Забытые даты церковного календаря. Священник Алексий Хотеев1 min read

Александр 2Одна из важнейших функций церковного календаря – сохранять память. Воцерковленный человек знает даты главных христианских праздников, следит за подвижной датой Пасхи, этого «праздника праздников и торжества из торжеств». Хорошо ожидать поздравлений в день именин и, конечно, не забывать про именины близких людей. Вместе с тем календарь – это летопись событий, учитель истории, напоминающий современникам о делах минувшего. День Победы 9 мая мы помним благодаря ежегодному чествованию ветеранов, торжественным шествиям, минуте Молчания. В храмах в этот день совершается Благодарственный молебен, а затем заупокойная служба, идет молитва о тех, кто отдал свою жизнь за жизнь других на фронте, в тылу. Помянуть – это и значит вспомнить имя человека, назвать его имя на молитве.

В церковном календаре на каждый день приходится какое-нибудь воспоминание: то праздник чудотворной иконы, то святого. При этом есть такие «памяти», силу чувств которых наши современники уже не ощущают. Например, в день Рождества Христова (25 декабря по церковному календарю) положено совершать Молебен по случаю спасения России от нашествия «галлов и с ними дванадесяти язык», т.е. праздновать победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. В настоящее время редко в каком храме совершается такая служба. А память людская, увы, не такая долгая, и сейчас в Беларуси эту войну даже учебники «Отечественной» не называют…

Вспомним теперь другие даты. Например, что скажет нашему современнику дата 8 октября 1596 г. (по новому стилю – 21 октября)? А ведь тогда была провозглашена в Бресте церковная уния, которая стала яблоком раздора между народами Речи Посполитой, а для белорусов она обернулась настоящей духовной трагедией, испытанием, длившимся два с половиной века. 12 февраля 1839 г. (25 по новому стилю) высшее униатское духовенство Белоруссии и Литвы приняло в Полоцке Соборный акт о возвращении в Православие, и две разрозненные некогда паствы (униаты и православные) соединились в одно тело, подобно этому через сто лет Западная Белоруссия соединилась с Восточной. К чести наших прадедов нужно сказать, что они это событие помнили и отмечали. Причем отмечали несколько раз в году, и привязано это было к пасхальному кругу праздников.

Согласно календарю памятных дней, в белорусских епархиях в субботу Первой седмицы Великого поста совершалось поминовение «всех подвизавшихся в спасительном деле воссоединения униатов с Православной Церковью». Этот день был назначен потому, что Соборный акт о воссоединении был оглашен в первое воскресенье Великого поста – Неделю Торжества Православия. Таким образом, накануне годовщины этого события совершалась заупокойная служба о его участниках.

В четверг после первого воскресенья по Пятидесятнице (Недели Всех святых) было еще одно ежегодное поминовение возвращения униатов. В народе этот день назывался «девятухой», т.к. приходился на девятый четверг после Пасхи. Это чествование должно было покрыть почитаемый в католичестве и популярный в простом народе Праздник Тела Христова. В этот день совершался Крестный ход и служилась служба Нерукотворному образу Спасителя (по церковному календарю эта служба 16 августа). Так напоминалось, что верховным Пастырем Церкви является Христос, и возвращение в Православие – это возвращение к истинному главе Церкви, исход из власти мнимого наместника-папы. Поэтому на памятной медали в честь воссоединения была изображена икона Спас Нерукотворный с надписью «Такова имамы Первосвященника», а под иконой: «Отторгнуты насилием 1596 г., воссоединены любовью 1839 г.».

Конечно, воспоминание об упразднении унии невозможно себе представить без чествования главного вдохновителя этого дела – митр. Литовского Иосифа Семашко. Поэтому в день его кончины 23 ноября 1868 г. (по новому стилю 5 декабря) совершалась панихида.

Можно вспомнить еще один день особого поминовения. Это 19 февраля (по новому стилю 4 марта) – день, когда в 1861 г. был провозглашен Манифест об отмене в России крепостного права. Во всех церквях в этот день совершалась панихида по убиенному царю Александру II. Здесь уместно вспомнить, что жители Минска в 1901 г. установили памятник Царю-освободителю (находился в маленьком сквере возле воссозданной ратуши), а в 1917 г. его снесли революционеры. На обращение группы историков и представителей интеллигенции в 2013 г. о восстановлении памятника городские власти отказали по политическим мотивам.

Церковный календарь не только учит помнить историю, он воспитывает к ней уважение. У Церкви свое измерение исторических событий и личностей, и ее голос некогда почитался как голос совести. Неужели забвение проникнет даже туда, где провозглашается Вечная память?

Священник Алексий Хотеев


ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (Оценок пока нет)
Загрузка...


 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Пожертвование на развитие сайта:

WebMoney R373636325914; Z379972913818; B958174963924…
Яндекс.Деньги: 410014581448603