НАДО БЫТЬ НА КОРАБЛЕ

Святитель Афанасий (Сахаров)Ранее мы затронули проблему возникновения в ряде Поместных Церквей, в том числе и в нашей Русской Церкви, т. н. «движения непоминающих» – клириков, монашествующих и мирян, под предлогом ревности о чистоте Православия прерывающих евхаристическое общение со своими епископами. В продолжение этой актуальной темы предлагаем вниманию читателей письмо духовным чадам святителя Афанасия (Сахарова). За 33 года своего архиерейства этот подлинный исповедник прошел 27-летний крестный путь ссылок, тюрем и лагерей, но остался непоколебим духом, не уклонившись ни в обновленчество, ни в раскол, и, как поется в каноне святому, «неложно учаше, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога Жива, столп и утверждение истины».

Мне кажется, что Вы <…> все еще не совсем решили вопрос о хождении в храмы. А я же без всякого колебания решил для себя этот вопрос.

Я вспоминаю пример Самого Христа Спасителя, Который пришел, чтобы упразднить ветхозаветное прообразовательное богослужение. И, однако, Он во всю Свою жизнь до последнего момента принимал участие в богослужении, совершавшемся иудейскими священниками, несмотря на то, что самих священников Он грозно обличал. А Святые Апостолы уже после того, как было окончательно установлено новое христианское богослужение, долгое время, по-видимому, до самого разрушения храма Иерусалимского в 70 году по Р. X., продолжали ходить в храм, участвовали в отмененном уже ветхозаветном богослужении, склоняли свои главы, когда первосвященник или священники преподавали благословение именем Божиим.

Церковь Христова свята и непорочна. Но до Второго Пришествия только одна половина ее чад – члены Церкви Небесной – не могут грешить. Другая половина ее – Церковь, воинствующая на земле, – ища спасения грешников, не изгоняет их из своей ограды.

В Церкви земной божественная благодать изливается на всех чад ее, хранящих общение с нею, чрез облагодатствованных в законно совершенном Таинстве Священства предстоятелей Церкви – священников и епископов. Каждый отдельный член Церкви земной вступает в действительное таинственное благодатное общение с нею и со Христом только чрез своего правомочного духовника, при условии, если сей последний находится в общении с правомочным епископом, который, в свою очередь, находится в общении с Первоиерархом, признаваемым в качестве такового всеми Первоиерархами всех других Православных Автокефальных Церквей, составляющих в своей совокупности Единую Вселенскую Церковь. Кроме этой иерархической цепи нет и не может быть иного пути для благодатного единения с Церковию Вселенской и со Христом. Даже великие пустынники, многие десятки лет проводившие в полном одиночестве, всегда мыслили себя держащимися этой благодатной иерархической цепи и при первой же возможности спешили принять Святые Тайны, освященные благодатными служителями Церкви.

А в Церкви Христовой благодать изливается и освящение и спасение совершаются не священнослужителями, а самою Церковию, чрез священнослужителей. Священнослужители – не творцы благодати. Они только раздаятели ее, как бы каналы, по которым изливается на верных божественная благодать и помимо которых нельзя получить божественной благодати. И иерархи, и священнослужители поставляются из обыкновенных смертных грешных людей – на земле нет святых. Священнослужители, даже ведущие явно зазорный образ жизни, продолжают оставаться действенными раздаятелями благодати до тех пор, пока законной церковной властию не будут лишены дарованных им в Таинстве Священства благодатных полномочий раздавать божественную благодать и возносить к Престолу Божию молитвы верных. За недостойных священнослужителей Господь посылает Ангела Своего совершать Святые Таинства. Таинства, совершаемые недостойными священнослужителями, бывают в суд и осуждение священнослужителям, но в благодатное освящение с верою приемлющим их.

Только одно обстоятельство – если священнослужитель начнет открыто, всенародно, с церковного амвона проповедовать ересь, уже осужденную Отцами на Вселенских Соборах, не только дает право, но и обязует каждого – и клирика, и мирянина, – не дожидаясь соборного суда, прервать всякое общение с таким проповедником, какой бы высокий пост в церковной иерархии он ни занимал.

