РПЦ разрешила отпевать некрещеных младенцев1 min read

КрещениеЕКАТЕРИНБУРГ, 14 июля — РИА Новости. Священный Синод Русской православной церкви утвердил чин отпевания некрещеных младенцев, он станет обязательным для всех ее приходов, сообщил журналистам в субботу пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков.

«Как вы знаете, раньше у Церкви не было возможности отпевать некрещеных младенцев. Бывает, что они рождаются на свет мертвыми, бывает, что в первые часы или дни скоропостижно умирают в силу разных обстоятельств, выходящих за рамки человеческих возможностей. Конечно, скорбящие родители приходят в храм и просят священников совершить хоть какой-то чин над умершими, ищут собственного утешения», — сказал священнослужитель.

По его словам, богословское понимание состояния души умершего младенца до конца не определено, существуют разные точки зрения касательно данного вопроса. «Но в любом случае отпевание в той форме, в которой оно относится к умершим в сознательном возрасте, связано в первую очередь с молитвой о прощении грехов. Это нельзя отнести к некрещеным младенцам, которые не могут обладать личными грехами», — уточнил пресс-секретарь первоиерарха Русской Церкви.

Утвержденный Синодом чин отпевания, по его словам, призван помочь родителям, скорбящим в связи с ранней смертью своих детей, и станет «богослужением любви» по отношению к оставшимся в одиночестве.

Ранее РПЦ утвердила богослужебный чин утешения родных, чьи близкие совершили самоубийство.

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 3,00 out of 5)
Загрузка...

5 комментариев на “РПЦ разрешила отпевать некрещеных младенцев1 min read

  • К.И.:

    РПЦ разрешила отпевать некрещеных младенцев
    чин отпевания некрещеных младенцев
    Утвержденный Синодом чин отпевания
    ——
    Нет никакого чина отпевания некрещеных младенцев.
    http://www.patriarchia.ru/db/text/5237124.html

    В этом Последовании о усопших младенцех,а на самом делее более о рдителях скорбящих,отпуст немного непонятный,как бы уравнивающий в «недрех Авраама»-тут одинаково получается как для отпевания крещеных,так и для этих некрещеных младенцев.

    -И отпуст:
    Живыми и мертвыми обладаяй, воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых, славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит, а нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.

    И в ектинии и молитве:
    -О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся.
    Господи, помилуй.
    -А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби.

    Не вижу ничего очень страшного в прошениях Церкви о некрещеных усопших младенцах :
    -не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит, а нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.
    -милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся
    -от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби

    В любом случае это не чин отпевания некрещеных младенцев.

  • иеромонах Арсений (Железнов):

    Приведу в пример выдержки из статьи прот. Георгия Городенцева, которые, на мой взгляд, совершенно исчерпывающе раскрывают данную тему:

    Об участи младенцев, умерших некрещёными

    Рождение от воды и Духа согласно учению Церкви — это второе, духовное рождение человека, т. е. крещение в водной купели, вследствие которого на крещаемого нисходит Дух Святой. Некрещеные младенцы, как не сподобившиеся такого духовного рождения, по словам Спасителя не могут войти в Царствие Небесное, т. е. в рай.

    Косвенно это подтверждается другим местом Св. Писания, кстати, опровергающим мнение, что души некрещеных младенцев, как не совершивших личных грехов, нравственно чистые и возвышенные, якобы поэтому должны идти в рай. Господь сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11:11). Итак, в нравственном отношении Предтеча Господень выше всех рожденных женами, в том числе и младенцев, но куда по мученической смерти за истину идет его душа? Во ад, как мы и воспеваем в тропаре Крестителю: «Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога», — идет во ад, ибо искупление еще не содеяно Христом, и христианского крещения еще нет. Тем более такова участь и всех рожденных женами некрещеных младенцев, которые в нравственном отношении, согласно словам Спасителя, ниже Предтечи Господня.

    Обратимся теперь ко второму источнику Божественного Откровения — Св. Преданию.

    Вышеприведенная догматическая истина о невозможности попасть в рай без крещения во оставление грехов подтверждается в 10-ом члене Символа веры: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». То есть, согласно Символу веры, который здесь исходит из вышеприведенных слов Спасителя (Ин.3:5), без крещения нет оставления грехов, в том числе и первородного, который имеют и младенцы. Поэтому, если они не крещены, их души по смерти идут в ад.

