МОЖЕТ ЛИ МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР БЫТЬ ВЕЧНЫМ

Анзер берег

Посмотрим отношение Православного ве­ро­учения к мнению, что материя существует ве­чно, то есть всегда. Ос­новная мысль Пра­во­славия, выраженная, например, преп. Иоан­ном Дамаскиным, та, что материя изменчива, а зна­чит, и не вечна.

Преподобный Иоанн Дамаскин (Точное из­ложе­ние пра­­вославной веры) пишет: «Все, что существует, есть или сотворенно, или не­сотворенно».

Как это понять — со­т­воренно? Сотворить — значит сде­лать, делать (Полный церк.-слав. сло­варь). Сотворенный — значит сделанный, со­зданный. А несотворенный, значит не соз­да­нный, не сделанный.

«Итак, если со­­т­­во­рен­но, то, во всяком слу­­чае, и из­ме­н­чи­во, ибо чего бытие нача­лось по причине перемены, это, бе­зу­с­ловно, будет по­д­­ле­жать перемене, или погибая, или по со­­б­ственной воле из­ме­няясь. Если же не­со­­т­во­ре­нно, то, соответственно по­ня­­тию по­с­­ле­до­ва­тельности, во вся­ком случае, и неиз­мен­но. Ибо, если чего бытие про­ти­вопо­ло­жно, то и по­нятие о том, как это существует, то есть, ка­чес­т­ва это­го — также проти­во­по­ло­ж­ны. Поэ­то­­му, кто не со­гла­си­тся, что все сущест­вую­щее, не то­ль­­ко то, что во­с­при­­ни­ма­ется нашим чувством, но, конечно, и Ан­гелы, из­ме­­ня­ет­ся и переменяется, и мно­го­о­бразно движется — по при­чи­не как рожде­ния, так и уничто­же­ния, как увели­че­ния, так и уменьшения, как перемены относительно ка­­чества, так и дви­же­ния с места на место? Поэтому, сущее, как из­­­­менчивое, во всяком слу­­чае и сотворено» (преп. Иоанн Дамаскин, Точное изложе­ние пра­­­вославной веры).

«Перемена и пре­вращение по природе на­хо­дятся в связи с тем, что — ро­­ж­денно. Ибо все, что — рожденно, есть также и измен­чиво. Ибо если источник происхо­ждения чего по­лу­чил свое начало вследствие изме­нения, то необходимо этому быть изменчивым. Изме­не­ние же бы­вает тогда, когда что-либо при­ве­­де­но из не сущего в бытие и когда из под­ле­­жа­­щего ве­щества произошло нечто дру­гое» (там же).

Сотворенное изменчиво, так как начало свое бытие с перемены, поэтому обязательно до­лжно и далее подве­р­гаться изменениям. И дей­ствительно, весь наблюдаемый нами ма­­те­риа­ль­ный мир подвержен изменениям, не­пос­то­янен, находится в движении (приме­ры этого приведены в статье «Гармония материального мира и вопросы христанской апологетики»), или, как ска­зал святитель Лука Войно-Ясе­не­цкий: «Дви­же­­ние составляет сущность материи», — а это оз­начает, что мир не мо­жет быть вечным — он на­чал свое сущест­во­ва­ние во времени и име­ет причину своего бытия, то есть ма­те­ри­альный мир сотворен.

Продолжаем, преподобный Иоанн Дама­с­кин: «Будучи же соз­­дан­ным, оно во всяком слу­­­чае кем-либо сотворено. Но Тво­рцу дол­ж­­но быть несоз­да­нным. Ибо, ес­ли и Он со­з­­­дан, то, во всяком случае, со­з­дан кем либо, по­ка мы не придем к чему либо несоз­да­н­но­­му. Следо­ва­те­льно, будучи несоз­дан­ным, Тво­рец, во вся­ком случае и неизменен. А чем иным могло бы быть это, как не Богом?» (То­чное из­ло­же­ние пра­­вославной веры).

Согласно ему утверждает и другой свя­той, свя­ти­тель Гри­горий Богослов: «Перво­на­­ча­ль­­нее Бога нет ни­чего, что при­водило бы Его в движение, потому что Сам Он при­чи­­­на все­го, а не имеет при­чины, которая бы­ла бы и Его пе­­рво­на­ча­льнее».

