Восстал как скала против унии1 min read

«Вел. кн. Василий Темный отвергает соединение Православной Церкви с латинской» Вступление на великокняжеский престол Василия Васильевича после смерти его отца Великого Князя Василия Димитриевича, последовавшей в 1425 году, осложнилось вспыхнувшей в среде московских князей величайшей т. н. «шемякинской» смутой. Она была первой и последней в потомстве Иоанна Калиты, но ознаменовалась жестокой борьбой и кровопролитием. В результате этого соперничества Василий был ослеплен претендентами на великокняжеский престол. Право занять его оспаривали по обычаям старины дядя Василия – Юрий Звенигородский и его сыновья Василий Косой и Димитрий Шемяка, не желавшие признавать волю Димитрия Донского об утверждении нового порядка престолонаследия – от отца к сыну. Но народ, помогая Василию, ясно показал, насколько ему дорог законный Государь.

Несмотря на эти внутренние безпорядки, «смирный, добрый и всегда уступчивый» Великий Князь Василий Темный (как его стали звать после ослепления) принял величайшее историческое решение: безоговорочно отверг Флорентийскую унию (1439 г.), к которой предательски присоединился участвовавший в ней митрополит Киевский и всея Руси Исидор (грек, поставленный Константинополем вопреки воле Великого Князя). С тех пор Москва стала сама выбирать себе митрополитов собранием русских епископов. Царьград же в 1453 году был взят турками.

Так, после падения Византии Москва с ее Государем, митрополитом и народом сделалась средоточием истинной Христовой веры, к ней стали стремиться сердца всех православных людей. В их сознании она стала третьим и последним Римом, т. к. в первом, древнем Риме, Православие проявилось впервые, во втором, Византии, оно укрепилось и распространилось на многие народы, а в третьем Риме, Москве, оно должно сохраниться до скончания века.«Четвертому же Риму не быть», – пророчествовал старец Филофей.

Этому значению Москвы в деле сохранения Православия русские люди обязаны всецело Божией благодати, осенившей «слабовольного» Василия Темного восстать как скала против Флорентийской унии – несмотря на молчаливую готовность духовенства смириться с ней. «Это одно из тех великих решений, – писал историк С. Соловьев, – которые на многие века вперед определяют судьбы народов».

Укрепившаяся в правление Великого Князя Василия II Васильевича верность древнему благочестию поддержала самостоятельность Руси в Смутное время в 1612 году, подвигла к борьбе за веру в польских владениях, произвела соединение Малой России с Великой, обусловила падение Польши, могущество России и связь последней с единоверными народами Балкан.

По книге А. НЕЧВОЛОДОВА
«Сказания о Русской земле».
М., 2007.


ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (1 голосов, в среднем:5,00 из 5)
Загрузка...


 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Пожертвование на развитие сайта:

WebMoney R373636325914; Z379972913818; B958174963924…
Яндекс.Деньги: 410014581448603