    Эта догматическая истина еще раз подтверждается и изъясняется 124-м правилом Карфагенского собора, которое гласит:

    «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от материнской утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть Крещением (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема».

    Обратимся теперь к другому источнику Св. Предания — святым отцам и учителям Церкви.

    Так, преподобный Макарий Великий говорит об участи некрещеных младенцев следующее:

    «Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме, так сказать, и в нечистом месте. И если случится наконец младенцу выйти из чрева в надлежащее время, видит она для неба, земли и солнца новую тварь — какой никогда не видала; и тотчас друзья и родные с весёлым лицом берут младенца в объятия. А если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определённым на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, ИЗ ТЬМЫ ВО ТЬМУ» (Святой Макарий Великий. Добротолюбие. Избранные поучения. М. 2002, с.45).

    Здесь последние, подчеркнутые нами слова («из тьмы во тьму») совершено определено указывают, что душа некрещеного младенца идет во ад. Ибо рай — это место особого присутствия Бога. Но согласно слову Богослова «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1:5), нет ее, соответственно, и в раю, она в аду. Туда и идут, согласно вышеприведенным словам преп. Макария души извергнутых из чрева младенцев, идут, понятно, по той причине, что они не крещены.

    Cвт. Григорий Богослов также говорит (цитирую здесь со слов о. Андрея Спиридонова), что некрещеные младенцы, по причине факта своей непросвещенности Святым Крещением, хотя и не будут претерпевать вечных мучений и получат некую «ослабу», в Царстве Небесном прославлены все же не будут и лица Божьего не узрят. Подобное же говорится в синаксаре мясопустной субботы (Триодь Постная):

    «Ведати же и сие подобает, яко крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут».

    Поскольку обе эти цитаты определено говорят, что души некрещеных младенцев по смерти не идут в рай, то они идут в ад, т.к. православие, как уже говорилось, не знает какого-то «третьего места»; итак, если не в рай, то в ад.

    Еще одним источником Св. Предание является повсеместная общепринятая церковная практика. А что она говорит о крещении? Например, в «Известии учительном», наставляющем священника в том, как совершать Божественную литургию и как правильно поступать при неожиданных случаях во время ее? А вот что:

    «Аще иерей начнет литургисати и в проскомидии будет действе, или уже в литургии до входа великаго, позовется смертныя ради каковыя приключаемыя нужды, аще крестити, или исповедати да оставит на том месте служение и идет борзо тамо, и сотворив болезненному в самой смерти надежно спасение, и возвратився, докончает божественную службу».

    Итак, крещение доставляет крещаемому «в самой смерти надежно спасение», и, учитывая, что ради него священник должен оставить даже служение Божественной литургии, очевидно: дело здесь идет о жизни и смерти (духовной) человека. Если бы была твердая надежда на то, что душа некрещеного пойдет в рай, то зачем было бы так спешить? Об этом, впрочем, говорит вообще вся практика крещения Православной Церкви именно и по преимуществу младенцев, за что нас ругают баптисты, на что мы им обычно отвечаем: а вдруг младенец умрет, подразумевая, что страшно ему умереть без крещения! Правда, конкретно в «Известии» не сказано, что умирающий — это обязательно младенец. Но, во-первых, это древняя книга, а тогда в Русской Православной Церкви некрещеными были, как правило, только младенцы. Во-вторых, оно же и не говорит, что к младенцу можно не спешить, что само по себе достаточно красноречиво. А в Требнике даже есть специальный очень сокращенный чин

    «святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго».

    Вот и спешат на практике батюшки к умирающим некрещеным младенцам в больницы (что и мне, грешному, приходилось по своим священническим обязанностям исполнять), подтверждая этим вышеприведенную догматическую истину о печальной участи их в случае отсутствия крещения.

    В какое место ада попадают некрещёные младенцы?