Раз мир сотворен, то есть сделан, то он до­­л­­жен быть кем-то сотворен, кем-то соз­дан. Тво­рец же мира Сам до­лжен быть не­со­з­дан, а значит, не изменяем, самобытен. Неизме­ня­­е­мость — это одно из онтоло­гичес­ких (то есть при­­су­щих природе) свойств Бо­жества.

«И самое непрерывное продолжение тва­ри, и сохра­не­ние, и управление учат нас, что есть Бог, создавший все это и содержащий, и сохраняющий, и всегда про­мышля­ю­щий». (пре­подобный Иоанн Дамаскин, Точное из­ло­же­ние пра­­­вославной веры).

То же утверждает архимандрит Августин: «непре­ре­ка­е­мо наука свидетельствует о том, что вещество подчинено неизменным зако­нам, роковой необходимости. Но самое по­­ня­тие необходимости заключает в себе при­знак подчи­не­ния чему-то, зависимости от иного бытия, не от себя» (Ос­­новное бо­го­с­ло­вие).

При желании можно увидеть, что законы при­роды ука­зы­вают на первоначальную при­чину сво­е­го существо­ва­ния. Причина зако­нов, их Автор — разумная Личность, то есть Бог.

Однако существует мнение, что Вселенная такая потому, что за­коны, по которым Вселе­н­ная существуют, подходят друг другу (так называемый антропный принцип). Таким об­ра­­­зом, согласно этого мнения, за­ко­нам, опи­сы­вающим су­ще­­ствование и дви­жение мира (в первую очередь фун­да­мен­та­льным, напри­мер: закон всемирного тяго­тения, вто­рой за­кон термодинамики, за­кон сохранения массы и закон сохранения энер­гии), присваивается роль и зна­че­ние Тво­­рца — это попытка атеис­тов заменить Бога — Авто­ра законов, самими за­ко­нами.

В действительности же законы, напри­мер, хи­мические или физические, в движе­ние ма­те­рию не приводят — они только опи­сы­ва­ют количественные и качествен­ные ха­ра­к­те­ри­­с­ти­ки движе­ния материи, то есть переме­ще­ния одних мате­ри­альных объектов отно­си­тельно других.

Законы не объясняют как происходит дви­жение и по­чему именно так, то есть не ука­зы­вают причину, целе­со­образность и сущ­­ность, и, конечно же, сами не являются при­чи­ной движения материи.

Например, закон всемирного тяготения — этот закон про­сто описывает процесс притя­же­ния двух тел, но не объя­с­няет, почему име­нно так оно происходит — например, по­чему не пропорционально кубу расстояния? То есть за­кон просто констатирует сущес­т­вую­щий факт, но не уп­ра­­вляет этим природным фактом. Потом, как про­ис­хо­дит это взаимное тя­готение, почему тела при­тяги­ва­ю­тся, како­ва природа, то есть сущ­ность притяжения — это­го закон вс­емирного тяготения не объя­с­ня­ет. Сущность про­цесса ос­тается неизвест­ной.

То же самое — почему электрон не падает на ядро. «По­то­му что, — ответят физики,- он от­рицательно заряжен, а яд­­ро положитель­но, они отталкиваются». Но это не объя­с­не­­­­­ние су­ти, а констатация еще другого фа­к­та. А вот по­чему положительно и отри­ца­те­ль­но заря­же­нные отталкива­ю­т­ся?

Конечно, не может этот сложный, непре­с­та­нно движу­щи­й­ся, мо­жно сказать, живой ор­ганизм — материальный мир, су­ще­­с­твовать сам по себе, сам по себе двигаться и при­чи­ной своего существования и движения иметь законы материального мира, хотя он (то есть мир) и имеет относи­те­льную самостоятель­ность.

