Дело Ротова живет и побеждает?1 min read

Участники Летнего института на могиле митрополита Никодима (Ротова)Официальная, то есть экуменическая точка зрения состоит в том, что митрополит Никодим (Ротов) «вошел в историю РПЦ как выдающийся иерарх ХХ столетия, воспитавший целую плеяду архиереев и священнослужителей, несущих ныне ответственные послушания в Православной Церкви по всему миру. Одним из ближайших учеников приснопамятного митрополита Никодима является нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Неоценимой заслугой митрополита Никодима можно считать широкое свидетельство о Православии по всему миру, совершаемое в условиях притеснений Русской Церкви со стороны советских властей».

К этим дифирамбам современных почитателей Никодима следует отнестись со всей серьёзностью и предельным вниманием, хотя существуют и прямо противоположные оценки его личности (автор привел их в №1-2 журнала «Молодая гвардия» за 2019 г.).

В 2018 г. исполнилось ровно 40 лет со дня его смерти (5 сентября 1978 г.) а в 2019 г. – 90 лет со дня рождения (15 октября 1929 г.).

Юбилейные торжества не обошли стороной и Белоруссию – отмечалось 55-летие пребывания Ротова на Минской кафедре (пусть и было оно совсем кратким: с 4 августа по 9 октября 1963 г., т.е. всего два месяца!). Тем не менее, проведение здесь соответствующих мероприятий потребовало весьма значительной подготовки.

В июне 2018 г. делегация Христианского образовательного центра имени святых Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (г. Минск) совершила визит в Рим. Целью поездки являлась подготовка международной конференции, посвященной памяти митрополита Никодима, а также «обсуждение направлений дальнейшего сотрудничества с Понтификальным Советом по содействию христианскому единству».

Участники делегации присутствовали на Генеральной аудиенции с Папой Римским Франциском, проходившей на площади св. апостола Петра в Риме. Состоялась краткая встреча белорусской делегации с главой Римско-Католической церкви, в завершении которой Папе была передана в дар Жировичская икона Божией Матери. Затем члены делегации смогли ознакомиться с уникальными архивными текстами и фотоматериалами, связанными с международной и межконфессиональной деятельностью Никодима (Ротова).

Промежуточным результатом этих действий стало открытие в институте теологии БГУ (г. Минск) фотовыставки «Митрополит Никодим и его время: путь служения Церкви». Впервые данная экспозиция была продемонстрирована Святейшему Патриарху Кириллу в минском Свято-Духовом кафедральном соборе 13 октября 2018 г., а проведение международной конференции запланировано на конец 2019 г.

Возникает вполне законный вопрос: чем объяснить и как расценить все эти действа, представительные и затратные одновременно, причем не только в Минске (Петербурге, Рязани и т.д.)? Единственное разумное объяснение: в настоящее время «никодимовцы» заняли все или почти все ключевые посты в РПЦ. Таким образом мы реально имеем ярко выраженное экуменическое направление как духовное наследство Никодима, подрывающее фундаментальные основы Православия.

И здесь, в дополнение к хорошо известным фактам и моментам из жизни Никодима, уместно напомнить и некоторые характерные подробности (их приводит в своих воспоминаниях архимандрит Августин (Никитин), которого никоим образом нельзя обвинить в предвзятом отношении к своему духовному отцу (авве). «…У владыки были хорошие личные отношения с раввином ленинградской хоральной синагоги; они тоже вместе должны были время от времени «бороться за мир». Ежегодно, к празднику еврейской Пасхи, в епархиальное управление для Владыки Никодима курьер из синагоги привозил мацу, а митрополит Никодим направлял в синагогу пасхальный кулич.» Как это трогательно и умилительно, но это и есть чистопробный экуменизм.

Однако правила святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отец говорят нечто прямо противоположное: «Не должно принимать от иудеев опресноки, или приобщаться нечестиям их» (Правило 38 Лаодинийского собора). За подобные действия «епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира «…» да будет извержен» (Правило 70 святых апостолов). И этих правил не отменить никому!

Следуем далее: «У митрополита Никодима были добрые отношения с местной общиной евангелистских христиан-баптистов. По его инициативе в городе на Неве порой проводилась неделя молитв о христианском единстве. В числе прочих гостей на богослужении в храме Ленинградской Духовной Академии присутствовали евангелистские христиане-баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники) и др. Ответный визит Владыка нанес в молитвенный дом евангелистских христиан-баптистов, что близ Поклонной горы. Старший пресвитер Сергей Петрович Фадюхин, проводивший молитвенное собрание, просил Владыку «послужить словом» при завершении богослужения. Митрополит произнес проникновенную проповедь на тему «Да будут все едино» (Ин. 17.21), после чего гости были приглашены на чаепитие». Думается, любые комментарии здесь просто излишни…

Продолжим: «Владыка благожелательно относился к католической общине в Ленинграде. По всем праздникам – на Рождество Христово и на Пасху в католический храм, что в Ковенском переулке, по благословению митрополита направлялся в качестве гостя представитель Ленинградской митрополии. Местный ксендз – о. Иосиф Павилонис – по приглашению Владыки ежегодно присутствовал за пасхальным богослужением в алтаре Николо-Богоявленского кафедрального собора и приглашался к Причастию Святых Христовых Тайн».

