ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Архимандрит Рафаил (Карелин)1 min read

День Пятидесятницы — это начало новой духовной эры в истории Церкви, человечества и космоса. Вознесение Христа соединило землю с Небом, а Пятидесятница низвела само Небо на землю, уничтожила противоположение между временным и вечным, между материей и духом.

В излияниях Божественного света и Божественных энергий Духа Святаго перед человеком открылась новая жизнь как возможность преодоления своей тварной ограниченности через приобщение к абсолютному бытию.

Для Платона человеческое тело — «темница», для Сакья-Муни (прим. — имя Будды) — «сгусток костей, крови и слизи», а для христианина — дивный инструмент души, форма неразрушимой индивидуальности человека, золотая оправа, в которую вложен, как драгоценный камень, безсмертный дух. В таинственном дне Пятидесятницы Божественная благость воссоздала из распадающейся в противоречиях диады души и тела единство человеческой личности.

По учению Максима Исповедника, человек — это ипостась, звено между духовными и материальными мирами, поэтому освящение человека (микромира) является залогом и началом освящения Вселенной (макромира).

В день Пятидесятницы Дух Святой основал Новозаветную Церковь и соединил ее с Небесной Церковью. Христиане стали членами духовной Семьи, Отец которой Бог, а старшие братья — Ангелы.

Пятидесятница явилась вечным водоразделом между христианской Церковью, Церковью благодатной, полной Божественных сил и энергии, и другими религиями мира, где тени и осколки истины, но нет Христа и Духа, Света и Жизни; Пятидесятница положила глубокую пропасть между мистикой Православной Церкви и языческими культами; Пятидесятница явилась непроходимой границей между Божественным откровением, хранимым в живом организме Церкви, и плоским рационализмом религиозных богостроителей.

В день Пятидесятницы апостолы и ученики Иисуса Христа собрались на молитву в доме, находящемся в Иерусалиме на Сионской горе. Во время молитвы Дух Святой сошел на апостолов и учеников Христа в виде разделяющихся языков пламени. В день Пятидесятницы, в излиянии небесного света, в шумных порывах бури, в сиянии и блеске дивных огней родилась Новозаветная Церковь. После Сошествия Духа Святого Сионская горница стала первым христианским храмом, а община учеников Христа — Вселенской Церковью. Всего 120 человек было первоначально в Церкви, но она являлась Вселенской по Божественной идее и предназначению, по неисчерпаемому духовному потенциалу, который получила она в день Пятидесятницы.

Не количество членов, не внешние атрибуты, а присутствие Духа Святаго и верность истине делают Церковь Вселенской. В вечном, онтологическом плане (есть и другие планы), Церковь объемлет творения Божии в единстве их веры и любви. Поэтому Церковь, как мистическое тело Христа Спасителя, как излияние Духа Святаго, как носительница вечных истин, неизменна и тождественна себе самой, хотя ее «внешний двор» по историческим причинам может увеличиваться и уменьшаться.

Дух Святой сошел на апостолов в чувственных и зримых образах, потому что день Пятидесятницы был началом преображения всего видимого мира — Космоса. Сошествие Духа Святого должно было стать не только переживанием апостолов — фактом их внутренней жизни, но открыться миру в виде величественной Феофании (Богоявления).

В Мцхетском Кафедральном соборе Светицховели есть изображение солнца с двенадцатью лучами: символ Христа — духовного Солнца и апостолов — лучей, просветивших мир.

В Новозаветной книге «Деяния апостолов» описана жизнь первенствующей христианской Церкви, жизнь, полная сверхъестественных явлений Божественных сил, чудес, исцелений и пророческих вдохновений. Но самым великим чудом была духовная любовь, которая царила в христианских общинах, где каждый ощущал постоянную заботу всей Церкви, где исчезали мирские различия и преграды, где не было чужих, где все были близкими и родными друг другу, где каждый согревал другого теплом своего сердца.

Религиозные и философские учения древнего и нового времени тоже говорят о любви. Но как отличается эта любовь от евангельской!