    Теперь на основе Св. Писания и Св. Предания показав догматическое учение Православной Церкви о том, что души некрещеных младенцев идут в ад, попытаемся выяснить: в какое же конкретное место или места ада они идут? Ибо, как говорит по этому поводу преп. Макарий Великий:

    «некоторые утверждают, что и Царство одно, и геенна одна; мы же говорим, что много степеней, различий, и мер в одном и том же Царстве и в одной и той же геенне и Божество объемлет все твари, и небесные, и те, которые ниже бездны, и повсюду всецело пребывает в твари, хотя по своей неизмеримости и необъятности оно и вне тварей. Посему само Божество внемлет людям и во всём домостроительствует премудро. И поскольку некоторые молятся, не зная, чего просят, другие постятся, иные пребывают в служении, то Бог, праведный Судия, каждого награждает по мере веры. Ибо что делают они, делают по страху Божию, но не все они — сыны, цари, наследники. Есть меры избыточествующие, и есть меры малые. В самом свете и в самой славе есть разность. В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие, прегрешившие в малом. А КОТОРЫЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ОДНО ЦАРСТВО, ОДНА ГЕЕННА, И СТЕПЕНЕЙ НЕТ, ТЕ ГОВОРЯТ ХУДО» (Добротолюбие. Избранные поучения. М., 2002, с. 51−52).

    Итак, для того, чтобы понять, что это за место в аду (куда идут души некрещеных младенцев), обратим внимание на вышеприведенные слова свт. Григория Богослова и поучение Триоди Постной, которые указуют, что, хотя эти младенцы и идут в ад, но не в места мучений:

    «Ведати же и сие подобает, яко крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут».

    Об этом же говорит и св. Григорий Богослов, замечая, что эти младенцы не будут претерпевать вечных мучений. Однако может ли быть в аду такое место, где нет оных вечных мучений? Может. Для того, чтобы понять это, внимательно исследуем евангельскую притчу о богаче и Лазаре (Лк.16,19-31). Она имеет глубочайшее таинственное значение и повествует о последних судьбах миробытия, которое, впрочем, мы изъяснять в данной работе не будем. Обратимся к прямому, буквальному смыслу этой притчи.

    Описанное в ней событие происходит еще до искупления, содеянного крестной смертью Спасителя. Поэтому душа праведного Лазаря по смерти была отнесена Ангелами не в рай, а на лоно Авраамово (Лк.16,22). Что это за лоно Авраамово? По учению Православной Церкви — это место в аду, куда до Воскресения Христова шли души ветхозаветных праведников. В этом месте не было адских мучений, но там не было и райской радости. На состояние человека в этом месте указует сам Авраам, когда говорит о Лазаре: «Ныне же он здесь УТЕШАЕТСЯ» (Лк.16,25). Видишь, не сказал «наслаждается» или «радуется», как в раю, потому что этого, как и было сказано, на том лоне не было, но лишь «утешается». Чем же утешается? Во-первых, тем, что в отличие от немилосердного богача, мучающегося в аду (Лк.16,23) избежал адских мук. Во-вторых, тем, что обрел в этом месте общение со всеми своими прародителями и праотцами еврейского народа, первый из которых — сам Авраам. Наконец, в-третьих, тем, что из уст оных еще раз получил вернейшее подтверждение древнего обетования о будущем пришествии в мир Мессии. Который спасет род человеческий, и, в частности, изведет из ада в рай души ветхозаветных праведников (среди которых, как уже говорилось, находилась душа и самого Лазаря), что в действительности и произошло по Воскресении Христовом.

    Итак, из всего вышесказанного, для нас важно то, что, согласно словам Спасителя (Лк.16,19-31), в аду есть места или, по крайней мере, одно место, где нет мучений, хотя там нет и райской радости. Если мы теперь припомним вышеприведенные свидетельства свт. Григория Богослова и Постной Триоди о том, что некрещеные младенцы по смерти не будут испытывать адских мучений, хотя и не вкусят райской радости, то увидим, что они в точности соответствуют описанию именно этого места ада, т. е. лону Авраамову или, скорее, места, подобного этому лону.

    Это также соответствует и справедливому суду Божию над некрещеными младенцами. Говорящие о любви Божией и о том, что эти младенцы не совершили никаких грехов, забывают о правде Божией и о том, что эти младенцы не стяжали и никаких добродетелей. Поэтому вполне справедливо, учитывая последнее, т. е. соответствует и правде, и любви Божией, чтобы не наказывать их, как не имеющих личных грехов, адскими мучениями; но в то же время, как не имеющих и личных добродетелей, не сподобить и райской радости. А такому состоянию души в аду, повторяю, согласно вышесказанному соответствует лоно Авраамово или место, подобное этому лону.

