Исихастская терапия1 min read

Протосингел Елевферий (Тэркуцэ)Протосингел Елевферий (Тэркуцэ) — один из выдающихся румынских духовников наших дней. Начало монашеской жизни полагал в монастыре Секу — излюбленном месте подвижничества прп. Паисия (Величковского), основателя как румынского, так и русского старчества. В 1990 году монастырская братия избрала отца Елевферия своим настоятелем, а в 1991 он был назначен духовником кафедрального собора тамошней епархии, Романской и Бакуэской, и в течение 25 лет исполнял это послушание. После Критского собора 2016 года решительно выступил против него, написал несколько открытых писем в адрес румынской иерахии и перешел на сторону непоминающей ее оппозиции.

Протосингел Елевферий (Тэркуцэ)

Какая самая большая трудность в познании Бога?

— Проблема в том, чтобы отрешиться от себя, от своего «я»: «Это Христос действует, а не я». Для этого будем перед каждым делом просить Бога, затем благодарить Его и воздавать Ему хвалу. Умертвим ветхого человека.

Мы должны кипеть духовным теплом, а не быть холодными или теплохладными. Стоит немного отойти от молитвы, как мы тут же привязываемся к земному. Да будет же всё, что мы делаем, в Боге, с Богом и для Бога — в этом троичность наших дел. Испросим воли Божией, и воля Божия будет нас путеводить.

Диавол имеет силу над человеком лишь настолько, насколько тот дает ему свободу. Если же грех берет надо мной власть, я становлюсь рабом греха.

Как молодому человеку представлять себе грех?

— Ему не надо его себе представлять. Грех — это нечто мерзкое, это, что не от Бога, то, что против естества, то, что негативно. С диаволом можно бороться, целиком предав себя Христу, и тогда уже борешься не ты, а борется Христос. Только живущие могут познать глубину жизни во Христе.

Исихазм — это то же, что и умная молитва, или это более широкая форма христианской мистики?

— Это сама жизнь; начинается он с ухода из мира. В пустыне пост может быть гораздо суровее, а молитва гораздо теплее.

Какие возможности для возрождения в нашей стране исихазма вы видите?

— Возможности эти очень ограничены, потому что в последнее время мы очень отдалили Бога из своей жизни.

Существует ли техника исихазма?

— В эту технику проникнуть очень трудно. Чтобы принять Христа, надо прежде всего предать себя Ему живым. Если ты постоянно держишь связь со Христом и позволяешь Ему действовать, тогда достигаешь молитвы «в духе и истине», ведь если «дух Мой живет в вас, то Сам дух Мой будет молиться о вас», а дух Божий молится «воздыханиями неизреченными», как говорит апостол Павел (Рим. 8: 26).

Какими вам видятся правила жизни для исихастской группы мирян?

— Прежде всего это ежедневное чтение Священного Писания, ведь если не исследуешь его всего день, то появляется холодность, тебе становится труднее его читать, возвращаться к нему. А каждый раз, когда ты его перечитываешь, тебе открывается что-то новое, Бог дает тебе возможность открывать что-то новое, проникать в тайны Писания.

Как сделать, чтобы человек поверил в спасение, в силу Бога?

— В любом случае силой делать этого нельзя. Надо убедить его своей жизнью, своими делами, теплом своей любви и воздавая добром творящему тебе зло; тогда, видя твою доброту, он полюбит тебя и обратится ко Христу. Ты лучше молчи, пусть говорят твои дела. Один писатель говорил: «Воздавать за добро злом — это диавольское, воздавать за добро добром — это человеческое, а воздавать за зло добром — это Божественное».

Может ли исихазм быть психотерапевтической практикой?

— Конечно, может. За свою святую жизнь некоторые исихасты стяжали дар исцеления.

Может ли существовать исихастская практика в мире больных?

— Разумеется, может; всякий, кто может, пускай живет. Но сначала он должен познать Христа. Болезни могут появиться и у исихастов как испытание от Бога, для их укрепления и духовного подъема. Но на болезни не надо обращать внимания, как говорил праведный Иов: «Господи, да будет воля Твоя», ведь эти страдания бывают из-за грехов.

Как понимать человека как троицу?

— Это тело, душа и связь с Богом. Вслед за Божественной Троичностью и человек троичен.

Какое отношение к исихастской жизни могут иметь психически больные?

— Они не могут его иметь, особенно если сначала не познали Бога. Только милость Божия или молитвы других могут вызволить их из этого состояния.

Можно ли одновременно совершать грех и молиться?

