Спасутся ли неправославные?1 min read

Православие или смертьДОПУСТИТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬ

Гостем 16-го выпуска «Парсуны», авторской программы Владимира Легойды, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, на телеканале «Спас» стал митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

В конце передачи собеседники затронули важнейший вопрос. «Одна из тем, – сказал Владимир Легойда, – которая горячо всегда обсуждается в православной среде, – это тема спасения и того, возможно ли спасение вне Церкви. И как должен православный человек относиться к этому. С одной стороны, мы понимаем, что Христос пострадал за всех. С другой стороны, мы понимаем, что истин не может быть много – она одна, и мы верим и знаем, что наша Церковь – хранитель этой истины, что истина в Православии, во Христе. Когда мы думаем о спасении тех, кто вне Православной Церкви, в предложении: „Допустить нельзя отказать“ – где Вы поставите точку?»

Митрополит Иларион ответил: «Наверное, я бы поставил точку после „допустить“. Но должен сказать, что вопрос о спасении находящихся вне Церкви – это вопрос, на который в православном богословии до сих пор не дан окончательный ответ. Есть богословы, которые говорят о том, что спасение вне Церкви невозможно. И этот взгляд основывается на учении Самого Христа и учении Святых Отцов. Есть другие богословы, которые говорят, что мы не вправе восхищать Суд Божий, мы не можем за Бога решать, кого Ему спасать, а кого не спасать. И я думаю, что эти богословы тоже в чем-то правы».

Таким образом, председатель ОВЦС предлагает подумать над двумя исключающими друг друга мнениями по главному для всякого человека вопросу.

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26), – говорит в Евангелии Господь. Мог ли Он в таком случае оставить человечество в неведении о проблеме спасения?

УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Нет, Господь в Своем слове открыл Свою волю о тех, кто Его принимает и кто  отвергает: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16); Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16); Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Во святом Евангелии можно найти еще целый ряд подобных цитат.

У Апостолов Христовых и Святых Отцов также немало ясных свидетельств, касающихся вопроса вечной жизни. Приведем здесь некоторые.

Святой апостол Петр: Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись… и нет ни в ком ином спасения (Деян. 4, 11–12).

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: Идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою (Откр. 21, 8).

Святитель Кирилл Иерусалимский: «Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус».

Святитель Иоанн Златоуст: «Слышите вы все, чуждые просвещения [Крещением]: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в Царствие Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в Царстве знака».

Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.):«Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись».

Преподобный Феодосий Печерский: «А тем, которые пребывают в вере латинской, армянской, сарацинской, – тем нет Жизни Вечной, ни части со святыми».

Святитель Тихон Задонский: «Ноев ковчег прообразует большой и безопасный корабль – Церковь. Пребывающие вне его погибают и тонут в потопе адской бездны».

Святитель Феофан Затворник: «В Церкви, и только в ней одной, все устроено к нашему спасению, посему отпадающий от нее не имеет, чем спасти себя».

Отсюда видим, что если и есть какая-либо тайна в участи неправославных, то она состоит не в том, спасутся они или нет: нам неизвестно только, как именно эти люди будут страдать, и как может быть смягчена их участь в каждом отдельном случае с учетом всех жизненных обстоятельств и дел.

КРЕЩЕНИЕ
БЛАГОРАЗУМНОГО РАЗБОЙНИКА

Но митрополит Иларион высказался в защиту мнения «других богословов» о возможности спасения вне Церкви: «Возьмем пример благоразумного разбойника. Этот человек не был членом Церкви (не был крещен, – примеч. ред.), он, по-видимому, не сделал ничего доброго за свою жизнь. И единственное, за что он был спасен, – это за то, что в последние часы своей жизни, уже будучи прикованным ко кресту, он обратился к Господу Иисусу Христу со словами: „Помяни меня, когда придешь в Царство Твое“. Только за эти слова он был спасен. Господь ему сказал: „Сегодня же ты будешь со Мной в раю“. И многие другие евангельские истории как бы ниспровергают представление о том, что Бог может спасать только тех, которые находятся в определенных, четко очерченных здесь, на земле, рамках. Поэтому я думаю, что мы не должны Суд Божий восхищать».

Здесь мы сталкиваемся либо с невежеством митрополита, либо с умышленным искажением истины Христа.

«Итак, не сомневайся, возлюбленный: благодать Божия совершенна, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – место не препятствует, здесь ли ты крестился или на корабле, или на пути. Филипп  крестил  во время пути, Павел – в узах; Христос крестил разбойника на кресте из Своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая» (Иоанн Златоуст, свт. Т. 3. Кн. 2. 4. Слово о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь).

«Послушаем святого Анастасия Синаита, который о благоразумном разбойнике, для коего вода, истекшая из ребер Христовых, стала водою Крещения, говорит: „К оным птицам (т. е. к небесным духам) отлетел из животворной воды… святой разбойник, воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с Царем Христом“» (Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Январь, кн. 1. Память 6 января. Слово на Богоявление Господне).

