30 марта 1961 года — Русская Православная Церковь вступила во «Всемирный совет церквей»1 min read

Учредительная генеральная ассамблея ВСЦ, 1948 годСпустя ровно 57 лет после вступления Русской Церкви в ВСЦ, полезно обдумать смысл этого события.

Для начала вспомним, что такое «Всемирный совет церквей» (ВСЦ), для чего был создан этот орган, как он устроен. ВСЦ – это самая крупная, разветвленная и влиятельная международная экуменическая организация. Основана она была в послевоенных Нидерландах в 1948 году. Первая учредительная конференция Совета прошла в том же году в столице королевства — Амстердаме. На фоне недавно закончившейся мировой войны у многих протестантских активистов родилась идея о том, что любое разделение и противопоставление – это предтеча новых ужасных конфликтов. Они тонко уловили царившее в тот момент в Европе желание мирского покоя и «обычных человеческих радостей». И именно его они обещали дать своим верующим посредством создания «сверхцеркви» ВСЦ. Подобные установки не могли не вызвать отторжения со стороны мирового Православия, и на Всеправославном Совещании в Москве, собравшем представителей многих Поместных Церквей, было принято определение, осуждающее экуменизм.

Однако с середины 1950-х годов ситуация начала стремительно изменяться. С одной стороны, в июле 1950 года на сессии Центрального комитета ВСЦ в Торонто был принят документ «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей». Так называемая Торонтская декларация гарантировала для православных возможность ясно и недвусмысленно свидетельствовать в ВСЦ о своей экклесиологии и отстаивать свое видение причин разделения христианских общин, а также утверждала «экклезиологическую нейтральность» Совета. Последний пункт, по сути, означал отказ организации от первоначального позиционирования себя как особой «сверхцеркви». Однако в корне экуменическая позиция организации не изменилась, и цель объединения всего христианского мира, которая провозглашалась и раньше, никуда не исчезла.

В 1954 году Вторая Ассамблея ВСЦ в спешном порядке принимает специальное обращение к Русской Православной Церкви. Суть обращения была банальна: убедить Русскую Православную Церковь принять участие в экуменическом движении. А менее чем через два года, в марте 1956 г., делегация Национального Совета церквей Христа, представляющая одновременно и объединение американских религиозных христианских организаций, и ВСЦ, прибывает в Советский Союз. В задачи делегации входит в том числе обсуждение вопроса вступления Русской Церкви в Всемирный Совет. И в августе 1958 года уже делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Николаем (Ярушевичем) с ответным визитом посещает голландский Утрехт.

В дальнейшем контакты с ВСЦ только усилились. В августе 1959 года представители Русской Православной Церкви присутствовали в качестве наблюдателей на заседании ЦК Совета на острове Родос в Греции. В декабре 1959 года Советский Союз посетила делегация ВСЦ во главе с доктором Виссер’т Хуфтом, а 30 марта 1961 года Священный Синод, заслушав доклад епископа Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова), вынес решение о вхождении Русской Православной Церкви в ВСЦ. Данное решение было утверждено на печально известном Архиерейском Соборе РПЦ 1961 года, который среди прочего также был вынужден пойти на уступки власти в вопросах приходского управления. Вместе с решением вступить в ВСЦ, Церкви было навязана новая внутренняя политика, которая лишала священника права участия не только в финансово-хозяйственной деятельности, но и права воспитания прихожан. Решения того Собора вызвали тяжелое чувство у всех архипастырей, а он сам, по меткому замечанию «Православной энциклопедии», оказался «не самым удачным в истории Русской Церкви; его во многом вынужденные решения суть документ, запечатлевший трагическую эпоху гонений».

Что же заставило Русскую Церковь изменить свое отношение к экуменической организации и пойти на диалог? Если обратить внимание на тот факт, что на всех этапах переговоров советская власть никоим образом не мешала их проведению, то ответ становится очевиден. Поддерживая экуменическое движение и в первой половине XX века посредством обновленческих организаций, советская власть, видимо, не могла отказать себе в желании влиять и на созданный после войны ВСЦ.

