БРАТЬЯ ЛИ НАМ КАТОЛИКИ?: О старых и новых попытках столкнуть Русский народ с его исторического пути1 min read

М. Нестеров. Князь Александр НевскийПо информации СМИ, православные в России и странах СНГ 28 июля отметили праздник Крещения Руси. В Русской Православной Церкви в этот день в полдень по местному времени в каждом храме, соборе, церкви и монастыре звонили колокола. Единовременный перезвон объединил православные храмы и монастыри России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана и других стран.

В храмах в этот день состоялись праздничные богослужения, верующие поздравили друг друга, кто-то принял Крещение, местами прошли крестные ходы, праздничные приемы, тематические выставки и лекции. Священники говорили проповеди, посвященные князю Владимиру. Ведь именно он, святой равноапостольный великий князь Владимир, определил на все последующие века направление течения жизни Русского народа, избрав из множества религиозных учений одно.

Как витязь на распутье, он в конце Х века произвел обстоятельное исследование о различных религиозных учениях, которые, к слову, почти все к тому времени уже сформировались, за исключением протестантизма, находившегося в зачаточном состоянии в лоне папства, – и затем избрал путь для своего народа. Это исследование князь совершил в два этапа. Сначала к нему явились с проповедью представители основных религиозных учений: магометанства, иудаизма, папизма и Православия.

«В 986 году, – так начинает свое сказание преподобный Нестор Летописец, – пришли ко Владимиру послы из Волжской Болгарии и предлагали ему принять магометанство. Великий князь не отказался их слушать и слушал даже не без удовольствия, когда ему говорили, что Магомет дозволяет многоженство (в котором дотоле жил Владимир) и обещает своим последователям чувственный рай. Но, когда послы сказали, что учение Магометово требует обрезания и запрещает употребление вина и свиного мяса, Владимиру это крайне не понравилось, и он решительно отказал им. Вскоре прибыли миссионеры из Рима; от имени своего первосвященника возвестили они нашему князю Бога христианского и начали было подробно излагать свое учение; но Владимир, как бы не желая их слушать, сказал им: „Идите обратно: отцы наши не приняли сего учения». Явились потом проповедники от жидов хазарских. „Мы слышали, – сказали они Владимиру, – что к тебе приходили болгаре и христиане и уговаривали тебя принять закон их; но христиане веруют в Того, Которого мы распяли, а мы веруем в Бога истинного, в Бога Авраама, Исаака, Иакова». Владимир, слушая их речь, спросил внезапно: „А где ваше отечество?» „Во Иерусалиме, – ответствовали послы. – Но Бог за грехи отцов наших лишил нас отечества и рассеял по всей земле». „Как же вы учите других, – возразил им великий князь, – будучи сами отвержены от Бога; если бы Бог любил вас и закон ваш, вы, конечно, не были бы расточены по чужим землям; ужели того же вы желаете и нам?» Наконец, прислали ко Владимиру своего философа греки…», и тот мудрыми речами заронил зерно истинной веры в душе князя.

По поводу этого рассказа митрополит Макарий (Булгаков) замечает: «Как могло случиться, что в одно время вдруг явились ко Владимиру послы с таких разных сторон – по какому тайному сочувствию? Могло случиться очень просто. Нужно было прийти к Владимиру только первым послам болгарским с предложениями о вере, – а мы видели, как естественно было такое посольство, – и миссионер римский, действовавший тогда, по свидетельству одного современника, в России, может быть даже по соседству с Киевом, услышавши об этом, равно как о расположении нашего князя слушать подобные предложения, мог вдруг же поспешить к нему со своею проповедию. Евреи, производившие торговлю в Киеве, заметивши обе эти попытки, немедленно могли вызвать сюда своих проповедников из Хазарии, а киевские христиане также немедленно пригласить философа из Греции. И замечательно, что греческий философ, прибывши к Владимиру, сказал только: „Мы слышали, что к тебе приходили послы болгарские и римские», – а о послах еврейских еще не знал и уже услышал от самого Владимира. Должно быть, последние приходили в Киев уже после того, как здешними христианами послана была весть в Грецию о бывших дотоле проповедниках, и когда греческий философ находился уже на пути в Россию, – прямое указание на то, что миссионеры приходили к Владимиру одни за другими очень скоро! Справедливость требует заметить еще, что они отнюдь не в одно время и не вдругявились к нашему князю, а являлись преемственно в продолжение целого 986 года».

