О ревности душевной и духовной1 min read

Игнатий (Брянчанинов)Нижепубликуемое поучение святителя Игнатия (Брянчанинова) написано для иноков, но душеполезно всем христианам – особенно в наше время. Потому что сегодня, с одной стороны, вследствие многолетних гонений на Православие и оскудения носителей благодатного духовного опыта, в нашу церковную и духовную жизнь внедряются различные отступления. А с другой – мы, борющиеся с этим люди – такие же нищие духом и неукорененные в святоотеческих традициях, и потому не всегда находим верные пути и способы противостояния.

Иноку надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности – безрассудной и душевредной. Мирские люди и многие монашествующие, по незнанию своему, очень похваляют такую ревность, не понимая, что ее источники суть самомнение и гордость. Эту ревность они величают ревностью по вере, по благочестию, по Церкви, по Богу. Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения.

Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать Святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по Повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Святаго Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто ж решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумней и добродетельней обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами. Подобает помнить заповедание Спасителя: Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бревна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? Или како речеши брату твоему: остави, да изму сучец из очесе твоего: и се, бревно во оце твоем? Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоею (Мф. 7, 3–5). Что такое – бревно? Это плотское мудрование, дебелое, как бревно, отъемлющее всю способность и правильность у зрительной силы, дарованной Создателем уму и сердцу. Человек, водимый плотским мудрованием, никак не может правильно судить ни о своем внутреннем состоянии, ни о состоянии ближних. Он судит о себе и о других так, как представляется себе он сам и как представляются ему ближние по наружности, по его плотскому мудрованию, ошибочно, и потому Слово Божие весьма верно наименовало его лицемером. Христианин, по исцелении себя словом Божиим и Духом Божиим, получает правильный взгляд на свое душевное устроение и на душевное устроение ближних. Плотское мудрование, поражая бревном согрешающего ближнего, всегда смущает его, нередко губит, никогда не приносит и не может принести пользы, нисколько не действует на грех. Напротив того, духовное мудрование действует исключительно на душевный недуг ближнего, милуя ближнего, исцеляя и спасая его. Достойно замечания, что по стяжании духовного разума, недостатки и погрешности ближнего начинают казаться весьма маловажными как искупленные Спасителем и удобно врачуемые покаянием – те самые погрешности и недостатки, которые плотскому разуму казались необъятно великими и важными. Очевидно, что плотское мудрование, будучи само бревном, придавало им такое огромное значение.

Плотское мудрование видит в ближнем и такие грехи, каких в нем вовсе нет: по этой причине увлекавшиеся безрассудною ревностью часто впадали в оклеветание ближнего и соделывались орудием и игралищем падших духов. Преподобный Пимен Великий рассказывал, что некоторый инок, увлекшийся ревностью, подвергся следующему искушению: он увидел другого инока лежащим на женщине. Долго боролся инок с помыслом, понуждавшим его остановить согрешающих, и, наконец, побежденный, толкнул их ногою, сказав: «Перестаньте же!» Тогда оказалось, что это были два снопа (см.: Алфавитный патерик). Преподобный авва Дорофей рассказывает, что в бытность его в общежитии аввы Серида некоторый брат оклеветал другого брата, будучи увлечен безрассудною ревностью, которая всегда сопряжена с подозрительностью и мнительностью, очень способна к сочинениям. Обвинявший винил обвиняемого в том, что этот рано утром крал из сада смоквы и ел их: по произведенному игуменом исследованию оказалось, что оклеветанный в указанное утро находился не в монастыре, а в одном из соседних селений, будучи послан туда экономом, и возвратился в монастырь только к тому времени, как оканчивалась Божественная Литургия (см.: Преподобного аввы Дорофея поучение 9-е).

Если хочешь быть верным, ревностным сыном Православной Церкви, то достигай этого исполнением евангельских заповедей относительно ближнего. Не дерзни обличать его, не дерзни учить его, не дерзни осуждать и укорять его! Это деяние не веры, а безрассудной ревности, самомнения, гордыни. Спросили Пимена Великого: «Что такое вера?» Великий отвечал: «Вера заключается в том, чтоб пребывать в смирении и творить милость» («Алфавитный патерик»), т. е. смиряться пред ближними и прощать им оскорбления и обиды, все согрешения их. Т. к. безрассудные ревнители в начальную причину своей ревности выставляют веру, то да знают они, что истинная вера (здесь разумеется вера деятельная, а не догматическая. О различии их см.: Добротолюбие. Ч. 2. Иноков Каллиста и Игнатия гл. 1-я, б, – примеч. свт. И.), а следовательно, и истинная ревность – должны выражаться в смирении пред ближними и в милости к ним. Предоставим суд над человеками и обличение человеков тем человекам, на которых возложена обязанность судить братий своих и управлять ими.