— Конечно, да, но только не в один и тот же момент. Молитва может быть и формальной, и грех ее выдерживает, потому что тогда грехи не угрызают мою совесть и я не молюсь всем сердцем. Итак, я должен отказаться от греха, чтобы моя молитва была услышана.

Что такое грех?

— Всякое нарушение закона есть грех.

Как можно омыться от грехов: исповедью, добрыми делами, молитвой?

— Конечно, прежде всего исповедью, а если от одной исповеди до другой ты не изменился, не возродился, то ты, конечно же, не можешь совершить омовения грехов. Надо принести чистую исповедь, изменить свою жизнь, посвятить свою жизнь Богу. Итак, молитва сердца без исповеди невозможна, ей должно предшествовать прощение. Если ты не сотрешь всех грехов, совесть будет угрызать тебя, и ты не сможешь совершать молитву, ибо вся жизнь тогда представляет собой терзание.

Где можно ошибиться, желая найти свет?

— Путей, ведущих ко злу, очень много. Необходимо, чтобы в нашей жизни произошло изменение, и тогда мы сможем просить и за других.

Как убедить людей в важности церковных Таинств?

— Это очень трудно. Пока они не посвятят свою жизнь Христу, они не могут верить. Даже Иисус со всеми чудесами, которые совершил, не смог убедить всех. Человек не может поверить насильно. Дело не в том, чтобы хорошо знать Писание, ибо «знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8, 1).

Каким вам видится единение веры? Для этого должен произойти какой-нибудь шок, чудо?

— Единение веры должно совершиться, ибо предусмотрено, что «будет одно стадо и один пастырь» (Ин. 10: 16). Борьба на фронте единения началась давно, она продолжается, но, может, еще не определен момент. Когда это произойдет, тогда и конец будет близко. Но неизвестно, когда это будет.

Какую роль играет тело в здоровье души и в какой мере, исцеляя тело, мы просвещаем душу?

— Прежде всего о теле не надо печься больше, чем о Божием, не надо телу придавать преобладающего значения. Разумеется, о теле тоже надо заботиться, ведь оно — «храм Духа Святого» (ср.: 1 Кор. 6: 19). Предпочтение надо отдавать тому, что Божие, а затем уже идет тело. Если ты находишься в падшем плотском состоянии, то подняться к духовному состоянию трудно.

Великие подвижники себя исцелить не могут или не хотят?

— Дело не в том, чтобы они показали, что могут себя исцелить. И у Иисуса требовали, чтобы Он сошел с креста, но суть дела была больше этого, она была совершенно другой — чтобы Его кровь искупила всё человечество. Может, в страданиях человек становится тверже, а его молитва — горячее. Итак, это не повод говорить, что «если бы этот человек был от Бога, то он не был бы болен». Всё это — тайны Божии.

Какой вы видите медицину исихазма?

— Трудно провести связь между медициной и исихазмом. И нет нужды в медицинской науке, ведь Христос — Врач, и телесный, и душевный. Для некоторых нет нужды в медицине: пустынники не страдали от холода или голода, ибо, поскольку жизнь их была посвящена Христу, то страдал Христос в них. А для самых слабых есть нужда и во враче.

Скажите нам, пожалуйста, о роли икон в вере. Они существуют только для начального этапа или сохраняют свое значение всегда?

— Они сохраняют свое значение всю жизнь. Они оказывают довольно большое влияние. Для некоторых нет: для них они существуют как утешение, воспоминание, облегчение души. Для верующего действительно всё хорошо, нет ничего плохого. В Ветхом Завете говорилось, что одни животные чистые, а другие нет. В Новом Завете эта проблема уже не ставится. То же самое и с иконами: слабые могут впасть в идолопоклонство по поводу икон, а твердым в вере иконы помогают прийти к Богу (особенно неграмотным, но смиренным).

Молитва — она как пища для христиан?

— Она пища, потому что она — постоянная связь, которую ты держишь с Богом. Если ты лишаешься молитвы, ты лишаешься связи с Богом. А когда ощущаешь в сердце тепло, это значит, что ты достиг того, чтобы молиться в духе и истине, и уже не ты молишься, а Христос, живущий в тебе. Когда мы на первое место ставим Бога, Бог действует, и нам тогда бывает довольно легко.

Как связаны наши имена и имена святых?

— Святой, имя которого носишь, — это твой покровитель, он о тебе заботится.

Протосингел Елевферий (Тэркуцэ)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Porunca iubirii [Заповедь любви]. 2001. Vol 5. Р. 19–21

http://www.agaton.ro/reviste/Pi%202001%20-%205.pdf

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (5 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924