Интервью епископа Зарайского Меркурия журналу «Русский инок»1 min read

Епископ Зарайский Меркурий

Епископ Зарайский Меркурий

— Ваше Преосвященство! Постановление Священного Синода о возобновлении монашеской жизни в Высоко-Петровском монастыре города Москвы принято по Вашему прошению. Что побудило Вас поставить вопрос о возрождении этой обители?

— Необходимость восстановления исторической правды. Высоко-Петровский монастырь основан в начале XIV века святителем Петром, митрополитом Московским. Это первая обитель в Москве, где был введен общежительный устав, и последняя, сумевшая сохранить монастырский богослужебный устав в годы гонений на Церковь, когда другие обители были или разрушены, или по самой сути своей превратились в подворья. На протяжении всей своей многовековой истории Высоко-Петровский монастырь являлся не только оплотом монашеской жизни и служения Отечеству, но и центром духовного просвещения. Архитектурный ансамбль монастыря в эпоху лихолетья, хоть и пострадал, но в целом сохранился. Желание возродить здесь монашескую жизнь является совершенно естественным. Необходимо также восстановить в обители, расположенной в самом центре столицы, исторически сложившееся почитание святителя Петра, без которого Москва, наверное, не стала бы столичным городом.

— Высоко-Петровский монастырь — один из немногих сохранившихся в Москве, где до последнего времени не была возобновлена монашеская жизнь.

— Да, один из очень немногих.

— Какую роль может сыграть возрождающийся монастырь в духовной жизни города?

— Очень серьезную. Мы хотим, чтобы он стал центром молитвенного почитания митрополита Петра. По благословению Святейшего Патриарха в Высоко-Петровскую обитель будет передана частица мощей святителя. Монастырь должен стать украшением Первопрестольного града, ведь он находится в самом центре столицы, в пяти минутах от Кремля. Конечно, мы воссоздаем Высоко-Петровскую обитель совсем не для того, чтобы люди просто пришли и посмотрели на это замечательное творение архитектуры. Мы хотим, чтобы в обители, уйдя с шумной Петровки, они могли окунуться в совершенно другую жизнь, отогреться сердцем и душой, получить утешение и обрести духовную силу.

— Какие изменения — внутренние и внешние — произойдут в монастыре по мере возобновления полноценной монашеской жизни?

— Изменения связаны друг с другом. Будет меняться внутреннее, изменится и внешнее. Начнем изменять внешнее, это повлечет за собой и внутренние изменения. Как говорил один мудрый человек, форма содержание бережет. Сейчас мы начинаем заниматься подготовкой к реставрационным работам. Это серьезное, кропотливое дело, которое собирает людей неравнодушных. У нас огромное количество соработников, любящих монастырь, могу их перечислять часами, низкий им поклон и благодарность. Надеемся, что со временем притягательность нашей обители будет возрастать.

— Какими Вы видите основные направления просветительской деятельности монастыря?

— Главная просветительская деятельность монастыря — это молитва, духовный труд его насельников. Человек, который сам ничего не наработал, не понес духовного подвига, не имел божественного утешения, никогда не сможет сказать что-либо действительно душевнополезное другому человеку. Если монах или священник дает какие-либо наставления, это должно идти от его собственного опыта. Пусть от маленького, но от опыта его жизни. Монашеская жизнь — это постоянный труд.

На территории Высоко-Петровского монастыря сегодня работает Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Такое соседство, конечно, является не случайным. В прошлом здесь располагались Общество любителей духовного просвещения, созданное по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и епархиальная библиотека. Высоко-Петровский монастырь во все времена находился в эпицентре духовной жизни. Надеюсь, что насельники возрождающейся обители будут активными помощниками в работе Отдела религиозного образования и катехизации.

— Из кого, на Ваш взгляд, могла бы состоять братия монастыря?

— Братия уже формируется. На сегодняшний день, кроме настоятеля ─ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – и меня, его наместника, это три игумена, иеродиакон и три послушника. Для первых месяцев существования монастыря это неплохо.

— Какие реставрационные работы предстоит выполнить в монастыре?

