Слово об акривии и икономии, сказанное на Межправославном Синаксисе в г. Негрешть-Оаш, Румыния, 19 мая 2018 года1 min read

Преподобные отцы святогорцы,

Честные отцы, братия и сестры из Сербии, России, Молдавии, Греции и других частей Православия, присутствующие на настоящем Синаксисе,

Возлюбленные отцы и сослужители — иеромонахи, иеродиаконы, мирские священники и диаконы Румынского синаксиса, соисповедники нашего многовекового Православия,

Честные братия и сестры в Господе,

ХРИСТОС ВОЗНЕСЕСЯ!

С великой радостью ждали мы этого дня, чтобы встретиться всем и снова помолиться, во всё время ожидания этого Православного Синаксиса храня в уме и сердце своем слова Святого Апостола и Евангелиста Иоанна, ученика Любви распятой, который говорит: «надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 1, 12). Да говорит же сегодня через нас Один и Тот же Иисус Христос, Который да объединит нас в подъятии Креста на пути к Голгофе исповедания Истины и упорной борьбы против всеереси экуменизма до конца.

Начну это слово с поминания Святого Священномученика Патрикия, епископа Прусского, память которого мы сегодня совершаем, Святого, который, без страха исповедуя Христа перед епархом Иулиусом, сказал, что «Господь Иисус установил два места: одно полное благостынь, в котором почивают праведные, а другое полное мрака и огня, где будут осуждены мучиться грешные после воскресения из мертвых». Таким образом, все мы, закончив свое странствование на этой земле, отправимся или в вечное блаженство, или в вечное осуждение. А что от нас требуется, чтобы спастись, — это жить в истине, православно исповедуя веру и православно жительствуя.

Несколько дней тому назад отец Николай Манолис утверждал, что «акривия и икономия являются двумя одинаково правильными способами пастырства, поскольку достаточно того, чтобы они использовались без преувеличений и преуменьшений». Надеюсь, что это нынешнее слово в какой-то мере внесет вклад в понимание истинного соотношения между акривией и икономией: является ли оно в действительности соотношением равенства, комплементарности [дополнительности], исключения, вспоможения и чего-то еще или нет, но только не как определяем его мы, а как делали это Святые Отцы, чтобы результаты их делания и учения были спасительными для нас.

Замечу, однако, для начала, что в речи о. Николая Манолиса из Салоник, из которой мы привели указанную выше цитату, речи, посвященной опровержению так называемых «обманов», высказанных Герондой Саввой Лавриотом на Православном синаксисе в Бараеве (Сербия), существует, однако, по меньшей мере одна великая ложь, без боязни высказанная отцом Николаем: будто епископ Артемий Рашский и Призренский один рукополагал «митрополитов», идя, таким образом, к расколу по отношению к Церкви. Правда же такова, что Его Преосвященство канонически рукоположил хорепископов, основываясь на Священных Канонах, и показательно то, что второго хорепископа он не рукополагал вместе с первым хорепископом (рукоположенным ранее) и третьего тоже не вместе с первыми двумя хорепископами, а один, ничем не нарушая, таким образом, Священных Канонов. Следовательно, обвинение в расколе ложно, и ложь, на которой оно базируется, очевидна (самое меньшее в греческой практике епископы, имеющие епархии, называются митрополитами, поскольку разделение иерархических наименований не такое же, как у нас, румын, а хорепископы не имеют своих епархий, но их права четко оговорены в Священных Канонах).

Я сказал это, чтобы можно было теперь снова подчеркнуть, что наше присутствие в Сербии не имело целью ни примкнуть к владыке Артемию, ни «заполучить» епископа для нашего дела, как другие нашли себе лже-православных епископов, которые пребывают в общении и поминают высших себя иерархов-еретиков, являясь, таким образом, впавшими в ересь. Мы не нуждаемся в других епископах, мы ждем покаяния епископов-апостатов-экуменистов из Синода Румынской Православной Церкви, а на прерывание поминовения пошли не для того, чтобы выйти из Рум. ПЦ, а именно для того, чтобы остаться в ней, в истине веры, унаследованной от Святого Апостола Андрея и его учеников и последователей, освященных в иерархи, священники и диаконы.

Мне хотелось бы, с вашего позволения, проанализировать ситуацию в Румынии с точки зрения ограждения от ереси, не давая, однако, оценок, чтобы никто не почувствовал себя ущемленным, но подчеркивая, что как не существует нескольких спасительных религий, как не существует нескольких путей спасения, кроме ОДНОГО, Святого Православия, как не существует нескольких Церквей, но только одна, так и реальное и православное применение 15-го правила Двукратного Константинопольского Собора не может быть иначе как единственным, а не двух или нескольких видов.

У нас выкристаллизовались три подхода: святоотеческой акривии, неограниченной икономии и отрицания существования Рум. ПЦ как Бого-человеческой институции со священнической иерархией, включающей епископов, священников и диаконов, или, лучше сказать, третий подход, пытающийся передефинировать1 Церковь на всецело протестантский манер.

Прошло уже почти два года после разбойничьего Критского собора. В целом нам пришлось столкнуться со многими ложными позициями, многой клеветой, многими неверными толкованиями святоотеческого учения и слишком многим человеческим в борьбе, которой подобало бы быть духовной (бесстрастной) и Божественной. Поэтому хочу по этому случаю лично публично заявить, что я губкой забвения и прощения изгладил абсолютно всё свалившееся на меня и готов продолжить эту борьбу, единственным врагом имея экуменизм, а единственным путем — единение. При всем том хочу подчеркнуть, что не могу принять определенных принципиальных вещей и покажу почему (то есть каковы именно богословские последствия некоторых ошибочных богословских идей, проталкиваемых определенными лицами в ходе борьбы за истину, во славу Православия и против экуменической всеереси).