  • К.И.:

    Итак, из всего вышесказанного, для нас важно то, что, согласно словам Спасителя (Лк.16,19-31), в аду есть места или, по крайней мере, одно место, где нет мучений, хотя там нет и райской радости. Если мы теперь припомним вышеприведенные свидетельства свт. Григория Богослова и Постной Триоди о том, что некрещеные младенцы по смерти не будут испытывать адских мучений, хотя и не вкусят райской радости, то увидим, что они в точности соответствуют описанию именно этого места ада, т. е. лону Авраамову или, скорее, места, подобного этому лону.

    ——
    Согласен,о.Арсений.Не в раю,но без мучений.

    Но,повторюсь,вроде ничего явно неправославного не увидел: в недрех Авраама учинит,даровати ему (ей) жизнь будущаго века,благости Твоея сподоби.

    Но вот подаётся это всё,на правмире том-же — чин отпевания некрещеных младенцев,да и Волковым — Как вы знаете, раньше у Церкви не было возможности отпевать некрещеных младенцев…-вроде как сейчас уже можно.

  • иеромонах Арсений (Железнов):

    Этот «чин» есть пример сознательного размывания экуменическими «деятелями» в наших умах и сердцах правильных понятий и представлений о том, чему учит Православное Христианство. Действительно, почему доселе не было нужды в подобном «чине»? Потому что этот вопрос не вызывал недоумений у наших ПРАВОСЛАВНЫХ предков: непросвещенные крещением Царства Божия не наследуют. Но вот «деятели» говорят: «богословское понимание состояния души умершего младенца до конца не определено…»! А как же Предание и учение Святых Отцов, которые привел в пример тот-же прот. Георгий Городенцев? В том и дело, что у «деятелей» идет борьба с Преданием и подобными «чинами» они открывают эти самые, надоевшие всем, «окна Овертона», и через непродолжительное время данный «чин» будет обычным, обязательным и называть его будут отпеванием.

    Теперь о самом «чине». Почему он — «не отпевание»? Обычное нам отпевание усопших тоже «отпеванием» не называется. Это название есть, так сказать, православно-народное творчество. Чин же называется «Последование мертвенное мирских тел». Новосочиненный же чин называется: «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Разницы не вижу. Далее, отпуст:

    «Живыми и мертвыми обладаяй, воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых, славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит, а нас помилует, яко Благ и Человеколюбец»

    А вот отпуст обычного отпевания:

    «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, душу от нас преставльшагося раба Своего [или преставльшияся рабы Своея] имярек, в селениих праведных учинит, в недрех Авраама упокоит и с праведными сопричтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец»

    Во-первых с чего они взяли, что Пречистая Матерь Божия, святые апостолы, преподобные отцы и все святые с ними за одно и, противореча воле Божией, которая тоже есть — любовь, молят Его о спасении некрещенных? Далее, из всех перечисляемых в обычном отпусте благ, в чине упоминается «в недрех Авраама» и здесь тоже — хитрость. Мы почему-то думаем что настоящее недро Авраама и ветхозаветное «лоно Авраамово» — одно и то же. Нет, сейчас недра Авраамовы, это — Рай сладости, Царство Небесное, а не место в аду, где «не мучаются»! Разумеется такое место в аду милостию Божией есть, но как оно сейчас зовется, нам не известно, но «чин» «отправляет» душу некрещенного именно в Рай сладости! На каком основании?

    Далее в ектении:

    «О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся»

    «Жизнь будущаго века» и Царство Небесное, это одно и то же. То, что все мы будет жить вечно — бесспорно, но только Рай сладости называется «жизнью» и по праву, а ад — вечной смертью. Поэтому в данном прошении ектении мы опять видим просьбу о спасении.

    Далее в молитве:

    «…призри на рабы Твоя и на достояние Твое, и плач их скорбный о безвременнем преселении новорожденнаго младенца их (имярек) укроти и утешение им даруй. А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби»

    Здесь, действительно, нет ничего лишнего, за исключением лишь «имярек». Имя, данное родителями некрещенному младенцу, не есть его имя в вечности.

