2 августа Православная Церковь чтит память святого славного пророка Божия Илии

«Пророк не имеет чести в своем отечестве»

Ин. 4:44

Святой пророк ИлияБогоотступничество в избранном народе

История царства израильского и царей Израиля начинается с царствования первого царя — Саула, которого возвел в царское достоинство на престол помазанием первосвященник и пророк Самуил. Период расцвета государства Израиля пришёлся на то время, когда цари Израиля Давид и Соломон правили царством. После же смерти Соломона, на царство вступил его сын Ровоам, который поработил своих подданных налогами и работами, жестокими наказаниями и ссылками. И, не вынеся этих тягот, десять израильских племен откололись от него и избрали себе царём Иеровоама.

Иеровоам ранее был рабом Соломона. Однажды Соломон хотел предать его смерти за участие в восстании, но Иеровоам убежал в Египет. После смерти Соломона он возвратился в землю израильскую и был избран царем израильских племен, которые откололись от Ровоама.

Оставшиеся верными сыну Соломонову два колена были названы царством Иудейским, а десять колен, перешедшие к рабу Соломонову, составили царство Израильское.

Хотя колена Израилевы и разделились на два царства, однако все они служили одному Богу, сотворившему небо и землю, и не могли иметь другого храма, кроме Иерусалимского, построенного Соломоном, ни других священников, кроме поставленных Богом. А посему люди из царства израильского ходили в Иерусалим для поклонения и жертвоприношения Господу Богу своему.

Видя это, Иеровоам, царь израильский, начал искать средства, как отвратить израильтян от Иерусалима. И надумал он прежде всего отвратить их от Бога. Зная, что народ израильский склонен к идолопоклонству, Иеровоам отлил двух золотых тельцов, подобных тому, которого древние израильтяне по выходе своем из Египта изваяли себе в пустыне и поклонялись вместо истинного Бога.

Созвав к себе весь народ израильский и указав собравшимся на тех тельцов, Иеровоам провозгласил: «Израиль! Это — боги твои, которые вывели тебя из земли Египетской. Не ходите более в Иерусалим, а этим богам поклоняйтесь». И этих тельцов он поставил в Вефиле (юг Самарии) и в Дане (север Галилеи), построив для них особые храмы.

Возмущенные левиты покинули пределы израильского царства, и царь «поставил священников из народа, которые не были из сынов Левиных» (3 Цар. 12: 31; 2 Пар. 11: 14). Этим в Израиле уничтожилось богоучрежденное священство, и защитниками истинных понятий о Боге остались только пророки. Так нечестивый царь ради временного царствования сам отпал от Бога и все десять колен Израилевых отвратил от Него. Преемники Иеровоама продолжали «ходить путем его и во грехах его» (3 Цар. 15: 34), усиливая идолослужение.

Но премилосердный Господь, не оставляющий даже отступивших от Него людей, по Своей благости посылал к израильтянам Своих святых пророков, чтобы они обличали заблуждения и увещевали их возвратиться опять к почитанию истинного Бога.

Среди пророков, в разные времена посылаемых Богом к Израилю, был и великий из пророков — святой Илия.

Происхождение Илии

Родиной святого пророка Божия Илии была страна Галаадская, по ту сторону Иордана, пограничная Аравии. Илия происходил из священнического рода Аарона. Он родился в городе Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога. Он рос и воспитывался среди священнослужителей, с детства приобщался к тайнам Божественного Откровения. Данное младенцу имя Илия («крепость Господня») определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве. Илия был призван к пророческому служению и стал пламенным защитником истинной веры: «Восстал Илия пророк как огонь, и слово его горело как светильник» (Сир. 48: 1). И вследствие своей чистой жизни, Илия приобрел к Богу великое дерзновение: все, что просил Илия у Бога, он получал.

Божий человек

Во времена Илии поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению.

Святой Илия с омерзением и негодованием смотрел на беснование израильтян — народа-отступника, надругавшегося над дарованным ему Божественным Откровением.

В то время в Израиле царствовал царь Ахав.

