Как работает пропаганда США1 min read

Будни информационной войныСначала неугодного лидера нужно демонизировать, а потом можно начинать войну с его страной. Правительство и СМИ США выступают тут в одной связке, рассказывает знаменитый американский журналист. Эта статья – своего рода исповедь Роберта Перри, американского журналиста с очень громким именем.

Его расследования дела “Иран-Контрас”, изобличавшие правительство США в незаконной поддержке “контрас”, ведших вооруженную борьбу против законного правительства Никарагуа, вошли в “золотой фонд” американской журналистики 20-го века. Уже в середине 1990-х годов он ушел из большой журналистики в знак протеста против того, что некогда гордившаяся своей независимостью пресса превратилась в обслуживающий персонал при власть имущих.

Созданное им интернет издание Consortium News славится регулярным разоблачением откровенной лжи в ведущих американских СМИ типа “Вашингтон пост” и “Нью-Йорк таймс” и персональной критикой наиболее выдающихся лжецов.

Откровения честного американского журналиста особенно интересны на фоне чуть ли не ежедневных обличений “ужасов российской пропаганды” со стороны западных СМИ и западных лидеров. А противодействие ей начинает напоминать полномасштабные дорогостоящие боевые действия. Так в Великобритании недавно сформирована “77-я Бригада” – полторы тысячи человек в погонах будут заниматься контрпропагандой.

Евросоюз намерен создать некую структуру под замысловатым названием East StratComTeam для борьбы с “российской пропагандой” в республиках бывшего СССР. Как говорится, на воре шапка горит!

“Большое Ха-Ха” как основной принцип американской журналистики

Я начал карьеру журналиста в агентстве “Ассошиэйтед пресс” в 1974 году. Сегодня, четыре десятилетия спустя, меня стало тревожить, как американцы реагируют на информацию. А, точнее, то, как пропагандисты упаковывают свои посылы ради нужной им реакции. Все цинично и просто: мишень пропагандистской атаки нужно высмеивать. Сделать ее предметом “Большого Ха-Ха”. Причем так, чтобы публика смеялась, не задумываясь, над чем смеется. После этого с человеком или группой можно делать все, что угодно. Иногда в такой пропаганде нет ничего страшного. Иногда она может даже привести к войне.

В 2000 году на меня набросились некоторые коллеги за то, что я заступился за вице-президента Эла Гора. Травля его дошла до такой степени, что даже наши ведущие СМИ стали приписывать ему слова, которых он не говорил. Например: “Я изобрел Интернет. Над Гором издевались в пользу куда более обаятельного Джорджа Буша. Последний, к слову, давал своим любимым журналистам клички, как домашним животным.

Издевательства над Гором продолжились и во время президентских выборов, на которых он выступал как кандидат от демократической партии. Гор набрал большинство голосов избирателей на выборах. И если бы все бюллетени во Флориде были посчитаны, как положено, он выиграл бы голоса этого штата и занял Белый Дом. Но наши СМИ, увлекшись пропагандой, представили дело так, будто идея повторного подсчета голосов была чьей-то грязной игрой.

Дело в том, что к Гору уже сложилось отношение как к неудачнику. Может быть, в том числе и в силу этого Верховный суд США отменил пересчет голосов во Флориде и отдал победу в штате, а, значит, и в стране, Джорджу Буш-мл. А журналисты еще и заступились за Буша перед лицом ничтожества Гора.

Вся дальнейшая история могла бы пойти по гораздо менее кровавому руслу, останься боссы американских СМИ приверженцами простой идеи: только американские избиратели должны решать, кому быть президентом. Но… этот Гор так неуклюж! Ха-ха!

Мир Рейгана и далее

Такая технология окончательно сложилась и стала господствующей в американской журналистике к 2000 году. Но еще со времен президента Рональда Рейгана его ушлая команда пропагандистов демонстрировала мастерство в формировании картины мира. Через СМИ они убеждали американцев, что обедневшие крестьяне в Центральной Америке представляют серьезную опасность для США и поэтому их необходимо уничтожить.

Президент Никарагуа Даниэль Ортега стал “диктатором в дизайнерских очках. А Никарагуа под управлением сандинистов была объявлена “тоталитарной тюрьмой.