1. Не могу принять и не имею никакого литургического общения с теми, кто дает верующим домой Святое Причастие в коробочке, чтобы те причащались сами. Делающие это — инициаторы — являются прельщенными (чтобы не сказать большего), а следующие их советам и делам могут дойти до духовного состояния своих прельщенных наставников (как, впрочем, это многократно и происходило в период после начала Критского собора доныне).

2. Не могу принять и не имею никакого литургического общения с теми, кто говорит, будто только они являются членами Румынской Православной Церкви, что они более не нуждаются в соборности иерархии, что их последователи будут в случае нужды рукоположены ангелами (невидимым образом, естественно), что более нет ни одного православного архиерея в настоящее время, что они подчиняются непосредственно Христу, что следуют русским Святым последних двух веков, и прочие идеи внимательно не читавших святоотеческих творений и не понявших мудрования Церкви, выраженного через Вселенские Соборы — УСТА Духа Святого.

3. Не могу принять и не имею никакого литургического общения с теми, кто говорит, подобно о. Николаю Манолису, упомянутому выше, что акривия и икономия равноценны. Почему? Потому что в проблемах веры НЕ СУЩЕСТВУЕТ ИКОНОМИИ, НО ТОЛЬКО АКРИВИЯ. Искусственное различение, проведенное данным отцом между еретиком и тем, кто проповедует ересь (или является причастным к ереси), извиняя или в какой-то мере оправдывая того, кто проповедует, но еще не был осужден соборно, или различение между еретиком и тем, кто мудрствует православно, но поминает на священных службах еретиков, подобно тому утверждению, что преступник является убийцей только с тех пор, как он был осужден судом, а не с тех пор, как совершил свое преступление.

Начиная с адептов икономии, продолжая далее теми, кто причисляет себя к «новому воплощению Рум. ПЦ», и завершая всеми нами, каждый в меру разумения, которым располагает (собственного или чужого), использует цитаты из Святых Отцов. Желающий быть последователем Святых Отцов, однако, нуждается в осознании того, что понять, что сказали Святые Отцы, могут только другие Святые Отцы. Именно таким и были богословие Вселенских Соборов, «Догматика» святого Иоанна Дамаскина, писания святого Фотия Великого, богословский вклад святого Марка Евгеника в сохранение Православия, писания святого Григория Паламы, учение святого Феофана Затворника, святого Игнатия Брянчанинова, святого Нектария, святого Паисия Святогорца и т.д.: всё это является синтезом того, что было прежде, и официальным признанием учения предшествующих поколений, ибо на самом деле в Православии всё является действием Одного и Того же Духа Святого, Который через века, в рамках непрерывной Пятидесятницы открывает ученикам Христа, что есть Церковь, Истина богооткровенная и спасительная. Таким образом, когда учение проповедуется всеми поколениями Святых начиная с Сошествия Духа Святого и доныне, только тогда выполняется фундаментальный принцип Православия, сформулированный в V веке Викентием Леринским в его богословском трактате «Коммониториум» (который не является простым собранием текстов или историческим изложением христианского вероучения, а «дискурсом о методологии», которую должен учитывать каждый, если хочет провести различие между вероучением Церкви повсюду сущей и ересями). Для него существуют два фундаментальных критерия для распознавания истинной веры: Писание и Традиция Церкви, сущей повсюду, а поскольку Писание зачастую подвергается еретическим интерпретациям, то его надо читать и интерпретировать в свете традиции, удерживая только то, во что верили повсюду, всегда и все.

Как не каждый говорящий «Господи, Господи, войдет в Царство Божие» (согласно Матфею 7, 21), так и не каждый претендующий на то, что он понял мудрование православного святоотеческого богословия без прохождения длительного обучения, является православным. Догматика следует одной со Святыми Канонами линии, и как почитание всех Канонов обязательно для спасения, так и интегральное исповедание веры, безо всякого общения с ересью, безо всякой причастности к ней, является основополагающим для того, чтобы оставаться в Православии.

Я совершенно отказываюсь давать кредит доверия лицам, выдающим себя за лидеров общественного мнения, по той простой причине, что в Православии не существует подобной категории людей, как не существует чего-либо среднего между еретиком и православным. Применяя догматическую акривию, четко произнося истину, разрывая общение с еретиками, многие румыны-миряне смогли совершить миссию, приведя всю свою семью к православному исповеданию, безо всяких смятений, раздоров и ссор, но с терпением, молитвой и стойкостью в исповедании веры, относясь с акривией к вероисповедной истине. Напротив того, плоды адептов икономии в пользу ереси таковы: клевета, ложь, фальсифицирование святоотеческих текстов, несоответствие их прежних заявлений другим, недавним, проталкивание своего «эго» и требование слепого и полного послушания от тех, кто не обладает столь богатым вербальным багажом и убедительным, отшлифованным стилем речи. В Православии никто не хочет и не должен никого обязывать, однако воды разделяются, когда мы начинаем видеть различие между двумя утверждениями Спасителя: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6) и «диавол — отец лжи» (Ин. 8, 44).