Относительно диалогов князя с послами тот же автор пишет: «Можно ли допустить, чтобы послы беседовали с Владимиром точно так, как изображает преподобный Нестор? Во всех подробностях, без сомнения, нельзя: подобного рода точность могла бы иметь место только в таком случае, когда бы кто-либо записал эти беседы в то самое время, как они происходили, непосредственно из слов беседовавших. Но, по крайней мере, в основаниях этих бесед, уже посредственно дошедших до того, кто первый записал их, нельзя не признать истины: так все они приличны людям беседовавшим и справедливы, за исключением разве некоторых вопросов и замечаний Владимира послам еврейским и немногих слов греческого философа о магометанах! Речь послов болгарских к Владимиру весьма естественна: они знали слабую сторону князя и хорошо понимали, чем особенно их вера может привлекать к себе подобных людей. Равно и резкий ответ им Владимира о вине для Руси совершенно сообразен с тогдашними понятиями и обстоятельствами и мог буквально переходить из уст в уста и сохраниться до преподобного Нестора. Нет причины отвергать подлинность ответа Владимирова и к послам римским: он мог указывать на посольство западных миссионеров к великой княгине Ольге и Ярополку. Вопросы Владимира греческому философу, в продолжение длинной речи последнего, как нельзя более естественны: они невольно могут возникнуть в уме человека здравомысленного, когда он в первый раз с углублением внимает чудным таинствам христианского откровения».

Итак, греческий философ-монах премудрыми речами убедил святого Владимира в истинности Православной веры, и на этом первый этап исследования был закончен. Во время второго этапа князь Владимир выбрал десять наиболее рассудительных своих подданных и послал их в страны, откуда приходили проповедники.

«В следующем [987] году, – говорит летописец, – Владимир созвал своих бояр и градских старцев и сказал им: „Ко мне приходили проповедники разных вер: болгаре, немцы, евреи и греки, – каждый предлагал мне свой закон как лучший из всех и порицал другие; что вы на это присудите?» „Князь, – отвечали тогда бояре и старцы, – ты знаешь, что никто своего не хулит, а, естественно, хвалит; если хочешь разузнать дело получше – у тебя есть мужи, пошли их испытать предложенные тебе веры на месте». Приятною показалась такая речь князю и всем людям; немедленно избраны были десять разумнейших мужей, которые сперва отправились к волжским болгарам, потом к немецким католикам, наконец пришли в Царьград…»

Как известно, православное богослужение произвело на послов князя Владимира наиболее сильное впечатление. Они не знали, «на небе ли находились или на земле».После их возвращения князь созвал своих приближенных и просил рассказать послов об увиденном. «Крайне невыгодно, – пишет митрополит Макарий, – отозвались они о богослужении болгарском; не одобрили и богослужения немцев, заметивши, что в храмах немецких служб много, а красоты никакой». В итоге князь Владимир, его бояре и дружина отдали предпочтение Православию. Причем это был не только выбор веры, но и выбор культуры, выбор истории, цивилизационный выбор. Благодаря ему мы имеем свою необъятную страну, свою неповторимую историю, великую Русскую культуру и самое главное – Автокефальную Русскую Церковь, крупнейшую в православном мире.

Несмотря на это, в последующие века не раз те или иные силы пытались изменить наш цивилизационный код, заданный святым Владимиром. Наверное, одной из первых таких попыток стал «крестовый» поход 1240 года шведских рыцарей под предводительством Биргера, «благословленный» римским папой.

