О способах решения церковных проблем в связи с последними событиями, связанными с процессами глобализации и внедрением экуменизма1 min read

Диакон Евгений МоргунПримечание: Эта работа представляет собой опыт и попытку систематизации мыслей, которые прослеживаются в разных беседах на острые церковные темы. Эти наброски имеют своей целью, во-первых, быть заметками для памяти и, возможно, для будущей более законченной работы, и, во-вторых, возможно, заинтересуют тех, кто волей или неволей втягивается в подобные диалоги, весьма распространенные в настоящее время в церковных и околоцерковных кругах.

Данная форма подачи материала обуславливает и отсутствие выводов в явном виде – больше внимания уделено корректной формулировке вопросов, чем описанию готовых решений. Тройственная схема не случайна, она коренится в обычном для святоотеческой письменности делении на три силы души – мыслительную, раздражительную и пожелательную. Подробнее об этом делении см. доклад автора «О том, как взаимосвязаны три силы души, четыре добродетели и семь даров Святаго Духа по творениям святых отцов». https://drive.google.com/open?id=0B7_O2AWSClDvcUpNdHpaQzFoZVE.

1. Чаще всего мы сталкиваемся с мнением, что логику (рассуждения, каноны, правила и т.д.) применять к сложившейся ситуации не получается. Приверженцы данного мнения говорят в таком ключе: по факту мы знаем (чувствуем), что «благодать есть», и поэтому те, кто (логически) утверждают, что «благодати в храмах нет», ссылаясь на правила и каноны и прочее, погрешают против Святаго Духа. Одним словом, «ходить в храмы World Orthodoxy (Мирового Православия) можно», и это общая рекомендация – есть, однако, варианты, когда советуют ходить к тем священникам, которые, в применении к современной ситуации, например, не являются явными экуменистами. Когда-нибудь будет нельзя ходить в храмы (World Orthodoxy), но пока можно. Когда будет нельзя, мы вам скажем, так как «держим руку на пульсе», мы чувствуем. Точно также существует и противоположное мнение, основанное как на логике, так и на ощущениях – что «в храмы, где поминают патриарха (т.е. World Orthodoxy) ходить нельзя, потому что благодати там нет». И в том, и в другом случае есть великое искушение впасть в хулу на Духа Святаго, потому что таковые ставят себя в позицию судии над Его действиями, не будучи над ними властными. Сама форма рассуждения некорректна, однако, как это ни печально сознавать, очень распространена, подкрепляясь авторитетом священнослужителей, уважаемых в определенных кругах (часто враждующих во мнениях). Как результат – разделения и раздоры, не дающие, действительно, место действию Божию в нас.

Часто так называемая «хитрость» (прямо скажем, лукавство) выглядит как замена логике. Но, справедливости ради заметим, что иногда и то, что выглядит как хитрость, является выражением настоящей мудрости. И кто может сказать, как различить духовную мудрость от житейской, лукавство от трезвого расчета, а малодушие от осторожности? Основные приемы хитрости таковы: «прикинуться дурачком» («включить дурака»), тянуть время, выжидая ошибку противника или перемену обстоятельств («или ишак сдохнет, или падишах»), и третье – неожиданное действие с неожиданной стороны, и, возможно, диаметрально противоположное ожидаемому окружающими («выделывать фортель»). Всё это зачастую основывают на известных повествованиях Нового Завета, описывающих беседы Христа с фарисеями, в которых Христос мудро отвечал на выпады и провокации, а также на деяниях апостольских, особенно апостола Павла (например, см. Деян. 23, 6‑30).

Подражание этим методам зачастую за гранью анализа и в ряде случаев, действительно, свидетельствует о мудрости и требует многих молитв и подвигов, которые часто получают именование юродства. Впрочем, необходимо знать, что использование такой методики, если уж кто рискнул, отнюдь не отвергает логику – а совсем наоборот, требует максимально жесткого (логического), сконцентрированного и хладнокровного подхода от того, кто ее применяет – и это для того, чтобы самому не впасть в самообман (самообольщение).

