Заметки не «агента Ватикана»1 min read

Игумен Кирилл (Сахаров) о праздновании католического Рождества в Москве …

Игумен Кирилл (Сахаров)Да, католическая община столицы значительно выросла. По сравнению, например, с 70-ми годами. Будучи тогда студентом светского ВУЗа, я иногда заходил в костел св. Людовика — один из двух действующих тогда в Российской Федерации (второй был в Ленинграде). Молящихся в костеле тогда было немного. Служил престарелый священник литовского происхождения о. Станислав Мажейка. Служил он, как и было до Второго Ватиканского собора, лицом к престолу. У него был сильный акцент.

Памятуя последние годы, когда было трудно войти внутрь, приехал пораньше, но, увы, все места были заняты. Пришлось стоять на больных ногах, но недолго — уже через час начали причащать. Перед началом мессы помощник ксендза («министрал») призвал всех отключить мобильные телефоны. Смотрю на собравшихся — в принципе, не зная, что ты в костеле, можно подумать, что ты в обычном православном храме, если особо не вглядываться в лица. Только непривычно, что почти все женщины были без платков. Служба началась с крестного хода внутри костела. Процессия во главе с ксендзами, десятком министралов (среди них были и дети) в длинных белых одеяниях  двинулась отнюдь не «посолонь», т.е. направо. Впереди процессии диакон (?) рискованно махал кадилом на длинных цепях. Казалось, еще чуть-чуть, и у кого-то из прихожан после соприкосновения с чашечкой кадила угли окажутся на голове и предстанет наглядная иллюстрация известного евангельского изречения об «углях на главе». Некоторые участники процессии, казалось, сошли с западноевропейских средневековых гравюр. Крестный ход прошел отнюдь не внутри всего храма по его радиусу, а вырулил на центральную часть.

Далее все было кратко, понятно и по-своему изящно. Краткое исповедание грехов и разрешительная формула священника: «Да простит Бог ваши грехи». А где же схоластическая формула: «Я прощаю…» — как нас учили в семинариях? Может быть, она используется после частной исповеди? Чтение из Ветхого Завета — отрывок из книги пророка Исайи со знакомыми словами: «Чудный Советник, Бог Крепкий» и т.д. «Слово Божие» — произнес читающий по окончании чтения. «Благодарение Ему» — пропели все, опираясь на мощный звук органа. «Милости Господни буду вечно петь» — возгласил министрал. В качестве припева эти слова вслед за озвучиваемыми стихами пели все. Апостольское чтение из Послания к Титу вполне знакомо: «Явилась благодать Божия, спасительная всем человекам» и т.д.

Раздался мелодичный текст сердцевины праздника: «Возвещаю вам великую радость — ныне родился нам Спаситель, Который есть Господь Христос». Прочитали отрывок из Евангелия от Луки — оно начиналось с повествования по переписи. «Слово Господне» — произнес настоятель, целуя Евангелие по окончании его чтения. «Слава Тебе, Христе» — вторил народ. Прозвучало кредо («Верую») с его филиокве и «Вселенской» вместо «Соборной» Церковью. Затем что-то типа ектеньи с прошениями к Богу о приведении «всех народов к Церкви Твоей», об утешении нищих и бездомных и пр. После каждого прошения хор, поддерживаемый народом, красиво пел «Кирие элейсон, элейсон». Сбор пожертвований под аккомпанемент какого-то немыслимого партеса. Краем глаза отметил, что в кошёлке, в основном, купюры в 50 и 100 рублей.

Каждение престола, а затем людей, предваряло начало главной части мессы — того, что у нас называют Евхаристическим каноном. Знакомые возгласы и песнопения («Свят, свят, свят, Господь Саваоф» пропели по-латыни). Перед сакраментальным «Приимите, ядите…», когда по католическому учению совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, все встали на колени (точнее, на колено).  Три удара в колокол после произнесения установительных слов Евхаристии. Я стоял сбоку с правой стороны. Служили не как обычно по центру у невысокого полукруглого возвышения, а практически у алтарной апсиды. Я еще подумал, может, служили на старом престоле и не лицом к народу. Но нет — служили на новом прямоугольном престоле у стены лицом к молящимся. Перед «Отче наш» возгласили: «Сын Божий стал человеком, чтобы мы стали сынами Божиими, поэтому мы можем взывать» — и далее все запели молитву Господню. Все приветствовали рукопожатием рядом стоящих. Прозвучало: «Вот Агнец Божий…» и далее: «Кто не крещен, кто никогда не был на исповеди, кто имеет тяжкий грех, пожалуйста, не приступайте к Чаше». Причащали в нескольких местах, причем, перед тем, как дать причастнику облатку, ее макали в потире — получается, что причащали под двумя видами: можно снять одну претензию к католикам.