Ахав женился на Иезавели. Иезавель, будучи дочерью языческого жреца и фанатичной идолопоклонницей, истребляла пророков Господних и содержала при своем дворе большой штат служителей нового культа. Культ Ваала, пришедший через Финикию из Вавилонии и включающий в себя поклонение солнцу и производительным началам природы, отличался особенным нечестием. От слова Ваал евреи позднейшего времени произвели имя сатаны — Веельзевул, означающее «бог навоза», так как служение ему сопровождалось крайними мерзостями и распутством.

Ахав построил для Ваала капище и поставил ему жертвенник. Он сам поклонялся Ваалу как богу, и всех израильтян принуждал кланяться этому идолу. «Многие волхвования Иезавели» (4 Цар. 9: 22) и пророков Ваала, а также чувственность их культа развратили израильтян.

Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, призывая того покаяться и обратиться к Истинному Богу.

Но царь был неумолим.

Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию. Но так как Бог требует от грешных людей добровольного обращения, а в ожесточенных сердцах израильтян не было стремления к добру, то пророк Илия просил Бога наказать израильтян временно, чтобы таким средством отвратить их от нечестия. Зная в то же время, что Господь по Своему человеколюбию и долготерпению не скор к наказанию, Илия, по великой своей ревности о Нем, осмелился просить Бога повелеть ему, Илии, наказать законопреступников.

И пророк Илия объявил Ахаву, что в наказание ему три года не будет ни дождя, ни росы (3 Цар. 17: 1).

И действительно, по молитве пророка наступила засуха и голод по всей земле.

Народ страдал от нестерпимого зноя и голода.

Видя страдания людей, Господь по Своему милосердию готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

За свои обличения Илия рисковал быть убитым по приказу Иезавели, которая уничтожила в Израиле всех Божьих пророков. Но, исполненный верой в Господа, Илия никогда не отступал от своего главного жизненного призвания — вернуть соотечественников к почитанию Истинного Бога.

Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. А хищным птицам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу. Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти.

По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. И, по молитве пророка Илии, мука и масло с тех пор не заканчивались в доме вдовы на протяжении всего голода.

Далее силою своей молитвы великий пророк сотворил и другое чудо: он воскресил умершего сына этой вдовы.

После трех лет засухи Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил народ израильский и жрецов Ваала.

И, когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал грозный пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Затем он предложил народу приготовить две жертвы — одну Иегове, а другую Ваалу, но огня на жертвенники не подкладывать.

Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Ваала. Они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно: огонь не сходил. Тогда пророк Илия соорудив свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пророк обратился к Богу с молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе.

По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Видя это, народ пал на землю, взывая: «Господь есть Бог, Господь есть Бог» (3 Цар. 18: 39).

После этого пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. И небо отверзлось и хлынул долгожданный дождь.

Будучи свидетелем этих чудес, царь Ахав осознал свое заблуждение и раскаялся в грехах, но его жена Иезавель не приняла чудес Илии и грозилась убить пророка Божия.

Спасаясь, пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти.

И тогда пророку предстал Ангел Господень. Он укрепил его пищей и велел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился ему «в тихом ветре» (3 Цар. 19: 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу.

Господь указал пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея.

А за свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице.

По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть, уже не только как пророк, но и как мученик, удостоится в лике святых большей, чем теперь чести и славы от праведного мздовоздателя Бога.

Своими чудесами Илия способствовал восстановлению истинной веры в Бога среди израильского народа и уничтожению идолопоклонства. Этим он подготавливал путь грядущему Спасителю мира.

Во время Преображения Господня на горе Фавор святые апостолы видели пророка Илию беседовавшим со Спасителем о Его исходе в Иерусалиме (Лк. 9: 30).

Усердие в защите истинной веры, безусловное послушание воле Божией, чистота и непорочность жизни, любовь к молитве и созерцанию тайн Божиих — таковы отличительные свойства этого великого пророка. И недаром его современники, видя в нем благодать Божию, называли его человеком Божиим.

Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин. Священная Библейская История Ветхого Завета. Изд-во ДГУ, 2000.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924