Экуменическое эхо Русского раскола

Михаил ЕнотовОб апостасийном характере «гаванской декларации», одобренной Священным Синодом РПЦ, и документов Волчьего критского собора, одобренных нашим Архиерейским собором, сказано уже довольно много — и клириками, и монахами, и богословами, и публицистами, и общественными деятелями. А последовавшие разъяснения ОВЦС своей вопиющей безпомощностью, иезуитским лукавством и возмутительным чванством только подтвердили, а не опровергли эту критику. Теперь всем должно быть окончательно ясно, что речь идет не об отдельных сомнительных шагах и ошибках первоиерархов, но о последовательной политике открыто еретической направленности (поэтому лично я считаю абсолютно правомерной апелляцию к 15-му правилу Двукратного Константинопольского Собора).

Однако я хотел бы выйти за рамки простой диагностики сложившейся ситуации и рассуждений о методах противодействия — и то, и другое уже сделано специалистами, компетентными в вопросах богословия и каноники. На мой взгляд, необходимо более фундаментальное осмысление существующей проблемы, а для этого нужно глубже посмотреть в ее корни. И здесь большинство ревнителей, возвысивших свой голос против попрания нынешними экуменистами святоотеческого учения в первую очередь поминают недобрым словом торонтскую декларацию 50-го года, либо лжесобор 20-х, но мне представляется, что свиток церковной истории следует отмотать еще дальше. На три с половиной века назад.

Разумеется, речь идет о злосчастных реформах патриарха Никона. Великий раскол Русской Церкви 17-го века не есть нечто, однажды пережитое и оставшееся в прошлом — это разлом, трещины от которого расходятся по церковному зданию до сих пор, и назревающая ныне смута (упаси, Господи) — не более, чем эхо того страшного потрясения. Странно, что так мало комментаторов обращают на это внимание. Видимо, длившиеся столетиями гонения церковно-государственной машины на старообрядцев сделали свое дело, и теперь большинством чад РПЦ они уже не воспринимаются как православные христиане (дескать, брататься с католиками или нет — тут еще можно поспорить, а вот старообрядцы — явные раскольники).

Вместе с тем, положение нынешних ревнителей чистоты православной веры очень напоминает положение защитников древлего благочестия середины 17-го века, ведь те не вносили в церковную жизнь никаких новшеств, строго держась веры Отцов, а когда патриарх Никон стал насильно насаждать свои безрассудные реформы, они просто отказались их принять — собственно, поэтому их вообще нельзя обвинять в расколоучительстве. Точно так же нельзя обвинять их и в фарисействе, утверждая, что реформы касались лишь внешней, обрядовой, стороны — достаточно хотя бы сказать, что «справе» был подвергнут Символ веры, причем изменения не ограничились тем «единым азом», за который сторонники Аввакума были готовы умереть. Так, например, простая замена аориста «несть» (конца) на «не будет» в отношении Царствия Божия ввела в церковное бытие линейное время, «дух века сего», открыв дорогу Модерну, с его прогрессизмом (а вместе секуляризмом, гуманизмом, рационализмом, индивидуализмом и прочей мерзостью, которые сегодня стали данностью общественно-церковной жизни). Царство Христово стало мыслиться не в вечности, а где-то в «прекрасном далеке», «светлом будущем», «дивном новом мире» — искушения, вытекающие из такой трактовки, думаю, понятны. Отнюдь не безобидны также отказ именовать Святой Дух Истинным и искажение богословской картины Рождества Христова в связи с новой формулой «воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» вместо «воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы вочеловечшася». Но важно понимать главное — дело шло не об отдельных новшествах, а о сломе всего традиционного миросозерцания, сравнимом по степени разрушительности разве что с Октябрьской революцией (в которой, кстати, тоже отчетливо слышится эхо Русского раскола).