Фундаментальные черты учения, проповедуемого теми, кого я принимаю как православных отцов и братий и с кем имею литургическое общение, таковы:

а) 15-е правило Двукратного Константинопольского Собора обязательно для спасения, а прерывание поминовения иерархов-еретиков и общения со священниками- и мирянами-экуменистами необходимо для спасения. Конечно, все прочие отношения (семейные, соседские, дружеские, профессионального сотрудничества и т.д.) могут оставаться в силе, однако мы не молимся с еретиками независимо от того, что их уста говорят о том, что у них православное мудрование, тогда как их боязнь взять на себя крест гонений за имя Христово ясна, как солнечный свет;

b) изменение календаря [возвращение к юлианскому календарю] нельзя проводить односторонне, но после консультаций и по всеобщему согласию именно потому, что добро, которое не делается по-доброму и в неподобающее время, отнюдь не является добром. Доказательством тому служит то, что вступившие в борьбу с экуменизмом, но потом придерживавшиеся двух календарей одновременно (старого и нового) или перешедшие к старому календарю, сегодня и здесь заявили, что в начале настоящего Синаксиса не станут молиться с нами, а значит, считают нас или причастными к ереси, или еретиками. Мы же считаем их своими братьями, стоящими на краю пропасти раскола, когда они сами себя объявляют «единственными членами Рум. ПЦ»;

c) повторю, что я на стороне всех, кто по-святоотечески почитает Таинство Исповеди, Святого Причастия и Священства, не впадая в отклонения литургического порядка, упомянутые выше, ибо священство — это не какой-нибудь гуруизм, и не виртуальная реальность, и не связь по скайпу или watsapp-у для оставления грехов, а огнь Божественный, с которым не играются;

d) считаю идею причастности к ереси, так же как идею существования трех состояний (православного, полу-еретического и еретического), фатальным отклонением от православного учения, поскольку у неограниченной икономии плоды нулевые (и что хуже того, уродуется православное исповедание, а подменяется оно клеветой и фарисейством);

е) Христу ведомо, сколько православных архиереев еще остается на свете, и, несомненно, Тот же Христос поможет абсолютно всем православным, чающим спасения, пребывать в общении с ними, при этом каждый, конечно, будет оставаться чадом поместной Церкви, частью которой естественным образом является сейчас;

f) мы не пребываем в поиске союзников, не хотим создавать группировок, принимаем гонение, развязанное против нас, и молимся Христу, да укрепит нас до конца, чтобы мы не уклонились от истины, откровенной Им, Духом Святым, в лоне Церкви Единой, в Святом Православии.

Более пространные аргументы в пользу сказанного выше будут представлены одновременно с выходом в свет спустя несколько месяцев работы о «Ереси — Таинствах действительных и недействительных — исповедании веры», основанной на официальных документах, к которым прилагается вся переписка тех времен между Святыми Отцами, собиравшимися на девяти Вселенских Соборах Церкви. А теперь я хотел бы зачитать ответ на четыре вопроса, которые письменно направил Геронде Савве Лавриоту несколько дней тому назад, а он в своих ответах дал много пояснений, необходимых всем нам сегодня.

1. Причащаются ли экуменисты Тела и Крови Господа Иисуса Христа в осуждение себе или вовсе не имеют Таинств, то есть вкушают на Святой Литургии только хлеб и вино?

Ответ: Еретики-экуменисты причащаются в настоящее время Тела и Крови Христовых в осуждение себе по следующим причинам:

а) Сказанное в 15-м правиле: «ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей» означает, что в качестве православных мы обязаны прервать общение с лжеепископами, чтобы не быть обманутыми и нам; это ограждение от именуемого епископом мы совершаем до соборного расследования, то есть до того как компетентный церковный орган примет решение. Таким образом, понятно, что данное осуждение и извержение из клира совершается не прерыванием поминовения или установлением с нашей стороны, что епископ является еретиком, а компетентным церковным судом, каковым является собор. До тех пор Таинства совершаются (существуют), однако они не только неполезны епископам и священникам и верующим-еретикам, но таковые и оскверняются при этом по причине своего мудрования, из-за смертельного греха ереси и из-за того, что приступают к Святым Тайнам недостойно, не имея правой веры. Например: папист приступает к Святому Потиру и причащается Христа, однако по причине своей ереси и того, что он некрещен, он не будет просвещен, не примет благодать, но будет сожжен пожигающей энергией Божественной благодати, как говорит святой Максим Исповедник2;

b) Кто утверждает, что у экуменистов более нет Таинств, тот по сути упраздняет институцию соборности, как это делают еретики-паписты, у которых имеется папа, и он решает, лишает сана и рукополагает; они упраздняют Собор, беря на себя роль не одного епископа, а совокупности епископов, решая, кто обладает и кто не обладает благодатью. Если бы это было справедливо, тогда уже не надо было бы проводить Вселенских Соборов, чтобы они осуждали и лишали сана еретиков, коль скоро в тот момент, когда они в первый раз проповедали свою ересь, они уже лишились сана. Это, однако, абсурдно, поскольку благодать священства утрачивается только с лишением сана;

c) Святые Отцы решили, что Собор является не карающим органом, но вразумляющим, наставляющим и воспитывающим, чтобы явлена была ошибка наших обманувшихся братий, тем более что еретики происходят из лона Церкви и являются ее членами, которые были прельщены (впали в заблуждение). Если бы им [Отцам] удалось убедить их в том, что касается их ереси, то они приобрели бы их (для истины) и не лишали бы сана, убедив их, что те ошиблись, и те согласились бы с этим, как это произошло в обстоятельствах, в которых епископ Руфинианос спросил святого Афанасия Великого3 о священниках, которые находились в общении с еретиками, но не по своей воле, а будучи принуждены к этому, и скорбели из-за этого, а он ответил ему, что они были прощены после того, как отверглись еретиков, и они продолжили служить, как делали это раньше. Если бы они лишались сана автоматически, тогда их следовало бы заново рукоположить, коль скоро они утратили благодать священства;

d) Святые Отцы совершенно ясно говорят об еретиках осужденных и еретиках неосужденных. И по данной причине 15-е правило Двукратного Константинопольского Собора повелевает верующим, чтобы до того, как состоится собор и будет осужден псевдоепископ-еретик, мы прерывали его поминовение по той причине, что он еретик уже действующий, а не потенциальный;