Сторонников США, напротив, превозносили до небес, невзирая на, что они коррумпированы и жестоки. Вечно находящиеся под кайфом никарагуанские “контрас стали “нравственным эквивалентом” отцов-основателей США. А кровавый диктатор Гватемалы Эфраин Риос Монтт стал недопонятым добрым христианином.

И с тех пор каждый международный кризис развивался по наезженной колее. Иракский диктатор Саддам Хусейн был “хуже, чем Гитлер. Его войска вытряхивали новорожденных младенцев из колыбелек и били о пол.

Сегодня президент России Владимир Путин ездит верхом с голым торсом. Какой придурочный мачо! Ха-ха!

Как стать звездой

В “белых книгах и других правительственных докладах приводятся многочисленные обвинения против неугодных лидеров. Кто из журналистов главных американских СМИ готов рискнуть карьерой, проверяя факты и опровержения?

Нет сомнения, что, плывя по течению, вы сделаете блестящую карьеру. Например, можно стать “звездным репортером, получив “слив” из разведывательного сообщества США о том, как страшен очередной назначенный злодей.

Или вы можете создать себе имидж “гражданского активиста и найти в Интернете данные, подтверждающие заявления правительства США. Тогда вас может ждать работа в крупном СМИ или грант от Агентства по международному развитию.

Но я вышел из этой игры. Я устал бороться, находясь внутри системы – в информационном агентстве “Ассошиэйтед пресс”, журнал “Ньюсуик” или аналитической программы “Frontline” (“Линия фронта” – ред.), общественной телекомпании Пи-би-эс. Я пытался заставить редакторов бросить вызов правительственной пропаганде. Они были запуганы, враждебны и сопротивлялись. В конце концов, я ушел в Интернет и основал сайт Consortiumnews.com.

“Свободная пресса” как цепной пес правительства

Вот, на мой взгляд, миссия журналиста: скептически относиться ко всему, что любое правительство или могущественная организация навязывают вам в качестве правды. Это становится особенно важным во время международных кризисов, чреватых войной или угрозой истребления всего живого на планете. Как сегодняшний кризис на Украине.

Это не значит, что правительства и могущественные организации всегда лгут. Но это значит, что журналисты должны требовать неопровержимые факты и доказательства, прежде чем поверить тому, что им говорят. К моему, сожалению, такое отношение становится все более редким.

В наши дни нет ничего из ряда вон выходящего в том, что “Нью-Йорк таймс” и “Вашингтон пост” маршируют строем под дудку правительства США по вопросам внешней политики. Нет ничего необычного и в том, что журналисты крупных СМИ не несут никакой ответственности за трансляцию информации, впоследствии оказавшейся ложной. Даже если это привело к войне.

Однако как бы низко не пала журналистика США и всего западного мира, я все еще верю в принципы. Единственный -изм, в который я верю – это журнализм. Журнализм можно определить как сбор фактов, не противоречащих здравому смыслу, и представление их понятным для рядового человека образом.

И особенно мне претит принцип “Большого Ха-Ха!”. Если вы видите, что СМИ начинают кого-то демонизировать, знайте, что за этим стоит целенаправленная ложь.

Недавно с этих позиций я рассмотрел обвинения России в уничтожении рейса MH-17 “Малайзийских виалиний”, которые выдвинули британский блогер Эллиот Хиггинс и австралийская телепередача “60 минут. А также экстравагантную интерпретацию кризиса на Украине со стороны посла США в ООН Саманты Пауэр.

Повторяю, я лишь последовательно использую принципы журналистики. Но это почему-то обижает людей, пришедших к противоположным выводам и не желающих от них отказываться. Или тех, кому сложившиеся заблуждения выгодны. И тогда меня начинают клеймить “пособником”: “пособником сандинистов”, “пособником” Эла Гора, “пособником Саддама”, “пособником Путина”.

Но на самом деле мне просто не нравится это самое “Большое Ха-ХА”.


ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (Оценок пока нет)
Загрузка...


 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Пожертвование на развитие сайта:

WebMoney R373636325914; Z379972913818; B958174963924…
Яндекс.Деньги: 410014581448603