Комментарий. Отвергая логику, мы делаем невозможными любые словесные (т.е на основе «логосов») формулировки. Любая словесная конструкция предполагает логику – это очевидное обстоятельство, основа человеческого общения. Если мы основываем наше рассуждение на ощущениях, то тут необходимо либо молчание – в терминах св. Исаака Сирина, это последняя грань молитвы, безмолвия (исихии), либо получаются невразумительные «гласолалии» неопятидесятников. В обоих случаях «удобее молчание». Данные суждения на основе ощущений (духовных, душевных или плотских) практически невозможно подвергнуть анализу, можно лишь принимать, либо не принимать, доверять, либо не доверять. На таком методе – по доверию, основан подход многих мирян, просто доверяющих авторитетным священнослужителям (почитаемых в качестве старцев), и это является жизненным фактом. Впрочем, доверие часто идет рука об руку с сомнением, и есть большое искушение подозревать в неискренности приверженцев подобных мнений, считая, что это лишь маска, словесные формулировки, удобные для повседневной жизни. Печально сознавать, что часто «детская вера» рушится и выпадает, как молочные зубы, натолкнувшиеся на несвойственную пищу, а «повзрослевшая» вера – «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф. 4. 11‑13) – не укрепилась в душе, и человек уходит «на страну далече» (Лк 15, 13).

Раздоры могут прекратиться только переменой формы рассуждений, изменением самого взгляда на проблему. Многим «ревнителям», разбившимся на разные «партии», если разобраться, по сути и нечего делить – если, конечно, свершится чудо Божие, и уйдут личные амбиции и неприязнь. Зачастую подобные перебранки в стане потенциальных единомышленников вызывают лишь снисходительную улыбку у стороннего наблюдателя, вспоминающего многие подобные примеры из так называемой «светской жизни», начиная со школьной скамьи.

2. Итак, побудительные мотивы к действиям подвержены некоей логике суждений. Христос не отвергал суждения на основе умозаключений, требуя от вопрошающих «различения знамения времен» (Мф. 16, 1-6). Суждение – это выяснение связей между событиями, предметами или явлениями, нахождение между ними сходств и различий. В церковных делах методы суждений основываются как общеобязательных правилах («акривия»), так и на пастырском окормлении («икономия»). Очень важно понять, и об этом пишут в том числе и в энциклопедиях1, что акривия и икономия – в общем случае не противопоставляются, хотя в конкретных случаях иногда выглядят как противоположные пути. Скорее, они взаимодополняют друг друга, а в реальности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Конечно, невозможно распутать все связи, Судьбы Божии неподвластны человеку (Пс 35, 6), есть много примеров из житий святых, свидетельствующих о том, что не полезно слишком глубоко выяснять причины и следствия сложных жизненных ситуаций, нужно уповать на благую волю Божию. В то же время, добродетель рассуждения считается наиважнейшей для спасения, а неведение – матерь всех зол, по замечанию прп. Марка Подвижника2.

Комментарий. Связи могут быть простыми (напрямую) и сложными (через что-либо, косвенно). Суждения могут быть «акривические» (следуя букве правила), и такие суждения характерны для соборных постановлений, и суждения могут быть «икономические» – в применении к конкретной ситуации и человеку, и такие рассуждения характерны для взаимоотношений между духовником и его паствой (чадами). «Акривические» суждения и «икономические» суждения нельзя смешивать, это очень распространенная ошибка. Это совсем разные способы принятия решений и разные методы воздействия, проще говоря, они «заточены» под разные обстоятельства: «акривические» методы работают тогда, когда необходимо общее решение, а «икономические» методы работают в тех ситуациях, когда принимается частное решение «здесь и сейчас». Невозможно использование «икономических» расплывчатых суждений в соборных решениях, как и недопустимо любое обобщение конкретного «икономического» допущения. И даже если это просто конференция, но она собирается не по случаю решения конфиденциальных вопросов (тех, которые решаются в частном порядке), «икономические» решения не следует делать общими, ведь решение собравшихся декларируется для всех. Заметим, что разного рода «икономические» суждения характерны для целого семейства униатских лже-соборов, когда путем двойственных или многозначных формулировок достигается внешнее единство.