    В этом «чине» нет молитвы разрешительной и понятно почему: она дается скончавшемуся его духовником, который принял его покаяние в своих грехах. В ней нет обычных «Со святыми упокой…» и «Со духи праведных скончавшихся…», это было бы уж совсем не уместно и в общем, кажется, «ничего очень страшного» Но все же страшное в нем есть. Это, как я уже сказал выше, представление, что Церковь Христова до нас не имела четких понятий ни о посмертной участи некрещенных, ни о чем-то еще, ни вообще — ЧЕТКИХ ПОНЯТИЙ О НАШЕМ СПАСЕНИИ, и значит «её учение постоянно развивается во времени, и наше время есть самое лучшее, потому что мы, вместе с другими церквями и «церквями» можем, наконец-то, сделать её учение совершенным»… Я несколько утрирую, но думаю, что всё современное «творчество» «деятелей» имеет именно эту цель. Кстати, почему эти процессы идут почти одновременно и в других Поместных Церквях. Вот цитата:

    «Эта тема также рассматривалась Священноначалием других Поместных Православных Церквей. Так, Священным Синодом Элладской Православной Церкви 3 июля 2001 года был утвержден и разослан в епархии для употребления Чин погребения некрещеного ребенка родителей христиан. В октябре 2015 года Священным Синодом Православной Церкви в Америке был одобрен для употребления Чин молитвы после выкидыша или рождения мертвого младенца, включающий молитву как о родителях дитяти и их утешении, так и о душе скончавшегося. Наконец, 6 февраля 2018 года Священный Синод Кипрской Православной Церкви утвердил для богослужебного употребления Последование об усопших некрещенных младенцах» (Журнал № 60)

    Потому что это «заказ», реализуемый в церквях в соответствии с курсом экуменизма и «теории ветвей». Итак, повторюсь, в скором времени «чин» будет обычным и обязательным; называть его, скорее всего, будут просто: «отпевание некрещенных младенцев», а раз можно их «отпеть» некрещенными, то и «с крещением можно не торопиться… Ведь они попадут в рай!»… Это и подобные вещи станут в церкви нормой, не имеющей ничего общего ни с Писанием, ни с Преданием Церкви Христовой, вот в чем беда! Ведь если обрядовая область Церкви не согласна с учением Спасителя и святоотеческим Преданием, она полностью теряет свою сотериологическую значимость и перестает способствовать нашему спасению. Можно ли будет такую религиозную человеческую институцию называть «православной церковью»? Не думаю.

  • К.И.:

    Далее, из всех перечисляемых в обычном отпусте благ, в чине упоминается «в недрех Авраама» и здесь тоже — хитрость. Мы почему-то думаем что настоящее недро Авраама и ветхозаветное «лоно Авраамово» — одно и то же. Нет, сейчас недра Авраамовы, это — Рай сладости, Царство Небесное, а не место в аду, где «не мучаются»! Разумеется такое место в аду милостию Божией есть, но как оно сейчас зовется, нам не известно, но «чин» «отправляет» душу некрещенного именно в Рай сладости! На каком основании?
    ——
    -Да,вот эта одинаковость,про «в недрех Авраама» для крещеных и некрещеных — напрягла сразу.Действительно,получается,некрещеных младенцев здесь в Рай отправляют.

    «Жизнь будущаго века» и Царство Небесное, это одно и то же. То, что все мы будет жить вечно — бесспорно, но только Рай сладости называется «жизнью» и по праву, а ад — вечной смертью. Поэтому в данном прошении ектении мы опять видим просьбу о спасении
    —-
    -«Жизнь будущаго века» прочитав,я и действительно подумал,что это для всех потом,после Второго Пришествия.
    Но зачем тогда просить «и даровати ему (ей)» вечную жизнь,если и так все воскреснем.Явно тогда здесь просят Царствия Небесного,Рая для некрещеных,получается,да,так.

    Этот «чин» есть пример сознательного размывания экуменическими «деятелями» в наших умах и сердцах правильных понятий и представлений о том, чему учит Православное Христианство. Действительно, почему доселе не было нужды в подобном «чине»?
    —-

    Согласен,благодарю за все пояснения о.Арсений по этому новому «чину»!

    Теперь вижу,что в отпусте и ектинии дело и правда нечисто.

    Действительно окна Овертона,хитровато всё,но сначала всё вроде кажется приемлемым,кроме неясных недр Авраамовых.

    Дальше,и правда,cкорее всего будет — сегодня некрещеных младенцев,а завтра уж и … а раз можно их «отпеть» некрещенными, то и «с крещением можно не торопиться… Ведь они попадут в рай!» Это и подобные вещи станут в церкви нормой, не имеющей ничего общего ни с Писанием, ни с Преданием Церкви Христовой,вот в чем беда!.
    А послезавтра уже и еретиков..

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924