Из церковной истории мы знаем много случаев, когда недостойные лица занимали высокие посты, когда Патриархи были ересиархами. Но и Соборы Вселенские, собиравшиеся для суждения и осуждения новой ереси, до самого последнего момента посылая им и в первый, и во второй, и в третий раз приглашение прибыть на Собор, именовали их «боголюбезнейшими епископами». И только тогда, когда и на третье приглашение приглашаемые отказывались явиться, Собор возглашал им анафему, – и только с этого момента они лишались благодати, и Таинства, совершенные ими, становились безблагодатными.

А посмотрите, например, историю Константинопольских Патриархов в XVII веке. Патриархов назначали турецкие султаны и ставили на патриаршество того, кто больше сделает взнос в султанскую казну. Некоторые Патриархи занимали патриаршую кафедру по году, по несколько месяцев, по несколько дней. Тут бывали тайные иезуиты, бывали сочувствовавшие протестантизму… Султан смещал одного Патриарха, потому что другой обещал больше внести в султанскую казну… Как быстры и неожиданны были смены Патриархов, видно из того, что с 1598 года по 1654-й сменилось 54 Патриарха. Какой соблазн был для верующих! А жизнь христиан-греков в то время была одним сплошным страданием! Но они не отделялись от своих пастырей и архипастырей, не уклонялись от посещения храмов, где возносились имена Патриархов, назначенных султаном-мусульманином. А среди Патриархов того времени был и святой Афанасий Пателарий, три раза, с уплатой соответствующего взноса в казну, вступавший на Константинопольскую кафедру и потом в России, в Лубнах, скончавшийся и причтенный к лику святых.

А каким соблазном был для православных русских людей петровский сподвижник, первенствующий член Синода, архиепископ Феофан Прокопович, бражник, развратник! Может быть, его соблазнительное поведение толкнуло иных ревнителей в раскол. Но не раскольники, а те, которые молились в храмах, где возносилось имя Феофана, оставались в Православной Церкви и получали благодать и освящение.

Много соблазнительного и в наши дни. Но, несмотря на всякие соблазны, у нас нет никакого законного права уклоняться от общения со священнослужителями, состоящими в канонической зависимости от Патриарха Алексия (Симанского, – примеч. ред.).

Настоящее положение церковного управления совсем не похоже на то, что было в то время, когда делами Русской Церкви ведал митрополит Сергий (Страгородский, – примеч. ред.) в качестве заместителя митрополита Петра (Полянского, сщмч., – примеч. ред.) и по его поручению. Когда митрополит Сергий заявлял, что его полномочия вытекают из полномочий митрополита Петра и что он, митрополит Сергий, всецело зависит от митрополита Петра, мы все признавали митрополита Сергия как законного руководителя церковной жизни Православной Русской Церкви, Первоиерархом которой остается митрополит Петр.

Когда же митрополит Сергий, не удовлетворившись тем, что было дано ему и что он мог иметь при жизни законного Первоиерарха Русской Церкви, рядом действий выявил себя как захватчика прав Первоиерарха, когда в своем журнале он всенародно объявил, что ему, митрополиту Сергию, не только принадлежат все права местоблюстителя, но что он – «заместитель, облечен патриаршей властью» (Журнал Московской Патриархии. 1931 г. № 1. С. 5) и что сам наш законный Первоиерарх митрополит Петр не имеет права «вмешиваться в управление и своими распоряжениями исправлять даже ошибки своего заместителя» (Там же), тогда ряд архипастырей, в том числе и я, признали, что такое присвоение митрополитом Сергием всех прав Первоиерарха при жизни нашего законного канонического Первоиерарха – митрополита Петра – лишает захватчика и тех прав по ведению дел церковных, какие в свое время даны были ему, и освобождает православных от подчинения митрополиту Сергию и образованному им Синоду. Об этом я откровенно, в письменной форме, заявил митрополиту Сергию по возвращении моем из ссылки в декабре 1933 года. Отказавшись от какого-либо участия в церковной работе под руководством митрополита Сергия, я не уклонялся от посещения храмов, где богослужение совершалось священнослужителями, признававшими митрополита Сергия.

Резкие, ругательные отзывы о т. н. «сергианских» храмах и о совершаемом там богослужении я считал и считаю хулою на Духа Святаго.

Истинная ревность о вере не может соединяться со злобой. Где злоба – там нет Христа, там внушение темной силы. Христианская ревность – с любовию, со скорбию, может быть, и со гневом, но без греха (гневаясь, не согрешайте (Еф. 4, 26)). А злоба – величайший грех, непростительный грех, хула на Духа Святаго, Духа любви, Духа благостыни.