И напротив, невозможно жестко применять всю строгость правил и резолюций в каждом конкретном случае, необходимо пастырское рассуждение, которое по своей сути не имеет общеобязательного характера. Святой Исаак Сирин, известный высотой своих творений, замечал следующее, касающееся подвижнической жизни: «Что бывает по Божию смотрению, того не выставляй на вид для дел общих»3. «Отрешение от вещества бытием своим предваряет союз с Богом, хотя нередко, по Домостроительству благодати, в иных оказывается последний предшествующим первому, потому что любовию покрывается любовь. Чин, обычный Домостроительству, инаков с чином, общим для людей. Но ты сохраняй общий чин. Если предваряет в тебе благодать, это – ее дело. А если не предваряет, то путем всех людей, каким шествовали они друг за другом, восходи и ты на высоту духовного столпа.»4 Учитывая узкую направленность этих поучений, мы в то же время не можем не заметить их широкий характер – «икономия», «акривия» и Домостроительство спасения идут рука об руку, будучи взаимообусловлены и укореняясь в самых основах живой веры во Христа.

3. Предлагается на рассмотрение три вопроса. Вернее, это обширные проблемы, сами формулировки этих проблем в стадии разработки, а для многих они даже и не поставлены в качестве того, что требует решения:

А. Выяснение связи между глобализацией и экуменизмом.

Данная заметка не задумывалась как пространная работа. Подробнее связи глобализации и экуменизма, в современности и в эсхатологической перспективе, рассмотрены в работе «Размышления накануне Собора Верных. Общие предпосылки, замечания и предложения», которая является частью «Обращения к полноте Русской Православной Церкви».

(см. по ссылке https://drive.google.com/open?id=0B7_O2AWSClDvQWZJclNZNEdEN2s)

Всю подборку работ автора по теме экуменизма, современного состояния РПЦ и критского Собора см. по ссылке «Сборник работ по теме современного состояния РПЦ, а также по теме Всеправославного Собора» http://www.odigitria.by/2016/11/08/sbornik-rabot-po-teme-sovremennogo-sostoyaniya-rpc-a-takzhe-po-teme-vsepravoslavnogo-sobora/

Комментарий. Эта связь глобализации и экуменизма ни что иное, как «тайна беззакония в действии» (2Фес 2, 7), и экуменизм – это неотъемлемая часть процесса глобализации. То есть, экуменизм – это стратегия разрушения Церкви руками тех, кто принимает решения, а в данном случае это епископы. Экуменизм навязан Церкви со вне, с политических кругов, а духовная сторона проблемы экуменизма (то есть, причины того, почему экуменизм реально влияет на жизненные ситуации) коренится частию в тех, кто является явными противниками Христа и Его дела на земле, даже если они носят епископские одежды, частию – в тех, чья христианская вера повреждена в самих основах, и они не в состоянии противостоять этому внешнему натиску из-за отвержения рассудительности, а также по теплохладности и обрядоверию. Стратегии по разрушению Церкви может противостоять только стратегия по созиданию Церкви, в соработничестве со Христом (1 Кор. 3, 6-11), обетовавшим «созижду Церковь и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18). Совместные согласованные действия ревнителей Православия – ключевая составляющая такой стратегии, чтобы находиться под защитой благого Промысла Божия.

Б. Выяснение связи между официальным исповеданием веры епископа (синода епископов) и исповеданием веры паствы (клириков и мирян). Как оценивать текущую ситуацию внутри Церкви: как состояние, когда власть захватила кучка еретичествующих, или как состояние господства ереси? Как реализуется рецепция, принятие всей Церковью соборных решений епископов? Означает ли сам факт причащения у епископа свидетельством признания его официального (подчеркиваем, официального, т.е. закрепленного документом) исповедания веры? И, как обратное утверждение, если с некоторым епископом мы не имеем евхаристического общения, значит, у нас вера разная? Какое значение имеют решения епископских Соборов для Церкви в целом?