В связи же непосредственно со сложившейся ныне церковной ситуацией я бы хотел обратить внимание на следующее:

— именно Никон привнес в Церковь дух модернизма и поставил под удар авторитет Предания, своими реформами заявив, что вера Отцов была неправильной (это даже привело к такому странному явлению, как деканонизация некоторых уже прославленных русских подвижников);

— именно Никон положил начало экуменической политике (унификация богослужебного чина с греками, ради которой патриарх был готов отправлять свою же паству на костры, притом что чистота греческого православия была после унии с католиками и мусульманского ига уже далеко небезупречна, а греческие тексты, взятые за образцы для книжной «справы», были более поздними по сравнению с теми, по которым осуществлялись дореформенные переводы);

— именно Никон подверг русское православие систематическому окатоличеванию, допустив до важнейших церковных должностей выходцев из малороссийских школ, которые были пропитаны духом латинства (на что позже сетовал свт. Игнатий Кавказский, предлагавший пересмотреть в православно-восточном ключе официальные катехизисы, а еще позже свщмч. Иларион Верейский вообще скажет о необходимости освободительной войны в области русского богословия против латинского рабства);

— именно с Никона началось грубое попрание принципа соборности в Русской Церкви (достаточно вспомнить его поистине папистские амбиции, авторитарный стиль принятия решений и брутальные методы борьбы с несогласными, в числе которых оказалось, по меньшей мере, около четверти русского народа);

— кроме того, Никон покусился и на другой важнейший принцип — симфонии властей (что в перспективе привело, с одной стороны, к огосударствлению Церкви, а с другой, к росту антимонархических настроений внутри нее).

Стоит только приложить вышеозначенные тезисы к сегодняшнему дню, как перед нашими очами вырастает то генеалогическое древо, на макушке которого днесь чирикают «птенцы гнезда Никодимова». И в этом контексте недавняя канонизация свт. Серафима (Соболева) представляется очень ловким церковно-политическим ходом: прославляется, с одной стороны, ярый противник экуменизма (видите, мы верны православию!), а с другой — такой же ярый защитник Никона (тем самым выражается поддержка модернистско-реформаторской линии). Хочу отметить, что, говоря о Никоне, я осуждаю не личность, а тот исторический вектор, который он собой олицетворяет.

Надеюсь, что генетика нынешних негативных тенденций в нашей Церкви описана хоть и схематично, но достаточно убедительно. Пора понять, что для предотвращения новых расколов, в первую очередь, нужно уврачевать старый, иначе он будет отзываться рецидивами снова и снова, самовоспроизводясь, как не долеченная опухоль. Хотелось бы верить, что то движение за чистоту православной веры, которое сейчас начинает приобретать в нашей Церкви массовый характер, отвергнет не только гнилые плоды модернизма в виде откровенных лобызаний с жидовствующими масоно-латинянами, но и его корни, уходящие в эпоху, когда русских православных людей жестоко преследовали за отказ принимать никоновские «новины». Очищению должно подвергнуться не только содержание вероучения, но и форма его литургической реализации — если мы хотим искоренить не букву, а сам дух западной традиции, то обязаны избавиться, пусть постепенно, от таких чуждых православию явлений, как обливательное крещение, партесное пение, живописные иконы, общая либерализация богослужения (каждый молится как хочет) и его сенсуализация (душевность вместо духовности), неизбежно приводящая к «обабению» приходов, причем имеется в виду не только количественное превалирование женской части, что почему-то уже считается нормой, но и феминизация мужской (содомия среди священства происходит оттуда же).

Таким образом, выступая резко против экуменизма покойного митр. Никодима и его ныне здравствующих последователей, я призываю к другому, единственно оправданному и, более того, жизненно необходимому, экуменизму — преодолению раскола 17-го века. России и, прежде всего, Русской Церкви как ее духовному ядру нужна консервативная, традиционалистская, святоотеческая, революция. Да поможет нам в этом Господь — Ему же слава ныне, и присно, и вО веки веком. Аминь.

Михаил Енотов

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (4 votes, average: 4,00 out of 5)
Загрузка...

