Отречение Николая II было, а Распутин был оболган1 min read

Епископ Тихон (Шевкунов) высказался по двум наиболее дискуссионным вопросам в православной среде …

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Как сообщалось, 4 июля в Москве в Библиотеке иностранной литературы состоялась встреча с наместником московского Сретенского монастыря епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым), главным редактором порталаПравославие.Ru. Темой встречи стала фальсификация истории в художественных произведениях и публицистических высказываниях некоторых современных деятелей искусства. Владыка также ответил на множество вопросов присутствующих.

В частности, он поделился своим мнением о друге Царской Семьи Григории Распутине. «Это все более и более интересующий меня вопрос. Сейчас, как только начнешь говорить о Распутине, пытаясь выяснить, что объективно это был за человек, тут же попадаешь в разряд нерукопожатных, в том числе и в нашей православной среде. А между тем меня в свое время поразило, когда я еще был послушником в Псково-Печерском монастыре и разбирал библиотеку, которую нам привезли из Тартуского университета… Это был 1984 год. Впервые что-то отдали Церкви. Я разбирал старые дореволюционные книги и напал на какую-то брошюрку Григория Распутина, где он описывает свое путешествие по Святой Земле. Знаете, я, воспитанный на совершенно полнейшем негативном, брезгливом отношении к этому человеку, в том числе и в православной среде, достаточно сказать, что для Великой княгини Елизаветы Феодоровны это был совершенно кошмарный человек и для многих других православных людей, и вдруг я читаю и поражаюсь, что это действительно интересно пишет, с моей точки зрения. человек верующий. Меня это просто поразило. И живо очень пишет», — вспоминает далекие годы архипастырь.

«Мы знаем брошюрку, выпущенную его секретарем Симоновичем, и она считается апокрифичной. Но в начале 14 года Распутин пишет Государю, и это письмо зафиксировано, я своими словами передам: Вот все хотят от тебя войны, и будет война. И сколько крови прольется. И все будут довольны — и немцы, и англичане, и французы, а русский-то народ… сколько крови, все залито кровью… А с тобой-то что будет? Это какие-то причитания, но мы задним числом понимаем: ну, правильно парень говорил. Когда в марте 17 года было создано первое ЧК при Временном правительстве, секретарем которого был наш великий поэт Александр Блок. Было поставлено единственной задачей этой Чрезвычайной следственной комиссии накопать материал о преступной деятельности Императора и всех «темных сил», в том числе и Распутина. И крайне пристрастно относились члены этой Чрезвычайной следственной комиссии, потому что была поставлена задача, как во Франции и Англии — суд над королем и казнь. Все же шло по западному шаблону. И они ничего не нашли. Ни по Александре Феодоровне, ни по Распутину, ни по Вырубовой, ни по Николаю. Никаких предательств не было, никаких прямых телеграфов со ставкой кайзера, естественно, тоже не было», — отметил епископ Тихон.

«А когда историк Сергей Сергеевич Ольденбург решил посмотреть, — продолжает владыка, — а как же на деле происходило влияние Распутина на Императора через Императрицу, и он изучил все письма Императрицы и нашел там семнадцать советов Распутина, которые он передавал Императору через Императрицу. Ни один из советов Николай II, этот «подкаблучник», как его называли, не исполнил. Да лучше бы он исполнил, лучше бы он «подкаблучником» был. В 1915 году Распутин пишет: закрой Государственную Думу, арестуй Гучкова, присматривай за Алексеевым… Слушай, потом ты откроешь эту Государственную Думу… То есть совершенно правильные вещи. Мы знаем, история не имеет сослагательного наклонения, но если бы он послушал Александру Феодоровну и ее разумные немецкие советы «как правильно управлять мерседесом», может быть, все было бы по другому. Мы знаем, что Гучков был двигателем, что Алексеев действительно предал и надо было за ним присматривать, что председатель Государственной Думы Родзянко сыграл такую-то роль. Все она пишет: закрой Думу, прекрати ее до победы, потом победишь, соберешь Думу, другой состав…»

