Великий князь Владимир и его роль в создании Русского мира1 min read

Посвящается памяти 1000- летия преставления

Великого князя Киевского и Всея Руси

Владимира-Василия Святославича Красное Солнце

Святой равноапостольный великий князь ВладимирПри великом князе Владимире история русичей вышла из области сказаний, языческих мифов и фантазий и перешла в область документальной истории, засвидетельствованной отцами-основателями исторической науки — древними греками. Без документов говорить об истории очень трудно и едва ли возможно. В противном случае к обсуждению истории охотно подключаются разного рода политические фантазёры, фэнтэзи-писатели, фэнтэзи-язычники и откровенно больные люди. В качестве примера можно привести известные теперь на Украине книги и учебники по её истории с глубиной повествования в 12 000 лет и даже в 140 000 лет! Я спросил одного такого «творца» украинской истории: «Какими ты пользовался источниками и документами, утверждая те или иные вещи в своей истории?» Оказалось, что все его утверждения были «явлены ему в откровениях». Ни больше, ни меньше.

Мы же, опираясь на свидетельства греческих хронистов, можем законно утверждать, что великий князь Владимир вместе с великой княгиней Ольгой являются основателями и духовными крестителями всего Русского мира — Православно-славянского цивилизационного домена. Их духовно-культурные влияния не ограничиваются только Киевской Русью, а распространяются на весь Русский мир непосредственно и через их великих потомков: Ярослава Мудрого, Владимира Ярославича, Владимира Мономаха, Андрея Боголюбского, Юрия Долгорукого и других.

Людям, участвующим в разрешении чрезвычайных ситуаций (спецназовцам, пожарным, бойцам МЧС и горноспасателям) хорошо известно, как много значит состояние духа всех тех людей, которые так или иначе вовлечены в чрезвычайные события. Сильный и мобилизованный на задачи дух укрепляет человека не только духовно, психологически, но и физически. В состоянии мобилизованного духа человек может делать чудеса. И примеров этому много. Так же в принципе обстоит дело и с народом и его национальным духом. Народ, находящийся в состоянии духовного подъёма, одерживает великие победы, осуществляет великие свершения и успешно преодолевает тяжёлые испытания, выпавшие на его долю.

Великие государи, вожди и политические деятели отличаются от посредственных деятелей, прежде всего, своим чутким отношением к состоянию народного духа. Вспомним, с одной стороны, великих благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского, талантливых военачальников генералисимуса А.В. Суворова, адмирала Ф.Ф. Ушакова, русских генералов П.А. Румянцева, П.С. Салтыкова, А.А. Брусилова, Г.К. Жукова и их отношение к национальной вере, состоянию духа народа и духа своих воинов. Вспомним, с другой стороны, политических деятелей совсем иной формации: таких, как Лже-Дмитрий, Л.Д. Троцкий и Б.Н. Ельцин., и как они относились к национальной вере и состоянию духа народа, какой разгул при них получали еретики и представители всяких пришлых формирований, сект, сомнительных обществ и лож.

Зачинателем плеяды великих русских государственных деятелей, чутко относившихся к народному духу и православной вере в нашем Отечестве, был великий благоверный Киевский князь Владимир Святославич Красное Солнышко. Он — первый из древне-русских князей обратил внимание на важность создания единого общерусского духа и общерусской веры и сделал в этом направлении принципиально важный шаг — крестил Русь.

Сейчас можно найти людей, которые утверждают, что у русских уже была в то время своя древняя вера и свои боги: Сварог, Даж-бог, Стри-бог и другие. Но они либо забывают, либо не знают, что в то время на территории Киевской и Новгородской Руси проживало во многих областях больше угро-финнов, чем славян-русичей. По раскопкам, по характеру захоронений установлено, что в зависимости от области около 80-40% жителей Русской равнины того времени были угро-финны, и только 60- 20% — славяне. Показательно, что третьим святым Русской Православной Церкви после Бориса и Глеба был их сподвижник Георгий Угрин, угор (венгр) по национальности. Известный богатырь русской земли — святой русской православной церкви Илья Муромец по национальности тоже был либо муро, либо мордва (оба этих народа принадлежат угро-финской группе). В Новгородской земле кроме ильменских словен жило ещё многочисленное угро-финское племя «чудь», которое ходило на Царьград ещё вместе с князем Олегом, что и отмечено в летописи. Но до принятия православия у угро-финнов были свои собственные боги, отличные от славянских.

