Каллиграфия в XXI веке: что мы теряем вместе с искусством письма?1 min read

Когда есть лэптоп и смартфон, не понятно, зачем писать от руки. Но у посетителей и участников международной выставки каллиграфии, которая продлится до 14 ноября в выставочном центре «Сокольники», такого вопроса не возникает. Для них умение писать красиво и четко – это искусство. Более того, религиозное искусство.
Юрий Ковердяев "Поздравление учителю"

Юрий Ковердяев “Поздравление учителю”

Умение писать пером и чернилами  не только красивое искусство, но и настоящая духовная ценность. По словам координатора выставки Елены Исаевой, в какой бы стране не жили художники-каллиграфы, они всегда вдохновлялись религиозными и духовными идеями. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в приветственном письме поблагодарил организаторов за поддержание и распространение православной культуры через письменное слово. «Проникновенная красота славянского письма, – отметил Патриарх, – заложенная святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, способна соединить представителей различных поколений».

Важность в мелочах?

Каллиграфия (от греческих слов «каллос» – «красиво» и «графо» – «пишу») – искусство весьма древнее. Мы всегда стремились сохранить о себе память и передать опыт потомкам: для этого, в общем, и было создано письмо.  Славянская кириллица, арабская вязь, латинские манускрипты, китайские иероглифы, иудейские свитки – пути развития искусства письма в разных странах. Однако трендом каллиграфия становится именно в наше время, когда новые поколения уже забыли, что такое чистописание, и переходят на клавиатуру.

Дети, которые сейчас учатся писать, не только ничего не слышали про перьевые ручки и гусиные перья, но даже обычную шариковую в руках держат нечасто. Казалось бы, не важно, как ты пишешь, главное – что и кому. Но психологи считают иначе. «Раньше писали перьями, это требовало большей сноровки, и люди были не такими поверхностными», – считает Лариса Дрыгваль, графолог, кандидат психологических наук, специалист Школы Научного графоанализа Инессы Гольдберг.

Наших бабушек и дедушек заставляли выводить каждую линию. А когда человек уделяет много внимания деталям, они становятся для него очень важны. Он больше ценит ритуалы и традиционный уклад жизни, то, как он будет выглядеть со стороны. Для нас сейчас смешно звучит вопрос «Что мне переодеть к обеду?», мы не меняем столовые приборы по числу перемен блюд и вообще к формальностям относимся проще. Не считаем их чем-то жизненно важным. То, что раньше было нормой культуры, теперь исчезло или упростилось. Мы переходим на клавиатуру, а наше мышление становится более поверхностным. В итоге мы меньше держимся за традиции и ритуалы.

Перо и чернила как зеркало души

Наших бабушек и дедушек заставляли выводить каждую линию

Наших бабушек и дедушек заставляли выводить каждую линию

Связь между почерком, и тем, что происходит в душе человека, – научный факт. Специалисты-графологи изучая почерк многое могут сказать о его личности, характере и внутреннем состоянии пишущего. Все потому, что мелкая моторика пальцев непосредственно связана с мозгом. Когда ребенок учится писать, у него возникает интерес к  познанию и учебе, и начинается активное развитие личности. Поэтому каллиграфия может влиять на душу человека. Тренировка в чистописании – хороший психотерапевтический инструмент, чтобы научиться саморегуляции, развить терпение, внимательность к деталям, усидчивость, избавиться от рассеянности. Но тем, кто и так въедается в детали, каллиграфия вряд ли будет полезна. «Тот, кто в повседневном почерке слишком сконцентрирован на деталях, на аккуратности и каллиграфичности, не может на жизненную ситуацию вообще посмотреть более объемно», – объяснила Лариса Дрыгваль..

Художники-каллиграфы тоже говорят о связи руки и внутреннего мира человека. Искусство письма делает нас более целостными. Чтобы заниматься им, нужно полное согласие сердца, ума и руки. «В сердце рождается образ, голова, думает, как его воплотить, и рука начинает писать красивые буквы», – говорит каллиграф Юрий Ковердяяв. А если эти буквы еще и произведение искусства, выполненное мастером, то перо выражает уникальную личность человека в каждой линии. «Вот это мой автограф, – каллиграф из Белоруссии Павел Семченко показывает свою работу по мотивам стихотворений Пушкина «Болдинская осень». Я человек барокко, и мой автограф – бароккальный, скрипичный. Все что делает человек, не сет на себе отпечаток его личности». Его композиция – сложная игра тонких линий и поворотов – создает ощущение музыкального ритма. Не случайно каллиграфы любят говорить, что музыка и каллиграфия – родные сестры. «Меня никто не сможет повторить, – продолжает художник –  эта линия – нажим, мое состояние, так я дышал тут, а тут переключился на пластику мышц, а тут на силу нажал, развернул перо, ничего нигде не поправлял».

Что важнее: красота или гармония?

Для японцев каллиграфия - духовная практика

Для японцев каллиграфия – духовная практика

Мастера-каллиграфы считают, что в наше время каллиграфия – это новый нетривиальный вид искусства. Здесь есть и живопись, и графика, и музыка. Но творчество – это не только сочинение симфоний или стихов. Связать шарф и сварить суп – тоже творческий процесс. «Творческая энергия  и необходимость ее воплотить есть у всех, хотя не все сознаются в этом», – считает Юрий Ковердяев. Но когда мы печатаем на клавиатуре, мы ничего не создаем. Мы не преобразуем творчески материальный мир вокруг нас. Отказываясь от письма, мы теряем возможность творить в нашей повседневной жизни.

«Если каллиграф сел и написал на листе слово, он обрадовал сам себя, даже если вокруг некого больше радовать, – говорит Юрий Ковердяев и улыбается. – Каллиграфия воспитывает доброту. Когда делаешь что-то красивое тебе самому это приятно, хочется другим сделать приятное, и людей начинаешь любить».

С точки зрения графологов не все должны писать красиво, каллиграфично. Нас учат с детства, что некрасивый почерк это плохо. Но что делать тому, у кого в почерке выражается нестандартная личность? Каллиграфия – это эстетический стандарт, а эстетами должны быть не все.  Корявый почерк еще не говорит о человеке, что он плохой или глупый. Графолог Лариса Дрыгываль уверена: «Надо найти такой способ письма, чтобы человек жил в гармонии с самим собой».

Алена Чепель

“Татьянин день”


ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (Оценок пока нет)
Загрузка...


 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Пожертвование на развитие сайта:

WebMoney R373636325914; Z379972913818; B958174963924…
Яндекс.Деньги: 410014581448603