Почему у материального мира, хотя он и по­дчиняется законам, имеется некоторая от­но­сительная самостоятель­ность? Вот что об этом говорит православное вероучение: «Оче­­­видно, первозданный начаток мира на­ит­ствуемый Духом Божиим уже с первого мо­мента сво­его бытия ожив­лен был, пред­с­та­в­лял из себя нечто строй­ное, живое, хотя жизнь его была сокровенна и в смешении. Та­ким образом, пе­рвооснова Вселенной уже от на­чала со­з­дания своего не есть только ко­­с­ное и мертвое вещество; напутствуемая жи­знью от Духа Животворя­ще­го, она изна­чала яв­ля­ется при­родою, существом, жиз­нью, которая, при всей зависимо­с­ти от Тво­р­ца, прияла от Не­го дар отно­си­те­льной само­­с­то­ятельности. От­сюда дальнейшее раз­ви­тие или образо­ва­ние мира, по мысли Свя­щенного Писания, хо­­тя сове­р­ша­ется по воле Божией (да будет и проч.), но не без уча­с­тия его самого себя: да произрастит земля бы­лие тра­вное… да из­ведут воды гады… да изведет земля ду­­шу жи­­ву по роду… Быт. 1,11,20,24» (арх. Ав­гу­стин, Основное бо­го­­с­ло­вие).

Вот почему разделение всей природы на живую и не­жи­вую (или одушевленную и неодушевленную) весьма ус­ловно. Во всем существующем, во всех частях мате­ри­аль­ного мира мы можем видеть проявление жизни и сде­лать вывод, что в них заложена некая жизненная сила. Что же говорит Православное вероучение о силах, сущес­т­ву­ющ­их в человеке, а также в одушевленной и нео­ду­шев­лен­ной природах? Преподобный Иоанн Дамаскин: «О том, что человек имеет общее и с неодушевленными ве­щами, и безсловес­ными существами, и с ода­рен­ными ра­зу­мом. — Должно знать, что человек имеет общее с не­оду­шевленными пре­дме­тами, и участвует в жизни без­сло­весных су­ществ, и по­лучил мышление су­ществ, ода­рен­ных разумом. Ибо с не­оду­шевленными предметами он име­­­ет общее со сто­ро­ны сво­его тела, также и потому, что он соединен ­из че­ты­рех стихий; а с расте­ниями как в этом отношении, так и со сто­роны силы питаю­щей и про­из­ра­щающей, и зак­лю­чающей в себе семя или способной раж­­дать; с без­сло­вес­ны­ми же существами имеет общее и в этом, а сверх того, и в отно­шении к жела­нию, то есть, гне­­­ву и похоти, и в от­ношении к чувствованию, и в отно­ше­нии к дви­же­нию, со­ответствующему побуж­дению…

…А сила — питающая и раждающая, и приводящая в дви­жение артерии принад­лежит той части, которая не по­ви­нуется ра­зуму. Растительною же силою называется та, ко­торая способствует росту, и сила питаю­щая, и сила раж­да­ющая; жизненною же — та, которая приводит в движение артерии…

…Растительные же и жизненные (силы) суть те, которые не зависят от свободной во­ли. И растительные, конечно, суть: сила питающая и способствующая росту, и заклю­чаю­щая в себе семя; жизненная же есть та, которая при­во­дит в движение артерии. Ибо эти силы действуют: и то­г­да, когда мы желаем, и тогда, когда не желаем…» (Точ­ное изложение Православной веры).

Действительно, весь материальный мир — это живой ор­­­ганизм, полу­чи­вший свое бы­тие от Бога и Промыслом Бо­жи­им поддер­жи­вающий свою жизнь.

Например, кристалл — это практически жи­вое сущест­во, он растет, может болеть. Изу­ро­дованный высуши­ва­ни­ем кристалл ме­д­но­го купороса после помещения в на­сы­­щен­ный раствор медного ку­пороса выправляет свое уро­­д­­ство и полностью вос­станавливает нару­ше­нную гео­ме­трическую форму, это я сам на­блюдал, вы­ра­щи­вая кри­сталлы. «Уже те­перь обна­ружен в не­которых ми­нералах фе­рмент, кото­рый по своему действию ана­ло­­гичен по­ло­вым гомонам, уско­ря­ющим рост и половое соз­ре­вание но­ворож­денных жи­­­вот­ных… Кри­­с­талл — это организованное су­­щес­тво» (свт. Лука Войно — Ясенец­кий, Дух, душа и те­­ло).