Так что великий и мудрый князь Владимир Святославич смотрел прямо в корень, когда понял, что на огромном пространстве Восточной Европы одними славянами не обойтись, надо строить новый русский мир, новую духовно — историческую общность, на новой духовной реальности. Дух — это не что-то вечно застывшее в космической мерзлоте, а живое начало, оплодотворяющее всё сущее. Великий Владимир сделал очень мудрый духовный выбор — выбрал дух христианского Православия. Причём выбор этот не был поспешным, он предварительно разослал своих послов не только в Византию, но и в исламский мир и к буддистам.

Для того, чтобы полнее понять историческую значимость замечательного духовного шага Великого русского князя Владимира, очень полезно освежить в памяти труды выдающегося русского мыслителя Константина Леонтьева «Россия и Византия» и «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения».

В 987 — 988 г.г. крестился сам Владимир и его близкое окружение, сначала нужен был живой пример и живая закваска. Во Христе князь Владимир получил имя Василий. Местом его крещения была часовня на Южном берегу Крыма в Херсонесе. Это место стало святым и для Русской православной церкви и для всей истории Русского мира. Известно, что святынями не разбрасываются. И недавние события в Крыму нам ещё раз это подтвердили.

Осознанность своего выбора великий князь подтвердил своей женитьбой на греческой царевне Анне, сестре императоров Василия II и Константина. С нею на Русь приехали греческие священники и стали крестить все слои русского общества. Появились первые монахи. Примерно через полтора-два года после Киева крестилась Новгородская Русь вместе с чудью. В 989 году город Корсунь (Херсонес) в Крыму вошёл в состав Руси. Теперь это город Севастополь. Это совершенно естественное историческое событие. Всё этническое разнообразие Руси было крещено единым Духом Православия! Не язычества, не католицизма, не униатства, не протестантизма, а именно Духом Православия! Это теперь — исторический факт.

В 989 г. 26 ноября князь Владимир — Василий построил в Киеве первую православную церковь в часть Георгия Победоносца. За год до этого он привёз из Корсуни (Херсонеса) икону Богоматери, которая впоследствии была названа Корсунской иконой Божией Матери.

В 991 г. великий князь поставил, с согласия патриарха Фотия, первого Киевского митрополита — Леона, а в Новгороде — архиепископа Акима Корсунянина, по иным городам — епископов, попов и дьяконов, чтобы крестили всю Землю Русскую. Вскоре Киев стал столицей сильного, культурного и образованного в Европе государства. В Киеве и других городах открылись училища, в монастырях создавались библиотеки, на Руси появились прекрасные образцы византийского искусства и зодчества, храмы украсились живописью, керамикой, золотом и серебром. Появилась плеяда выдающихся русских монахов, прежде всего, Киево-Печерских: Антония, Феодосия, Агапита, Амвросия, Алипия и других, внёсших большой вклад в развитие русской духовной культуры, богословия, книжной культуры, русского церковного и литературного языка.

На юге и юго-востоке Руси великий князь построил цепь городов-крепостей, преградивших путь кочевникам на Русь. Князь был озабочен безопасностью Руси и многократно собирал воинскую рать из словен, кривичей, вятичей и чуди против печенегов, половцев и хазаров.