— Самая большая и ответственная работа связана с расчисткой территории. Когда строилась станция метро «Чеховская», весь грунт, который доставали из забоя, вывозился в Высоко-Петровский монастырь. Обитель была покрыта слоем земли, доходившим местами до четырех-пяти метров. Просто-напросто здесь устроили свалку. Монастырь засыпали кучами земли. Это негативно сказалось на состоянии грунта и грунтовых вод, на гидроизоляции и на многом другом. Когда в монастыре шли первичные реставрационные работы, часть грунта вывезли, но остался слой высотой около полутора-двух метров. В нем проложены коммуникационные сети. Предстоит сложная работа, но не сделать ее нельзя, потому что в противном случае монастырь не сможет вернуть свой прежний архитектурный облик.

Следующий этап — подготовка к реставрации храмов обители. Эту задачу необходимо решить на современном уровне. Нужно собрать большую группу специалистов и разработать проекты росписи храмов. Строились они в разные эпохи, и каждому из них были свойственны те или иные живописные формы. Так что стиль росписи должен соответствовать определенному времени.

Предстоит возрождение колокольни и колокольного звона в Высоко-Петровском монастыре. Сразу же после беседы с Вами я поеду на молебен по случаю подготовки к отливке главного монастырского колокола. Он будет называться «Святитель Петр» и весить 516 пудов. Предполагается дополнить его рядом других колоколов. Надеемся, что уже с праздника Рождества Христова начнем совершать чин о Панагии, как полагается в святой обители.

К сожалению, монастырю до сих пор не передана часть Нарышкинских палат. Там размещается Литературный музей. Но я надеюсь, что этот вопрос будет урегулирован с Министерством культуры в ближайшее время. Часть территории монастыря занимает площадка детского сада. Конечно, не дети и не воспитатели в этом виноваты. Однако решение вопроса искать надо. Исторические границы монастыря должны быть восстановлены, но, разумеется, так, чтобы при этом не пострадали интересы детей.

— Какова, на Ваш взгляд, роль монастырей в сохранении и укреплении церковных традиций?

— Если в монастыре поддерживаются традиции духовничества, старчества, послушания, молитвы, составляющие суть монашеской жизни, то это монастырь. Если монастырь превратился в колхоз или объект социального служения, то это, конечно, не монастырь. К сожалению, некоторые монастыри ставят социальное служение в основу своей деятельности. Я считаю, что это бесперспективно, ведь в таком случае обитель перестает выполнять свое главное назначение и становится объектом социального служения. Это нужно, но это уже не монастырь.

— Как идет подготовка к эксперименту с преподаванием основ православной культуры?

─ Достаточно успешно. В конце ноября состоялось большое совещание, на которое мы пригласили правящих архиереев епархий, на территории которых будет проводиться эксперимент, руководителей органов образования, представителей епархиальных Отделов религиозного образования, научно-педагогического сообщества. Совещание не было декларативным. Оно прошло в рабочем ритме. Были рассмотрены практически все вопросы, которые возникают при подготовке к проведению эксперимента в регионах. Нам удалось отладить механизм рабочего взаимодействия. В открытом диалоге мы обсуждаем ключевые вопросы и приходим к общему знаменателю. Самое главное — правильно начать.

Чего мы хотим от этого эксперимента? Конечно, за 34 урока мы не воспитаем ребенка. Но коснуться его души, заинтересовать, дать знания, приблизить его к миру православной культуры за это время возможно. В будущем нужно выстраивать психолого-педагогическую концепцию духовно-нравственного воспитания в школе с первого по одиннадцатый класс, а в целом начинать эту работу необходимо уже в детском садике.

Хочу подчеркнуть: основы православной культуры — это не Закон Божий, это культурологический предмет, который позволяет человеку задуматься о своем месте в государстве, в обществе, о своей традиции, о принадлежности к тому или иному народу, научиться любить свое и уважать то, что рядом. Очень важно, чтобы педагоги с любовью относились к этому предмету, осознавали его значение.

— Дай Бог, чтобы эксперимент оправдал возлагаемые на него надежды. Благодарю Вас, владыка, за согласие дать интервью нашему журналу.


ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (Оценок пока нет)
Загрузка...


 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Пожертвование на развитие сайта:

WebMoney R373636325914; Z379972913818; B958174963924…
Яндекс.Деньги: 410014581448603