нормальный факт.

3. Древнезападные святые уже давно почитаются в православных общинах западных стран. Причём не какими-нибудь «модернистами-экуменистами», а подлинными столпами веры – например, святителем Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским, автором известного доклада о необходимости почитания древнезападных святых.

Признавая древнезападных святых, мы не идём на поводу у католиков (которые давно по-своему «чтут» этих святых), а, наоборот, возвращаем собственное духовное наследие (ту самую древнюю подлинную Европу, которую любил Достоевский и называл «страной святых чудес») и воздаём подобающее почитание древним подвижникам веры, которого многие из них были лишены более тысячелетия из-за угасания православия в Европе (ведь почитание еретическими сообществами даже подлинных святых – ущербно, неполно). Отказ от этого наследия под видом якобы ревности о вере – это как раз и есть своеобразный модернизм.

Решение Священного Синода по своему характеру, конечно, православное. Оно стало следствием и того объективного факта, что Русская Православная Церковь давно переросла узкие национальные границы (к слову, приходы РПЦ есть примерно в 70 странах мира) и всё более укореняется за рубежом. Верные чада Церкви на Западе, такие как протоиерей Андрей Филлипс из Великобритании (кстати, крайне негативно относящийся к экуменизму), старательно возрождают память о древнезападных православных святых. Признание святых древнего Запада – это мудрый миссионерский ход, позволяющий показать народам Европы их собственную аутентичную православную традицию.

Будем надеяться, что вслед за указанным решением Священного Синода последуют и новые, а наши смущающиеся братья и сёстры поймут, что ничего страшного в таких решениях нет.

Источник: stbasil.center

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (4 votes, average: 3,25 out of 5)
Загрузка...

25 комментариев на “О напрасных смущениях по поводу признания Русской Церковью древних святых Запада1 min read

  • Глупая статья. Русская Церковь никогда и не отрицала святости древних подвижников. Речь идет о втюхивани отступниками вроде небезизвестного композитора в российские святые незнакомых нам людей. Называют три-четыре имени, и то люди сбились с ног, чтобы узнать когда, за что они были прославлены. За границей пусть включают в местопоминаемых, а нам вполне своих тут достаточно. Только недавно тридцать своих выкинули, лишние, наверно, оказались.

  • Надежда:

    Сегодня на отпусте вечерней Литургии преждеосвященных даров в одном известном монастыре помянули «свт. Григория Двоеслова, папу римского». Хотя это не его день, а память иконы Державная.

    Прикрываясь именами прославленных Церковью святых, живших в период до отпадения католиков, можно постепенно реабилитировать само понятие «папа римский», сделав его нейтральным в сознании православного народа. Не все будут разбирать, что папа «до» и папа «после» – совершенно разные понятия, название-то одно.

    Можно обвинять православных в недружественности и в чём угодно ещё. Однако, резануло слух. Аллергия уже на это словосочетание.

    • Михаил Ершов:

      Надежда, почитай благодарственные молитвы после литургии Преждеосвященных Даров. Там — тропарь и кондак святому Григорию Двоеслову.
      Наверное, большинству воцерковленных правосл. христиан известно, что св. Григорий Двоеслов был папой Римским.
      Потому и на отпусте его помянули, т.к. совершалась литургия ПД. А раньше эти два слова (папа Римский) на отпусте не произносились (я как-то не придавал этому значения, поэтому не могу утверждать)?

    • Надежда:

      Поправлюсь и добавлю.
      Литургии Преждеосвященных Даров.

      С выносом престола из храма на паперть. Так что миряне могли наблюдать процесс причащения духовенства. Зачем-то.

      Чем мотивируется обычно отсутствие алтарной перегородки в храме? Ревностью к службе, когда ничего ещё не построено? Благоговение ко святыне требует осмысленного отнесения себя к Церкви земной, воинствующей. От обнажённого алтаря хочется отвести взор, поскольку недостойны лицезреть.

      Разумная дистанция необходима везде. Включая общение с незнакомыми людьми.

      • Михаил Ершов:

        А это — совсем другое дело. В такие обновленческие храмы и «монастыри» наши деды-прадеды не ходили. Будет еще хуже. Мерзость запустения и «единая церковь» с еретиками. Вот тогда нельзя будет ходить в храмы МП …
        «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

        • Татьяна Ивановна:

          А Вы, Михаил, не пробовали честно зарабатывать? Например на стройке или ещё где-нибудь…Можно даже специальность получить в колледже или ВУЗе

        • соотечественник:

          Мы тоже заметили вашу роль в соц. сетях. Принудить людей молча, сложа ручки ждать а главное не мешать врагам церкви разрушать, богохульствовать, попирать чувства верующих. Ведь если мы потребуем выполнения закона государства Российского то и победить сможем.

