Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.1 min read

Краткая историческая справка

Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчествоРелигиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола.

Поводом к возникновению раскола послужило исправление церковных книг. Потребность в таком исправлении чувствовалась уже давно, так как в книги было внесено много мнений, несогласных с учением православной Церкви.

За устранение разночтений и исправление богослужебных книг, а также ликвидацию местных различий в церковной практике, выступали члены Кружка ревнителей благочестия, сформировавшегося в конце 1640-х – начале 1650-х годов и просуществовавшего до 1652 года. Настоятель Казанского собора протопоп Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь считали, что русская Церковь сохранила древнее благочестие, и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, дворянин Федор Ртищев, к которым позднее присоединился архимандрит Никон (позднее – патриарх), ратовали за следование греческим богослужебным образцам и укрепление их связей с восточными автокефальными православными Церквами.

В 1652 году митрополит Никон был избран в патриархи. Он вступил в управление русской Церковью с решимостью восстановить полное согласие ее с греческой Церковью, уничтожив все обрядовые особенности, которыми первая отличалась от последней. Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. В сознании своего «долга» упразднения всех литургических и обрядовых различий с Церковью греческой, патриарх Никон приступил к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов по греческим образцам.

Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, патриарх Никон указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Именно этот указ о том, сколько следует класть земных поклонов при чтении великопостной молитвы Ефрема Сирина (четыре вместо 16), а также предписание креститься тремя перстами вместо двух вызвал огромный протест верующих против такой литургической реформы, который со временем перерос в церковный раскол.

Также в ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры – убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»). В восьмом члене Символа веры («В Духа Святаго Господа истиннаго») из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, по аналогии с греческими текстами в имя «Ісусъ» в новопечатных книгах была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисусъ».

На богослужении вместо пения «Аллилуйя» два раза (сугубая аллилуйя) было велено петь три раза (трегубая). Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца, а не посолонь. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный.

Кроме этого предметом критики патриарха Никона стали русские иконописцы, которые отступили от греческих образцов в писании икон и применяли приемы католических живописцев. Далее патриарх ввел вместо древнего одноголосного пения многоголосное партесное, а также обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения – в древней Руси видели в таких проповедях признак самомнения. Никон сам любил и умел произносить поучения собственного сочинения.

Реформы патриарха Никона ослабляли и Церковь и государство. Видя, какое сопротивление со стороны ревнителей и их единомышленников встречает предпринятое исправление церковных обрядов и богослужебных книг, Никон решил придать этому исправлению авторитет высшей духовной власти, т.е. соборной. Никоновские нововведения были одобрены церковными Соборами 1654–1655 годов. Только один из членов Собора, епископ коломенский Павел, попытался выразить несогласие с постановлением о поклонах, тем самым постановлением, против которого уже возражали протопопы-ревнители. Никон обошелся с Павлом не только сурово, но весьма жестоко: он заставил его осудить, снял с него архиерейскую мантию, подверг истязаниям и отправил в заточение. В течение 1653–1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

С точки зрения патриарха Никона, исправления и богослужебные реформы, сближающие обряды Русской Церкви с греческой богослужебной практикой, были совершенно необходимы. Но это вопрос весьма спорный: острой необходимости в них не было, можно было ограничиться устранением неточностей в богослужебных книгах. Некоторые расхождения с греками не препятствовали нам быть вполне православными. Несомненно, что слишком поспешная и крутая ломка русского церковного обряда и богослужебных традиций не вынуждалась какой-либо действительною, насущною потребностью и необходимостью тогдашней церковной жизни.

Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая Церковь отступила от «древлего благочестия», а ее книги печатаются в типографиях католиков. Архимандрит Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

Большой Московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от Церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать Церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил и самого Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение – сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Страшным последствием раскола явились гари – массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи – в конце XIX века.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия – старообрядчества. К концу XVII – началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия «толков» и «согласий». Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне.

