ПОДВИГ ЭКИПАЖА «ОГНЕННОГО ТАНКА»1 min read

Танк Т-28История об «огненном танке» долгое время считалась среди жителей Минска городским фольклором. Старожилы рассказывали, что при отступлении советских войск в первые дни войны в засаде вроде бы был оставлен один танк, который впоследствии совершил по улицам города впечатляющий рейд. Но существовал ли он на самом деле, и кто эти герои, рискнувшие в одиночку сразиться с гитлеровским гарнизоном, – никто в точности сказать не мог.

Однако, как выяснилось, легенда о танке-мстителе имела под собой вполне реальную основу. Дело было так.

В июне 1941-го на складе Наркомата обороны, расположенном под Минском, служил заведующий хранилищем автобронетанковых запчастей старший сержант-сверхсрочник Дмитрий Иванович Малько. Родился он в 1916 году в Александровске (ныне – Запорожье, Украина), в 1937-м был призван в ряды Красной армии и за несколько лет прошел отменную боевую школу – воевал в Испании, на Халхин-Голе, в Финляндии.

В начале войны на складе, где служил Малько, оказался поступивший из капитального ремонта средний танк Т-28. Мощная машина была вооружена 76,2-миллиметровым орудием и четырьмя пулеметами ДТ. Выпускавшийся с 1933 года, Т-28 тогда уже считался устаревшим, особенно на фоне новейшей «тридцатьчетверки». Но по боевым показателям он по-прежнему превосходил все танки вермахта, представляя собой по сути передвижную трехбашенную крепость.

Вот эту-то машину, у которой даже не было экипажа, Малько, согласно приказу об эвакуации склада, требовалось отогнать в Могилев. Однако по дороге танк сломался, и, пока Дмитрий Иванович устранял неисправность, колонна ушла дальше. В результате «безхозный» механик-водитель вместе со своим танком перешел под команду встретившегося ему в лесу майора-танкиста по фамилии Васечкин (имя его по сей день не установлено). Он возглавлял небольшой отряд из таких же, как Малько, потерявшихся в хаосе июня 41-го курсантов. Звали их Николай Педан, Александр Рачицкий, Федор Наумов, фамилия четвертого – Сергея – осталась неизвестной.

Майор Васечкин был, видимо, инициативным и энергичным командиром. Под его руководством экипаж решил пробиваться к своим не «тихой сапой», а с боем, через оккупированный Минск. Дерзкий план был вполне осуществим – целей для мощного Т-28 в Минске было хоть отбавляй, а в боеприпасах и топливе не ощущалось нужды: на пути танкистам попались брошенные склады со снарядами, патронами и горюче-смазочными материалами.

Утром 3 июля 1941-го Т-28 въехал в город. Никакого интереса к танку с красными звездами на броне оккупанты, которых танкисты увидели на улице Ворошилова, не проявили – вероятно, решили, что это очередной трофей. Несколькими пулеметными очередями уничтожив группу фашистов, грузивших в машину ящики со спиртным, танк по деревянному мосту пересек реку Свислочь и по Гарбарной улице двинулся в центр города.

На пересечении Советской и Октябрьской улиц (ныне – проспект Независимости и улица Янки Купалы) экипаж Т-28 увидел скопление вражеской техники – танки, бронемашины, грузовики и бензовозы стояли в несколько рядов, немецкие солдаты безпечно купались в реке. И тут загрохотала танковая пушка, раздались пулеметные очереди… Через несколько минут перекресток был превращен в море огня, а танк на максимальной скорости мчался дальше, к выезду из города. По пути курсанты, прильнувшие к пулеметам, поливали огнем в ужасе разбегавшихся немцев.

В районе Золотой Горки Т-28 попал под обстрел германской противотанковой батареи. Несколько снарядов угодило в корму танка, он загорелся, но еще некоторое время продолжал двигаться. Слабой стороной этой передвижной крепости было то, что, в отличие от других советских танков с дизельными двигателями, этот работал на авиационном бензине и поэтому уже через минуту превратился в столб огня. «Покинуть машину!» – приказал майор Васечкин… Командир экипажа и один из курсантов приняли свой последний бой на Комаровской развилке Минска (ныне – площадь Якуба Коласа). Они отстреливались из личного оружия до конца и погибли как герои.

Но самое удивительное, пожалуй, состоит в том, что три члена экипажа спаслись. Заряжающий Федор Наумов попал к партизанам, Николай Педан был взят в плен и провел войну в концлагере, а раненному осколком в голову механику-водителю Дмитрию Малько удалось перейти линию фронта и попасть к своим. Впоследствии он достойно воевал в рядах бронетанковых войск: водил в атаки Т-34, «Черчилль», «Матильду», «Валентайн». Освобождал Белоруссию, Польшу и закончил войну в Кенигсберге гвардии старшим лейтенантом.

Всего за время героического рейда одинокого Т-28 по Минску танкисты уничтожили и вывели из строя около 10 танков и бронемашин противника, 14 грузовиков, 3 артиллерийские батареи. Немцы понесли крупные потери и в живой силе – «огненный танк» положил 360 офицеров и солдат вермахта.

К сожалению, подвиг отважных танкистов так и не был по достоинству оценен ни во времена СССР, ни после. Только в 1966 году, благодаря поисковой работе школьников-энтузиастов, нашелся один из участников тех событий, человек, который провел Т-28 по улицам захваченного Минска, – скромный рабочий Минского моторного завода Дмитрий Малько. Его наградили орденом Отечественной войны I степени. Но, по большому счету, история с «огненным танком» так и осталась легендой. Достаточно сказать, что до сих пор не известны имена двух членов безстрашного танкового экипажа, никак не увековечена его память.

Подготовил 
Евгений ПОЛЕВОЙ

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (8 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Дорогие отцы, братья и сестры!

Просим ваших святых молитв за новопреставленного р.Б. Леонида.

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924