          • Михаил Ершов:

            А кто вас заставляет молчать? Надежда вот не молчит. А если бы мне пришлось увидеть такое «на паперти», я бы прямо там вслух всех сказал (голос у меня громкий; уже лет 10 в приходском храме читаю во славу Божию часы, Апостол и пр.) об их обновленчестве и не стал участвовать в этом кощунственном богослужении. Но туда я бы больше уже никогда не пошел. Наши православные прародители не посещали обновленческие храмы и оставлялили обновленцев без пропитания.
            В моем возрасте и с моей вольной гуманитарной специальностью (иностр. языки) уже не нужно переучиваться. А скоро дел на огороде и по даче прибавится; там и стройкой позанимаюсь (нужно готовиться к худшим временам) …

      • Надежда:

        К сожалению, уличные богослужения становятся традицией. Самый известный пример – Дивеево.

        Всегда объясняют такую необходимость многолюдством. Но не всегда масштаб многолюдства таков, чтобы оправдать эту практику.

        Впервые столкнулась с таким явлением, как выносной алтарь, году в 2006-м, когда проездом побывала в одном из мужских монастырей на юге России. Правда, не была на богослужении. Но там были и действующие храмы, а народу немного. Зачем вынесли алтарь, непонятно.

        Про отпуст Литургии Преждеосвященных Даров – всё канонически безупречно. Просто в общем контексте, повторяю, резануло.

        • Михаил Ершов:

          В Дивеево на торжествах по случаю 250-летия со дня рождения преп. Серафима Саровского престол и жертвенник тоже были на площади между двумя соборами, но это было оправдано большим количеством паломников и архиереев. На всенощную службу прошел в Троицкий Собор только в хвосте свиты (попросил приехавшего митрополита … пройти с ним на службу); храм был полон и все входные двери закрыты. Исповедь до утра в храме и на улице. Я был на ранней литургии. Литургия поздняя — на соборной площади. Тоже резанули некоторые моменты. Но сейчас всё намного хуже …
          Слава Богу за всё!

      • Нила:

        Надежда, скажите, пожалуйста, это был столичный женский монастырь? Не Зачатьевский, случайно? Он под большой опекой П.К.

    • Надежда, Вы, быть может, не в курсе, но литургию преждеосвященных даров составил именно православный папа римский Георгий Двоеслов. Так что поминать его на ней — вполне естественно. И если он был папой римским, то как его титуловать по-Вашему? Не стоит играть в политкорректность, как это делают на Западе. Мы, православные, должны называть вещи своими именами.
      Спаси Вас Господи, и простите, если обидел.

      • Надежда:

        Не обидели.

        Действительно, на Преждеосвященной литургии бывала редко и к кому относят её авторство, просто забыла. Но до известных событий и само словосочетание «папа римский» воспринималось по-другому. А тут ещё было подчеркнуто интонационно, как мне показалось. Моё первое высказывание было в основном о том, что возможна подмена понятий (у части православных).

        Все эти заигрывания с католиками привели к тому, что у части православных возникает рефлекс отторжения всего, что связано с римскими папами. Что тоже неправильно, если иметь в виду историю Церкви до отпадения латинян.

        Узкий путь, тесные врата…

        • Вы же знаете: путь христианина — серединный, царский, не впадая в крайности. А то, что кому-то может казаться что-то нехорошее, интонации к примеру, так это скорей всего бесы нашептывают ради смущения. Все надобно делать и воспринимать с рассуждением. Может и было выделено «папа римский», но с такой мыслью, чтоб показать: и папы некогда были православными и даже святыми. Значит еще есть надежда, что и они , нынешние или будущие, — отрекутся от своих заблуждений и вернутся к правой вере.
          Спаси Господи!

          • Надежда:

            Вы оптимист. Может быть, и молитесь за пап, нынешних и будущих? Есть такое дерзновение?

            Самим бы научиться поклоняться Богу в духе и истине. Без иллюзий и восторгов. И стяжать истинное разсуждение, прежде чем учительствовать. Простите.

          • А мы за всех еретиков, раскольников, иноверцев и прочих нехристей молимся, чтоб Господь вразумил, просветил и к своей Единей Святой Сборной и Апостольской Церкви их присоединил.

          • Надежда:

            Соборно или индивидуально? Вопрос был о личной молитве.

          • Когда как. Христос заповедал нам молиться о врагах наших. Значит мы должны выполнять то, что Он от нас хочет, чтоб быть христианами.

          • Михаил Ершов:

            Извините, что вмешиваюсь. Стоит ли спорить из-за этого?
            В утренних молитвах о живых в конце есть и молитва об еретиках. https://www.molitvoslov.com/text893.htm
            Я лично молюсь о живых и мертвых кратко, а кто-то вычитывает полностью и не согрешает. Другое дело — самовольно брать на себя что-то больше этого; тогда можно и в прелесть впасть …

    • Татьяна Ивановна:

      Умничка, Надюшечка!

  • Наталия:

    Не умоляя подвига западных подвижников, думалось, что будет и канонизация новомучеников и исповедников Российских, подвигами и молитвами которых устояла и возродилась Церковь Русская.

  • Надежда:

    Вот конкретно за пап не стала бы молиться. Нет у меня оснований пренебрегать мнением сербского архимандрита (последние два больших абзаца):
    http://www.odigitria.by/2016/03/26/arximandrit-nikodim-bogosavlevich-vstrecha-patriarxa-kirilla-i-papy-franciska-za-ili-protiv/

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924