Блокбастер о святом Царе?1 min read

Валентин Серов. Миропомазание императора Николая Александровича (фрагмент)С октября текущего года выходит на большие экраны очередной блокбастер — «Матильда». В наше время трудно удивить избалованного спецэффектами зрителя, но создатели этого фильма очень постарались удивить. Сейчас в общем доступе есть только трейлеры фильма «Матильда», несколько трейлеров. Как известно, в трейлере кратко излагается вся суть сюжета фильма. Но нему можно судить о игре актеров, о работе костюмеров, воссоздающих важную часть фильма призванного стать историческим. И в этом фильме, судя по всему, хорошо поработали костюмеры, декораторы и, в общем, вся съёмочная группа. На первый взгляд, фильм удался, но фильм  претендует на свою долю историчности, а, значит, и достоверности. Но у людей, хорошо знакомых с жизнью святого Государя Николая Второго, есть своё мнение насчёт этой картины. 

Если коснуться истории, связанной с юностью государя, то нужно крайне  осторожно относиться к его дружбе с Кшесинской. Она имела непонятную тягу к именно Романовым, к князьям и в последствии к наследнику. Эта история — не самая лучшая или такая, которая заслуживала бы углублённого внимания, но делать из именно этого периода юности Государя отдельный фильм, тем более «блокбастер», как это уже заявлено, это абсурд. 

Обратимся к Википедии ,что такое блокбастер. 

«Блокба́стер (англ. blockbuster, от block — квартал и bust — разрушать, букв. «разрушитель квартала») — очень популярный и коммерчески успешный продукт кино- и театральной индустрии. С середины 1970-х годов термин стал обозначать жанр высокобюджетных фильмов для массового зрителя, чаще голливудских, с участием известных актёров, с предполагаемым высоким (сотни миллионов долларов США) доходом в прокате. Применительно к фильмам синонимом слова блокбастер в русском языке является слово «супербоевик». С начала XXI века блокбастерами иногда стали называть популярные и высокодоходные произведения в литературе и вообще в поп-культуре».  

Возникает вопрос к режиссеру этого фильма. Он не думал, когда создавал фильм, что коснувшись темы жизни Государя и показав её фрагмент в том виде, в каком он показал, он не предполагал, что фильм могут посмотреть верующие православные? Что некоторые сцены из (на данный момент трейлера фильма) могут показаться оскорбительными в отношении чтимого всей Православной Церковью святого?! 

Каждое произведение, будь то литературное или художественное, а в данном случае кинематографическое, призвано содержать в себе нравственное зерно. И если автор касается исторической темы то, в первую очередь необходимо в сценарий будущего фильма вкладывать именно нравственную составляющую. 

В данном фильме рассказывается о юности святого —прославленного уже 17 лет назад Государя императора Николая Александровича, но история показана в интерпретации режиссера данного фильма Алексея Учителя. К историческому материалу режиссер к сожалению отнесся без должного уважения. Образ Государя в этом фильме очень искажен, наделен не свойственными Государю чертами характера. Какая-то дикая страстность, в фильме присутствуют постельные сцены, пусть и вскользь. Но все, кто знаком с перепиской Государя и Александры с периода до коронации и после, знают, насколько другими были Государь и Александра Феодоровна, насколько нежные и трогательные письма они писали друг другу, насколько дорожили друг другом, детьми. 

Если и стоило подходить к теме Государя Николая Второго, то только с очень бережным отношением к образу Государя, с уважением, скажу, даже с любовью к Государю и его семье, но в данном фильме это отсутствует. В  этом фильме, по-видимому, — только «увлекательный сюжет» в ущерб достоверности и правдивости изложения фрагмента жизни святого Государя.

Судя по трейлерам фильма, это новомодный «экшн» — кипение страстей, воспитывающее определённое отношение к святому, прославленному Церковью. А ведь показанное в фильме практически каждый человек воспринимает почти буквально. В наше время, когда современный ритм жизни, отучивший людей вдумываться в историю, изучать её, когда в обществе культ информационного «фаст фуда», подобные фильмы воспринимаются с определённой доверия показанному на экране. Зритель становится как бы свидетелем событий происходящих на экране и верит, что именно так всё и было. 

Понятно, что каждый режиссер имеет право на свою интерпретацию исторических событий и исторического материала, но когда дело касается святых, прославленных Церковью, необходимо и важно браться за подобные проекты с любящим данную эпоху и действующих лиц сердцем. Очень важно в досъёмочный период «погрузиться в эпоху», изучая документы, касающиеся исторических личностей, о которых готовишься рассказать в фильме. Когда же режиссер идет в ногу с модой создания «блокбастеров», когда на экране то «экшн», то откровенные сцены, то леденящие сердце ужасы, это обесценивает всю его работу, лишая нравственного зерна фильм, как в данном случае с фильмом «Матильда»… 

Сейчас много пишется и говорится в СМИ об этом фильме, о том, как можно было так показать Государя, организовываются одиночные и другие пикеты против показа этого проекта, но возникает вопрос, а почему за 17 лет прошедших с момента прославления Царственных мучеников не снято хорошего достоверного фильма о них? 