«Имеющий ложную ревность, – сказал святой Исаак Сирский, – недугует великим недугом. О человек, мнящий износить ревность против чужих недугов, ты отрекся от здравия души твоей! Потрудись со тщанием о здравии души твоей. Если же желаешь уврачевать немощных, то знай, что больные нуждаются более в уходе за ними, нежели в жестких обличениях. Но ты, иным не помогая, сам себя ввергаешь в тяжкую и мучительную болезнь. Эта ревность в человеках не признается одним из видов премудрости, но причисляется к недугам души, есть признак скудости [духовного] разума, признак крайнего невежества. Начало премудрости Божией – тихость и кротость, свойственные великой и крепкой душе, основательнейшему образу мыслей, и носит человеческие немощи. Вы бо сильнии, – говорит Писание, – немощи немощных носите (см.: Рим. 15, 1), и согрешающаго исправляйте духом кротости (см.: Гал. 6, 1). Мир и терпение причисляет апостол к плодам святого Духа» (Слово 89). В другом слове преподобный Исаак говорит: «Не возненавидь грешного, потому что мы все грешны. Если ты ради Бога подвизаешься против него [грешника], то пролей о нем слезы, для чего же ты и ненавидишь его? Возненавидь грехи его, а о нем помолись и тем уподобишься Христу, Который не негодовал на грешников, но молился о них. Не видишь ли, как Он плакал о Иерусалиме? И мы во многих случаях служим посмешищем для диавола. Зачем же ненавидим того, над кем посмевается посмевающийся и над нами, диавол? Зачем ты, о человек, ненавидишь грешника? За то ли, что он не так праведен, как ты? Где же твоя правда, когда у тебя нет любви! Отчего ты не восплакал о нем, но гонишь его? Некоторые, мнящие о себе, что они здраво судят о делах грешников, и [по этому поводу] гневаются на них, действуют так из своего невежества» (Слово 90-е).

Великое бедствие – самомнение! Великое бедствие – отвержение смирения! Великое бедствие – то душевное устроение или состояние, при котором инок, не будучи призван или вопрошаем, по собственному сознанию своего достоинства, начинает учить, обличать, укорять ближних! Будучи спрошен, или откажись дать совет и сказать свое мнение как ничего не знающий, или, при крайней нужде, скажи с величайшею осторожностию и скромностию, чтоб не уязвить себя тщеславием и гордостию, а ближнего – словом жестким и безрассудным. Когда за труд твой в вертограде заповедей Бог сподобит тебя ощутить в душе твоей ревность Божественную, тогда ясно увидишь, что эта ревность будет побуждать тебя к молчанию и смирению пред ближними, к любви к ним, к милованию их, к соболезнованию о них, как сказал святой Исаак Сирский (см.: Слово 38-е). Божественная ревность есть огонь, но не разгорячающий крови! Он погашает в ней разгорячение, приводит в спокойное состояние (см.: Добротолюбие. Ч. 1. Собеседование преподобного Максима Капсокаливи с преподобным Григорием Синаитом). Ревность плотского мудрования всегда сопряжена с разгорячением крови, с нашествием многочисленных помыслов и мечтаний. Последствиями слепой и невежественной ревности, если ближний ей воспротивится, обыкновенно бывают негодование на него, памятозлобие, мстительность в различных видах, а если покорится – тщеславное довольство собою, возбуждение и умножение наших высокоумия и самомнения.

Святитель 
Игнатий (БРЯНЧАНИНОВ)

Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова): в 5-ти т. Т. 5. 
Приношение современному 
монашеству. СПб., 1886. 
С. 275–278.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (4 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

7 комментариев на “О ревности душевной и духовной1 min read

  • иеромонах Арсений (Железнов):

    Дивная статья великого святителя!