При великом Владимире получило дальнейшее развитие на Руси такое явление, как варяги. Многие доверчивые люди в России, сбитые с толку западниками, полагают, что варяги — это скандинавы-викинги. Но это не так. Документально, первыми варягами на Руси были внуки новгородского князя Гостомысла: Рюрик, Синеус и Трувор, которые никакого отношения к скандинавам не имели и не имеют до сих пор. Это подтверждают и немецкие хроники. Вообще западникам свойственно вольное отношение к летописным текстам. Так, они утверждают, что новгородцы призвали варягов потому, что на Руси не было порядка. Но в летописи написано: «потому что не было наряда». Средний западник не улавливает разницы между русскими понятиями «порядок» и «наряд». Военному же человеку не надо объяснять эту разницу. Варяги были призваны на Русь, как наряд, задачей которого была охрана «пути из варяг в греки», т.е. «из Руси в греки», от Ладоги по Волхову, Ильменю, Шелони в Днепр и так далее в Чёрное море, а по Волге — и в Каспийское. Варяги Руси не охраняли торговые пути по Финскому заливу и Балтике. Об этом говорят и опорные базы варягов: Труворово городище у Пскова, Рюриково городище у великого Новгорода и Синеусово городище у Белого озера. Эти же городища не стояли на Неве, на Финском заливе или на Балтике. Если принять всё это во внимание, то станет ясно, что варяги на Руси — это первая русская часть особого назначения, первый наш «Спецназ». Кроме варягов «путь из варяг в греки» обслуживали и специальные сёла на торговом пути, которые чинили ладьи и делали новые. Если вникать в русскую историю, то станет ясно, что то, что многое делается сейчас, — это хорошо забытое древнее, корни важных начинаний сегодня находятся в Новгородской и Киевской Руси, и свой профессиональный праздник наши спецназовцы могут обосновано отмечать в день призвания варягов на Русь.

Русские сказания сообщают нам, что Владимир Красное солнце был собеседником великих русских богатырей, Ильи Муромца, Яна Усмошвеца, Александра Поповича, Рагдая Удалого, причём никто из них не был скандинавом, но все они несли вместе с варягами труд и наряд по охране русского пути из Варяг в греки.

В 992 г. великим Владимиром был заложен город Белгород под Киевом.

В 993 г. ходил князь Владимир на хорватов белых и победил их. Здесь надо отметить, что в 970 — 80 г.г. великий князь Владимир совершил целый ряд успешных походов на соседние славянские земли и присоединил их к киево-новгородским землям: в 978 г.- полоцкие земли и польские города Перемышль и Червень; в 981-82 г. совершил поход в земли вятичей; в 983 г. подчинил себе ятвягов, а в 984 г. — радимичей. При этом он заменял племенных князей своими, так, в Полоцке сел его сын Изяслав, в древлянской земле — сын Святослав, в Новгороде — сын Вышеслав, а затем Ярослав; в Тмутаракане и Чернигове — сын Мстислав; в Смоленске — сын Станислав, в Ростове — сын Борис, в Муроме — Глеб, в Пскове — сын Судислав.

Подчинив себе ятвягов, великий князь открыл Руси ещё один выход — на Балтику и тем заложил свой камень в русскую балтийскую политику и историю русского флота, развитые далее Иоанном Грозным-Рюриковичем, Алексеем Михайловичем и Петром Алексеевичем Романовыми. Эта политика нашла своё отражение и в брачных отношениях Владимира и его потомков с королевскими домами Европы.

Примечательна и несколько загадочна, на первый взгляд, политика великого князя Владимира относительно Тмутараканского княжества: он отдал его во владение сыну Мстиславу, которому также отдал и Черниговское княжество. Черниговское княжество находится в непосредственной близи от Киева, и его верность Киеву должна была быть особо вне подозрения. Из того факта, что Тмутаракань Владимир отдал тоже Мстиславу, следует, что она также должна была надёжно принадлежать Киевской Руси. В противном случае ненадёжно бы принадлежали Руси и Тмутараканское и Черниговское княжество. Почему равноапостольному Владимиру и многим последующим русским князьям так важно было надёжно владеть Тмутараканью? Тмутаракань — это то, что сегодня обеспечивает надёжную связь Руси-России с её духовными источниками: Крымом, Корсунью и Таманским полуостровом, с низовьями Кубани. Собственно Тмутараканью являлись Керченский и Таманский полуострова, которые тогда сами по себе были центрами греческого православия. Кроме того, Тамань и низовья Кубани были опорными землями для связи Руси с западным Кавказом, который также являлся центром развития и распространения Православия. И сегодня ещё в Абхазии в местечке Илор можно посетить церковь, которую по преданию построил священномученик Георгий Победоносец. В селе Дранды в хорошем состоянии сохранилась греческая церковь 6-го века, в селах Лыхны и Мыку до сих пор действуют православные храмы 10-12 веков постройки. В ущелье Каманы по сей день православные посещают святые места: пещеру, где было 3-е обретение главы Иоанна Крестителя, могилу святого мученика Василиска, храм и раку святителя Иоанна Златоуста. Всё это святые первых веков Православной веры. А в Новом Афоне православные посещают и почитают пещеру и место гибели Симона Кананита, брата Господнего по обручнику Иосифу.

