Россияне. Русские. Великороссы1 min read

Иерей Алексий УспенскийСлишком многое кануло в Лету вослед рухнувшей Российской империи. Перечень утрат таков, что не хочется в него углубляться. Но как бы ни было больно возвращаться на пепелище, рано или поздно люди возвращаются. И там, глотая горючие слёзы непоправимой беды, ворошат пепел минувшего в надежде найти хоть что-нибудь из прежней жизни.

Так уж сложилось, что мы вынуждены сегодня искать смысл вещей, которые ещё сто лет назад были определены окончательно, осмыслены, казалось, на века. Дошло до того, что практически тождественные до революции понятия «русского» и «российского» сейчас противопоставляют. Сам факт такого разделения выглядит сущей нелепицей, на первый взгляд. В строгом понимании, здесь не должно быть и места какому-либо противопоставлению. Ну как, к примеру, отделить понятия «английского» от «британского», «греческого» от «византийского», «турецкого» от «османского», «немецкого» от «германского»? Никак! Но у России особая судьба, и в этой судьбе бывает так, что и непротивопоставимое противопоставляется. У внешних врагов России, надо сказать, никогда подобные вещи особых вопросов не вызывали — для них мы всегда были «русскими»: «Russians» — и точка! Этого им всегда хватало. Ну, а нам-то чего не хватает? Откуда вырастают все эти неправомерные разделения?

Для начала возьмём понятие «русский». Условимся, что в первую очередь оно служит к определению национального ядра того, что мы называем «русской цивилизацией».

Не всякая нация способна на государственное строительство, далеко не каждая может собрать разные народы и земли в единую империю, и совсем уже единицы наделены талантом созидания целых мiров и цивилизаций. Русская нация наделена этим талантом совершенно очевидным образом. Казалось бы, и отрицать тут нечего! А вот не тут-то было! Заявив такое, вы сразу же столкнётесь с целой армией оппонентов, живых и мёртвых, которые не замедлят погрузить вас в атмосферу настоящей зоологической ненависти, где не будет места ни дискуссии, ни логике, ни здравому смыслу, а будет только ложь, истерика и вообще тяжёлая психиатрия. Почему нас так не любят? Факт бытия Русского мiра неоспорим, а как раз этого нам никогда не простит тот, кто самое имя русское мечтал бы стереть в порошок, развеять по ветру. Это не просто человеческая зависть и не банальная борьба идеологий, экономик, политических амбиций. Это — непримиримый натиск мирового зла во всех его проявлениях.

Понимая, как видно из вышеизложенного, что любая цивилизация складывается вокруг какого-либо национального ядра, мы вместе с тем с удивлением обнаруживаем, что русский народ в ХХ веке изумительным образом был отодвинут от предмета, который называется «правом нации на самоопределение». Наряду с Русью Белой, Русью Малой, Русью Червонной Русь Великая потеряла право именоваться таковой, а народ, её населявший, утратил своё законное имя «великоросс». Всё это было сделано в связи с надуманным обвинением в «великодержавном шовинизме».

Надо сказать, что комплекс этой вины и сегодня таков, что мало кому из русских придёт в голову назвать себя «великороссом». Сразу у него в душе что-то сожмётся, и ему станет стыдно за своё природное величие… Странно, не правда ли? И это тем, кто собрал и сохранил самую большую в мире страну!

А попробуйте ввести этот термин в употребление! Какая будет реакция? Моментально сработают сразу две идеологические мины: одна, заложенная большевиками, другая — постсоветскими либералами. И вновь все услышат знакомое: «великодержавный шовинизм»!

Говорят, что русская революция совершалась не по национальным мотивам. Для того чтобы понять, насколько спорно это утверждение, достаточно бег­лого взгляда на национальный состав участников 1-го Съезда Советов. Уж он-то даёт исчерпывающее представление о том, до какой степени коренной народ был лишён представительства в новых органах власти молодой Советской республики. Народное тело было расчленено на противоборствующие классы, а затем растворено в едкой кислоте революционной идеологии.

«Отречёмся от старого мiра!..» — а дальше евангельское: «Отряхнём его прах с наших ног!» «Старый», а значит, Русский мiр был не нужен, как не нужен был и народ в своём русском качестве, поэтому всё русское безжалостно истреблялось представителями иных, с позволения сказать, культур, мировоззрений и национальностей.

Сегодня по поводу национальной принадлежности большинства революционеров можно услышать много крика о том, что, дескать, их борьба ни в коем случае не могла носить характер какого-либо национального интереса, что их знаменем (а значит, убеждением) было знамя Коммунистического Интернационала и «мировой революции». Но мы-то с вами хорошо знаем, как испанский тореро с помощью красной тряпки управляется с разъярённым быком: главное — отвлечь внимание. И теперь, спустя сто лет, совсем хорошо видно, чьи национальные интересы были соблюдены, а чьи, мягко говоря, нет! Давайте судить по плодам: в ходе революции и Гражданской войны русский национальный интерес был ликвидирован как таковой. Не все русские были готовы отказаться от себя самих ради построения «нового мiра». Поэтому нужно было истребить физически и изгнать из страны достаточное количество несогласных, проведя масштабный геноцид.