е) Если бы происходила автоматическая утрата благодати каждым епископом, проповедовавшим ересь, тогда Божественная благодать автоматически утрачивалась бы и всеми бывшими в общении с ним. Это означало бы, что православным не надо более бороться против ереси, но надо найти других иерархов и создать Православную Церковь заново! Приведем пример для лучшего понимания сказанного. Архиепископ Лонгин проповедует, что в Румынской Православной Церкви больше нет благодати и больше не существует иерархии по причине ереси экуменизма. Таким образом, если следовать его словам, нам надо было бы найти православных иерархов или отправиться в русскую диаспору, чтобы был рукоположен новый патриарх Румынии, равно как и епископы и священники, ведь иерархии больше не существует. Когда такое бывало в Церкви? Никогда! Теми, кто это сделали и пошли путем ограждения и борьбы за освобождение Церкви от ереси, были так называемые зилоты или стилисты [старостильники], с которыми, невзирая на то, что у нас с ними нет никаких различий в догматах, но из-за того, что они утверждают, что Таинства недействительны, они рукоположили свою собственную иерархию, а в результате между нами и ними существует раскол вплоть до наших дней;

f) Что значит осквернение через Таинства? Разве оскверняется Христос? Оскверняется Святое Причастие? Христос нас не оскверняет и Сам не оскверняется. Когда мы причащаемся недостойно, по причине ли наших грехов или по причине ереси, в которую веруем, тогда мы причащаемся в осуждение и оскверняемся. По этой причине святой апостол Павел говорит: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27–30).

2. Если кто-нибудь из нас, оградившихся от ереси, перейдет на старый календарь [стиль], имеет ли он право прерывать всецелое церковное общение с теми, кто придерживается нового календаря, или он таким образом учинит раскол?

Ответ: Проблему календаря надо было обсудить и решить много лет тому назад на православном соборе, потому что она разделяет православных. С придерживающимися старого стиля (это относится не к стилистам [старостильникам], а к тем, что продолжил жить по старому календарю, святоотеческому, юлианскому) у нас нет по сути никаких догматических различий. Если бы они изменили пасхалию (дату празднования Пасхи), тогда мы не смогли бы иметь с ними никакого общения.

Это вопрос для решения православного собора, но кто переходит на юлианский календарь, тот не должен прерывать связей с православными антиэкуменистами и теми, кто не принимает разбойничьего Критского собора, потому что нам надо вместе давать отпор ереси и требовать созыва собора, который вернет и старый календарь во всей Церкви, и этот вопрос более не будет нас разделять. Впрочем, все мы крещены по новому календарю, однако не крестимся повторно, как если бы это крещение было недействительно.

3. Позволительно ли верующим самим причащаться Пречистых Таин, без священника, из чаши, которую священник оставил у них дома?

Ответ: Ни в коем случае. Это можно делать во время лютых гонений, когда у нас совсем не будет священников, и по этой причине, когда имеет место Святая Литургия, при определенных условиях и не всем, можно поступать так, но сейчас это неоправданно ни в случае греков, оградившихся от ереси, ни в случае румын.

4. Какова перспектива нашей борьбы с экуменической всеересью и какими, как вы полагаете, будут следующие шаги?

Ответ: Считаю этот вопрос самым хорошим и необходимым. Мы, православные христиане, следуя Святым Отцам, не можем прокладывать собственной линии, но только следовать тому, что получили от Святых. Таким образом, согласно практике Святых, мы прерываем общение с теми, кто проповедует ересь (и кто теперь ратифицировал ее соборно), и не имеем никакого общения и связи с ними.

В то же время мы стараемся разбудить клир и народ, чтобы они поняли, что значит ересь, что такое экуменизм, что такое духовная жизнь и что мы путники на этой земле и дадим отчет за свои дела, а особенно за то, сохранили ли веру такой, какой получили ее от Святых Отцов и Святых Мучеников. Наперед мы не можем определить, как будет развиваться борьба, но веруем Христу, что Он подаст решение, а не мы. Не мы спасаем Церковь, а Христос. На него всё упование наше.

Честные участники нынешнего Православного Синаксиса!

Завтра мы празднуем память Святых Отец I Вселенского Собора. Тогда споры шли на протяжении нескольких месяцев (20 мая — 25 августа 325 года), чтобы найти, с максимальной акривией, подходящую богословскую формулу, соответствующую откровению Священного Писания, чтобы показать соотношение между Отцом и Сыном. Также на Ферраро-Флорентийском Соборе на все аргументы — некоторые даже якобы святоотеческие, которые паписты приводили в пользу своих ересей, святой Марк Евгеник и присутствовавшая православная делегация просили, в случае необходимости, передышки, чтобы внимательно исследовать писания Святых Отцов, а затем он демонстрировали, что: аргументы были фальшивыми, тексты, приводимые еретиками, были подделаны, библейские и святоотеческие доводы против латинских ересей были неопровержимыми и т.д.