«Еще один критерий того, что эта фигура неоднозначная, был для меня ректор нашего Литературного института Алексей Николаевич Варламов, который написал громадное исследование о Распутине и, как мне представляется исторически обоснованное, очень интересное. И тоже совершенно неоднозначно. Понятно, что антигосударственная пропаганда использовала Распутина. Здесь уже надо покопаться и посмотреть, что там было и чего там не было на самом деле. Но и мне очень приятно было, что Алексей Николаевич Варламов взял как эпиграф мои слова. В каком-то фильме я давал интервью, где я сказал, что есть на свете люди, о которых мы окончательно узнаем только на Страшном суде. Они настолько загадочны. По всей видимости, к этим людям относится и Распутин. Говорить о его канонизации — это совершенно другая тема, другой вопрос… Но говорить о том, что он во многом, судя по всему, оболган — это все описывается в очень солидном научном и публицистическом труде Алексея Николаевича Варламова», — заключил владыка.

Епископ Тихон коротко ответил на вопрос журналиста насчет вопроса об отречении Николая II: «Я его называю по-прежнему Императором, хотя он отрекся. Говорят, что не было отречения. Это очень сложный вопрос. Я считаю, что отречение было. Он подтверждал, в дневниках об этом пишет и т.д. Его вынудили к отречению. Это особый разговор, почему и как все это произошло, но Государя вынудили к этому. Конечно, это одна из загадок истории. Как всякая загадка, она привлекает к себе особое внимание».

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

18 комментариев на “Отречение Николая II было, а Распутин был оболган1 min read

  • Михаил Ершов:

    Я не доверяю мнению этого … епископа, в частности, в отношении Г. Распутина. И «нашим», и вашим …
    Зы: Возможно, это — один из кандидатов в будущие патриархи. Но он, думаю, мало чем лучше м. Илариона (Алфеева).

    • Юлия:

      Распутин же не сам писал свои брошюрки, а записывали его почитатели, они же редактировали и издавали, так что тут не убедительно. А насчёт кандидата в патриархи лучше уж Тихон, чем Илларион наверное, тот быстренько единство чаемое экуменистами организует.

      • Михаил Ершов:

        Если из двух зол выбирать меньшее, то еп. Тихон, конечно, «лучше». :))
        А вообще патриарха нужно бы выбирать из 3-4 кандидатов жребием, а не открытым голосованием, как это продавили в последний раз никодимовцы.

      • Нила:

        1) Юля, а почему Вы все же утверждаете, что духовные чада старца «редактировали» дневниковые записи Григория Распутина, если они сами как раз говорили, что писали его прямую речь (в частности, об этом говорила мон. Мария (Вырубова).
        2) Неужели, прочитав внимательно записи самого Григория Распутина, Вы не заметили, что, с филологической стороны, они представляют собою, действительно, речь крестьянина, — яркую, выразительную эмоционально, — но с характерным, несколько «фрагментарным» синтаксисом, с преобладанием кратких синтаксических форм, которые, тем не менее не разделены знаками препинания. И это именно показатель того, что записывавшие его слова боялись нарушить своеобразие слога старца.
        3) Уничижительный термин «брошюрки» — к духовным словам Григория Распутина отношения не имеет.
        На самом деле, это зрелое осмысление этапов духовной жизни подвижника, возрастающего в Иисусовой молитве. Предостережение другим, о том, какие искушения ждут на этом пути. Строгое и серьезное, аскетическое отношение к мирскому и плотскому планам бытия.
        Но это относится к духовным словам самого Григория Распутина, — а не к страшным пошлым блудным измышлениям, которые писали ЗА НЕГО, ОТ ЕГО ИМЕНИ в 1915-16 гг. оклеветывавшие его и раньше журналист Дувидзон и монах-расстрига Илиодор (С. Труфанов), ставший к тому же социалистом и террористом, другом большевиков.
        Их подлые писания разительно отличаются от аскетических духовных наставлений старца Григория. (Если это мое утверждение вызывает у Вас сомнение, — я готова провести лингвистический и литературный сопоставительный анализ этих текстов).

        • К.И.:

          духовные чада старца… духовных наставлений старца Григория
          —————
          Вы при себе и про себя держите,пожалуйста,Нила,вашего «старца святаго»,не надо здесь навязывать его всем!
          Когда в старцах у царей и высшем обществе ходят(с его «духовном наследиеми и наставлениями») такие как Распутины,Филиппы и Папюсы,а не Брянчаниновы и Говоровы,империям приходит конец!