Иконы живут: «болеют», «про­сты­­вают», «вы­­здорав­ли­ва­­ют» или «умирают», в об­щем, ре­аги­ру­ют на окружаю­щую сре­ду как живой организм.

Также ведут себя метал­ли­чес­кие констру­к­ции: ста­реют, «ус­тают», болеют, раз­руша­ют­ся — «уми­рают». Несом­не­н­но, ка­мень и ме­талл не могут раз­мыш­лять, во что им пре­в­ра­­­ща­ться и как себя вести. Та­ково прояв­ле­ние жизненной си­лы, причем дейст­вую­щей разу­м­но, в дви­же­нии так на­зы­­ва­емой неоду­ше­в­ле­нной при­роды.

Для дви­же­ния мира и поддер­жания поря­дка в этом дви­жении ну­жен сам по себе не­из­ме­няемый источ­ник этого движения и этого по­рядка.

А так как дви­же­ние частей материального мира по от­де­ль­ности и всего мира в целом це­ле­со­о­б­ра­з­но и ра­зу­м­но, то лучше задать во­прос, не «что дви­жет?», а «Кто дви­­­жет?». То есть должен быть Бог. Бог управляет дви­же­ни­ем, а не закон, так как дви­же­ние имеет цель и ра­зумно уст­ро­ено.

Наши рассуждения уместно здесь под­к­ре­пить цитатами из Дог­ма­тического богос­ло­вия: «Мир в котором мы суще­с­тву­ем, ко­не­чен и несамостоятелен. Законы природы ог­ра­­ни­чи­­ва­ют мир в его свободе», но припи­сывать законам, что они являются причиной су­ществования материального ми­ра непра­ви­­ль­но, так как «сами по себе законы ничего не приводят в движение. Поэтому мнение о том, что при­су­щие миру законы объя­с­няют его развитие, равносильно ут­вер­ждению: ес­ли по­езд идет по рельсам, сле­довательно, ре­льсы являются при­чи­ной его движения. Из то­го, что все в мире про­текает со­­­­г­­ласно зако­нам, вовсе не сле­ду­ет, что за­коны яв­ляются причиной движения мира и направ­ляют его развитие» (протоиерей Олег Давыденков, Догма­ти­че­с­кое бо­го­словие).

Самое же удивительное, к чему мы при­вы­кли и поэтому не удивляемся — это то, что за­коны неизменны — во всякое время и везде законы одни и те же, одни и те же пропор­ции. А почему бы им не изменяться?

Ответ прост — потому что Бог так устано­вил. Автор эт­их законов — Бог и Он их под­дер­жи­вает неизменными.

Для иллюстрации можно привести отрывок из обсуждения Н.А. Мотовилова с преподоб­ным Серафимом Са­ров­ским вопроса о пере­селении крестьян в Сибирь, где батюшка Се­рафим указал Мотовилову, что нельзя се­лить людей в Барабинской степи, так как в этой степи су­ществует си­бир­ская язва. Мото­ви­лов удивлялся: «Разве не Все­мо­гущ Господь, разве не может отстранить эту яз­ву?» Ба­тюш­­ка Серафим отвечал: «Господь дейст­ви­тельно всемо­гущ, но Он вместе с тем пра­веден и посто­янен в воле Своей, и, дав од­нажды пределы, устав и чин ес­теству, Он без осо­бен­ной нужды не изменяет их никог­да. А провидя вред, могущий быть от них людям Своим, Он извещает о том тех, кого избирает на совер­ше­ние Своих дел, и чрез то да­ет из знамение во еже бежати им от ли­ца лука…» (Док­ладная записка Н.А. Мотовилова).

Таким образом оказывается, что посто­ян­­ство законов, по которым существует ма­териальный мир или природа причиной име­ет праведность и постоянство в во­ле Бога — Тво­рца и Промыслителя (Правителя) мира.