Таким образом, мы открыты для диалога между собой, мы открыты для диалога, но не для молитвенного общения, с экуменистами и так называемыми анти-экуменистами, которые, однако, поминают еретиков, мы жаждем научиться у братий наших из других православных стран как можно большему из их опыта, из их достижений и, может, неудач, ибо старинная румынская поговорка гласит: «Мудрый учится на чужих ошибках, разумный на своих, а лишенный ума не получает уроков никогда».

Верю, что братство, совет, избегание искушения лидерства (ведь у нас есть Христос, и мы не нуждаемся абсолютно ни в каком vicarius Hristi, каким сам себя провозглашает папа), молитва, взаимная поддержка, признание собственных ошибок — это те фундаментальные начала, опираясь на которые мы сможем больше объединиться, имея щитом Христа, а целью — стяжание спасения во Христе.

Так да поможет нам Благий Бог!

Негрешть-Оаш,

19 мая 2018 года

Священник д-р Киприан-Иоанн Стайку

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

http://prieteniisfantuluiefrem.ro/wp-content/uploads/2018/05/Pr-Ciprian-Cuvant-despre-acrivie-si-iconomie-la-Sinaxa-Ortodoxa-de-la-Negresti-Oas-19-mai-2018.pdf

Передефинировать — дать новую дефиницию, определение чего-либо.

Sfântul Maxim Mărturisitorul. Capitole teologice și antieretice. Suta a 4, 20 ș.u. [Святой Максим Исповедник. Богословские и антиеретические главы. Сотница четвертая, 20 и след.].

Sfântul Athanasie cel Mare. A doua epistolă către episcopul Rufian [Святой Афанасий Великий. Второе послание к епископу Руфиниану].

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (5 votes, average: 4,80 out of 5)
Загрузка...

13 комментариев на “Слово об акривии и икономии, сказанное на Межправославном Синаксисе в г. Негрешть-Оаш, Румыния, 19 мая 2018 года1 min read

  • К.И.:

    Ставлю хорошо,есть не понятные места.

    2. Не могу принять и не имею никакого литургического общения с теми, кто говорит, будто только они являются членами Румынской Православной Церкви, что они более не нуждаются в соборности иерархии, что их последователи будут в случае нужды рукоположены ангелами (невидимым образом, естественно), что более нет ни одного православного архиерея в настоящее время, что они подчиняются непосредственно Христу, что следуют русским Святым последних двух веков..

    -Согласен,но какие русские святые последних 2 веков,говорили,что в Церкви Христовой не осталось ни одного православного архиерея?
    Опять же-это утверждали русские старообрядцы.Путаница какая-то.А святые как-раз говорят,что даже при антихристе,до самого Второго Пришествия в Церкви будут,хоть один-два архиерея и хоть несколько иереев.

    ——
    е) Христу ведомо, сколько православных архиереев еще остается на свете, и, несомненно, Тот же Христос поможет абсолютно всем православным, чающим спасения, пребывать в общении с ними

    — Где они и кто? Какое-то противоречие получается.
    Если ВСЕ епископы во ВСЕХ ПЦ имеют друг с другом евхаристическое общение,т.е. все еретики через помин,поминаешь еретиков-сам еретик/неправославный еретичествующий,заразный ересью,как пишет батюшка.
    Православный архиерей не станет молчать и как-то прятаться,а будет говорить и трубить открыто! Уже давно и сразу всем было бы ведомо о таких отделившихся!
    (Вспомним еп.Диомида)
    ——-
    Например: папист приступает к Святому Потиру и причащается Христа, однако по причине своей ереси и того, что он некрещен, он не будет просвещен, не примет благодать, но будет сожжен пожигающей энергией Божественной благодати, как говорит святой Максим Исповедник.

    -Тут вообще ничего не понятно,из ответов о.Саввы!

    Какого ещё..»приступает к Святому Потиру и причащается Христа» паписты еретики?! О.Савва говорит,что в чаше у еретиков-папистов Христос,Его Кровь и облатки-Тело Христово?! Опять какая-то путаница непонятная.Не мог о.Савва так сказать.
    ———-
    Архиепископ Лонгин проповедует, что в Румынской Православной Церкви больше нет благодати и больше не существует иерархии по причине ереси экуменизма. Таким образом, если следовать его словам, нам надо было бы найти православных иерархов или отправиться в русскую диаспору, чтобы был рукоположен новый патриарх Румынии, равно как и епископы и священники, ведь иерархии больше не существует. Когда такое бывало в Церкви? Никогда!

    — Опять не совсем понятно.Что значит»русская диаспора»-епископат РПЦ МП?

  • Кирилл Д.:

    Благостно!
    Именно так понимаю и свидетельствую, без запинания и сомнения.
    Спаси Господи Зинаиду за перевод сего чудесного благовествования.