Встреча Русских со шведами рано утром у устья Невы и Ижоры состоялась также 28 июля – 15 июля по юлианскому святоотеческому летоисчислению. Западных «цивилизаторов» ожидал суровый прием, и они еле унесли ноги. Многие же остались почивать в сырой невской земле или стали добычей подводных обитателей.

Через два года командовавший Русской дружиной в битве на Неве святой благоверный великий князь Александр еще раз утвердил выбор князя Владимира на льду Чудского озера, в битве с католическими тевтонами. И в первом, и во втором случаях паписты пытались силой оружия вынудить Русских пойти в след своих заблуждений.

В 1380 году на Русь напала орда магометан во главе с ханом Мамаем. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской с воинами-мучениками, на поле Куликовом за Веру и Отечество живот свой положившими, отстояли свободный выбор нашего народа веровать по-православному.

Следующая серьезная попытка заставить Русь пойти по иному пути – уклониться в ересь папизма – относится 1438 году. Возвратившись с Ферраро-Флорентийского собора, грек митрополит Исидор, подписавший унию, попытался приобщить «темных москалей» к «святому» престолу в подданстве папе Евгению. Но великий князь Василий Темный подтвердил выбор своего великого предка, приказав заключить изменника в темницу, из которой тот вскоре бежал в Рим и затем был убит при штурме Константинополя турками.

В Смутное время начала XVI века паписты, пользуясь ослаблением Руси, опять пытались соединиться с Русской Православной Церковью и далеко продвинулись в реализации своей цели. Ими был посажены на Русский царский престол католики Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. В московском кремле стоял католический польский гарнизон. Патриархом стал грек-униат Игнатий. Династия Рюриковичей, к которой принадлежал князь Владимир и его ревностные в Православии потомки, пресеклась. Тогда священномученик Патриарх Ермоген своим мужественным самоотверженным подвигом удержал наших предков от измены Вере, и Господь призвал к царскому служению новый род – Династию Романовых.

300 лет Россия под их управлением практически не испытывала серьезных искушений со стороны проповедников иных путей. После свержения с престола Императора-Мученика Николая IIпопытки «перекодировать» Русь возобновились. Святитель Николай Сербский оценивает их как возвращение к довладимировой языческой Руси: «Шестой период начинается от Первой мировой войны, точнее – от мученической смерти Царя-страстотерпца Николая II, и продолжается доныне. Господь попустил князю мира сего властвовать над Святой Русью, попустил до времени совершаться не Своей воле, но воле безбожников, отвергающих Царство Небесное, ищущих лишь земного. Языческий, „довладимирский» дух воцарился на Руси. Этот мрачный, злобный дух торопится увести реку Русской жизни от Солнца Правды – Христа – и вновь спрятать ее под землю».

Однако Русская Церковь кровью мучеников и стойкостью исповедников сохранила талант Православной веры, доверенный ей князем Владимиром.

Сейчас мы столкнулись с новой попыткой свести Русский народ с его исторического пути. «Довладимирский» дух, живший в марксизме-ленинизме, материализовался в псевдородноверие, набирающее популярность среди Иванов, не помнящих родства. Снова проповедники ислама прелестями многоженства и земного рая склоняют потомков князя Владимира к своим заблуждениям. Лихорадочную активность развили сектанты – дети протестантизма, внуки папизма. Глас искусителя слышится и из других уст. Небезызвестный телеведущий Познер в одной из передач зловеще сетовал, что все беды России – якобы от Православной Церкви. И, конечно, по-прежнему усердствуют паписты и их «пятая колонна» внутри РПЦ – филокатолики.