        • К.И.:

          «К величайшему сожалению, Александра Федоровна и вся Царская Семья вообще, в отличие от преподобномученицы Елизаветы, не только не окормлялась духовно у подлинно святых людей того времени (хотя бы у всем известного старца Алексия [Соловьева] Зосимовского), но и, что самое главное — не видела в России святых, кроме Распутина. А это весьма показательно для оценки духовного состояния Царской Семьи. Кроме того, этот факт (полностью подтверждаемый и письмами, и дневниками Царской Семьи) свидетельствует еще и о том, что и от Распутина они не слышали ничего о современных им подлинных носителях святости. Для Царской Семьи и для их оккультного пошиба «Друзей» как бы не существовало ни св. прав. Иоанна Кронштадтского, ни Оптиной и Зосимовой пустыни, ни многих из тех иерархов нашей Православной Церкви, святость которых была очевидна уже тогда.»
          —-
          «Православие Николая II не имело глубоких мировоззренческих оснований. Его религиозность являлась в большей степени склонностью к суевериям. Этим объясняется влияние на царя западных эзотериков типа Филиппа Вашода и Папюса. Плохо увязывается с образом православного святого факт посвящения Николая II Папюсом в члены Ордена мартинистов. А без православной теологии сама идея самодержавной власти, как помазанничества Божьего, лишалась смысла.

          Создаваемый сегодня в отношении Николая II образ православного государя мало соответствует действительности. Увлечение императора оккультизмом говорит о том, что воззрения его были достаточно далеки от ортодоксального православия. Отношение между ним и церковными иерархами были достаточно напряженными и противоречивыми. Царский указ об «укреплении основ веротерпимости» был воспринят в церковной среде крайне враждебно. С резким осуждением его выступил, в частности, св. Иоанн Кронштадтский. Лейтмотивом оценок царского указа были слова сенатора А.Н.Нарышкина: «Он предал православие». Нелюбимая в народе царица Александра Федоровна по-видимому оказывала влияние на супруга не только в вопросах двора и политики, но и в мировоззренческом плане. А воззрения императрицы на православный клир являлись типичным взглядом лютеранки: «Духовенство не только не понимает церковно-государственных задач, но не понимает даже веры народной, не знает народных нужд и потребностей… Особенно архиереи… Служители Церкви … не умеют привязывать к себе ни интеллигенцию, ни простой народ».
          ——-
          «Любопытна характеристика Николая II, данная Ему таким авторитетным монархистом, писателем и теоретиком — апологетом Самодержавного строя, каким был Лев Тихомиров. Он пишет в своем дневнике 19 июля 1910 года:

          «Промелькнуло царствование Александра III. Началось новое царствование. Нельзя придумать ничего более противоположного! Он просто с первого дня начал, не имея даже подозрения об этом, полный развал всего, всех основ дела отца своего, и, конечно, даже не понимал этого, так значит, не понимал, в чем сущность царствования отца.

          С новым царствованием на престол взошел «русский интеллигент», не революционного, конечно, типа, а «либерального», слабосильного, рыхлого прекраснодушного типа, абсолютно не понимающего законов жизни. Наступила не действительная жизнь, а детская нравоучительная повесть на тему доброты, гуманности, миролюбия и воображаемого «просвещения» с полным незнанием, что такое просвещение. И вот началась за чепухой чепуха, началось все распадаться то внутри, то извне …»
          В самый разгар смуты 1905 года Тихомиров записывает:

          «Приезжал Нилус и рассказывал, что «Государь молится и плачет»… Бедный! … Жалко Его, а Россию еще жальче. Не умеет сделать что нужно, а ведет себя и весь народ в полон жидовско-русско-польско-финско-немецкой интеллигенции» (запись от 5 января 1905 года).»
          “Все бесполезно! Господь закрыл очи царя, и никто не может изменить этого.»

          https://litlife.club/br/?b=220907&p=125
          http://www.blagogon.ru/articles/127/
          http://rossiyanavsegda.ru/read/1130/

          Нила,никогда не задумывались,что и цари могут ошибаться,в том числе и св.Царственные страстотерпцы?