  • Кирилл Д.:

    Ты, Игорь, вместить (понять, согласится) не можешь потому, что ёмкость твоего верования переполненна… и всё простое выплёскивается. Церковь есть свидетельство Истины… И все кто поминают (свидетельствуют) еретичествующих учат не Истине, а лжи. А всякий недостойно (соединяясь с ложью) причащающийся — лжёт Христу о своей «ревности»…

    Как сказал Максим Исповедник:
    – Значит, ты один спасешься, – возразили ему, – а все прочие погибнут?
    Святой ответил на это:
    – Когда все люди поклонялись в Вавилоне золотому истукану, три святые отрока никого не осуждали на погибель. Они не о том заботились, что делали другие, а только о самих себе, чтобы не отпасть от истинного благочестия (Дан.3). Точно также и Даниил, брошенный в ров, не осуждал никого из тех, которые, исполняя закон Дария, не хотели молиться Богу, а имел в виду свой долг, и желал лучше умереть, чем согрешить и казниться пред своею совестью за преступление Закона Божьего (Дан.14:31). И мне не дай Бог осуждать кого-либо, или говорить, что я один спасусь. Однако же, я соглашусь скорее умереть, чем, отступив в чем-либо от правой веры, терпеть муки совести.
    – Но что ты будешь делать, – сказали ему посланные, – когда римляне соединятся с византийцами? Вчера, ведь, пришли из Рима два апокрисиария, и завтра, в день воскресный, будут причащаться с патриархом Пречистых Тайн.
    Преподобный ответил:
    – Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом, я не причащусь с ним. Ибо я знаю из писаний святого апостола Павла, что Дух Святой предает анафеме даже Ангелов, если бы они стали благовествовать иначе, внося что-либо новое (Гал.1:8).

    И абсолютно точно вот здесь:
    Тогда Феодосий стал говорить:
    – Император и патриарх, прежде всего, желают узнать от тебя: почему ты удаляешься от общения с Константинопольским престолом?
    Святой Максим ответил:
    – Вы знаете нововведения, принятые шестого индикта истекшего круга. Они начались в Александрии чрез обнародование Киром, бывшим там патриархом, девяти глав, одобренных и утвержденных Константинопольским престолом. Были и иные изменения и дополнения (экфесис и типос), искажающие соборные определения. Эти нововведения были сделаны первыми представителями Византийской церкви – Сергием, Пирром и Павлом – и известны всем церквам. Вот причина, по которой я, раб ваш, не вступаю в общение с Константинопольскою церковью. Пусть будут уничтожены в Церкви эти соблазны, введенные упомянутыми выше мужами, – пусть будут устранены введшие их и – очистится путь спасения от преград, и вы пойдете тогда гладким путем евангелия, очищенным от всякой ереси! Когда же я увижу Константинопольскую церковь такою, какою она была прежде, тогда и я обращусь к ней, как был и раньше ее сыном, и вступлю в общение с нею без всякого увещания человеческого. Пока же в ней будут еретические соблазны и еретики архиереи, никакое слово, или дело, не убедит меня, чтобы я когда-либо вступил в общение с ними.

    Ни добавить, ни убавить… Усыновись Христу, а не еретическим отцам и Господь спасёт тебя только за Истинную веру и Сам уврачует твою нужду в Причастии, как делал это и прежде во Святых Своих — Марии Египетской, Марка Фраческого… А доколе ты теплохладен и боишься самим собой придуманной преграды для прерывания общения — до тех пор Господа тошнит от тебя… Выбор за тобой.

  • Зинаида:

    Ответ для К.И.:
    7 июня 2018 в 10:05

    Дорогой К.И.!
    — Про русских святых последних двух веков — румынские батюшки не могут так хорошо знать нашу историю, как мы, давайте будем снисходительными. Подумайте, а разве мы знаем их святых, например тех же последних двух веков? Конечно, нам кажется, что наша история важнее, но, может, это кажется только нам.
    — На «Согласен,но какие русские святые последних 2 веков,говорили,что в Церкви Христовой не осталось ни одного православного архиерея». Автор этого и не утверждал, он сказал, что они будут следовать подвигу русских святых последних двух веков.
    — Про облатки и речи не было. Паписты могут находиться и в рядах клира Православной Церкви, и кое-кого из них мы даже знаем.
    — Русская диаспора — это русская эмиграция, русское зарубежье.

  • К.И.:

    Здравствуйте,Зинаида!
    Всё равно не понятно немного,даже с Вашими пояснениями…

    Русская диаспора — это русская эмиграция, русское зарубежье.

    -Это приходы РПЦ МП и РПЦЗ МП,или осколки к МП неприсоединившихся РПЦЗ-В,РПЦЗ-А,РПЦЗ-В-В и т.п.?
    ——
    Про облатки и речи не было. Паписты могут находиться и в рядах клира Православной Церкви, и кое-кого из них мы даже знаем.

    — Я тоже сначала подумал,что у о.Саввы это скрытые,тайные паписты из православного клира.Но они все-таки ведь крещеные.А о.Савва пишет о некрещёных,т.е.надо понимать,о открытых настоящих папистах (однако по причине своей ереси и того, что он некрещен)
    Или может он имел в виду,для примера, папистов,которых могут запросто причастить в православных храмах наши экуменисты?
    ———-
    Автор этого и не утверждал, он сказал, что они будут следовать подвигу русских святых последних двух веков.

    — Не очень понятно в чем они(с кем не согласен о.Киприан) будут следовать,ведь они говорят,что «они более не нуждаются в соборности иерархии, что их последователи будут в случае нужды рукоположены ангелами (невидимым образом, естественно), что более нет ни одного православного архиерея в настоящее время, что они подчиняются непосредственно Христу, что следуют русским Святым последних двух веков, и прочие идеи внимательно не читавших святоотеческих творений и не понявших мудрования Церкви»
    Не нуждаются в иерархии,нет больше православных архиереев,следуют русским святым..вроде как связано всё вместе.
    Здесь они,наверное,имеют в виду новомученников и исповедников,не признавших Декларацию 1927 г.

    Ладно,это всё не главное в статье…

  • Зинаида:

    Согласна с Вами, дорогой К.И.!
    Особенно с тем, что «Или может он имел в виду,для примера, папистов,которых могут запросто причастить в православных храмах наши экуменисты?»
    Запросто могут!