Но что же в итоге? ВСЦ сегодня даже по «количественным показателям» – это форма объединения, прежде всего протестантских религиозных организаций. С 90-х годов прошлого века ВСЦ покинули Грузинская и Болгарская Православные Церкви. Римо-католики и вовсе с самого начала относились к этому органу как к «чужому орудию», взятому на прокат (РКЦ является наблюдателем в ВСЦ, но не связывает себя принципиальными обязательствами). По самому духу Всемирный совет ближе к протестантизму, и значит деятельность Православных участников в рамках работы этой организации искажалась и искажается самими базовыми её условиями. Вся история работы ВСЦ демонстрирует это. Отказавшись от своих принципов на словах, «протестантское большинство» продолжает развивать Совет в направлении новой «сверхцеркви». И потому сегодня, когда не остается никаких причин, ни внутренних, ни внешних, для продолжения участия Русской Церкви в деятельности Всемирного Совета, мы должны сделать, наконец-то, над собой усилие и покинуть эту организацию.

Источник: stbasil.center

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

5 комментариев на “30 марта 1961 года — Русская Православная Церковь вступила во «Всемирный совет церквей»1 min read

  • Роман:

    Попущенный для нас Богом управитель ВВ. ранее публично заявлял, что у нас толерантное государство.
    Посмотрите как ВВ. ухаживает за представителями, которые в шляпах, как всей дружной семьей религиозных вожаков он участвует в торжественных мероприятиях.
    Это современная политика нашего Государства, когда всех в мире называют партнерами и неважно является этот партнер виновен в разврате и геноциде людей, но все же партнер.
    Когда наш патриарх, по сути, тоже объявил себя партнером со всеми религиями мира, всех целует и обнимает и объявляет аллаха и Христа одним и тем же Богом.
    А протестанствующий мировой сброд, это для нашего государства всего лишь повод потусоватся, а патриарху удовольствие по обниматься.
    В этих условиях призывать к выходу из ВСЦ это значит быть наивным.
    Но можно оправдать действие наших широких властей, если представить на минуту что овцы вынужденно надели на себя волчьи шкуры и ушли в стаю волков в надежде убедить волка не есть мясо.

  • К.Д.:

    Без покаяния за предательство царя не будет и православного собора, который очистит от грязи Русь. Чистильщиком Руси назначен Китай, который и очистит всю грязь… А призыв к выходу из «Всемирного совета ересей» — мёртвому припарка.

  • иеромонах Арсений (Железнов):

    Роман, «зрите в корень». Более того: считаю, что политика М.П. обслуживает политику В.В., которую некогда он озвучил и потребовал от М.П. лояльности в данном русле (или, хотя бы, убедился в таковой лояльности)… Нет необходимости говорить о том, что данное «русло» для П.К. и его наперсников было как нельзя более желанным — вот и всё. А далее мы имеет то, что имеем.

    p.s. Можно сказать и больше. Например: когда сов. власти не нужно было лезть в совместные внешнеполитические проекты, тогда она позволила на Всеправославном совещании в Москве в 1948-м году зачитать доклад «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?» (Это не значит, что аз грешный не вижу в этом промысла Божия) А когда, напротив, внешнеполитическая деятельность для сов. власти стала желанной, тогда ею и было оказано давление на все возможные рычаги, чтобы РПЦ МП вошла в так называемый «всемирный совет церквей»…

  • Роман:

    Арсений, это уже не глубина корней, это уже видимая часть вылезающей метастазы корней.
    А если глубоко копануть, то надо вызывать карьерный экскаватор, чтоб ы снимать слои падших событий в бытие человечества, и все приведет к Адаму с Евой.

  • Ольго:

    «30 марта 1961 года — Русская Православная Церковь вступила во «Всемирный совет церквей»»… и престала быть ПРАВОславной(ПРАВОверной)

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924