          • К.И.:

            «Между тем, именно конституционных стремлений молодой императрицы Александры Федоровны опасались больше всего многие из монархистов, так как она воспитывалась при английском дворе, будучи немкой[63]. Но масонство английских монархов и других владетельных особ Англии шло еще с XVI века, а, может быть, и раньше, и является фактом не скрываемым. Отсюда такая нелюбовь императрицы Александры Федоровны к духовенству, Русской Церкви, поддержка политики Царя по утверждению парламентского строя в Российской Империи и демонстративное бессилие в вопросах влияния на печать и на общественное мнение.
            Отсюда отмечаемый всеми современниками внецерковный мистицизм Царицы, презрение к иерархам Церкви и другие черты, характеризующие именно розенкрейцерские воззрения Императрицы на религиозно-церковные вопросы, ее пиэтизм.
            Отсюда же .Филипп. Папюс, увлечение Распутиным при полном презрении к учению Церкви, как и увлечение оккультной литературой. Отсюда же отталкивание широких, многомиллионных монархически настроенных русских людей от себя, замкнутый образ жизни и отрешение от своего монархического долга беречь и спасать Россию. Воззрения императрицы на духовенство известны: «Духовенство не только не понимает церковно-государственных задач, но не понимает даже веры народной, не знает народных нужд и потребностей… Особенно архиереи». Епископы малообразованы и честолюбивы, «служители Церкви… не умеют привязать к себе ни интеллигенцию, ни простой народ». Патриарх не нужен, а епископы хотят через патриарха получить власть и т. д. (Жевахов, I, 71-73).

            Последние годы, особенно с 1914-го Александра Федоровна начинает вести подлинную войну с архиереями. Она втягивает своего миролюбивого супруга, ни мало не жалея его времени и сил, в бесконечные интриги против тех или иных епископов и даже митрополитов, начинает распоряжаться церковными делами, как полковой командир в своей части. Никакие церковные каноны Ей не указ. Читая Ее письма, наглядно видишь, что никакого представления о том, что Церковь есть самостоятельное, неподвластное светской власти учреждение, Она не имеет, ни о каких канонах не слышала и глубоко убеждена, что Царь и Царица все могут сами: назначать и смещать епископов, передвигать их на те или иные кафедры, делать им «внушения», как малым детям и даже приказывать канонизировать кого-либо, не спрашивая церковь и не интересуясь мнением св. Синода. В числе своих противников она видит и митрополита Владимира — священномученика, и замечательнейшего церковного писателя, человека правых убеждений, стойкого ревнителя православия архиепископа Никона Рождественского, и замечательного борца с врагами церкви, человека исключительно правых убеждений, близкого прав. Иоанну Кронштадтскому епископа Гермогена. и архиепископа ярославского Агафангела, и отца Востокова. И все потому, что эти люди, светочи православия, видели в Распутине того, кем он и был: обыкновенного бессовестного проходимца. И еше потому, что они смели напоминать, что Церковь, как Богом данное учреждение, живет своими правилами, своими установлениями и никакая светская власть не имеет права вторгаться в ее жизнь и нарушать каноны. Напоминания об этом выводят Императрицу из себя. Чего стоят эти Ее указания Государю: «Я нахожу, что этих двух епископов надо немедленно выгнать из Синода … Найди других, более достойных (то есть покладистых — В.О.) епископов … Пусть они .. узнают, кто их повелитель», — пишет Она супругу 8 сентября 1915 года.

            Государыня Александра Федоровна, осталась на всю жизнь протестанткой, по умонастроению близкой масонскому просветительству с его глубинной ненавистью именно к священникам и, особенно, к иерархам Церкви, без которых Церковь немыслима. В представлении Императрицы, Государство неизмеримо выше Церкви и именно государство есть Богом данное учреждение, а не Церковь. И в письме за 11 сентября 1915 года она пишет супругу: «Ты глава и покровитель Церкви». Покровитель — да, но любой катехизис начинается с того, что Глава Церкви — Христос. В католичестве — наместник Бога — папа. У протестантов глава государства и есть распорядитель дел церковных, поскольку церковь там есть часть государства. У масонов само государство превращается в светскую церковь и появляется на свет цезарепапизм — главенство государственной власти над Церковью. Именно такой точки зрения, придерживалась Государыня.