  • Татьяна:

    Простите, если у еретиков и поминающих их отцев есть благодать, но они сами, будучи орудиями или проводниками благодати по мудрованию автора, причащаясь — осуждаются. То какой мне прок уходить в непомин если я могу у них причаститься и получить святые дары, а они при этом сами попалятся. Зачем мне не ходить в храм???? Это утверждние противоречит творениям и деяниям святых отцев. и утверждениям самого автора в этой статье.

  • К.И.:

    у поминающих их отцев есть благодать, но они сами, будучи орудиями или проводниками благодати по мудрованию автора, причащаясь — осуждаются.
    ——
    Это не мудрование автора,Татьяна,Господь и через еретичествующих,не осужденных соборно, и их поминающих священников подаёт благодать.А они — экуменисты,причащаются Тела и Крови Христовых себе в осуждение страшное.

  • иеромонах Арсений (Железнов):

    Приятно и радостно видеть, как мысль современных отцов-исповедников в следствие соборной антиэкуменической деятельности (синаксисы, собрания, общение) «шлифуется» и начинает отливаться в безупречно-православных формулировках. Однако, на мой взгляд, путаница между акривией и икономией еще существует.

    /3. Не могу принять и не имею никакого литургического общения с теми, кто говорит, подобно о. Николаю Манолису, упомянутому выше, что акривия и икономия равноценны. Почему? Потому что в проблемах веры НЕ СУЩЕСТВУЕТ ИКОНОМИИ, НО ТОЛЬКО АКРИВИЯ…/

    Конечно, не может быть икономии в вопросах веры, но в вопросах межличностного общения не может быть акривии, но только икономия, во всяком случае до определения еретичествующего — еретиком. Да и в таком случае икономия возможна ради его обращения.

    /Искусственное различение, проведенное данным отцом между еретиком и тем, кто проповедует ересь (или является причастным к ереси), извиняя или в какой-то мере оправдывая того, кто проповедует, но еще не был осужден соборно, или различение между еретиком и тем, кто мудрствует православно, но поминает на священных службах еретиков, подобно тому утверждению, что преступник является убийцей только с тех пор, как он был осужден судом, а не с тех пор, как совершил свое преступление/

    Но ведь это действительно так! Юриспруденция тоже предполагает, что подследственный называется преступником после вынесения приговора суда, до вынесения — подозреваемый! Ведь часто бывает, что вина подсудимого известна всем, но нужен вердикт суда, иначе, если мы сами будет судьями всем, кого подозреваем, — недалеко до самосуда. Особенно, в нашем случае, это касается «причастных к ереси» — думаю, тех, кто не созрел до исповедничества и молчит и тех, кто «мудрствует православно, но поминает на священных службах еретиков», тем более что и те «еретики», которых они поминают, Собором еретиками еще не названы. Но ведь и мое недостоинство еще два года назад было в таком положении! Благо мне, что один искренний мирянин обличил меня и тем — истрезвил! Спаси его, Господи! Разве трудно предположить, что многие — очень многие клирики, — еще не «проснулись», еще не «созрели», не воодушевились исповеданием истины? Поэтому позиция о. Николая Манолиса видится мне верной. Необходимо исповедание истины и посильное противодействие ереси всеми — поминающими и непоминающими! Это важно, а не — «разделиться во что бы то ни стало»… Давайте вспомним, что Господь не стал по наущению врага «сеять» апостолов «как пшеницу», т.е. оставлять их в искушениях и не оказывать им Своей помощи: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя…» (Лк., 22;31). Почему мы стремимся к разделению? Да и самое конкретное толкование 15 правила, данное еп. Никодимом Милошем, говорит:

    «Но если кто-либо из епископов, митрополитов или патриархов начнет проповедовать какое-либо еретическое учение, противное православию, тогда прочие священно — и церковно-служители вправе и даже обязаны тотчас отделиться от подлежащего епископа, митрополита и патриарха…»

    Так «вправе» или «даже обязаны»? Думаю, что по совести — обязаны, а по канону — вправе. Право же не есть обязанность, а чужую совесть мы можем призывать, но не можем ею повелевать! Поэтому, отделившись от еретичествующих в ознаменование их заблуждения и не имея литургического общения с «причастными» и «поминающими» (акривия), не буду им судьей, но постараюсь не отказывать им в общении, братски любить их, молиться за них (икономия) и надеяться, что мой малый труд побудит и их противостать ереси и отделиться от неё.

    Спаси, Господи, рабу Твою Зинаиду!

  • Димитрий Юродивый:

    Отец Арсений, не во всем с вами можно согласиться, особенно с тем, что позиция Николая Манолиса вами видится верной. Увы, не «созревают» поминающие и не прерывающие общения с еретиками для своего пробуждения, а костенеют в ереси и от постоянного общения с ней травятся, гибнут и увлекают за собой многих. Это не статическое состояние, а непрерывный апостасийный процесс. И мы наболюдаем его разрушительное действие уже два года. Много ли проснулось за последний год? полгода? с момента последнего архиерейского собора? Когда, казалось, что все маски сброшены и все стало явным? Увы…
    Вам, как пастырю, вероятно и не следует прерывать личного общения «с православно мудрствующими», пытаться их «разбудить», но и то, лишь до какого-то момента, как учат святые Отцы. Нам же мирянам — этого делать не следует. Слишком велика опастность и велик соблазн.
    Простите, Христа ради. Промолчать не смог.
    Всех с постом!