43 комментария на “Экуменическое эхо Русского раскола”

  • Михаил Ершов:

    Станиславу -» Михаилу» Енототову нужно одно понять, что как и расколоучитель Аввакум он дышит тем же духом противления Церкви, как и раскольники 17 века он необоснованно лает патриарха Никона, возлагая вину на него, а не на близких Енотову по духу еретичных расколоучителей, а потому и сам недалеко ушел от гордых богохульников прошлого и настоящего. Мнимые «единоверцы» — те же волки, рядящиеся в одежды православных христиан. А потому читать его раскольничью писанину не стоит …

  • иеромонах Арсений (Железнов):

    По меньше мере наивно считать старообрядчество, даже трехсотлетней давности, этаким эталоном Святой Руси и «таблеткой» от современного экуменизма, тем более —
    старообрядчество современное. Сейчас не помню, кто сказал, что именно старообрядчество явилось питательной средой, как для русского сектантства, так и для первых революционеров-вольнодумцев. Я с этим согласен. Роль старообрядческого купечества в организации русских революций, к сожалению, хорошо известна. Недавно прошел материал, наглядно показывающий, что среди партийных и правящих бонз советского периода было огромное число выходцев из старообрядческих семей. У меня, к сожалению, есть и свой опыт общения со старообрядцами, который показывает, что богословских и просто духовно-нравственных проблем в их среде не только не меньше, чем среди чад «правящей» Церкви, но… Недавно посетил один форум старообрядцев, где наглядно увидел, что никакого сочувствия борьбе ревнителей РПЦ МП против экуменизма у них нет. Напротив, есть некое, простите, злорадство, де: «Вот вам, никониане, вот вам! Теперь будете знать, чья вера правая…» — так, или примерно так… Да и просто: «..во вЕки векОВ!» — это более правильно по правилам правописания и синтаксиса. Я, в угоду сомнительной «древлей старине», невежественно коверкать дорогие сердцу молитву Богу не буду. Аминь!

  • Михаил Ершов:

    Комментарий 162 на РНЛ: http://ruskline.ru/special_opinion/2017/iyun/teologiya_bobrov/#comments
    Эту заметку я дочитал только до места, где мнимый единоверец Енотов начал лаять на патриарха Никона. Дальше эту раскольничью писанину я читать не намерен. Бог ему (Станиславу)- Судья.

  • Михаил Ершов:

    Духовный собрат Станислава Енотова — «дьякон» Юрий Аввакумов.
    http://ruskline.ru/special_opinion/2017/iyun/teologiya_bobrov/#comments

  • Надежда:

    С революцией автор погорячился. А вообще-то в истории раскола 17 в. действительно не всё и не всем ясно. Версии историков взаимоисключающие (Каптерев против Субботина и наоборот). С учётом того, что исторические трактовки событий бывают обусловлены политической конъюнктурой и личным мировоззрением учёного, всю правду в этом вопросе мы вряд ли когда узнаем. А диавол радуется, когда люди поносят и ненавидят друг друга. Как бы в этой ненависти к старому обряду не захлебнулись новоявленные книжные богословы и любители итальянско-польских песенных рулад.

    А вот Агафья Лыкова, старообрядка, прогнала своей молитвой медведя там у себя в глухой тайге. И глядя на её блаженное лицо, не скажешь, что она богохульница и безблагодатная.

    Господь всех разсудит.

    • Надежда:

      Да, и ещё. Раскольники и ревнители старого обряда не суть синонимы, это почему-то не до всех доходит.

  • Михаил Ершов:

    Голубушка, не «захлебнись» в своей «любви».
    Давно была у своего духовника? Пора тебе снова на исповедь и на огород … :)

    • Елена:

      Как Вам не стыдно, Михаил? Надежда пишет спокойно и со знанием дела. И в статье этой (согласна, что «революция» — перехлест) очень здравые мысли, очень нужные нам сегодня. «Латинский дух» давно лезет в нашу Церковь, многие формы стали уже привычными, и с этим действительно нужно разобраться, чтобы сегодня удержаться и от ереси, и от раскола. Автор не пишет: «давайте просто брататься со старообрядцами», — это и не возможно, там столько толков и своих разделений… Но вот это, на мой взгляд, очень точно —
      «если мы хотим искоренить не букву, а сам дух западной традиции, то обязаны избавиться, пусть постепенно, от таких чуждых православию явлений, как обливательное крещение, партесное пение, живописные иконы, общая либерализация богослужения (каждый молится как хочет) и его сенсуализация (душевность вместо духовности), неизбежно приводящая к «обабению» приходов…»

      • Михаил Ершов:

        Елена,о чём Вы? Куда вы собираетесь вернуться с Надеждой и единоверцем Станиславом? Со знанием дела … :)) Мечты, мечты … Царь грядёт! (из другой крайности некоторых почитаемых вами «старцев») :((

    • Надежда:

      Попалось на глаза, отвечаю.