Продолжаем, преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Что есть ус­т­ро­и­вшее то, что — на небе и что — на земле, и что движется по воздуху и что живет под водою, а еще более, в срав­нении с эт­им, небо и землю, и воздух, и при­роду как ог­ня, так и во­ды? Что сое­динило это и ра­з­де­лило? Что привело это в дви­же­ние и движет бе­спрестанно и бес­пре­­пят­с­твенно?

Разве не художник этого и во все вложив­ший осно­вание, по которому все­ле­н­ная и идет своим пу­тем, и управ­ляется? Но кто ху­до­жник этого? Разве не тот, кто соз­дал это и при­­вел в бытие? По­тому что мы не дадим та­ко­го ро­да силы слу­чаю. Ибо пусть принад­ле­­жит слу­чаю проис­хо­ждение, а кому — уст­ро­ение? Если уго­дно, предос­та­вим случаю и это. Кому же — соб­лю­дение и сох­ра­нение за­ко­нов, сооб­ра­з­но с ко­торыми это снача­ла осу­ще­­с­тви­лось? Разу­меется, дру­гому, кроме слу­чая. Но что другое это есть, ес­ли не Бог?» (преп. Иоанн Дамаскин, Точное из­ло­жение пра­вос­лав­ной веры).

Несомненно, что преп. Иоанн Дамаскин счи­­тал проис­хо­ждение и устроение мира не­слу­чайными и имеющими своей причиной Бо­га. Но, вероятно, чтобы не вступать в дли­­те­льную полемику со скрытыми положе­ния­ми грубого материализма, он приводит более оче­видный и глубокий по смыслу ар­гу­мент, что соблюдение и сохранение зако­нов, по ко­торым существует мир, это уже яв­но об­ласть то­­лько Божественного веде­ния. Таким обра­зом, от целе­со­образ­но­с­ти и разумности в ус­т­­ройстве мира приво­дит к пониманию, что есть Разумная при­чи­на, по­ддер­жива­ю­щая это устройство.

Такой же прием использован, например, Де­мьяном Лу­ки­чем, пасеч­ником, в его дис­пу­те с безбожниками (С. Ла­в­ров, Яко с на­ми Бог): «ну ладно, — согласился Демьян Лу­кич, — да­же если и есть эта эволюция, ее мы еще мо­жем признать — но она ведь только сле­­дст­вие! А я тебя спра­шиваю о причине, о начале начал». Такой прием позволяет пре­ду­бе­ж­де­н­но настроенных слушателей не от­то­лкнуть сразу от обсужда­е­мого пред­ме­та, а пригла­сить к диспуту. Дальнейшее из­ло­же­ние им своей точки зрения показывает и нас пос­те­пе­­нно убеждает, что эволюции, име­нно как про­цесса, при котором все раз­но­­образие жи­з­ни прои­зо­ш­ло само собой в про­­цессе ес­те­с­твенного самоусло­ж­не­ния из про­­стых не­жи­вых химических элементов, так вот, эво­лю­ции на са­мом деле нет, это ло­­­ж­ное филосо­ф­с­кое учение, но к этому вы­воду читатель кни­­ги «Яко с нами Бог» при­­хо­дит постепенно сам.

«Происхождение всех вещей — от Бога; а ра­­з­ру­ше­ние сверх этого было еще введено по причине нашего гре­ха для на­казания и по­ль­зы», «происхождение наше есть дело тво­рче­с­кого Его могущества; и продол­же­ние сущес­т­­во­ва­ния нашего — дело содер­жа­щей Его си­лы; и управ­ле­ние, и спасение — де­ло промыс­ли­тельной Его силы», «ни­какой ве­щи бытие не познается или не опреде­ля­ет­ся путем про­ти­воположения или срав­не­ния, так как, при та­­­ких обс­то­я­тельствах, ве­щи, которые су­ще­с­­т­вуют, оказа­лись бы вза­им­ными причинами друг дру­га» (преп. Иоанн Дамас­кин, То­чное из­ложение правос­лав­ной веры).

В свете всего вышеизложенного видно, что мнение о том, что материя существовала все­г­да, есть мнение оши­бочное. Ведь если ма­те­рия сущес­т­во­вала всегда, то, значит, она ве­чна, а то что вечно, должно быть не­из­ме­ня­­емо. Од­нако все, что мы видим, не только под­вер­жено постоя­н­ному изменению, а еще и разруше­нию и уничтожению. Можно пре­д­­­с­тавить, что если ма­терия не вечна, так веч­ны и неизменяемы законы, согласно ко­то­рым она движется.