И ревностнейший владыка митрополит Кирилл (Смирнов, сщмч., – примеч. ред.), в качестве протеста допускавший непосещение «сергиевских» храмов, осуждал хуления неразумных ревнителей и говорил, что он сам в случае смертной нужды исповедуется и причастится у «сергиевского» священника.

В настоящее время положение церковных дел совершенно не похоже на то, что было при митрополите Сергии. Митрополита Петра, конечно, нет в живых. Помимо Первоиерарха Поместной Русской Церкви никто из нас – ни миряне, ни священники, ни епископы – не может быть в общении со Вселенской Церковию. Не признающие своего Первоиерарха остаются вне Церкви, от чего да избавит нас Господь!

Иного Первоиерарха, кроме Патриарха Алексия, в Русской Церкви нет. Его признали таковым все восточные Патриархи. Его признали все русские иерархи. Не дерзаю уклониться от него и я.

Теперь нет «поминающих» и «непоминающих» храмов. Тогда можно было в качестве протеста не посещать те храмы, где незаконно наряду с именем законного Первоиерарха поминали и его заместителя – не по первоиераршеским правам, а по ведению текущих дел. Теперь везде возносится имя Российского Первоиерарха Патриарха Алексия. Может быть, иное в деятельности Патриарха Алексия соблазняет, смущает, заставляет ревнителей насторожиться. Но все это не лишает ни его, ни подведомое ему духовенство благодати. Ереси, Отцами осужденной, Патриарх Алексий и его сподвижники не проповедуют, а по канонам церковным это единственный случай, когда должно прервать общение даже и с Патриархом, не дожидаясь суда церковного. Никакой законной высшей иерархической властью Патриарх Алексий не осужден. А я лично мог бы только свидетельствовать против него, если бы это потребовалось, но не могу, не имею права сказать, что он безблагодатный и что Таинства, совершаемые им и его духовенством, недействительные.

Поэтому, когда в 1945 году, будучи в заключении, я и бывшие со мною иереи, не поминавшие митрополита Сергия, узнали об избрании и настоловании Патриарха Алексия, мы, обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что, так как кроме Патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими Патриархами, теперь нет иного законного Первоиерарха Русской Поместной Церкви, то нам должно возносить на наших молитвах имя Патриарха Алексия как Патриарха нашего, что я и делаю неопустительно с того дня.

Все то, что в деятельности Патриарха и Патриархии смущает и соблазняет ревнителей, – все это остается на совести Патриарха, и он за это даст отчет Господу. А из-за смущающего и соблазняющего, что иногда может быть не совсем таким, каким нам кажется, – только из-за этого лишать себя благодати Святых Таинств – страшно.

Не отделяться, а будем усерднее молить Господа о том, чтобы Он умудрил и помог Патриарху Алексию и всем у кормила церковного сущим право править слово истины и чтобы нас всех Господь наставил так поступать, чтобы совестию не кривить, против единства церковного не погрешать и соблазнов церковных не ублажать.

Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, юже стяжал еси честною Твоею Кровию!

Призываю на вас Божие благословение. Спасайтесь о Господе!

Богомолец Ваш,
епископ Афанасий

9/22 мая 1955 года

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

9 комментариев на “НАДО БЫТЬ НА КОРАБЛЕ”

  • Дмитрий Соколов:

    Как сказал святитель Афанасий: «Только одно обстоятельство – если священнослужитель начнет открыто, всенародно, с церковного амвона проповедовать ересь, уже осужденную Отцами на Вселенских Соборах, не только дает право, но и обязует каждого – и клирика, и мирянина, – не дожидаясь соборного суда, прервать всякое общение с таким проповедником, какой бы высокий пост в церковной иерархии он ни занимал» — так и поступаем.

  • Михаил Ершов:

    Ревнителям веры нужно правильно понимать это письмо, которое уважаемый святитель Афанасий (Сахаров) и все непоминавшие митрополита Сергия (Страгородского) могли бы в полной мере отнести и к себе. Из того, что написано самим святителем, видно, что тогда (после Декларации 1927) многие ревнители (некоторые теперь уже канонизированы как новомученики и исповедники)не справились со смущением (многие даже ушли в раскол) и прекратили поминать заместителя местоблюстителя, а потом патриарха Сергия (некоторые до самой его кончины), хотя ни о какой ереси с амвона речи (в том же письме, например) не идет.
    Так же нужно быть осторожными (сохранять трезвомыслие и рассудительность) и в наши дни, чтобы из-за церковных извращенццев, стоящих «у руля», своевольно или по неразумию не отпасть от Церкви Христовой.
    Христос воскресе, досточтимые отцы, братья и сестры!