      Обо мне не беспокойтесь. Огород мой далеко. Со своим духовником регулярно встречаюсь.

      А вот с вами – всё ли в порядке, с тех пор как перестали почитать своего духовного отца?

      • od:

        На этом остановитесь и не переходите на личности.
        Предупреждение для Михаила Ершова и Надежды.

      • Михаил Ершов:

        Надежда, если Вы говорите о моем отношении к бывшему настоятелю нашего храма, о котором я отзывался как о младостарце, то он никогда не был и не будет моим духовным отцом. Конечно, во время его настоятельства у нас в храме служил только один священник, и на исповедь все шли к нему. Но это — обычная практика. Слава Богу, у нас нормальные отношения. Иногда, когда попадаю на его службы, беру у него благословение на чтение Апостола и шестопсалмия.
        А насчет «порядка», Вы сами о себе можете сказать, что у Вас всё в порядке в духовном плане? Также и я не буду делать таких заявлений.
        Простите меня грешнаго. Давайте как-то более терпимо относиться к друг другу, даже если мы в чем-то не согласны.

  • Надежда:

    Кстати, дискуссия на эту тему здесь уже была:
    http://www.odigitria.by/2017/01/16/ne-trogajte-nashe-bogosluzhenie-diakon-ilya-maslov/

    Не буду повторяться. Запоздало присоединяюсь к комментариям Александра.

    • Михаил Ершов:

      А зачем впустую воздух сотрясать, «со знанием дела»?
      Кстати, Михаил — это Михаил Яблоков, известный мне по РНЛ. Вот он действительно всю эту «старообрядческую» историю знает. А Вы, Надежда, займитесь лучше своим огородом … :)

  • Надежда:

    Добавлю, что современные духовники в основном осторожно высказываются по этой теме, зная, что она болезненная и чувствительная и может стать соблазном. Многие батюшки сходятся во мнении, что раскол был трагедией Русской Церкви. У них есть сожаление по этому поводу, а не гнев и не злорадство.
    Мнение архимандрита Рафаила (Карелина):
    http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5218/index.html

    РПЦЗ, как известно, даже принесла покаяние за жестокие гонения на старообрядцев.

    Наше священноначалие считает, что преодоление раскола – это дело будущего, а не настоящего. Наверно, так и есть. Слишком остра обида у одних и неприязнь у других. Требуются время и усилия, над собой прежде всего. По приказу они не покаются. А вот если увидят в «никонианах» людей преображённых, стяжавших благодать, возможно возвращение их в лоно Церкви.

  • Михаил Ершов:

    Вот вам — другой Александр (не раскольник, не тот, с которым согласна Надежда), который был раньше старовером и в отличии от … Надежды знает «дело» изнутри, на себе испытал.
    См. его комментарии здесь: http://blagogon.ru/digest/779/

  • Елена:

    Речь не о старообрядцах сейчас. Если бы их и не было — что, не нужно убрать наконец латинскую практику обливательного крещения? Не нужно от душевно-эстетических, расслабляющих, западных по своему происхождению форм церковного искусства избавляться?

    • Михаил Ершов:

      Елена, перестаньте уже лить из пустого в порожнее. Хватит уже мечтать!
      Не нравится партесное пение, ходите к единоверцам. А насчет обливания вообще полный бред. Разбойник на кресте рядом с Господом как крестился? Узники в темнице — без погружения, многие мученики своей кровью вместо воды …
      Избавляться с Божией помощью нужно от своих страстей и предрассудков.

    • Надежда:

      Нет запроса на это, к сожалению.
      Вот, у святителя Игнатия в главе, кстати, о расколе – и о церковном искусстве:
      https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/agiograficheskie-i-apologeticheskie-sochinenija/#0_7

      • Михаил Ершов:

        Ну и где теперь эти «живописные иконы» западных художников»? Разве только в музеях, да в нескольких столичных храмах.
        А знаменное богослужебное пение можно послушать только в нескольких храмах, увы, например, в Троицком храме (Сергиев Посад) за ранней Литургией. Слава Богу за всё!
        Святитель Игнатий (Брянчанинов) в отличии от вас не был мечтателем, не предрекал «грядущего православного Царя» …

    • Владимир А.:

      Святитель Каллист, патриарх Константинопольский, ученик преподобного Григория Синаита, сподвижник и друг святого Григория Паламы. За все его учения, его подвиги и труды в защиту единства Церкви и в защиту от мятежей, злочестивых учений западных христиан и за его вклад в победу Православия наша Церковь причислила Вселенского Патриарха Каллиста I к лику святых и определила совершать его память 20 июня (по Юлианскому календарю).