Разрушение «до основанья» Русского мiра благополучно продолжалось и после военного коммунизма и красного террора. «Заклеймённые проклятием» творцы «нового мiра» употребили этот сатанинский текст для государственного гимна СССР, каким он оставался вплоть до 1944 года! Таким образом, русский народ в 1922 году de facto и de jure остался без собственной страны. На свет Божий является первое в мiре атеистическое государство, в основу которого положено не национальное ядро, то есть не уникальная, природная, данная Богом сущность, а ущербная человеческая выдумка с яркими чертами богоборческой утопии. Забурлил плавильный котёл под названием СССР, и кипевшее в нём варево силилось растворить в себе основное содержимое — великоросское племя. Варили «новую общность», и, к сожалению, нельзя сказать, что это совсем уж не удалось. Культурный код русских был повреждён. Однако несмотря ни на что мощный организм великоросса переварил яд интернационала, выжил в советскую эпоху, сохранив себя для будущего. Поэтому «советский проект» был закрыт, и наступившее будущее ознаменовалось для русских новой революцией и потерей страны. Именно в этот «постперестроечный период» и был опорочен известный термин «россияне». Вопреки своему изначальному смыслу он вводился в оборот с целью исключить из «уравнения многонационального государства» великорусскую составляющую. «Парад суверенитетов» и «широкие права автономий» осуществлялись за счёт и в ущерб русской нации. Понятие «русский» снова оказалось под запретом. Если в Советском Союзе граждане его республик обладали равными правами (хоть и формально), то в ельцинской РФ национальное большинство оказалось поражено в правах, в отличие от национальных меньшинств. В условиях этой несправедливости, когда все вокруг назывались «россиянами», в русском обществе возникло острое неприятие этого, в другие времена безупречного, термина. И тут же у некоторых политиков того времени возникло острое искушение восстановить, так сказать, «справедливость» и наделить русских правами меньшинств, выделив им «национальную квартиру» — так называемую «республику Русь». Замечательная мысль: резервация для государствообразующего народа!

«А чего, собственно, вы хотите для этой вашей «государство­образующей нации»? — спросят некоторые. — В ХХ веке этот народ целых два раза ухитрился потерять своё государство. Да разве этот народ ещё способен на существование? Не потерял ли он право быть ядром своей цивилизации? Что же это за ядро такое, что это за народ, которому можно задать такие вопросы:

— Кто у вас в стране больше всех пьёт и меньше всех рожает?

— Кто чаще всех убивает детей во чреве?

— Кто у нас «негражданин» в Прибалтике? Кто «ватник», «сепор» и «террорист» на Украине?

— Кто сегодня меньше всех прочих народов понимает, что такое «национальное достоинство» и «национальная идентичность»?

— Кто так же, как русские, разу­чился петь родные песни, забыл свои танцы и совершенно исключил из гардероба национальный костюм?»

Вопросы эти поставлены здесь даже не от лица какого-либо врага или недоброжелателя. Они поставлены самой жизнью и требуют разрешения. Безрадостный пример нашего с вами вероятного будущего у нас перед глазами: Европа. Немцы в сегодняшней Германии, французы во Франции, англичане в Англии…

Есть и другие примеры: государствообразующий народ Израиля составляет 80% от числа общего населения — примерно так же, как и русские в России. Но дело тут не только в количестве. Израиль считается мононациональным государством, и уровень национального сознания в нём таков, что вопросов типа: «Кто в доме хозяин?» — там просто не возникает. Тут самое время задать извечный русский вопрос: «Кто виноват?»

Сто лет назад у нас нашли ответы сразу на оба русских вопроса.

«Кто виноват?» — Царь!

«Что делать?» — Скинуть его!

Сто лет прошло, царь давно убит, а те же самые вопросы опять встают в полный рост. Вот незадача! Может быть, в наши рассуждения вкралась ошибка и виноват всё-таки кто-нибудь другой? Неужели сам народ? Но позвольте, разве так бывает, что вся рота идёт не в ногу, а один лишь командир — в ногу?

В этой связи вспоминается одна история, когда некий вождь некоего народа поднялся на высокую гору для разговора с Богом, а когда спустился вниз, нашёл народ свой впадшим в великое нечестие.

— Я вижу этот народ, — сказал Господь Моисею. — Он упрям. Итак оставь Меня. Я обращу Свой гнев на них и погублю их. Потом я произведу великий народ от тебя.

Моисей сказал Господу:

— Народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх.32,31—32).

Никто не даст нам избавленья —
Ни Бог, ни царь и ни герой.
Добьёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой!

Это уже было в нашей с вами истории. Сто лет — достаточный срок, чтобы понять и не повторить ошибки. Будем же бояться Бога, чтить будущего царя, будем воспитывать героев и тогда вновь станем великим народом, каким нас сделал Господь в истории. И не будет тогда нелепых недоумений, кто мы — «русские» или «российские».

Протоиерей Алексий УСПЕНСКИЙ

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 3,00 out of 5)
Загрузка...

2 комментария на “Россияне. Русские. Великороссы1 min read

  • соотечественник:

    Народ угнетают недостойные -непотребные правители. Неправосудие-мерзость пред Богом, Вот причины революции. Справедливость ко всем без лицеприятия и двойных стандартов-вот что спасет страну!

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924

Свежие записи