«Митрополит Сергий Старогорский не спас никого и ничего, кроме своей собственной персоны».1 min read

митрополит Сергий Страгородский29 июля 1927 года митрополит Нижегородский Сергий, исполнявший в то время обязанности Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола, обнародовал свою скандально известную “Декларацию” преданности Русской Православной Церкви советскому правительству и солидарности с его “радостями” и “печалями”. Этот документ был опубликован в официальной советской газете “Известия” и стал причиной фундаментального разделения, возникшего затем в Русской Церкви и продолжающегося доныне. Разделение это — не просто отделение друг от друга совершенно независимых церковных организаций, но что более существенно — это разделение между двумя, совершенно различными взглядами на то, чем является Христова Церковь, и как она должна действовать в этом мире.

Согласно одному из этих взглядов, которым руководствуется современная Московская “патриархия”, и которому вполне соответствует именование “сергианства”, Церковь представляется, прежде всего, как организация, внешние формы которой должны быть сохранены во что бы то ни стало. Непослушание или отделение от этой организации рассматривается как “раскол” или даже “сектантство”. Апологеты сергианства постоянно подчеркивают, что политика митрополита Сергия сохранила иерархию, церковную организацию, богослужение, возможность участия в таинствах, и что это и есть главная задача или даже весь смысл существования Церкви. Подобные оправдания, как следствие общего упадка церковного сознания, уже сами по себе являются признаками отторжения сергианства от Православного Христианства и подмены живого и целостного Православия внешними “каноническими” формами. 

Такое мышление, возможно, является одной из основных причин распространения протестантских сект в современной РФ: для того, чтобы разрушить поверхностную привязанность многих миллионов русских людей, ошибочно убежденных в том, что сергианская “церковь” и есть Православие, к внешним лишь формам проявления веры, оказывается вполне достаточным простой видимости преобладания в протестантских сектах духовных интересов над земными, хотя бы и лишенных истинного христианского содержания. Согласно другому взгляду, главной обязанностью Православной Церкви является верность Христу и истинному духу Православия, от которого Церковь не может отступать невзирая ни на какие внешние потери. 

После раскола 1927 года последователи митрополита Сергия, принявшие его “Декларацию”, стали называться “сергианами”. Оставшиеся же верными Православной Церкви не приняли “Декларацию” и отделились от митрополита Сергия. Их стали называть “иосифлянами” по имениПетроградского Митрополита Иосифа. Это название, данное им “сергианами”, не определяло ни по существу, ни формально позицию тех, кто протестовал. Помимо Митрополита Иосифа отошли от общения с митрополитом Сергием и другие наиболее выдающиеся иерархи вместе со своей паствой. Духовно-нравственный авторитет тех, кто протестовал и отделился, был так высок, а их качественное превосходство было столь очевидным, что для будущего историка Церкви не может быть никакого сомнения в правоте позиции оппонентов митрополита Сергия. Их правильнее было бы называть верными тихоновцами, а деятельность митрополита Сергия и иже с ним должно охарактеризовать как ново-обновленческий раскол. 

Все, протестовавшие против Декларации митрополита Сергия, советской властью арестовывались как “контрреволюционеры” — они были или расстреляны, или отправлены в концлагеря и ссылки.Массовые казни, гонения и пытки, обрушившиеся на всех верных Христовой Церкви, описать невозможно. Истинной Православной Церкви не оставалось иного выхода, как уйти в катакомбы. 

Духовным отцом, породившим саму идею Катакомбной Церкви, был Патриарх Тихон. В первые годы своего существования Катакомбная Церковь не имела ни организации, ни управления, была разрознена физически и рассеяна географически, и объединялась лишь именем Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Петра. Первый катакомбный епископ Максим был арестован в 1928 году и сослан в Соловецкий концлагерь, в 1930 году он был отправлен из лагеря в Москву и расстрелян. Начиная с 1928 года в соловецком и свирском лагерях, в Белбалтлаге и во многих лагерях Сибири стало совершаться много тайных хиротоний. После смерти Митрополитов Петра и Кирилла, скончавшихся в ссылке в 1936 году, духовным и административным главой Катакомбной Церкви, сумевшей к тому времени достичь некоторой организованности, стал находившийся в ссылке Митрополит Иосиф Петровых. В конце 1938 года, именно за руководство тайной Катакомбной Церковью, Митрополит Иосиф был казнен. После его смерти Катакомбная Церковь стала уже более строго держать в тайне имена и местопребывание своих духовных вождей. 

Накануне Второй Мировой войны уничтожение религии в Советском Союзе достигло своего наивысшего апогея, так что даже сергианская церковная организация была почти ликвидирована, а Катакомбная Церковь совершенно исчезла из поля зрения. Лишь немногим из самых видных коллаборантов-соглашателей с большевиками, таким как сам “митрополит” Сергий, удалось уцелеть, избежав тюрьмы или ссылки — факт, побудивший тридцать лет спустя мученика Бориса Талантова сказать, что “Митрополит Сергий своим приспособленчеством и ложью не спас никого и ничего, кроме своей собственной персоны”. 

Источник: vk.com/wall-50719806_497

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 4,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924