      Вселенский патриарх Каллист I активно поддерживал святителя Григория Паламу и его сторонников, которые стали называться паламитами. Он председательствовал на Константинопольском Соборе 1351 года, где был выработан, принят и подписан иерархами Церкви Соборный Томос, раскрывший и догматически утвердивший учение о Божественном свете. Подпись патриарха Каллиста под этим документом стоит первой. О свт. Григорие Паламе и о его творениях собор вынес очень важное постановление: «мы постановляем, что он не только превосходил всех своих противников, борясь против хулителей Христовой Церкви, как уже указано и в предыдущих синодальных постановлениях, но и есть надежнейший борец изащитник церкви и благочестия и споспешник таковых.»

      Вниманию читателей предлагается отрывок о «крещении» окроплением из «Увещания Константинопольского патриарха Каллиста к клиру города Тернова относительно Терновского патриарха и обряда крещения» (1355 г.):

      «Что же касается до того, что священники болгарские крестят в одно погружение, или совершают крещение чрез окропление водою, как попало, то это дело весьма нелепое и исполненное нечестия. Ибо постановление святых славных и всехвальных апостолов и священные их каноны всех крещенных в одно погружение повелевают, по преданию Спасителя, крестить снова, как некрещенных. А поелику всякий, кто не крестится водою и духом, по евангельскому изречению Спасителя, не войдет в царствие небесное, то ясно, что не крещенный по этому преданию в три погружения есть вне царствия небеснаго. Ибо совершаемыя во святом крещении три погружения совершаются не просто и как попало, но они знаменуют небесныя, божественныя таинства. Так как Спаситель наш заповедал святым своим ученикам крестить всех во имя Отца и Сына и Святаго Духа, как в триипостасную, божественную, блаженную и пресущную Троицу, то мы, по учению великаго изъяснителя божественных таин, Дионисия Ареопагита, тремя погружениями в крещении прославляем ипостаси триипостаснаго Божества, будучи при произнесении каждаго из сих святых имен однажды погружаемы в воду и вынимаемы из нея. Вместе с тем, поелику божественное сие крещение изображает смерть Спасителя (елицы бо во Христа крестихомся — по Апостолу — в смерть Его крестихомся, Рим. 6:3), а погребение Спасителя было тридневное, то мы необходимо крещаемся в эти три состояния, указывая этими тремя погружениями на тридневную смерть и воскресение Спасителя. Посему не крещаемые таким образом суть вовсе несовершенны и неполны (в благодати) и крещаются не по образу высокаго знаменования крещения. Ибо сей священный Дионисий говорит о крещении слово-въ-слово так: «символическое учение таинственно открывает, что священно-крещаемый тремя погружениями и возношениями в воде подражает богоначальной смерти тридневнонощнаго погребения Иисуса Живнодавца, насколько богоподражание возможно для людей. Итак крещение дается во образ смерти Господа, вода вместо погребения, елей вместо Святаго Духа, печать (запечатление миропомазанием) вместо креста, миро же служит укреплением исповедания»

      • Михаил Ершов:

        И что из этого? И святые ошибались в своих высказываниях. Вспомни про разбойника на кресте, про узников, крестившихся в темницах без погркжения, про мучеников, крестившихся своею кровью … Не уподобляйся раскольникам, Владимир, которые цепляются за каждую букву.

        • Владимир А.:

          Святые не ошибались, наоборот, они указывают на согласное мнение Церкви. Погружение – это прообраз погребения, в соответствии со словами ап.Павла: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть» (Рим.6,4). Ясное дело, что обливание и окропление никак не может изобразить собой погребение, и облитый человек не может считаться спогребшимся Христу.