  • Кирилл Д.:

    Соучастие в преступлении происходит когда?
    1) перед преступлением: знал и не остановил будущего преступника? или: знал и не предупредил о последствии?
    2) после совершения преступления: узнал и призвал покаяться за совершённое? или узнал и не призвал покаяться?

    Привожу конкретный пример.
    Небезизвестный о.Василий Новиков (Бесогон) сначала предупреждал людей о том, что имея цифровой идентификатор (или паспорт РФ с личным кодом) они отрекались от имени в крещении и предупреждал, что если люди не изменят свою жизнь и не устремятся к покаянию и отказу от цифрового идентификатора, то они в случае (внезапной!?) смерти окажутся в геене навечно… Поэтому для того, чтоб Господь укрепил в вере при осознании своего отречения и за этим последовали действия к изменению жизни — отказ от номера (паспорта РФ), — о.Василий после исповеди допускалко Святому причастию таковых… Но если человек продолжал жить ничего не меняя в своей жизни и сам не меняясь, то он прекращал допускать к Чаше, т.к. всякий раз когда человек допускался к Причастию, то устами кающийся исповедовал готовность и намерения к изменениям в своей жизни. Но если по факту (по делам) этого не происходило, то он не допускал отрекшегося от своего имени к Чаше дабы самому причащаемому не стало хуже из-за своего бездействия (не делания), т.е. чтоб таковой не причащался недостойно.

    Это и есть пример икономии, которая не идёт против акривии и не изменяет её, а помогает преодолеть препятствие (страх) поднятся выше на ступеньку — Господь (в Причастии) даёт сил отказаться от цифрового идентификатора… Но не без участия человека… А если сам человек не делает дальнейших поступков исповедничества, то получается, что кающийся по сути кается лицемерно, т.к. дальше слов о понимании совершения греха отречения дело не идёт… Именно поэтому вновь и вновь допускать к Чаше человека кающего лицемерно — для священника недопустимо.

    Тоже самое происходит с человеком, который подходит к Чаше, понимая, что поминается еретик, утверждающий, что «мусульмане и православные молятся одному богу»… Православно мыслящий не может говорить, что нахОдится в единомыслии «единым сердцем и едиными устами» с поминаемым еретиком. Либо он врёт, что находится в единомыслии, веруя иначе, либо… он исповедует так же как еретик-патриарх, уча ереси. Особенно это касается священнодействующего: в какой момент он врёт Христу — когда стоит пред Жертвенником, поминая еретичествующих, или когда приносит лукавую жертву на Престол и призывает Духа Святаго с воспоминанием («во первых помяни…»)… опять же — еретиков?!

    Икономия есть помощник и снисхождение для достижения обожения по благодати… А в наше время использование икономии без устремления к акривии привело к ещё большему попранию Истины… Так что это за икономия такая, попирающая Истину и закрывающая путь к Царствию Небесному?

    Потому и согласен полностью с автором статьи, что «в проблемах веры НЕ СУЩЕСТВУЕТ ИКОНОМИИ, НО ТОЛЬКО АКРИВИЯ.»

  • Кирилл Д.:

    Забыл важное: спутник икономии есть обличение — предупреждение о ложно выбранном пути!!! Предупреждение о совершаемом грехе и есть икономия и даётся время на исправление (изменение образа жизни).

  • Кирилл Д.:

    Есть ещё более конкретный пример.

    о.Арсений, не соблаговолите раскрыть в этом примере: что есть «акривия», а что «икономия»?!

    Святаго Василия Великаго послание к Григорию пресвитеру
    Правило 88.

    Прочел я твое писание со всяким долготерпением, и удивился, како ты, когда мог бы кратко и легко оправдатися предо мною делом, решился пребывати в том, в чем обвинен, и покушаешься многословием исцелити неисцелимое. Не мы первые, о Григорий, и не одни мы законоположили, да не живут жены и мужи купно. Прочти правило, изложенное святыми отцами нашими на Никейском соборе, явно запрещающее имети сожительствующих в доме жен. Безбрачие в том имеет свое достоинство, чтобы не имети обращения с женским полом. Таким образом, аще кто, представляя себя девственником по имени, делом тожде творит, что и живущие с женами, тот являет о себе, яко домагается достоинства девства в имени, но безобразия сладострастия не оставил. Тем паче подобало тебе исполнити мое требование, что ты, как говоришь, свободен от всякия телесныя страсти. Ибо я не полагаю, чтобы семидесятилетний жил с женою страстным образом; и не так как бы за случившееся беззаконное дело определил я то, что определил, но потому, что научился от апостола не полагати претыкания брату или соблазна (Рим.14,13). Знаем же, яко некоторых действия чистыя, для других бывают поводом ко греху. Сего ради, следдуя установлению святых отец, мы повелели тебе отлучитися от оныя жены. Почто же обвиняешь хорепископа, и упоминаешь о давней вражде? Почто и на меня жалуешься, как имеющаго отверстый слух для принятия клевет, а не на самаго себя, не соглашающагося оставити обращения с женщиною? И так удали ее из дома своего, и определи в монастырь, да будет она с девами; а ты имей служителей мужескаго пола, да не хулится вами Имя Божие. Доколе же сие творишь, тысящи оправданий, которыя ты излагаешь в письме, не принесут тебе ни единыя пользы: но умрешь запрещенным в священнослужении, и дашь Господу ответ за свое запрещение. Аще же, не исправив себя, дерзнешь коснутися священнодействия: то будешь анафема пред всем народом, и приемлющие тебя будут отлучены от всея Церкви.

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924