Нелишне также заметить, что Мстислав среди сынов великого Владимира был одним из наиболее грекофильных.

Примиряя отношения с Киевом, польский король Болеслав I выдал свою дочь за приёмного сына Владимира Святополка Ярославича. Дочери, внучки и правнучки великого князя становились королевами норвежскими, шведскими, богемскими, польскими и венгерскими.

Скончался Владимир в 1015 г. 28 июля, сын Святополк привёз его в Киев, где он был отпет в Десятинной церкви. Летопись по этому поводу сообщает: «Се ж уведавше людие без числа снидошася, и вложша в гроб мраморен и схраниша тело с плачем блаженного великого князя Володимира». Его похоронили рядом с последней его женой Анной.

От 6 браков было у Владимира 13 сыновей и 3 дочери: от Рогнеды -.Ярослав Мудрый, Вышеслав, Изяслав и Всеволод; от «грекини Ярополча» — приемный Святополк; от богемской княжны Малфриды — Святослав и Вячеслав; от «чехыни» — Мстислав Храбрый и Станислав; от «болгарыни — Судислав и Позвизд и дочь Прямислава; от Анны — Борис и Глеб и две дочери Мария и Предслава.

Русская православная церковь причислила Великого князя Владимира к лику святых в чине равноапостольного за верность вере христианской и за крещение Руси. Память ему отмечается 28 июля.

В 1636 г. митрополит Пётр Могила, осматривая развалины Десятинной церкви, разрушенной в 1240 г. татарами Бату-хана, велел поглубже раскопать замеченную им яму и нашёл 2 мраморных гроба, в которых, судя по надписям, лежали великий равноапостольный Владимир и его жена Анна.

Глава равноапостольного Владимира была перенесена в собор Киево-Печерской Лавры, где она хранилась в серебряной раке при алтаре придела святого Архангела Михаила. Судьба мраморных гробов сейчас неизвестна.

Поминая сегодня Великого благоверного и равноапостольного князя земли Русской Владимира Святославича, мы, прежде всего, должны отметить его труды во благо нашего национального духа, ту духовную закваску и ту плеяду святых воинов, которую он оставил потомкам после себя. Он дал нам веру во Святую Троицу, во Святого Духа — Духа единства и любви, но не рыночного духа широкого потребления разнообразных вер и духов. Он дал нам понять, что духовная среда народа — это не полянка для игр и развлечений, а святыня, которую необходимо неусыпно хранить из века в век. Cвоими делами он показал потомкам, что православная духовная основа Руси — это не то, что можно смешивать с язычеством кочевых орд и духовными вывертами германцев, скандинавов, ляхов и других отступников от Православной веры.

Святыми русской земли и Русской Православной церкви кроме него стали три его сына: Борис, Глеб и Ярослав Мудрый, супруга Ярослава — Анна и внук равноапостольного князя — Владимир Новгородский, а также последующие Рюриковичи — русские святые: Андрей Боголюбский, Александр Невский, Дмитрий Донской. А сколько святых, в том числе и святых воинов, родилось и созрело в стенах русских монастырей, история которых тоже началась при великом равноапостольном князе Владимире, великом строителе Русского государства и Русского мира!

Великого равноапостольного князя Владимира мы, его праправнуки, должны с благодарностью вспоминать и как выдающегося русского идеолога, и как выдающегося полководца древней Руси.

Память Великого равноапостольного князя Владимира увековечена благодарными потомками в памятниках ему — в Москве, Севастополе, Великом Новгороде, Киеве, в иконах Русской православной Церкви, во многих живописных работах, в названиях кораблей российского флота, в орденах русской и российской армии: орденах святого Владимира 1 — 4 степени.

Прошло уже более 1000 лет со времени крещения народов Восточной Европы, а её жители по прежнему благодарно именуют себя русичами, потомками тех русичей, которые заложили духовные и общественно-политические основы Новгородской, Белой, Киевской, Червонной, Малой, Великой и Новой Руси!

Геннадий  Колдасов

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924