            VII. Отношение верховной власти к Церкви. Либеральные реформы Царя не обошли и вероисповеданных вопросов. Впервые с высоты престола были провозглашены протестантские идеалы либерализма: «свобода совести», «веротерпимость» и провозглашено, что отныне православный человек может перестать им быть в любой момент и перейти в другую веру. Впервые эти слова прозвучали в Манифесте 26 февраля 1903 г. Затем последовал пересмотр Уголовного законодательства и оттуда были удалены все статьи, которыми ограждалось Православие и предусматривалось наказание за совращение православного в другую веру. Особенно тяжело был воспринят благонамеренными людьми Указ от 17 апреля 1905 г. об «укреплении основ веротерпимости». Этим указом Верховная власть объявляла, что ей все равно, во что и как веруют ее подданные. Рвалась цепь, которая связывала воедино государственную власть, Церковь и народ. С резким осуждением этого акта выступил и праведный Иоанн Кронштадтский (14 мая 1905) и многие архиереи. Характерно, что все акты готовились по воле Царя в Совете Министров под председательством Витте с игнорированием св. Синода. «Правила 17 октября 1906 г.» открыли дорогу сектантству и его пропаганде
            https://litlife.club/br/?b=220907&p=120

          • Нила:

            Не могу поверить всей этой информации. Она представляется мне предвзятой, наполненной очень личным негативным отношением автора статьи или книги к Царской Семье. (По ссылке litlife требуют регистрации, а обещанного оповещательного письма не присылают). Информация тенденциозная. Простите. Я этому всему не доверяю.

          • К.И.:

            Не могу поверить всей этой информации.
            ————
            Но это горькие факты!
            Об этом писали и говорили многие монархисты,оказавшиеся пророками,как тот-же владыка Никон Рождественский и Тихомиров.Просили,умоляли..потом уже просто молча наблюдали за крахом..
            Государь их,монархистов, не слылал,других-да,слушал и слышал.С окт.1905 года у нас конституционная монархия по английскому образцу,с конституциями,парламентами и всевозможными свободами совести,печати…Мечети,капища языческие,снагоги,газеты и журналы жидовские,всё заполонившие,души главное.. и пр.и пр.и пр.
            Понимаю..Экономист Платонов этогокак-бы не замечает всего.Про Папюсов уж и не спрашиваю Вас.Про свастики Александры Федоровны-с чего бы…понимаю,лучше всего этого не замечать..

            «… Не умеет сделать что нужно, а ведет себя и весь народ в полон жидовско-русско-польско-финско-немецкой интеллигенции» (запись от 5 января 1905 года)..Промелькнуло царствование Александра III. Началось новое царствование. Нельзя придумать ничего более противоположного! Он просто с первого дня начал, не имея даже подозрения об этом, полный развал всего, всех основ дела отца своего..Все бесполезно!Господь закрыл очи царя, и никто не может изменить этого»

  • Григорий:

    Это лишь частное мнение…

  • Григорий:

    А с юридической точки зрения, законодательство Российской империи не предусматривало возможности «отречения»! Кроме того, нет ни одного документального подтверждения версии об «отречении»! Телеграмма, подписанная карандашем, — не документ! Да и подлинность даже этой расплывчатой телеграммы ещё большой вопрос! Как и дневниковых записей того времени! Есть свидетельство Св.Государыни и других очевидцев, что Государь вообще не вёл дневник в те дни!

    • Нила:

      И есть свидетельства, что его «дневники» велись за него, и уже после его мученической кончины.

  • Нила:

    Спаси, Господи, и помилуй епископа Тихона, что он имел мужество сказать слово в защиту убиенного старца Григория Распутина.

  • Димитрий:

    …существует «две линии» мнений: одни считают, да отречение было, другие считают—нет, не было… А вообще это тайна, загадка…

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Дорогие отцы, братья и сестры!

Просим ваших святых молитв за новопреставленного р.Б. Леонида.

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924