    /Где же твоя правда, когда у тебя нет любви!…/

    Это сказано всем нам, ставящим некую внешнюю деятельность — против ереси экуменизма, церковного модернизма, всяческих идентификаторов и документов, — выше, нежели труд «сокровенного сердца человека»! Сие надлежит нам делать, «и того не оставлять» (Матф., 23; 23). Приходится сталкиваться с такими феноменом: отвечаешь на письмо человека, который находится в панике от того, что его сознание разрушено «ковровой бомбардировкой» страхов — от ИНН, СНИЛС и всяких документов, до отчаяния и уныния от того, что «всё пропало» и «нас предали»! Пишешь ему: «принеси плоды достойные покаяния» (Лук., 3; 8), измени жизнь, поменяй греховную деятельность (работу, увлечения и проч.) на богоугодную, побольше будь в уединении, плач о своем негодяйстве, склони милость Божию к себе добрыми (и тайными!) делами, умоли Бога встретить тебя «на пути в Дамаск» (Деян., 9; 5) и — ничего не бойся, ибо: «боящийся не совершен в любви…» (1Иоан., 4; 18) и — всё, пропал… Ему неугодны слова от Писания о «здравии души его», ему нужен этот взвинчивающий и разгорячающий трындеж о тех «кто виноват» и кто — «предатель», а виноват в своем греховном и падшем состоянии, в первую очередь каждый из нас…

    p.s. У меня несколько дней назад умер очень близкий человек, и невольно пришло на ум: «Чего ты чаешь, человече, встретить быстрее в своей жизни — антихриста или свою собственную смерть, поставляющую тебя пред престол Божий? Ответ тебе очевиден? Вот к этому и готовься. В этом делании, если послет тебе Господь «плод духа» (Гал., 5; 22), сможешь и ему угодить и антихристу добре противоборствовать». Сие и буди!

  • Кирилл Д.:

    Всё верно сказал, отец!… С одной стороны.

    А сдругой стороны. Представь. У твоего соседа разгорается дом. Нет сомнений, что нынешнее время — время «пожара», поглощающего «яко лев, рыкающий» ересью любого и каждого так, что «прельстятся и избранные». Так вот у тебя в кармане, условно, лежит ключ от крана со шлангом, подключеному к воде… А ты, вместо шланга с водой, носишь усердно до кровавого пота (!) по горсти песка и сыплешь на разжигающееся строение… сокрушаясь о том, что у тебя нет ведра, чтоб по-больше песка набрать.

    Прп. Иоанн Дамаскин: «Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены».

    «Таким образом, и самый последний бедняк не будет иметь никакого оправдания в день Суда, если не станет ныне говорить, как тот, кого ожидает суд и за это одно, а тем более – всякий из отмеченных высоким саном, вплоть до самого облеченного диадемой, которому предстоит суд неумолимый. Ибо «сильные сильно будут истязаны», – говорит Писание. И еще: «строг суд над начальствующими» (Прем.6:5–6). Говори же, господин мой, говори. Поэтому и я, несчастный, говорю, боясь Суда» (св.прп.Феодор Студит «Послание к Пантолеону Логофету»).

    «Встань, спящий, и воскресни из мертвых» (Еф. 5:14) — http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_2380_3/topic_11356/

  • К.И.:

    http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_2380_3/topic_11356/

    «Причисляющие себя к православным.. Первые насыщаются Словом Божиим, вторые причащаются с еретиками и при этом считают себя православными людьми…И практически никто не желает прислушиваться к голосу Небесной Церкви – у еретиков благодати нет!!!»
    ——
    Понятно всё в статье.

  • Кирилл Д.:

    К.И.: «Понятно всё в статье.»

    Надо же полностью цитировать. Иначе получается недосказанность.

    …ибо, если бы их причастие было Святым, они бы оказали нам честь.

    Всё по чести! А от вас только порицания о преждевременности прекращения поминания лжеучителей, вместо радости за исповедание нами Истины.

  • Кирилл Д.:

    прп.Феодор Студит обличал таких как К.И.:

    Почему же еще спрашивают: когда никто не настаивает и не учит этому, как мы станем называть их еретиками? А все вышесказанное — мечты и сновидения или истинно? Если истинно, то разве не учат они везде и не проповедуют делом и словом? И вы, слушаясь их, не стоите ли почти вместе с самими говорящими это (впрочем, если бы мы и молчали, концы вселенной возвещают истину), навлекая на самих себя страшный суд за молчание?

  • Михаил:

    Вот видео достойное: О ревности душевной и духовной:
    https://www.youtube.com/watch?v=82eP7hrF57c

  • Кирилл Д.:

    Михаил, в этом видео, и автор сам об этом свидетельствует, речь идёт о нравственном падении, которое или осуждают, или обличают. Мной, в частности, говорится о ереси… И сам автор видео не раз говорил, что в этом направлении для него не всё ясно. Хотя куда уж яснее?!..

    В остальном, конечно же, всё верно…

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924