  • К.И.:

    Как сказал святитель Афанасий: «Только одно обстоятельство – если священнослужитель начнет открыто, всенародно, с церковного амвона проповедовать ересь, уже осужденную Отцами на Вселенских Соборах, не только дает право, но и обязует каждого – и клирика, и мирянина, – не дожидаясь соборного суда, прервать всякое общение с таким проповедником, какой бы высокий пост в церковной иерархии он ни занимал» — так и поступаем.
    ——
    Дмитрий,а какие ереси,уже осужденные Отцами на Вселенских Соборах,
    в открытую -четко,ясно,не скрываясь,с церковного амвона народу Божию всенародно проповедуют в храмах РПЦ МП?

    • Дмитрий Соколов:

      Об этом за последний год столько написано и сказано уважаемыми отцами и богословами, что ваш вопрос для меня даже странен. Мне добавить к сказанному ими нечего. Помимо мнения отдельных уважаемых членов Православной Церкви, есть мнения целых поместных Церквей — Болгарской и Грузинской.
      Если неправославные соборные решения и утверждение неправославных документов, официальное участие в нечестивых делах и сборищах для вас по прежнему только личные грехи отдельных персоналий, не препятствующие евхаристическому общению с ними и с теми, кто молчанием покрывает и оправдывает их дела, так это дело вашей совести.
      Вы только не спешите непоминающих в раскольники записывать. Кто в ограде церковной, а кто за ней — Господь ведает.

  • К.И.:

    Вы только не спешите непоминающих в раскольники записывать. Кто в ограде церковной, а кто за ней — Господь ведает.
    ——-
    Боже упаси!Кроме тех из них,кто заявляет открыто о безблагодатности РПЦ МП и др.ПЦ.

    есть мнения целых поместных Церквей — Болгарской и Грузинской.
    ——
    Они находятся в молитвенно-евхаристическом общении со всеми ПЦ,с РПЦ МП в том числе.

    Об этом за последний год столько написано и сказано уважаемыми отцами и богословами…
    ——
    Не припомню такого,конкретно — про «ересь, уже осужденную Отцами на Вселенских Соборах».
    Да и большинство,действительно уважаемых отцов-богословов продолжает находиться в евхаристическом общении с еретичествующими,по икономии.

    • Дмитрий Соколов:

      Мнение богословов и поместных цеквей о догматических отклонениях в соборных и предсоборных документах, декларациях, документов ВСЦ… Странно, что вы не припоминаете. Это обстоятельные и обоснованные труды со ссылками и на решения Соборов, и на позицию святых отцов. Нет смысла заниматься цитированием и повторением, да и не по силам мне это. Все уже сказано и, слава Богу, доступно для ознакомления. К сожалению, вопрос применения акривии или икономии, в текущий момент — это вопрос совести каждого. Нам не к кому обратиться за помощью в разрешение данных вопрос, мы утратили и духовников и верных священников рядом с собой. Потому решение принимаем по совести, с опорой на святоотеческое предание. Мне близка и понятна позиция отца Рафаила (Берестова), священников и монахов, принявших участие в апрельском синаксе в Солониках. Для себя я не вижу возможности в этих вопросах идти по пути икономии. Как для вас — решать вам.

  • Юлия:

    Михаил, церковные извращенцы, как вы их называете, просто забыли, что у руля корабля церковного стоит Христос, а вовсе не они и Он смотрит на сердца всех, кто находится на этом корабле, и если народ не приемлет их курса, то как бы они не старались, корабль потопить они не смогут. Бедные, пожалеть их нужно, запутались .

  • Михаил Ершов:

    Конечно, не смогут. Церковь Христову врата ада не одолеют (хотя вряд ли во второе Свое пришествие найдет Господь наш Иисус Христос много верующих). А высокопоставленных церковных извращенцев я не считаю запутавшимися людьми. Они — сознательные марионетки в руках сильных мира сего. Бог им всем — Судья.

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924

Свежие записи