До «исторической» встречи в Гаванне они так или иначе соблюдали некую конспирацию, а ныне нас все откровеннее толкают в сторону от пути святого князя Владимира – на путь папо-латинства, который святой премудро отверг. Какие же выгоды сулят нам проповедники «соединения» с Ватиканом? Все они сугубо материальны и душевны, правильнее же сказать – душевредны. Назовем наиболее распространенные из них:

1. Для иерархии и духовенства, падкого на прибыль и почет – доступ к большим финансам и власти;

2. Для молодежи – возможность получения заграницей высшего образования и громких, но пустых псевдобогословских титулов и быстрая карьера;

3. Для людей культуры – выставки «шедевров» Ватикана и концерты католических трубадуров;

4. Для простого верующего Русского народа – частицы мощей великих святых, вывезенные латинянами с Православного Востока в результате крестовых походов или иных враждебных антиправославных действий.

Вот несколько примеров, как при помощи частицы мощей святителя Николая Чудотворца враги Православия спекулируют на нем.

27 июля 2017 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом, прибывшим во главе делегации римско-католической церкви для сопровождения мощей святителя Николая Чудотворца из Петербурга в Барии, сообщила «Седмица.ру».

В ходе состоявшейся беседы стороны обсудили различные вопросы двусторонних отношений между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью. Прежде всего, собеседники отметили экстраординарный характер события принесения мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского, из Бари в Россию. Митрополит Иларион сообщил, что на данный момент в Москве и Санкт-Петербурге более двух миллионов верующих смогли поклониться святыне. Как подчеркнул председатель ОВЦС, принесение мощей самого почитаемого в России святого стало возможным благодаря договоренностям, достигнутым на исторической встрече между Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и папой римским Франциском 12 февраля 2016 года в Гаване. Митрополит поблагодарил кардинала К. Коха и его сотрудников за содействие в организации события, имевшего огромное значение для всей Русской Церкви.

Кардинал К. Кох, в свою очередь, выразил глубокое удовлетворение и радость в связи с тем воодушевлением, которое среди верующего народа вызвало принесение мощей святителя Николая. Высокий представитель «святого» престола подчеркнул, что пример почитания святителя в России показывает, насколько большую роль играет почитание святых древней Церкви для преодоления имеющихся между христианами разногласий и предубеждений. Собеседники согласились, что необходимо продолжать межцерковное сотрудничество в данном направлении.

Ранее, в день празднования перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в Бар, за богослужением Патриарх Кирилл на проповеди заявил:«Святитель Николай, слышащий молитвы христиан Востока и Запада, предстоит пред Господом, в том числе и прося у Него соединить Церкви воедино». Нечего и говорить, что святитель Николай тут не при чем: это экуменическое заблуждение и клевета на святого. Напротив, и святитель Николай, и брат его во Святом Духе равноапостольный великий князь Владимир молят Бога, чтобы православные укрепились в Православной вере, чтобы не смешивались с еретиками, чтобы берегли себя от волков в овечьей шкуре – проповедников иных учений или же, правильнее сказать, – лжеучений.

В этом отношении сейчас более трудное и сложное время, нежели тысячу сто лет назад. Однако и Русский народ уже не такой, каким был во время оно. Он прошел школу воспитания в Православной Церкви. Небесная Россия – сыны и дочери ее, достигшие Царства Небесного, день и ночь молят вместе с Царицей Небесной Христа помиловать их земных братьев – членов Церкви воинствующей. И есть все основания надеяться на то, что Русь возвратится к предназначенному ей Богом пути, а потуги недругов столкнуть ее с этой стези сокрушатся.

В пользу этого имеются пророчества святых угодников Божиих. Так, в начале ХХ века святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь!»

А в середине ХХ века «сербский Златоуст» святитель Николай (Велемирович) в своей проповеди в день памяти святого равноапостольного князя Владимира поведал своим слушателям в пророческом духе: «Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.

Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых Русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с Царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ Русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.

Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо Русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: „Русь наша, мученица наша, красно солнышко!», так же как и весь народ Русский непрестанно, и в этот день особенно, возглашает: „Владимир Красно Солнышко!»

Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь!

Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!»

Дмитрий Мельников

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 4,67 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924