Но, повторю, что законы, которые от­к­ры­­­ты, именно от­крыты, а не ус­та­­новлены нау­кой, не управляют материей — они только да­ют количественное описание ее движения.

В ус­т­ро­ении Вселенной, в полном согла­со­­вании всех за­конов, по которым сущес­т­ву­ет материя, и их неизмен­но­сти, постоян­но­сти, виден колос­са­льнейший Разум. И в са­­мой материи мы не можем найти источ­ник это­го Ра­зу­ма. Так вот как раз законы, со­гласно которым сущест­ву­ет материя, и по­д­ска­зы­ва­ют нам, что должен быть Разумный Источник этих законов, Который содержит их неизме­ня­­е­мыми, а Пра­вославная вера учит, что это и есть Бог.

Что такое материя?

Атомистическая теория считает, что в ос­но­ве мира есть что-то постоянное и неиз­ме­­няющееся; что ос­новой ма­терии, и, далее, да­же самого бытия счи­та­ется ме­льчайшая не­­де­лимая, то есть неиз­меня­емая час­тица, из ко­торой со­с­тоят все части материального ми­ра и «которая не соз­да­е­тся, не разру­ша­ет­ся и не может делиться» (А.Годмен, Ил­лю­стри­ро­ванный химичес­кий словарь). Эта ча­­стица в ра­з­ли­ч­ных комбинациях и создает все раз­но­о­б­разие види­мого мира. Частица эта суще­с­твует ве­чно (вер­нее, вся сово­ку­­­п­ность час­тиц), они переходят из одного пре­дмета в дру­­гой и так далее. Раньше этой не­де­лимой ча­стицей считался атом, общий для все­го ми­ра.

Если представить в масштабе мо­дель ато­ма, то ядро бу­дет примерно в 10 000 — 100 000 раз ме­­ньше самого атома. Во­круг ядра ра­­­с­положены орбитали — места, где, вероят­нее всего, находится электрон, на каждой ор­би­та­ли по одному или несколько электронов, ко­торые за доли секунды со­ве­ршают более 100 миллионов обо­ро­тов вокруг ядра: «За сто­­­миллионную долю секунды час­ти­ца (эле­к­трон или ча­стица-дублер) совершает вок­руг яд­ра миллионы мил­ли­онов оборотов» (Гла­д­ков, Атом от А до Я).

Описать положение и движение эле­к­т­ро­на на орбитали невозможно, можно лишь ука­зать ве­роятность его обна­ру­­­жения в том или ином месте (А. Го­д­мен, Иллюстриро­ва­­нный хи­мический сло­варь). Или: «Невоз­мо­ж­но од­нов­ре­менно точно измерить скорость час­ти­цы и ее по­ло­жение в простанстве — при­н­цип неоп­ре­де­ленности Гей­зе­нберга» (Э.Н. Рэм­с­ден, Начала современной химии).

Это поразительно, это сло­ж­но предста­вить, как в пу­с­тоте вокруг ядра, пре­вы­ша­ю­щей ра­змеры самого яд­ра в сто тысяч раз, где-то с ог­­­­ро­м­ной скоростью но­си­т­ся эле­к­т­рон, при­чем, мы не мо­жем точно сказать, где, мо­жем то­лько предсказать, с какой ве­ро­­ят­нос­тью электрон может быть обна­ру­жен в раз­ли­ч­ных точках пространства.

«На микроуровне материи понятия об оп­ре­де­ленном ме­стоположении и траек­то­рии во­­о­бще теряют смысл» (И.В. Савельев, Курс об­щей фи­зи­ки).

Так что атом, основа, из которой состоит ма­терия — это скорее силы, дейс­т­ву­ю­­щие в пу­­стоте, чем непосред­стве­нно мате­рия, ко­то­­рую мы привыкли пре­дставлять себе обы­ч­но — плотные нераз­ло­­жимые атомы в пло­т­ных мо­ле­ку­лах, которые можно «по­­трогать» и по­с­­мо­треть в мик­ро­скоп.