Комментарий. См. правила св. Апостол 12, 33, 10, 45, 31, 34, а также 13-15 правила Двукратного Собора и другие связанные, вместе с толкованиями. Особое внимание следует уделить 1 Правилу св. Василия Великого, которое устанавливает приемы рассуждения при применении акривии и икономии по отношению ересям, расколам и самочинным сборищам5. Заметим, что в этом правиле речь не идет о так называемых «инославных христианах», этот термин вне церковно-правового поля, и поэтому в церковной сфере основывать на нем рассуждения некорректно, а сам термин должен быть упразднен, как введенный в угоду толерантности в вопросах вероисповедания. По факту, совместное причащение свидетельствует о единстве исповедания веры («единомыслием исповемы», см. также 33 Апостольское Правило6). Если мы это не признаём, сама идея Церкви оказывается дискредитированной.

В. Нужно стараться избегать скатывания проблем в некорректную форму – «есть благодать или нет благодати». Рассматривать проблемы нужно только в ракурсе исправления ситуации, решая проблемы А и Б практически, в каждой конкретной жизненной ситуации. Такой ракурс обусловлен тем, что от нас зависит только стремление к чистому исповеданию веры Христовой, а дар благодати зависит от Бога. Это две стороны такого основополагающего понятия христианства, как синергия, содействие Бога и человека. Синергия призвана выявить непогрешимую логику Церкви, расставляя правильные акценты слов, дел и помышлений. Вся духовная жизнь христианина заключается в исправлении себя пред Богом, стремлении знать и исполнять Его волю. В этом ракурсе само исправление исповедания веры является неотъемлемой составляющей духовной жизни, одной из главных и определяющих путь спасения.

Любое применение икономии должно сообразоваться с домостроительством Божиим. Другими словами, мы опять приходим к пониманию и переживанию синергии, соработничеству со Христом (1 Кор. 3, 6-11), и именно из-за этого разнообразные применения икономии не вполне подвержены строгому анализу, нужно оставить место действию Божию, чтобы Христу в нас было где «главу подклонити» (Мф. 8, 20). Икономия в решениях имеет право на существоваие именно потому, что существует Промысл Божий (Домостроительство спасения), и в этот поток надо войти, чтобы правильно понимать и применять на практике букву церковных правил. Иначе, нас ждет печальная участь ветхозаветных фарисеев и саддукеев, ведь «закваска фарисейская», то есть лицемерие (Лк, 12, 1), в новозаветные времена еще более губительно сказывается на духовной жизни, омертвляет ее. «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3, 6).

Сам Господь наш Иисус Христос так ответил на вопрос, похожий по форме на вопрос «есть благодать или нет благодати» в беседе с Самарянкой: «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. … Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. … Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. … Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. …» (Ин. 4, 10-26). См. также беседу Христа с Никодимом (Ин. 3, 1-21). Получается, что сам вопрос «есть благодать, или нет благодати» некорректен по форме, ответ на него только в том, чтобы, родившись от Духа Святаго, искать единства с Богом в действиях (быть соработниками Богу – 1 Кор. 3, 6-11), стремиться к чистому исповеданию веры Христовой, что и означает «поклонение Отцу в духе и истине», стать, в итоге, «живыми камнями» (1Петр 2, 4-10) в здании Церкви, а исповедников истины сам Господь сотворит «столпами в дому Божием» (Откр. 3, 12). Вопрос исповедания веры – это вопрос спасения. «Всяк, убо иже исповест Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Мф. 10, 32-33); «Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми» (Мк. 8, 38), «Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим 10, 10), «Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота» (Откр. 2, 10).

Комментарий. Практические замечания к выяснению проблемы «А»: в данном (некоем жизненном) конкретном случае мы имеем дело с кем – врагом Церкви или заблуждающимся? «По плодам узнаете их» (Мф. 7, 18). Грани подобных рассуждений очень тонки, и могут привести к осуждению, принося вред. Однако, опыт и рассуждение как никогда необходимы в данном случае, чтобы не тратить время понапрасну. «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит 3, 10-11). «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.» (Мф. 18,15-17)

Практические замечания к выяснению проблемы «Б»: Для епископа. Каково официальное исповедание веры данного епископа? Подписал ли он еретические документы? А если против, сделал ли официальный отказ? Хочет ли он и двигается ли практически к созыву собора по решению проблем? Что двигает епископом – клановые интересы либо стремление к чистому исповеданию веры? Для паствы – в первую очередь, требуется как молитва, так и внимательное отношение к основам нашей православной веры, знание и понимание их, стремление изучить. А также требуется вопрошать священников и епископов. В качестве рекомендации, не следовало бы материально поддерживать отступников от веры, подходя и к данному вопросу с рассуждением. Кому мы доверяем свое спасение? Кто за нас будет исправлять нас самих пред Богом?