          А исключения (клиники, крещение кровью, смертельная опасность) – они и есть исключения, как учит святой Киприан Карф., которые никаким образом не оправдывают обливание совершаемое над свободным и здоровым человеком, при изобилии воды.

          • Михаил Ершов:

            Не цепляйся за буквы и более поздние тексты, иначе ты ничем не будешь отличаться от раскольников и еретиков. В Евангелии говорится о крешении водой и Духом Святым, а не о «полном троекратном погружении» в водоеме. Тебе этого не достаточно?

          • Владимир А.:

            Ап. Па­вел, один из ве­ли­чай­ших и древнейших учи­те­лей хри­сти­ан­ской ве­ры говорит о погребении которое делает живым — о Крещении: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4) и «быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12)

            На основании апостольских правил, соборных постановлений Православной Церкви узнаем, что Таинство Крещения должно быть совершаемо через погружение. Так как:

            1. через погружение крестился Сам Христос от Иоанна,
            2. через погружение крестили св. Апостолы,
            3. через погружение совершалось сие Таинство в древней Церкви вселенской,
            4. наконец, погружением в воду точно выражается внутренняя сила и действие Крещения — наше духовное возрождение, спогребение со Христом и совоскресение с Ним,
            5. есть согласие святых отцов: что для Христа Господа были крест и гроб, то для нас есть Крещение; и подражание смерти и погребению Христа, совершаемое нами, изображается в ближайшей к земле стихии – в воде,
            6. кроме того, по любви своей к нам, апостолы дали заповедь крестить не иначе, как троекратным погружением в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, и извергать священника который поступает иначе (50-ое Апостольское правило),
            7. VI-ой и VII-ой Вселенские Соборы требуют извергать священника нарушившего 50-ое апостольское правило,
            8. святой Василий Великий называет Крещение троекратным погружением догматом в догматическом послании (Вас. пр. 91).
            9. Вселенский патриарх Каллист I (соратник святителя Григория Паламы, председатель Константинопольского Собора 1351 года), в «Увещании о Крещении» называет крещение чрез окропление водою, делом весьма нелепым и исполненным нечестия
            10. Константинопольский Собор 1756 года определил крестить всех, обращающихся в православие, не бывших Крещеными чрез троекратное погружение, и это есть последнее соборное решение по вопросу Крещения в Вселенской Православной церкви,

            то все это, приводит к тому заключению, что Таинство Крещения должно быть совершаемо через погружение.

            Священномученик Киприан Карфагенский в своем письме к Магну, отвечает, чтО он думает о тех которые были крещены в болезни обливанием. Крещены ли они? Св. Киприан отвечает, что если Крещение обливанием происходило:

            1) по требованию нужды (соgente necessitate), и
            2) по вере крещающего, и
            3) по вере крещаемого,

            то по благоснисхождению Божию, верующему вполне сообщается благодать и при сокращении богоучрежденного чина.

            То есть, святой Киприан нас вразумляет, что, в случае смертельно опасных обстоятельств (в болезни, темнице, пустыне), по вере крещающего и крещаемого, мы верим, что по любви Своей неизреченной и по милосердию к нам, Бог благоснизойдет и сообщит благодать Таинству, также, и при Крещении обливанием. Это как Крещение родившегося младенца с пороком сердца — его нельзя не крестить, промедление смертельно опасно, а Крещение погружением невозможно.

            В других же случаях, происходит по слову Иисуса Христа:

            «Слушающий вас [Апостолов] Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк.10:16).

            Апостолов 50-ое правило требует Крещения троекратным погружением. Если я пренебрегаю Апостолами, Господь пренебрегает мною.

          • К.И.:

            Владимир,Вы считаете крещеными миллионы людей,которых в 90х годах и далее крестили обливанием в РПЦ,грубо нарушая требования крестить полным погружением?

          • Владимир А.:

            Священномученик Киприан Карфагенский в своем письме к Магну, отвечает, чтО он думает о тех которые были крещены в болезни обливанием. Крещены ли они? Св. Киприан отвечает, что если Крещение обливанием происходило:

            1) по требованию нужды (соgente necessitate), и
            2) по вере крещающего, и
            3) по вере крещаемого,

            то по благоснисхождению Божию, верующему вполне сообщается благодать и при сокращении богоучрежденного чина.