И не просто за слова был взят в рай разбойник, как об этом неблагоразумно говорит митрополит Иларион, не заметивший добрых дел у благоразумного христианина.

Святитель Иоанн Златоуст вопрошает: «Видишь ли совершенную исповедь на кресте? Видишь ли, как он омыл свои грехи этими словами?.. Он не дерзал прежде сказать: „Помяни мя“, пока исповеданием не очистил себя от нечистоты грехов, пока осуждением своим не сделал себя невинным, пока обвинением себя не сложил прегрешений своих» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы о кресте и разбойнике).

Разве это не добродетели? Разве исповедание Иисуса Христом и следование Его истине не делит мир на два вида разбойников? Одни – любомудрые, которые каются в грехах своих и верят, что вне Православия нет спасения. Другие же – лукавые богохульники, которые отвергают признание своей греховной сущности и возводят хулу на Спасителя и Его истинное учение.

Веруют ли католики в то, что Иисус есть Христос, Спаситель? Конечно же, нет. Ведь они считают спасителем своего «безгрешного папу», который, подобно злому разбойнику, хулит Господа нашего всевозможными ересями и отступлениями.

Веруют ли протестанты в то, что Иисус есть Христос? К сожалению, нет. Потому что они не признают девства Его Пречистой Матери Марии и считают себя безгрешными, подобно разбойнику, распятому ошую.  

Веруют ли иные так называемые религии Божию повелению? Увы, нет. Тогда что может быть общего у Света со тьмою? Что общего у Христа с велиаром, породившим столько лжеучений?

Для нас же, православных христиан, есть заповедь апостольская, повелевающая любого разбойника, проповедующего неправославные взгляды, предавать анафеме. Пусть это будет митрополит, пусть хоть ангел с неба.

Священник Михаил НОВИКОВ

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (5 votes, average: 4,80 out of 5)
Загрузка...

7 комментариев на “Спасутся ли неправославные?1 min read

  • иеромонах Арсений (Железнов):

    Разумеется, здесь не «невежество митрополита», но «намеренное искажение истины Христа». Современные «деятели» как бы забыли слова Спасителя: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои…» (Иоан., 17; 9) и продвигают идею: как в Адаме весь человеческий род пал, так крестной смертью и Воскресением Спасителя весь человеческий род искуплен от грехов и наследует спасение… Вот такая новая «сотериология»… Спаси Бог, батюшка!

  • Роман:

    Помимо христианства в других религиях не признают воскресение Христа , и утверждать что они спасутся это значит делать истинных православных несчастными людьми, как апостол Павел писал, и если Христос не воскрес то вера наша мертва и мы самые несчастные люди на земле, но он воскрес.
    Те кто пытаются выразиться о всеобщем спасении, они не являются истинными христианами.

  • Прот. Георгий Ларин:

    По окончании нынешнего века, наступит Страшный Суд, когда Господь разделит всё человечество на два лагеря: праведников и грешников. Как мы читаем в Евангелии, среди праведников будут находится и не христиане, которые скажут Ему: «А когдаже мы видили Тебя ?» Думается мне грешному, что опасно нам решать такие судьбоносные вопросы.

  • Роман:

    На земле по определению не может быть праведников, оправдать душу человеческую может своим судом только Господь. Душа человеческая в земной колыбели не может противостоять греху без помощи Господа, а Он к нам пришло не здоровых лечить и дал нам свою церковь с таинствами. Те кто утверждает что души спасуться без таинств земной церкви, то они работают на лукавого.
    Что Бог сделает с душами которые жили на земле вне церкви, нашему уму не освоить, поэтому сказано просто, в не церкви Христовой спасения нет.

  • Кирилл Д.:

    Прот. Георгий Ларин: мы читаем в Евангелии, среди праведников будут находится и не христиане, которые скажут Ему: «А когдаже мы видили Тебя ?»

    Давай, отец, для начала не вырывать из контекста. Приводи слова Слова, а если сам затрудняешься толковать, то отцов святых в помощь призови. Цитата ниже не касается на прямую тебя, отец, но всё же — прочти, чтоб не стать «невеждой»…

    «Ты говоришь, что не знаешь cудов Божиих, и что те из еретиков, которые ведут праведную жизнь, не вникая в еретические особенности, могут спастись по милосердию Божию. Прости, отец, но этими словами свидетельствуешь, что ты невежда в Писании, да и вообще в Православии. Разве ты не читал…» (Источник: «Вне Церкви — вне благодати. Иеромонах Иона Боголюбов», http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_2380_5/topic_11593/ )

  • Прот. Георгий Ларин:

    Святые отцы писали для живущих после пришествия Христа, а Господь отвечал тем поколениям людей, которые жили до пришествия Его в мир, однако, исполняя Его основные законы о проявлении любви друг ко другу и сострадания несчастным. И — НА САМОМ ДЕЛЕ — никогда не говорили и не делали, НИЧЕГО и НИКОМУ, чего сами не желали услышать или испытать. Ведь и до сегодняшнего дня, среди СЕМИ МИЛЛИАРДОВ живущих ныне на земле потомков Адама и Евы, несчитанные МИЛЛИОНЫ, НИКОГДА ДАЖЕ И НЕ СЛЫШАВШИХ О ХРИСТЕ ! — есть некотырое незначительное меньшество, которые проводят благочестивую жизнь.
    Неужели вы думаете, что и такие люди, ТОЛЬКО ПО ТОМУ, ЧТО НЕ БЫЛИ ПРАВОСЛАВНЫМИ, услышат от Творца своего: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь ВЕЧНЫЙ . . .» ???

  • Кирилл Д.:

    Прот. Георгий Ларин: «Неужели вы думаете…»

    Прости отец, но в делах веры я не думаю, т.к. в прелести, а потому и тебя прошу разъяснять свою позицию, основываясь не на своём мнении, а на мнении святых отцов, которых и прошу цитировать, чтоб нам с тобой не забрести в суесловия.

    Прот. Георгий Ларин: «Господь отвечал тем поколениям людей, которые жили до пришествия Его в мир…»

    Не понял. До пришествия Его в мир, люди умирали и праведники (!) шли на лоно Авраамово (!), которые и были выведены во второй день после распятия. Потому «ад опустел»:

    «Кого вывел Иисус Христос из ада? В Пространном Катихизисе сказано, что освобождены были «с верою ожидавшие Его пришествия». Формулировка недостаточно четкая, мы не можем с точностью сказать, были ли выведены из ада только ветхозаветные праведники или праведники всех племен и народов. Указание Свщ. Писания, что Господь, сойдя во ад, проповедовал, свидетельствует в пользу того, что Он вывел не только праведников Ветхого Завета, но и всех вообще праведников, потому что в противном случае проповедь была бы излишней. В церковных песнопениях даже говорится, что «ад опустел». В конечном счете мы не знаем, все ли находившиеся в аду последовали за Господом и для всех ли в силу их нравственного состояния это было возможно. Во всяком случае значительное число содержимых во аде было освобождено, и нет достаточных оснований утверждать, что это были только ветхозаветные праведники.»

    Прот. Георгий Ларин: «ТОЛЬКО ПО ТОМУ, ЧТО НЕ БЫЛИ ПРАВОСЛАВНЫМИ, услышат от Творца…»

    Неужели, отец, ты допускаешь, что Господь настолько безсилен, что не мог привести по призывающей благодати к Крещению, чтоб человек не погиб в вечности?! Иначе по твоим мыслям получается, что Господь не только не Всемогущ (да не будет!), но и Промысел Божий ставишь под сомнение. Ещё раз: можно что угодно думать и разсуждать в рамках Предания, но о «Ветхом завете», но не для «Нового»!

    Интересно: https://azbyka.ru/forum/threads/kogo-xristos-vyvel-iz-ada.13382/

    Из Предания известно только следующее (из «Видения Григория…»):
    — Потом посмотрел Господь на неверующих, богоотступников и идолослужителей. И вот грозные полки Ангелов начали ввергать нечестивцев в огненное море, некоторых же оставили… Оставшиеся — это те из иудеев, которые веровали в Божественный Промысл и не поклонялись идолам…

    — Еще пришел собор малый от одесные стороны в радости и в веселии небесном, с сияющими лицами — это прочие святые мужи и жены всех родов и племен, исполнявшие Закон, не зная его, и чтившие Единого Бога, целомудрием и милостию угодившие Богу. Господь сподобил их неизреченной небесной радости.

    — Затем грозные Ангелы схватили и привлекли пред Судилище Христово полк иноков и простецов из христиан… И сказал им Судия милостиво и сострадательно: «Ради милостыни вашей, огня вечного избавлю вас, но ради блуда и прочих нечистот и страстей — Царствия Моего не узрите и блаженства Моего вечного не наследуете, радость святых Моих не увидите, так как вы не имеете одежды брачной. Осквернили одежду невинности, святости и чистоты, полученную во Святом Крещении. А в нечистой одежде на брак не приходят, радости святых не оскверняют». Повелел им дать место на Севере.

    — Потом Господь повелел отделить от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Господь посмотрел на них, сжалился с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их, что они не постарались просветить их Святым Крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни, но чтобы они не видели лице Божие.

    Наверное, последнее касается и абортированных младенцев… Возможно.

    Всё остальное требует подтверждения из Предания, но не домысливания, которое может стать «выше» Любви и Сострадания Господней. Упаси Господи от таких мыслей!

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924