Особенно чужда и непонятна для мира заповедь о любви к врагам; она кажется разрушением всех общественных и этических устоев.

«Если я буду любить врагов, то что останется друзьям?!» — сказал Конфуций. Китайский моралист не понял, что, любя врагов, человек побеждает свою гордыню, очищает сердце от самости и зла, и поэтому его любовь к друзьям становится еще крепче и светлее; Конфуций не ведал, что духовная любовь, имеющая своим источником Бога, неисчерпаема и неразделяема.

О любви говорил Будда, но в контексте его учения, буддийская любовь — это пассивное и холодное доброжелательство. Любовь как чувство для буддиста — оковы души, привязывающие ее, как и ненависть, к крутящемуся колесу космического бытия. Высшим состоянием для буддиста является безстрастие и безучастие ко всему.

О любви говорят Веды; но это любовь к своей касте.

Любви и милосердию учит синтоизм, у самураев был особый рыцарский кодекс — защита бедных, безпомощных, старых и больных. Но по преданию синтоизма, боги создали японцев, а остальное человечество сотворили низшие духи. Поэтому любовь к своему народу у самураев основана на чувстве национального превозношения.

О любви и дружбе писали античные философы, но эта любовь ограничивалась или узким кругом друзей, или пределами полиса и государства. Раб в античном мире был только вещью своего господина. Даже стоик и моралист Сенека, которого считают наиболее близким к христианству, писал: «Сострадательны старые женщины, а мудрец — никогда».

Современные вишнуитские и шиваитские проповедники говорят о некой универсальной любви. Но, во-первых, их книги, доступные для нас, — это продукт, специально выпущенный для европейцев, это расчет на психологию человека из христианского региона, где даже среди неверующих и индифферентных к религии действует инерция христианской морали, культуры. У себя на родине они говорят иное. Ведизм, разделив народ на касты, также создал элитарные ступени среди своих приверженцев и адептов. Он похож на многоэтажное здание, где живущие на нижнем этаже не знают, что творится на верхнем. И если на нижних этажах индуистского храма поются гимны любви, то на верхних этажах говорят о том, что добро и зло, бытие и небытие — это две стороны одной и той же монеты.

Великим чудом и необъяснимым феноменом истории была сама апостольская проповедь. Если бы Христос выбрал себе в ученики мудрецов и философов, интеллектуалов эллинистического и иудейского мира, то можно было бы предположить, что они своей личной гениальностью, блестящим красноречием и философской оснащенностью распространили и утвердили христианство среди народов мира. Но это были простые рыбаки, земледельцы и ремесленники, ничем не выделяющиеся из своей среды. Не их проповеднические дарования, а Божественная сила властно влекла сердца людей к учению Христа.

Против христианской Церкви стояла боевым станом Римская империя. Ее блестящие интеллектуальные силы, языческие религии и оккультные системы с их захватывающими мистериями; мощный и гибкий административный аппарат, несокрушимые римские легионы — весь языческий мир объединил свои силы в борьбе с Церковью, обрушился на нее всей своей тяжестью, зажег пламя гонений на христиан на трех континентах, напоил землю империи, как дождем, мученической кровью — и пал смертельно раненый в этой битве. Церковь одержала духовную победу и вышла из кровавых гонений еще более светлой, еще более сияющей своей духовной красотой.

Апостолы, укрепленные Духом Святым, донесли Евангелие, Благую весть, до «пределов земли» — самых отдаленных стран и областей античного мира. Они основали христианские общины, рукополагали пресвитеров и епископов, следили с материнской заботой и отцовской строгостью за жизнью новоутвержденных Церквей, как будто носили их в своем сердце.

Апостольская проповедь пронеслась, как на крыльях, над раскаленными песками Сахары, над снегами Скифии, достигла на Западе угрюмых скал Альбиона, а на Востоке — плоскогорий Аравии и островов Индийского океана. Апостолы свидетельствовали об истине своего благовестия явлениями силы Божией и дивной любовью, а завершили подвиг жизни мученичеством — свидетельством, написанным кровью.