При таком действовании, Промыслом Божиим, по вере, многие вопросы снимутся сами собой, а проблемы будут двигаться к своему разрешению. И да поможет нам Господь наш Иисус Христос!

Диакон Евгений Моргун

morgun.evg@gmail.com


1 См. статью «Икономия» в Православной Энциклопедии http://www.pravenc.ru/text/389060.html

2 «Метит это слово мое на трех сильных и крепких исполинов иноплеменнических, на которых утверждается вся сопротивная сила мысленного Олоферна, которые, если будут низвержены и убиты, то вконец изнеможет вся сила лукавых духов. Эти мнящиеся быть сильными три исполина лукавого суть помянутые уже нами – неведение, матерь всех зол, забвение, сестра его, содейственница и помощница, и, из мрачного ткущее душе темную одежду и покров – разленение (равнодушие), которое утверждает и укрепляет оба первых, дает им состоятельность и делает то, что в душе нерадивейшей зло становится как бы врощенным и всуществленным. Ибо от равнодушия (разленения), забвения и неведения крепнут и увеличиваются подпоры всех прочих страстей. Будучи взаимными одно другому помощницами и одно без другого не могучи иметь состоятельность, они (в связи все вместе) являются крепкими силами супостата и главными начальниками лукавого. При посредстве их скопище духов лукавствия строит в душе свои ковы и успевает приводить в исполнение свои замыслы.» Наставления Марка Подвижника о духовной жизни. Послание иноку Николаю, п. 23.

https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_1/51

3 Преподобного Исаака Сирина слова подвижнические Слово 14. Об одном укоренном брате. Преподобного Исаака Сирина слова подвижнические. — М.: Правило веры, 2002. С.88-94.http://www.pagez.ru/lsn/is/14.php 

4 Преподобного Исаака Сирина слова подвижнические Слово 1. Об отречении от мира и о житии монашеском. — М.: Правило веры, 2002. С.С.3-13. http://www.pagez.ru/lsn/is/01.php

5 Цитата из правила: «Ибо древние положили приимати крещение, ни в чем не отступающее от веры: посему иное нарекли они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками называли они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами – собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом».

https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-svyatogo-vasiliya-velikogo-s-tolkovaniyami/1#1_1 Заметим, что Правила св. Василия Великого введены в канон общеобязательных правил: см. 2 Правило 6 Вселенского Собора (Трулльского) https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/153 .

6 Обращая внимание на 33 Апостольское Правило (в связи с 12-м) следует подчеркнуть, что перед сослужением с теми священнослужителями, которые пришли со стороны, требуется не только их ставленническая грамота, но и исследование их вероисповедания: «Не принимать никого из чужих епископов, или пресвитеров, или диаконов без представительной грамоты: и когда оная предъявлена будет, да рассудят о них; и если будут проповедники благочестия: да приемлются; если нет: подайте им, что нужно, а в общение не приемлите их. Ибо многое бывает подлогом». https://azbyka.ru/otechnik/pravila/Pravila-i-Sobory-pravoslavnoj-cerkvi-apostolskie-pravila/#0_33

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 4,50 out of 5)
Загрузка...

Один комментарий на “О способах решения церковных проблем в связи с последними событиями, связанными с процессами глобализации и внедрением экуменизма1 min read

  • Владимир А.:

    Христос воскресе!

    Уважаемый Евгений, спасибо Вам огромное за Ваши публикации о экуменизме и Критском соборе. Ваша позиция и объяснения помогают разобраться во многих вопросах.

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924