Несколько важных канонических комментариев в отношении действий Вселенской Патриархии и решения Священного Синода РПЦ Московского Патриархата в связи с ситуацией на Украине1 min read

Да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския: да не утратим по малу, неприметно, тоя свободы, которую нам даровал нас Кровию своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков.

Из 8 правила III Вселенского собора

патриарх КириллЦель данной статьи заключается в том, чтобы дать пространный обзор основных священных канонов Православной Церкви и ее сложившейся древней традиции в отношении регулирования межцерковных разногласий и споров по вопросам юрисдикции, с тем, чтобы иерархи Православной Церкви смогли бы беспристрастно оценить действия Священноначалия Вселенской Патриархии и Московского Патриархата по т.н. украинскому вопросу. Высшей церковной иерархии важно понять и осознать, что если ее действия противоречат священным канонам Православной Церкви, то они неизбежно ведут к церковному разделению и расколу.

1. 8 правило III Вселенского собора о важных принципах разрешения межцерковных разногласий в Церкви

Святые Отцы Вселенских соборов, вынося и утверждая канонические постановления никогда не были движимы человеческими страстями и человеческими претензиями. Движимые Святым Духом[1] и чувством огромной ответственности за сохранение Церкви Христовой, они принимали решение и правила, которые всегда были направлены на уврачевание болезненных церковных расколов и ликвидацию душепагубных ересей. Неслучайно в священных канонах Вселенских соборах мы в качестве обязательных правил найдем правила, которые относятся непосредственно к уврачеванию появившихся ересей. И в качестве вводной части этих правил Святые Отцы указывают на сотериологический и экклезиологический аспекты такого присоединения: необходимость присоединения еретиков к Православной Церкви ради, вне которой не существует спасения. «Присоединяющихся к православию и к части спасаемых из еретиков, приемлем, по следующему чиноположению…»[2] При этом священные каноны как Вселенских соборов, там и поместных соборов, вошедшие в состав канонического права Вселенской Православной Церкви при каждом конкретном случае дают итоговое определение: для еретиков – извержение из священного сана и отлучение, в случае нравственных падений – отлучение и извержение на определенный срок времени. При этом, мы еще раз подчеркнем, весь смысл и дух канонического права был подчинен идее врачевания, а не наказания только в юридическом смысле слова. Все это делалось из гбубокого чувства о осознания того, что Церковь Христова – это не коммерческая организация, не человеческий институт, а Богочеловеческое тело.

Еще апостольские правила четко и ясно определяют власть епархиального епископа и ее границы. (Ап.34, 35 и 3 Антиохийского собора). Отношения между епархиальными епископами, а также между митрополитами и патриархами, с их юрисдикциями были, как замечает выдающийся канонист епископ Никодим Милаш, «так полно и точно определены в правилах, что всякое столкновение между ними относительно епархиальной власти является невозможным».[3]

Святые Отцы III Вселенского собора разрешая сор между Кипрской Церковью и Антиохийским патриархатом, возникший по причине вмешательства в церковную жизнь последней, и предъявляющей свои права на нее, исходя из исторического административного деления Римской, выносят решение на основании церковной традиции и церковной исторической правды, а не на основании гражданского административного кодекса Римской империи. Отцы собора подчеркивают: «Итак, святому и вселенскому собору угодно, чтобы всякая епархия сохраняла в чистоте, и без стеснения, сначала принадлежащие ей права, по обычаю издревле утвердившемуся»[4] Коме того, Святые Отцы собора осуждают всякое властное, то есть амбициозное мирское надмение [5] при разрешении спорных внутрицерковных вопросов, даже таких непростых, как юрисдикционные споры. «Да не вкрадывается , под видом священнодеййствия, надменность власти мирския». Следует обратить внимание на рассуждения епископа Никодима о характере власти епископа, которая принципиально по своему духу и смыслу отличается от мирской светской власти. Эта власть, имея свое непосредственное происхождения от Христа не имеет какой-то иной, разве «духовной».  И первая главнейшая власть епископа состоит – во власти проповедовать Евангелие по всей земли и крестить имеющих веру, и что эта власть только духовная. Власть «вязать и решить относится только ко грехам, — так что относится только к душе, но отнюдь не к телу». А третья власть – совершать таинство Евхаристии в Его воспоминание (Лук. 22, 19).[6] И с другой стороны, даже та духовная власть, которой обладают священнослужителя, она не является, как подчеркивали многие святые Отцы Церкви, властью господства, но властью любви и благости. Духовные лица призваны, по замечанию Оригена бл. Иеронима, не господствовать в Церкви, но служить своей Церкви.[7]

Исходя из смысла 8 правила, все межцерковные вопросы между епископами должны регулироваться духов Христовой любви и быть чужды всякого «властного мирского надмения», стремления иметь преимущество и господство епископа над епископом.

При этом, важно также заметить, что ни это правило, ни другие даже не налагают какого-то наказания на нарушителя внутрицерковного мира.  Оно предоставляет решение спорных вопросов христианской и архипастырской совести каждого епископа. В случае продолжающего спора, судя по историческому контексту 8 правила, епископ, права которого подверглись ущемлению, должен обратиться к собору епископов. Вполне очевидно, в случае споров между митрополитами и патриархами должен быть созван Всеправославный собор.