До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола, но специального закона о преследовании раскольников за веру не было. В 1685 году при царевне Софье был издан указ о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом). Прочих старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев «бить батогами и, после конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь».

Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. В Боровске в заточении от голода в 1675 году погибли две родные сестры – боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Глава и идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. После 14 лет заточения и пыток они были заживо сожжены в срубе в 1682 году.

Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел – с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

Постепенно большинство старообрядческих согласий, особенно поповщина, утратило оппозиционный характер по отношению к официальной Российской Церкви и сами старообрядцы-поповцы стали предпринимать попытки сблизиться с Церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям. Так возникло единоверие: 27 октября 1800 года в России указом императора Павла единоверие было учреждено как форма воссоединения старообрядцев с Православной Церковью. Старообрядцам, пожелавшим вернуться в синодальную Церковь, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.Поповцы, не пожелавшие идти на примирение с официальной Церковью, создали свою церковь. В 1846 году они признали своим главой находившегося на покое боснийского архиепископа Амвросия, который «посвятил» старообрядцам двух первых «епископов». От них и пошла т.н. Белокриницкая иерархия. Центром этой старообрядческой организации стал Белокриницкий монастырь в местечке Белая Криница в Австрийской империи (ныне территория Черновицкой области, Украина). В 1853 году была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым центром старообрядцев Белокриницкой иерархии. Часть общины поповцев, которые стали называться беглопоповщиной (они принимали «беглых» попов – перешедших к ним из православной Церкви), не признала Белокриницкую иерархию.

Вскоре в России были учреждены 12 епархий Белокриницкой иерархии с административным центром – старообрядческим поселением на Рогожском кладбище в Москве. Они стали называть себя «Древлеправославной Церковью Христовой».

В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, «соблазняющие» верующих синодальной Церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая «распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища». На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский «Указ о веротерпимости», гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

Революционные события начала ХХ века породили в церковной среде немалые уступки духу времени, проникшему тогда во многие церковные головы, не заметившие подмены православной соборности протестантской демократизацией. Идеи, которыми были одержимы многие старообрядцы начала ХХ века носили ярко выраженный либерально-революционный характер: «уравнение в статусе», «отмена» решений Соборов, «принцип выборности всех церковно-служительских и священно-служительских должностей» и т.п. – штампы эмансипированного времени, в более радикальной форме сказавшиеся в «самой широкой демократизации» и «самом широком доступе к лону Отца Небесного» обновленческого раскола. Неудивительно, что эти мнимые противоположности (старообрядчество и обновленчество), по закону диалектического развития, в скором времени сошлись в синтезе новых старообрядческих толков с обновленческими лжеиерархами во главе.

Вот один из примеров. Когда в России разразилась революция, в Церкви объявились новые раскольники – обновленцы. Один из них, обновленческий архиепископ Саратовский Николай (П.А.Позднев, 1853–1934), бывший под запрещением, стал в 1923 году родоначальником иерархии «Древлеправославной церкви» в среде беглопоповцев, не признававших Белокриницкую иерархию. Ее административный центр несколько раз перемещался, а с 1963 года обосновался в Новозыбкове Брянской области, отчего их еще называют «новозыбковцами»…

В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:— «О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им»;

— «Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию»;

— «Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие».

Поместный Собор РПЦ МП 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года. Деяния Собора 1971 г. заканчиваются следующими словами: «Освященный Поместный Собор любовно объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру».

Известный церковный историк протоиерей Владислав Цыпин, рассказывая о принятии этого деяния Собора 1971 года, констатирует: «Старообрядческие общины не сделали после акта Собора, исполненного духом христианской любви и смирения, встречного шага, направленного на уврачевание раскола, и продолжают пребывать вне общения с Церковью».