Праздничное Богослужение в день Пятидесятницы открывается пением молитвы Духу Святому: «Царю Небесный, Утешителю…». Бог — наш Владыка и Вседержитель. Он Царь светозарных и светоносных Ангелов, а когда воцаряется в человеческой душе, то делает ее небом.

Христианин называет себя «рабом Божиим». Некоторых людей шокируют эти слова, они считают их досадным архаизмом, чем-то противоположным понятиям «свобода и человеческое достоинство». Сделаю небольшое отступление, приведу пример из жизни Сократа. В день рождения Сократа ученики пришли поздравить своего учителя и принесли подарки, каждый что мог. Один юноша, последним подойдя к Сократу, сказал: «Я беден, но дарю тебе единственное, что имею, — себя самого в твое полное распоряжение». Сократ ответил: «Твой дар самый драгоценный из всех, которые я получил. Я принимаю его, но только для того, чтобы, обучив тебя, затем вернуть тебя тебе же самому, но в лучшем виде».

В рабстве Божием человек получил свободу от страстей и грехов — самого постыдного рабства, самой жестокой тирании. Он получает нравственные силы поступать по голосу своей совести. Мы — рабы Божии, но Бог не рабовладелец, Он приходит в сердце наше как Освободитель, как жизнь и свет.

Антирелигиозные агитаторы любят повторять фразу, ставшую для них хрестоматийной: «Христос победил потому, что Спартак потерпел поражение». Эту фразу они переписывают друг у друга, иногда с указанием, а иногда без указания источников. Но что бы произошло, если бы победил Спартак, что бы изменилось в государственной структуре? Вероятнее всего, была бы уничтожена римская аристократия и интеллигенция, появилась бы новая общественная элита из вчерашних гладиаторов, установилась бы правящая династия фракийцев, а рабство осталось таким же или стало бы еще более жестоким.

Христианство декларативно не отменило рабства, но уничтожило его корни. Античный мир в лице своих самых выдающихся представителей, Платона и Аристотеля, признавал рабство необходимым институтом государства и естественной формой социальной жизни. Учение Христа провозгласило равное достоинство раба и его господина. Оно лишало рабство какого-либо морального оправдания. Рабство исторически еще продолжало существовать, но уже как уродливая форма общественных отношений, как болезненный нарост на теле человечества. Христианство произнесло приговор рабству, и не его вина, если этот приговор не сразу был понят и исполнен.

Святой Дух назван Утешителем. Все люди жаждут счастья, но каждый понимает и ищет его по-своему; большей частью во внешнем и проходящем, в мертвой материи, там, где его нет. Поэтому люди несчастны, а история человечества — трагична. Человек хочет найти счастье в удовлетворении своих стремлений (утверждении себя) и страстей, иногда грубо чувственных, иногда утонченных и опоэтизированных, но душа, едва достигнув желаемого, ощущает пустоту и разочарование. «Это не то, что я ожидала»,- говорит она. Только Бог, создавший из небытия человека, может заполнить Собой бездну его сердца и даровать Свой мир и покой.

В день Пятидесятницы Дух Святой основал христианскую Церковь. Древние и новые теософы говорят, что христианство — один из многих путей к Богу. Но Христос сказал: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». В других религиях есть захватывающие мистерии, феерический блеск мысли, призраки иных высот и глубин, в них даже можно найти изречения, вроде бы схожие с евангельскими (чаще всего — заимствованные из них), но там нет Христа, Божественного Логоса и Духа Святого, Божественной Силы.

Пятидесятница — не только начало Церкви, но и ее постоянно продолжающееся бытие, излияние Духа Святого и освящение верующих в молитвах и таинствах.

Господь основал в день Пятидесятницы Церковь на земле, чтобы человеческая душа, преображенная благодатью, стала дивно-прекрасным храмом Божества во веки.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

3 комментария на “ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Архимандрит Рафаил (Карелин)1 min read

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924