2. Положение Вселенского патриарха в Православной Церкви и его особые права

Несколько непростой вопрос – это положение Вселенского патриарха в Православной Церкви и его права. Хотя его права и определены 28 правилом IV Вселенского собора, как епископа «царствующего града», второго после ветхого Рима. Но Константинопольский епископ, занимая первенствующее место в православном диптихе, являясь равным по чести другим епископам Православной Церкви, имел и особые права, которые вовсе не делали его «епископом епископов». Это право заключалось в принятии апелляции епископов от других юрисдикций. Кроме того, в каноническом праве Православной Церкви патриарху Константинопольскому усвоены и другие права.[8] Какие эти права? Для ответа на этот вопрос мы считаем необходимым процитировать Алфавитную Синтагмы: «Престол Константинополя, украшенный царскою властию, провозглашен первым соборными определениями; (II Вселенский собор. 3-е правило, IV Вс. 28  VI Вс.36) им последуя, божественные законы повелевают возникающие в других престолах сомнения представлять на его расследование и суд.

Забота и попечение о всех митрополиях и епископиях, монастырях и церквах, а также суд и предание суду и освобождение от суда принадлежит местному патриарху; в Константинопольскому председателю позволительно не только посылать ставропигии в епархиях и других престолов, но и наблюдать и исправлять бывающее и в других престолах сомнения и полагать конец судам; равным образом, сам он и он один только поставлен посредником и судиею покаяния и обращения от грехов и ересей».[9] Ценность этих замечаний Алфавитной Синтагмы заключается еще и в том, что она, составленная на закате существования Византийской империи, в XIV столетии, содержит в себе все авторитетные и обязательные для Православной Церкви церковные и гражданские постановления о Церкви. А касательно прав и привилегий Константинопольского патриарха, Алфавитная Синтагма дает историко-каноническое заключение и резюме, которое не подлежит оспариванию никакой из Поместных Православных Церквей. Право Константинопольского патриарха отечески и пастырски регулировать вопросы и проблемы других поместных церквей было его постоянным правом. На протяжении всего средневековья Константинопольский патриарх учреждал новые архиепископии, патриархии и их же упразднял (Печская, Охридская, Тырновская), регулировал внутренние церковные споры и разногласия в других поместных церквах, преимущественно на Балканах. Он же при согласии остальных восточных патриархов дал в 1586г. Томос  (патриарх Иеремия III Транос). Им же были учреждены новые актокефальные церкви в конце XIX и XX веков. И все эти действия Вселенской патриархии были оправданы каноническим статусом Константинопольского патриарха.[10]

В сознании православных Константинополь был не только Великой Церковью, но и «матерью церквей», и прежде всего славянских церквей.

Несколько иначе вопрос о правах Константинопольского патриарха может рассматриваться в наше время. Вплоть до начала XX столетия Константинопольская Церковь была, согласно замечательному высказыванию протопресвитера Феодора Зисиса, «источником догматов», но с начала 20 столетия, в особенности после проведения Константинопольского совещания-собора 1923, который своей целью поставил совершить дерзкое «обновление» Православной Церкви, а первым серьезным шагом в этом направлении было одностороннего введения нового календаря на который наложены соборные анафемы (Константинопольские соборы 16 столетия)[11], которым было насильственно разрушено литургическое единство Церкви, Константинопольская Церковь теряет свое исповедническое служение.

Продолжение следует….

Источник: apologet.spb.ru


 
[1] Ибо все они (т.е Святые Отцы Вселенских соборов), от единого и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили.  Из 1 правила VII Вселенского собора
[2] 95 правило VI  Вселенского собора.
[3] Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истирийского. СПб. 1911, т. 1, стр. 101-102
[4] Κατά τὸ πάλαι κρατῆσαν ἔθος
[5] ἐξουσίας τύφος κοσμικῆς
[6] Правила Православной Церкви. Указ сочин., стр. 309
[7] Там же, стр. 310
[8] См. А. С. Павлов. Курс церковного права.\СТСЛ.1902, стр. 255-259.
[9] Алфавитная синтагма М. Властаря. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах. М. 1996, с. 376
[10] См. обстоятельное разъяснения этого вопроса Νητροπολίτου Σαρδέςν Μαξίμου/ Το Οίκουμενικόν Πατριαρχείον εν τη Ορθοδοξέω Εκκλησία. Θεσσαλονίκη. 1989. Σελ. 293-333 Κεφάλαιον ΣΤ. Η ΠΡΑΞΙΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ
[11] Cм. Календарный вопрос и его решение Православной Церковью на Всеправославных соборах в XVI столетии/ Ἡμερολογιακὸ Ζήτημα καὶ οἱ Πανορθόδοξες Σύνοδες τοῦ 16 αιὤνα. https://apologet.spb.ru/ru/церковная-жизнь/23-реформа-церковного-календаря/3404-kalendarnyj-vopros-i-ego-reshenie-pravoslavnoj-tserkovyu-na-vsepravoslavnykh-soborakh-v-xvi-stoletii-16.html

ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (No Ratings Yet)
Загрузка...

3 комментария на “Несколько важных канонических комментариев в отношении действий Вселенской Патриархии и решения Священного Синода РПЦ Московского Патриархата в связи с ситуацией на Украине1 min read

  • Роман:

    Статья как благоговейный ветер, освежает истину бытия земной церкви.
    Мое предложение это, всех ряженных из фанара отправить на отчитку-изгнание бесов, и после очищение вложить в их умы смысл сказанный в этой статье.
    Но и это бесполезно, Ватикан тут же быстро их заменят.

  • Александр:

    Отрадно , что стали обращать внимание на церковные каноны , но со священными канонами так нельзя: … » тут помню, а тут не помню» (к.ф. «Джентльмены удачи»). Надеюсь на продолжение….

  • Александр:

    Когда дело касается их личной власти, они всегда вспоминают про каноны и становятся ревнителями.

Оставить комментарий

В комментариях не допускается хула на Церковь, пропаганда ересей и сект, оскорбления авторов и участников дискуссии.

XHTML: Вы можете использовать эту разметку: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Поддержите наш сайт:

WebMoney: R373636325914; Z379972913818; B958174963924