Источник: Благодатный Огонь

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

16 комментариев на “Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.1 min read

  • Михаил Ершов:

    После последней встречи ВВП с «митрополитом» Корнилием даже БО изменил свое отношение к патриарху Никону. Похоже, началась очередная кампания, в которую включили и уважаемый сайт.
    Посмотрите также комментарии здесь: http://ruskline.ru/special_opinion/2017/iyun/teologiya_bobrov/ (обратите внимание на ссылку в к. 153)

  • К.И.:

    В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

    — «О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им»;

    — «Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию»;

    — «Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие».

    Поместный Собор РПЦ МП 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.
    ——————————
    И слава Богу!Правильные постановления!Дров было наломано много тогда с обеих сторон.
    Все адекватные старообрядцы в Церковь вернулись с сохранением старого обряда! Остальных оч.жалко,гордыня,увы,непомерная!
    Раскол 17 в.конечно же,большая рана и беда!

    • Михаил Ершов:

      Игорь, «адекватных старообрядцев» — единицы. Да и те, похоже, дышат тем же духом, что и расколоучитель Аввакум. :(

  • Надежда:

    Картинка чудо как хороша. Красота несказанная. Художник М.В. Нестеров «Великий постриг», 1898 г.

    Читала обсуждения по теме старообрядчества на РНЛ и БО. Показалось, что защитники старого обряда более сдержанны и уважительны к собеседнику, а противники имеют много аргументов в защиту своей позиции, но как-то уж очень напористы и агрессивны.

    Никто ни здесь, ни на других православных сайтах не защищает раскол, разумеется. Ибо он богохульствует и безблагодатен, это да. Но есть среди православных люди, кому нравится такая выдержанная в веках строгость в одежде, в пении, в иконографии. Люди ценят добродетель целомудрия, ищут её. Она есть дар, и им нельзя гордиться, но надо его ценить и беречь как зеницу ока. Проповедь любви должна предваряться проповедью страха Божия и целомудрия, иначе не любовь будет, а блуд, хоть духовный, хоть иной.

    Интерес к старообрядчеству, на мой взгляд, объясняется стремлением обрести эту строгую чистоту. А вовсе не сочувствием духу гордыни. Известно ведь (было открыто святым), что немало в аду гордых девственников. Только, боюсь, при нынешнем падении нравов гораздо легче погибнуть через блуд, чем через такую вот вторичную гордость.

    • Михаил Ершов:

      Там , где гордость, какое может быть целомудрие (в духовном смысле)? И без блуда не может быть никакого целомудрия, если гордость преобладает.
      А то, что некоторые форумчане излишне резко высказываются, не говорит о том, что они не правы. Толерасты и извращенцы из ОВЦС с их «любовью» не смогут обратить раскольников и еретиков, так «любовь» их ложная и единство они понимают по-своему. Такая «любовь» может только погубить.
      «Вторичная гордость» — это что такое? И блудники, и гордецы нераскаянные в Царствие Небесное не войдут

  • Михаил Ершов:

    Комментарии на БО
    http://blagogon.ru/digest/779/
    Раскольники посрамлены в очередной раз, и никакой ВВП (вкупе с извращенцами) их не спасет и не оправдает на Суде, если они (раскольники-«старообрядцы») не покаются в расколе и богохульстве.

  • К.И.:

    А где там раскольники,Михаил?
    Или защита обрядов РПЦ до сер 17 в.это уже ракол?
    Я там увидел только,как керосинчику подливают в огонь,к сожалению.

    Полностью согласен с Агапитом:

    «У нас господствует именно новый, МАЛОРОССИЙСКИЙ обряд, насквозь ополяченный, озападненный.»

    И стал он во многом господствовать в РПЦ именно со второй половины 17 века,прямо после реформ царя Алексея и Патриарха Никона,как их ИТОГ на протяжении всего 200 летнего синодалного периода.
    Слава Богу,что-то меняли потихоньку,или хоть пытались ещё в 19 в.,у свт.Игнатия есть об этом латинстве и неметчине в Церкви,у свт.Филарета,и особо в конце 20 века,в период возрождения РПЦ,уже прошедшего.
    Тут даже просто почитать биографии реформаторов-Арсения Грека,Полоцкого,Лигарида.Понаехали,вернее,понавезли учителей.
    Я думаю сам патр.Никон разочароввался в этих всех рефрмах,недаром Служебник издал старого образца незадолго до смерти своей.