— Вы игумен Кирилл, Вы служите на Берсеневке? — обратился ко мне рядом стоящий молодой человек. — А я тут с друзьями, с нами даже один старообрядец.

Старообрядец оказался студентом светского ВУЗа. Смотря на его длинную архаичную бороду, я подумал: «Большой подвиг, имея такую растительность, учиться в современном ВУЗе». Он предложил мне сфотографироваться, но я отказался. Некоторые старообрядцы искренне считают меня «лазутчиком», «куратором от РПЦ» — не хватало еще и «агентаВатикана».

Игумен Кирилл (Сахаров)

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 1,00 out of 5)
Загрузка...

14 комментариев на “Заметки не «агента Ватикана»1 min read

  • иеромонах Арсений (Железнов):

    Наблюдая курс и «тренд» патриархии на сближение с латинской ересью, многие соблазнятся и увидев, что «можно подумать, что ты в обычном православном храме», решат: «А какая разница?… Зато не долго, раз-раз и — по домам…»

  • Алексей:

    Что то я не понял статью. О чем она?

  • Владимир А.:

    И ты, Брут?…

  • Юродивый Димитрий:

    Так это и не статья. Это отчет в синодальный отдел ВЦС. «Все нормул, сближаемся по-плану, пипол хавает молча и с удовольствием… Искренне ваш, агент КС»

  • Нила:

    А зачем вообще православному игумену во время еретической службы входить в храм? Это же запрещено постановлениями Вселенских Соборов. Его же теперь отстранять от служения пора. А, может, и от Причастия?
    Разъясните, пожалуйста.

    • Татьяна:

      Так это в 70-е гг. было. Он был тогда, как сам пишет, студентом светского ВУЗа.
      Я тоже не поняла, к чему все это…

      • Нила:

        Как я поняла, он сейчас посетил — и вспоминает свои посещения 70-х гг. Реминисценции и аллюзии..

        • Татьяна:

          Да, Вы правы…

          • Владимир А.:

            Просьба отключить мобильные телефоны, в 70-е годв прозвучала бы очень странно. Как и 50 и 100 рублевые купюры в кошелке на пожертвования. Речь идет о недавнем посещении латинского служения, если здесь нет только какого-нибудь стеба

            • Татьяна:

              Видимо, ходил он туда для выяснения обстановки и изложил в статье свои наблюдения. Как говорится, только факты и ничего более.

    • К.И.:

      Еретикам к нам в храм на литургию верных-нельзя,по канонам.
      6. Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий.

      http://www.agioskanon.ru/sobor/013.htm
      Можно ли православным сходить и поглазеть,не учавствуя в совм.с ними молитве?Наверное,можно.Но зачем?
      Тоже не совсем понял,что хотел сказать игумен Кирилл,для которого паписты это еретики.

  • Надежда:

    Вот именно. Что он вообще там делал?

    Впрочем, и в его «православное старообрядчество» верится с трудом. Вот, фоторепортаж с праздника в его храме:
    http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/24/russkij_mir_v_centre_megapolisa/

    Показательно фото на колокольне. Длинный красный маникюр и накладные ресницы у женщины-звонаря. Как это вяжется с традициями «древлехристианского благочестия»? Диавол в деталях, как говорят. Здесь подходит слово «ряженые».

  • К.И.:

    получается, что причащали под двумя видами: можно снять одну претензию к католикам.

    — Вы игумен Кирилл, Вы служите на Берсеневке? — обратился ко мне рядом стоящий молодой человек. — А я тут с друзьями, с нами даже один старообрядец.
    —-
    В общем,попытался,но как-то неудачно получилось,обличить и папистов,и наших экуменистов,и молодого чел.с друзьями,и старообряда.

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924