21 октября – третья годовщина обретения мощей святителя Филофея (Лещинского)1 min read

Святитель Филофей (Лещинский

Святитель Филофей (Лещинский

Три года назад в Тюмени были обретены мощи святителя Филофея (Лещинского). Из жития святителя было известно что, он похоронен у входа в Троицкий храм. Поэтому поиски мощей велись скачала в месте, где был склеп у входа в Троицкий собор. Затем наместнику Троицкого монастыря архимандриту Тихону (Бобову) передала завещание внучка священника, который принимал последнюю исповедь у человека, перезахоронившего мощи святителя Филофея. В завещание было написано, что мощи были спрятаны от советской власти у левой колонны Георгиево-Вознесенского храма города Тюмени. С этого момента велись поиски мощей.

20 июня 2006 года рабочие, которые вели работы по укреплению фундамента в храме наткнулись на дерево. Это была деревянная балка, перекрывавшая кирпичный склеп. Рабочие сделали небольшое отверстие отверстие в несколько кирпичей, и храм наполнился сильным благоуханием. После раскопок все увидели завернутый в темную ткань силуэт человека – это были мощи Святителя Филофея.

Cвятитель Филофей родился в 1650 году в Малороссии, в небогатой дворянской семье Лещинских. Образование он получил в Киевской духовной академии, по выходе из неё женился и был рукоположен в сан иерея. Но недолго длилось его счастье, очень скоро он овдовел. Это горе резко изменило течение его жизни: он принял монашество. Пострижение вдового иерея Лещинского в монаха происходило в Киево–Печерской Лавре, там же было положено начало его иноческим трудам. Вскоре Филофей был назначен на должность эконома, а за тем произведен в наместники зависимого от Лавры Брянского Свенского монастыря.

В 1700 году оказалось викантной кафедра Сибирская и Тобольская. Царевой волей туда был направлен Димитрий (Туптало), впоследствии прославившийся как Ростовский Чудотворец.

По болезни свт. Димитрий не выехал в Сибирь, а получил назначение в Ростов.

Петр 1 приказал Киевскому Митрополиту подыскать на это место из малороссийского духовенства умного и благочестивого человека. Выбор пал на Филофея.

Рукополагал Филофея в сан митрополита Сибирскаго и Тобольского местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский, его соученик. Ему поручили стараться о распространении христианства между язычниками в Сибири. Помощниками в его святом деле стали взятые им из Киева ученые иноки и благочестивые молодые люди.

Огромная епархия, где ему предстояло служение, охватывала территорию от Северного Ледовитого Океана до Китая и от Уральских гор и до Камчатки. «Пришед в Сибирския страны, писал святитель Филофей царю, в церквах Божиих обрел великое нестроение, а какое, нелепо есть и писанию предати. Чинится то за великою простатою и нищетою священников.» Святителем Филофеем была создана первая в Тобольске Славяно-латинская школа для детей духовного звания, учителями в ней были образованные киевские монахи. При нём особенно велось каменное строительство. Им был построен каменный Свято-Троицкий собор города Тюмени.

Вскоре после известного письма русским поселенцам в Пекине митрополит Филофей тяжело заболел и принужден был удалится на покой в устроенный им в Тюмени Троицкий монастырь. Приняв схиму с именем Феодор, митрополит Филофей собирался даже удалиться на место своего пострижения в Киев.

Но Бог судил иначе. Во второе путешествие митрополит, теперь уже схимонах Феодор, крестил многих остяков, которые охотно принимали новую веру.

Митрополит обращался к остякам и вогулам со словами: “Истинный Бог дух невидим, а Ваш бог не более, как дерево. Истинный Бог есть творец всего, а Ваш бог сделан Вашими руками. Истинный Бог промышляет обо всем и благотворителен к имущим его, а Ваш бог только разоряет Вас требованиями себе на жертву не только нельмы и других рыб, но и лошадей, которых в Вашем месте и при Вашем состоянии дороги”.

После увещевания от Преосвященного Федора, какое было сообразно с понятиями слушателей, остяки сами позволили сжечь кумира Бога Рыб, который у русских слыл под именем Обского Старика, и его кумирницу. Бог Рыб был сделан из дерева в виде человека с огромным жестяным носом, стеклянными глазами, рогами и короткими руками, одет в красный суконный кафтан и обложен разного рода оружием – луками, стрелами и прочие. В одних из самых дальних юрт в Шурышкарском районе остяки стали защищать идола, сделанного также по подобию человека, но с лицом серебряным. Но мятеж быстро утих, так как Филофей обратился к собравшимся с такой речью: “… Если бы чтимый Вами бог был бы Бог истинный, то согласно своему обещанию, защитил бы себя или, по крайней мере, что-нибудь проговорил”. Остяки юрт Воскохольских, Белогорских, Сухоруковских, Мало-Атлымских, Шокарских, Казымских и других, убежденные в ничтожестве своих идолов, без сопротивления согласились принять Крещение, а реки Иртыш и Обь и их притоки послужили для них Иорданом.

В 1713 году Митрополитом Филофеем, при содействии помощников-священников, было обращено остяков в веру Христову 3500 человек. В 1714 году в день Алексея, человека Божия, в районе Пелыма им также были обращены 600 вогулов. По прибытию к Буренским остякам, которые приняли исламскую веру, он встретил озлобленное сопротивление против христианской веры. Под руководством татарского абиза остяки взяли в руки оружие и яростно напали на веропроповедников: одного из них ранили в голову, другого в плечо, а третьему пробили насквозь руку. Но Филофея не остановила ярость озлобленных людей, он остался на берегу, где стал молиться за их души. Остяцкий старшина Ушанко выстрелил в Филофея Лещинского из ружья, но пуля пролетела сквозь платье, трепыхавшееся на ветру, не коснувшись тела. За этот инцидент Схимонах Феодор был вознагражден; его стали чтить как своего отца и Апостола. Слава о нем летела быстрей пущенной стрелы, и где он останавливался, его принимали как святого и меняли религию, принимали крещение язычники – по рекам Сосьва, Ляпино, Казым и Куноват.

Еще пять лет дал Господь потрудиться среди горячо любимой паствы митрополиту Филофею. Уйдя на покой, он поселился в Тюменском Троицком монастыре.

31 мая 1727 года в созданной им обители, среди взысканных им детей, старец схимитрополит Филофей-Феодор тихо почил.

Во исполнение его завещания, тело святителя было погребено в Троицком монастыре напротив входа, «дабы, как гласит завещание, мимоходящие попирали прах ногами.»

Русская неделя


ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (Оценок пока нет)
Загрузка...


 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Пожертвование на развитие сайта:

WebMoney R373636325914; Z379972913818; B958174963924…
Яндекс.Деньги: 410014581448603