    • Михаил Ершов:

      Я говорю о духе раскольничьем, которым очевидно дышат и Агапит, и прочие лаятели Церкви, кем бы они себя ни называли.

  • Михаил Ершов:

    На этом сайте можно кое-что почитать, например, этот материал: http://www.anti-raskol.ru/pages/1406
    Цитата оттуда:
    Увещевание раскольников. В заключение хочется привести слова святителя Феолипта Филадельфийского, обращенные к самим раскольникам:

    «О чем грезишь ты, человек, в ночи суетного своего образа мыслей, с этими грезами вступая в бой… и придумывая оправдания? Укравший вещь разве является тем, кто хранит ее для владельца? Оскорбляющий возносит ли похвалу? Вступающий в бой предлагает ли мир? Разделяющий соединяет ли? Ненавидящий любит ли? Вырывающий с корнем насаждает ли? Разрушающий созидает ли? Делающий зло творит ли благо? Совращающий исправляет ли? Свергающий восстанавливает ли? Что скажешь? Познай себя. Войди в кладовую своих помыслов. Отсеки от себя самооправдание. Найди скрывающегося в тебе змея. Распознай обосновавшийся в тебе мрак. Обратись к свету и дай, если имеешь, разумный ответ, и в тот же час обретешь нас, любителей истины, пришедших к тебе. Если же ты не найдешь, что сказать, тогда, отказавшись от собственного образа мыслей и спорливости, приходи и становись в наши ряды. Мы вместе войдем в храм. Ведь сказано: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе… пребывать в доме Господнем во все дни жизни».

    Возвеличим Господа едиными устами… Недостающее из-за твоего отсутствия пусть будет возмещено твоим присутствием. Твоей верностью пусть будет уврачеван произошедший через тебя раздор. Тех, которых ты опечалил своим отпадением, вновь утешь своим вступлением. Не дай исполниться на тебе суровым словам пророка: «Гибнущее пусть гибнет». Будучи твоими братьями, мы оплакиваем твое отделение от Церкви… Мы желаем твоего возвращения прежде, чем смертельная гангрена распространится в тебе. Выбор между жизнью и смертью дан тебе. Ныне нет независящих от тебя обстоятельств, препятствующих твоей воле к здравию… Пока весы перемен находятся в твоих руках, яви свое расположение к возрождающей Церкви. Не оставайся, сыне, в несогласии со своей Матерью, ругая ее и похищая ее чад посредством губительных глаголов, дабы в клевете на святыню и в разрывании церковного единства не застал бы тебя последний день»[31].

  • К.И.:

    Михаил,я о другом,о последствиях реформ царя Алексея.А это именно последствия тех реформ,хотели этого или не хотели,но получилось то,что получилось.Дальше были,как уже неизбежное продолжение,Прокопович с «Регламентом» и Петром Первым т.д.18-19вв.
    Стоило ли оно того…

    О.Олег Стеняев подводит как-бы итог:

    «Если-бы кто-то решил провести в нашей Церкви, например, декатолизацию (очищение от всего привнесенного из католичества), то это раскололо бы весь наш народ.