Правда, есть фильм «Цареубийца» режиссёра Карена Шахназарова, снятый в 1991 году, и работа Глеба Панфилова — вышедший в 2000-м году на экраны  фильм «Романовы венценосная семья». Конечно, на то время, когда они вышли, они были открытием для всех, кому дороги личности Государя и его семьи, но, все равно, эти фильмы имеют свои «но», о которых нужно говорить отдельно. 

Выступая против фильма «Матильда», нужно иметь своё «за» — за что мы?! Об этом очень важно задуматься. 

Глубоко убеждён, что уже давно пришло время снять, может, даже небольшой сериал о св. Царственных Страстотерпцах, но чтоб это была очень качественная и исторически достоверная  работа — фильм снятый, как минимум, с уважением к их историческим личностям и образам в нашей  истории. Лучше всего было бы в этом фильме показать период с 1913 года и по ту самую трагическую Екатеринбургскую ночь июля 1918-го. Важно показать атмосферу, царившую в семье, взаимоотношения между Государем и Государыней Императрицей, отношения между ними и детьми, ту трепетную нежную атмосферу царившую в их доме, то, как они собирались по вечерам вместе, как мать-Царица воспитывала своих детей, какими были царские дети. 

Вот что нужно бы показать в фильме о них. Нужно помнить, что они знали, что им предстоит гибель. И, тем не менее, они отказались покинуть Россию. Вот такой образ необходимо показать с помощью кинематографических   средств, подобрать максимально похожих на исторические персонажи  актеров, воссоздать максимально точную обстановку и атмосферу того периода времени. Конечно, это большая работа, но она нужна. Уже давно пришло время высоко качественных и высоко достоверных фильмов о нашей истории, иначе эту нишу занимают «блокбастеры» о святом Царе и всякие фантастические фильмы ни о чём, в которых главный упор делается на компьютерные спецэффекты и активные выбросы адреналина у зрителя во время просмотра такого кино. 

В итоге кино становится «эмоциональной жвачкой» для зрителя, не более. Ничего доброго и нравственного такое кино не воспитывает, а лишь развлекает праздного зрителя, пришедшего «испытать» фильм, и, как это часто бывает, в современном кино обесценивает человеческую жизнь, семейные отношения, и в итоге обесчеловечивает зрителя, тогда как настоящее кино должно помочь человеку стать лучше, светлее, нравственнее, как и любое художественное или литературное, либо любое другое произведение искусства. 

В этой связи хочется вспомнить покойного ныне художника Павла Викторовича Рыженко, почившего в 2015 году. Вот его работы крайне достоверны и правдивы. В одних работах — боль, которая почти звенит во всей композиции картины, в других — тихий свет и задумчивость. 

Бывая на выставках художника, я не раз ловил себя на мысли: то, что изображено на холсте, — это история, частью которой ты являешься, ты — свидетель изображенного на холсте события, зритель чувствует свою  причастность и сопричастность с тем, что изображено на холсте. 

Как мне рассказывал лично Павел Викторович, прежде, чем браться за новую картину, он много молится св. Государю, и только когда чувствует благословение Государя, только тогда берётся за кисть. Такой, наверное, призвана быть работа и кинематографиста. Только при таком отношении возможно создание качественных фильмов. 

Хочется надеяться, что в скором времени кто-нибудь из наших российских режиссёров возьмёт на себя такой добрый труд по созданию исторически достоверных исторических образов. Одного старца спросили: «Как вы относитесь  к кинематографу?». И он ответил: «Кино — это тоже язык, на котором можно сказать: «Слава Тебе Господи», а можно сказать: «Распни Его»… К сожалению, в наше время частенько звучит с киноэкранов то самое: «распни Его»… 

Говоря о современном кино, можно вспомнить слова одного исторического персонажа который считал, что «культ развлечения — это удел покорённых народов». И когда искусство начинает служить именно культу развлечения, не привнося высокое, нравственное, когда произведение кино не приводит зрителя к желанию взять в руки книгу и самому прочесть о том, что увидел на экране, о той эпохе, о тех людях, в этом смысле кино не воспитывает человека, а только лишь развлекает его. А развлечения скоро забываются, остаётся только то, что настоящее, то, что зацепило за живое, заставило мыслить, может быть, стать лучше…

Итак, протестуя против некачественного, с нравственной точки зрения и со стороны исторической достоверности, кино, необходимо понимать, за что мы. И вот здесь как раз и должно прозвучать, что мы — православные христиане — за достоверное и нравственное кино, заставляющее человека задуматься! Особенно же когда режиссёр касается в своей работе образов исторических личностей прославленных Церковью как святых.

о. Феофан (Кратиров)

Источник: segodnia.ru

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Один комментарий на “Блокбастер о святом Царе?1 min read

  • Нила:

    Благодарна батюшке Феофану. Дай Бог, чтобы почитающие Государя-Мученика Николая II услышали это благословение и сняли бы такой фильм. Помоги, Господи, и Сергию Алиеву в его истинно духовном порыве защитить попираемое имя Царственных Мучеников.

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924