            То есть, святой Киприан нас вразумляет, что, в случае смертельно опасных обстоятельств (в болезни, темнице, пустыне), по вере крещающего и крещаемого, мы верим, что по любви Своей неизреченной и по милосердию к нам, Бог благоснизойдет и сообщит благодать Таинству, также, и при Крещении обливанием. Это как Крещение родившегося младенца с пороком сердца — его нельзя не крестить, промедление смертельно опасно, а Крещение погружением невозможно.

            В других же случаях, происходит по слову Иисуса Христа:

            «Слушающий вас [Апостолов] Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк.10:16).

            Апостолов 50-ое правило требует Крещения троекратным погружением. Если я пренебрегаю Апостолами, Господь пренебрегает мною.

          • К.И.:

            Понятно,не крещены,так бы и написали прямо.
            В 50м правиле,на мой взляд,внимание обращается на число ТРИ-во имя Отца и Сына и Святаго Духа ,а не ОДНО.

          • Михаил Ершов:

            Все понятно с тобой, Владимир А. Ты сам-то крещенный? :))

  • Михаил Ершов:

    На БО Надежда дала ссылку на статью «О клятве Московского собора 1667
    года»:http://christian-reading.info/data/1872/05/1872-05-01.pdf
    К сожалению, до сих пор многие православные христиане, даже архиереи РПЦ, (не говорю о т.н. старообрядцах) не понимают значение этого собора. ПС РПЦ 1971, не разобравшись, под давлением известного экумениста м. Никодима (Ротова), отменил его решения, хотя не имел на это канонического права. Об этом прочитайте здесь: http://www.pkrest.ru/105/105-6.html
    Очень жаль, что упорные раскольники уже 350 лет продолжают противиться Церкви Христовой и не ценят того, что сделано для них по икономии и даже сверх того.
    Вчера частично посмотрел видеоинтервью с «митрополитом» Корнилием (июнь 2017). Действительно, косноязычный мужик в рясе (напомнил мне чем-то одного упоминавшегося ранее младостарца). … И он называет их сообщество церковью … Не будет там (на этой «лодке-ботике») никакой благодати до тех пор, пока они (раскольники) не покаются в грехе раскола и богохульстве и не присоединятся к РПЦ и таким образом к Вселенскому Православию.

  • Наталия:

    Современный епископ старообрядческий описывает свое виденье воссоединения: «Красная площадь. Идут новообрядцы с хоругвями, идут старообрядцы с хоругвями. Встречаются, кланяются друг другу, просят прощения. А далее — крестный ход, и кто куда пойдет — посолонь или противосолонь?». Преодолевать раскол 17 века старообрядцы не стремятся, ставя обряд выше Истины. Чтобы уврачевать раскол, нужно оставить все обиды и претензии «яко не было».

    • Михаил Ершов:

      Хорошо бы им забыть обиды ради спасения и покаяться в смертных грехах раскола и богохульства.
      Но скорее всего это «воссоединение» возможно только как вожделенная экуменистами «единая церковь» с еретиками. А без покаяния не будет и прощения.

  • Наталия:

    Старообрядцам много раз протягивали руку примирения, помощи и спасения. Но они предпочитали оставаться в обиде и расколе. Еще ереси и секты расплодили.

  • Елена:

    Это поразительно, что Вы пишете, Михаил. Ну не может в наше время думающий человек эти штампы на полном «серьезе» транслировать. У Вас здесь какая роль?

    • Михаил Ершов:

      Леночка, мне вас (раскольников и близких им по духу людей) искренне жаль. Оставьте свои предрассудки и и вражеские помыслы. Простите за такое обращение к Вам.

  • Елена:

    Да обращение-то — ладно (прощаю). Но Вы же передергиваете и манипулируете. Чего Вы меня примазали к раскольникам и царебожникам? Назовите хоть один мой «предрассудок» или «вражеский помысл».

  • Елена:

    Это и следовало доказать. Конкретно Вы ничего не можете сказать, только общие штампы. Ну не поняли статью — не страшно, только других не черните.

    • Михаил Ершов:

      Леночка, а вы вероятно «поняли» потенциального раскольника, дышущего тем же духом, что и расколоучитель Аввакум. :((

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924