«Квантовая физика, которая описывает эле­­­ктрон, опери­рует понятиями физики кла­с­­сичес­кой, которые сов­сем для этого не по­д­­ходят, а использу­ю­тся лишь условно. В ква­н­­то­вой фи­зике, например, невозможно со­с­­та­вить нагляд­ный образ объекта или про­це­сса. В доквантовой физике «понять» оз­на­­­чало со­с­тавить себе наглядный образ объе­­­­кта или про­­цесса. Квантовую физику не­ль­зя понять в та­ком смысле слова» (И.В. Са­вельев, Курс общей фи­зи­ки).

Интересно понимание материи совре­мен­ным ученым святителем Лукой Вой­но — Ясе­не­цким:

«Частицы могут менять свою массу или про­­сто прек­ра­щать свое существование в ви­де частиц, превращаясь в эле­ктромагнитное излучение («аннигиляция» электронов и про­­­тонов)… Другой формой материи надо счи­тать эле­ктро­магнитное поле.

Обе эти формы могут переходить одна в дру­­гую, подоб­но тому, как жидкое тело мо­жет переходить в твердое или газообразное! Та­кие превращения могут, однако, про­исхо­дить лишь при условии соблюдения законов сох­ра­нения энергии. Энергия не может исче­зать или создаваться из ни­­­чего. Она только мо­­жет менять свою материальную обо­ло­чку, ко­личественно оставаясь той же самой» (свт. Лука Войно — Ясенецкий, Дух, душа и тело).

Аннигиляция частиц материи это пора­зи­­те­льный факт, показывающий основы су­ще­с­­т­вования материального ми­ра: «Любая ча­с­­ти­ца или античастица, столкнувшись со своей «парой», немедленно аннигилирует — пре­кращает свое су­ществование, превра­ща­ясь в другие элементарные час­ти­цы или ква­нты излучения. При этом обязательно со­б­лю­­­­да­ются все законы физики, в том числе за­кон сох­ра­нения частиц. Так, при встрече сво­бодного электрона со своей ан­тичас­ти­цей — по­­зитроном — в результате анниги­ля­ции об­­ра­зуются обычно два фотона (гамма — кван­та), об­ла­да­ю­щие энергией и импульсом сто­л­кнувшейся пары.

При некоторых условиях гамма — квант мо­жет превра­ща­­ться обратно в пару электрон — по­зитрон» (Гладков, Атом от А до Я).

«Законов неизменяемости элементов бо­лее не сущес­т­ву­ет, что непреложно до­ка­зано пре­в­ращением одних эле­ментов в другие» (свт. Лука Войно — Ясенецкий, Дух, душа и тело).

«В настоящее время физики отказались от ги­потезы о су­­ществовании некоего не­ве­со­­мо­­го и в то же время аб­со­лю­­тно упругого ве­ще­ства — эфира, заменив его понятием эле­к­­т­ро­магнитного поля. Электромагнитное по­ле не есть вещество в обычном механи­чес­ком по­нимании этого сло­ва. Оно не обладает ве­сом, твердостью, упругостью, оно не сос­то­ит из частиц и т.д. Но оно обладает энер­гией и в этом смысле его следует расс­ма­т­ри­вать как одну из форм существования ма­те­рии! Оно по­рождается движением и вза­и­мо­дей­с­твием элементарных частиц — эле­к­т­ронов и дру­гих. С другой стороны, оно са­мо воз­дей­ствует на эти ча­стицы и при из­ве­с­тных ус­ловиях может даже порождать их» (свт. Лу­ка Войно — Ясе­не­цкий, Дух, душа и те­ло).

Даже самое обычное тепло оказывается эле­­­­к­тромагнит­ным излучением — «испуска­ние электромаг­ни­т­ных волн за счет внутрен­ней энергии тел» (И.В. Саве­ль­ев, Курс об­щей физики).