    1. Пришлось бы выбросить все учебники и системы по догматическому богословию 18-го, 19-го и начала 20-го века, находившихся под мощнейшим схоластическим влиянием.
    2. Отказаться от наследия свят. Дмитрия Ростовского, включая 12-ть томов житий святых, — списанных с католических изводов.
    Своего, свят. Дмитрий, мало чего написал, больше переводил с латыни католических авторов (агиографии и экзегетики).
    Тогда, это считалось очень модно.
    Многие темы его житий, списаны с книги доминиканского монаха Иакова Ворагинского (лат. Jakobus de Voragine), «Золотая легенда» (лат. Legenda Aurea), написанной около 1260 г., и других латинских источников.
    Митр. Стефан Яворский, «Камень веры»-Целые разделы списаны с католических источников. Это такая особенность православных авторов 17-го, 18-го века, от греческих до русских..
    3. Очистить календарь от большой части чтимых икон посвященных Деве Марии.
    4. Отказаться от половины треб и чинов совершения таинств, включая молитвы и ритуалы на изгнание злых духов.
    5. Отказаться от практики чтения акафистов и прежде всего их текстов.
    6. Отказаться решительно от книги «Невидимая брань», подлинным автором которой был иезуит Лоренцо Скуполи (на что Никодим Святогорец указывает в предисловии).
    7. Пересмотра многих и многих богослужебных текстов не отражающих только православную точку зрения.
    И т. д. и т. п…

    Я не берусь здесь указывать на протестантские влияния в судьбах РПЦ…
    Очень печально…»

    • Михаил Ершов:

      Игорь, а я всё о том же. Не нужно валить все в одну кучу и виноватым делать патриарха Никона и др. . Священник Стеняев может писать, что угодно (Бог ему — Сушдья), а раскольники- «старообрядцы» и близкие им по духу люди так и остаются богохульниками либо близкими к этому смертному греху грешниками . Никому не желаю впасть в грех богохульства и в раскол.
      Понятно теперь?

  • Надежда:

    Соборные клятвы 1667 г. налагались не на обряды сами по себе (их признали неправильными и запретили, но не прокляли и не анафематствовали), а на людей, выразивших несогласие, за их прекословие и хулу на Церковь.

    Об этом пишет издание «Христианская жизнь» в 1872 г. именно в полемике со старообрядцами.
    http://christian-reading.info/data/1872/05/1872-05-01.pdf

  • Михаил Ершов:

    На БО и здесь Надежда дала ссылку на статью «О клятве Московского собора 1667 года»:http://christian-reading.info/data/1872/05/1872-05-01.pdf
    К сожалению, до сих пор многие православные христиане, даже архиереи РПЦ, (не говорю о т.н. старообрядцах) не понимают значение этого собора. ПС РПЦ 1971, не разобравшись, под давлением известного экумениста м. Никодима (Ротова), отменил его решения, хотя не имел на это канонического права. Об этом прочитайте здесь: http://www.pkrest.ru/105/105-6.html
    Очень жаль, что упорные раскольники уже 350 лет продолжают противиться Церкви Христовой и не ценят того, что сделано для них по икономии и даже сверх того.
    Вчера частично посмотрел видеоинтервью с «митрополитом» Корнилием (июнь 2017). Действительно, косноязычный мужик в рясе (напомнил мне чем-то одного упоминавшегося ранее младостарца из МП). … И этот «митрополит» называет их сообщество церковью … Считаю, что не будет там (на этой «лодке-ботике») никакой благодати до тех пор, пока они (раскольники) не покаются в грехе раскола и богохульстве и не присоединятся к РПЦ.

  • Наталия:

    Современное старообрядчество нельзя считать эталоном, древний обряд тоже. И в то время были проблемы — и многогласие, и скоморешество в храмах, и много чего другого. Еще Иван III понимал, что путь Древней Руси узок для быстрорастущего государства. Обратили взгляды на Византию, но она уже была под влиянием унии и пала. Желание изменить церковь по греческому образцу в 17 веке было также определено воссоединением с Малороссией. Но приехавшие «учителя» и «советчики» часто действовали в пользу Рима и в свою пользу. Жестокие, насильственные методы реформы вызвали упорное сопротивление народа. «Рубили с плеча» — наотмашь по всему живому, что с испокон веков звалось и по сей день зовется русской душой». Людей, попавших в эту мясорубку, безмерно жаль. Одно можно сказать точно, что когда желание славы земной выше Славы Божией, то это заканчивается трагедией — расколом и ересью.

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924