«В электромагнитное поле «уходят» в ко­н­це концов все продукты диссоциации мате­рии. Независимо от дис­соци­и­рующих тел и от способа диссоциации, продукты этой ди­с­социации всегда одинаковы. Идет ли дело о распаде ядер радиоактивных веществ, о вы­делении из любого ме­талла под влиянием све­та, о выделении, произведенном хи­ми­че­с­кими реакциями или горением и т.д., про­ду­кты этих выделений всегда одинаковы, хотя их качество, ко­личество и скорость мо­гут быть различными. Материал ра­­спадается на элементарные частицы — нейтроны, про­то­­­ны, мезоны, электроны, позитроны и дру­гие. Движе­ни­ем и взаимодействием этих ча­с­тиц порождается электро­ма­гнитное поле, ма­гнитные и электрические колебания ра­з­ной частоты — радиоволны, инфракрасные лу­­чи, ви­ди­мые лучи, ультрафиолетовые и гам­ма-лучи…

Материя представляет собой устойчивую фо­рму вну­три­атомной энергии, а теплота, свет, электричество — неус­той­чивые формы той же энергии. Процесс рас­па­да ато­мов, т.е. ра­зложения материи, сводится к пе­ре­воду вну­­три­атомной энергии из состояния ус­той­чи­­во­го равновесия в неустойчивое, на­зы­ва­е­мое элек­т­ричеством, светом, теп­лотой и т.п. Ма­терия, таким об­разом, пос­те­пенно превра­ща­­ется в энер­гию…

Вечной материи нет, как вообще нет ма­терии, а то­лько энергия в ее ра­з­ли­ч­ных фо­р­мах, конденсация ко­торой и яв­ля­ется в фо­р­ме ма­те­рии» (свт. Лука Войно — Ясе­нецкий, Дух, душа и тело).

Таким образом атомистическая теория, со­гласно которой все простые вещества (про­­­стые — это которые не подда­ю­тся раз­ло­жению при обычной химической реакции) сос­то­ят из кро­хо­т­ных и неизменяемых час­тиц ока­зы­вается оши­бочной, потому что ос­но­ва ма­те­рии (по атомис­ти­че­ской теории) — ме­ль­чай­шие, во­зможно недели­мые, час­ти­цы — сами то взаимно уни­ч­то­жа­ю­тся и пре­в­­ра­ща­­ются в по­ле, то возни­кают вновь, со­ве­­р­­шая пере­ход в эне­­ргию и обрат­но. (Час­ти­­цы могут по­лнос­тью уничтожаться пере­хо­дя в иной вид ма­те­рии — электромаг­ни­тное поле).

Так что мельчайшая частица (атом, или как уже сейчас открыто, гораздо меньшие ча­с­ти­­цы, может даже кварки), не может яв­ля­ть­ся не­­и­зменяемой осно­вой ма­терии. И эти ча­с­ти­­цы с понятий клас­си­ческой на­уки уже не­ о­п­ре­де­лимы.

Очень глубокое замечание по этому воп­ро­су можно про­ци­тировать у свт. Игнатия Бря­­­н­ча­ни­но­­ва: «в точном смыс­ле нет су­ществ в природе: в ней одни яв­­ления».

Если основа материального мира непос­то­янна, значит мир не вечен (потому что вечно — значит не­изменно, а что из­менчиво (ве­ще­с­т­во), то и не вечно) и существует не са­мо­с­то­ятельно, а под руко­водством и уп­ра­влением сто­ро­ннего Ра­зума, при­чем не имеющего но­сителя в каком-либо пре­д­мете или существе материального мира.

Хаотическое движение частей матери­а­ль­ного мира (таким оно может представиться) в ко­не­чном ре­зу­льтате це­ле­сооб­ра­зно. А раз са­мо по себе не может быть целесо­об­ра­зно, то это то­­же ука­зывает, что дви­жение име­ет источ­ник. Как сказал греческий пра­вославный фи­ло­соф Хри­­стос Яннарас: «Ничто в приро­де не яв­ля­­ется ни случайным, ни про­из­во­ль­ным» (Ве­ра Церкви).

Основа же пра­во­славного ми­ровоззрения на мир — об­щее у всего мира то, что у мира од­­­­ин общий Со­здатель (Ав­­тор) и Управитель (Промыслитель) — Бог.

Протоиерей Борис Прокофьев

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924