И далее: «В середине 1970-х гг. в Ленинградской Духовной Академии литургику читал «приглашенный профессор» – о.Михаил Арранц (Рим, Руссикум, Общество Иисуса). И Владыка Никодим смело пошёл на это, несмотря на возможные упреки: православную литургику преподает католик!»

Но иезуит не был бы самим собой: «Как-то о.Михаил провел «идеологическую диверсию» – привез из Рима «пособия» – несколько чемоданов русского издания чина Мессы – «Божественной литургии римского обряда». Книги сложили в библиотеке, где они заняли много места и в без того перегруженных фондах. Было решено «разгрузить» помещение, и миссалы, в числе прочих книг, стали вручаться выпускникам Академии – «на молитвенную память». Эти католические плевелы вскоре принесли обильный урожай на Украине в виде воссозданного униатства.

Не менее красочный портрет Ротова изобразил ещё один его ученик – греко-католик Михаил Гаврилов. В своих воспоминаниях он пишет: «Митрополит Никодим был человеком, не то что раздвоенным, а даже растроенным. В его лице было как бы три человека:

– Никодим как православный митрополит легально-внешний;

– Никодим как патриот советского государства легально-внешний;

– Никодим как убежденный католик подпольно-внутренний.

Никодим как православный митрополит официально выступал от имени Русской Православной Церкви во всех богословских диалогах, проповедях и богослужениях.

Никодим как патриот СССР и гражданин этого государства представлял его интересы, когда выезжал заграницу, а также в отношениях Русской Православной Церкви с представителями государства. Доказательством этого искреннего патриотизма было его сотрудничество с органами КГБ. Когда, как и каким образом это сотрудничество его началось, митрополит не рассказывал. Об этом можно только догадываться, исследуя его биографию или архив КГБ, когда будет такая возможность.

Никодим как католик по убеждениям и, вероятно, католический епископ вынужден был скрывать дорогие его сердцу взгляды, и высказывал их только в узком кругу людей, которым он доверял.»

…Можно подводить определенный итог.

Смерть этого человека была не просто символичной, но прямо показательной по словам Господа: «В чем застану, в том и сужу». И показательной настолько, что официальные создатели его «культа личности» вынуждены теперь писать о ней предельно скупо и обтекаемо. «Скончался он 5 сентября 1978 года за пределами своей Родины во время исполнения им церковного послушания, порученного ему Священноначалием нашей Церкви». И ни слова о Риме, и ни полслова о папе, как-то так!

Вновь и вновь подчеркнём: ересь экуменизма нами до сих пор не преодолена, ее адепты – никодимовцы продолжают свою разрушительную работу. Именно их неутомимая деятельность привела к «исторической» встрече папы с патриархом в Гаване. «Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23.3). «Неправедный пусть ещё делает неправду, нечистый пусть ещё сквернится» (Откр. 22.11). Напомним: Русская Зарубежная Православная Церковь ещё в 1983 г. предала особой анафеме движение экуменизма. Услышим ли мы её громогласное возглашение в храме Христа Спасителя!

Даже на бытовом уровне проявились пугающие тенденции. От некоторых наших католических «партнеров», гордящихся своей осведомленностью, можно услышать о том, что объединение между Москвой и Римом уже произошло, «только вам об этом пока еще не говорят».

С другой стороны, якобы православной, высказывается точка зрения, что новая уния безусловно желательна; как нам, «простым людям», разобраться, чья вера истинная, ведь каждый хвалит свою. А будет единство – и все вопросы отпадут сами собой. И не надо будет каждый год праздновать две Пасхи и два Рождества (как у многих это заведено). Да и противостоять нарастающему натиску пресловутого «исламского» терроризма объединенными силами куда выгоднее…

Так нас искушают лукавые радетели нашего же блага. Так метастазы экуменической заразы постепенно поражают самую сердцевину православной жизни.

А ведь наши отцы и праотцы были (в отличии от нас, немощных) весьма категоричны в своих суждениях и не признавали никакого протестантизма, а величали его «люторской ересью». Также не слыхивали они и о католицизме, но обличали «латынскую ересь». Увы нам, теплохладным, толерантным и политкорректным.

Еще один пример под занавес – выступление православного (!) мужского хора Всехсвятского прихода г. Минска в Ватикане. «Удалось спеть на площади святого Петра среди многотысячной аудитории во время традиционной Генеральной аудиенции Папы Римского: когда папамобиль поравнялся с хором, ребята грянули «Многая лета».

Хочется прямо сказать: «Сам Никодим мог бы вами гордиться!». Так неужели его дело живет и побеждает? И в следующий раз многолетие возгласят грядущему антихристу?

П. Васильев-Ефремов


ПлохоПриемлемоСреднеХорошоОтлично (9 голосов, в среднем:5,00 из 5)
Загрузка...


 Подпишись на RSS

Рассылка новостей. Введите адрес электронной почты:

Наш информационный партнёр:

МолитвослоВ.BY

Пожертвование на развитие сайта:

WebMoney R373636325914; Z379972913818; B958174963924…
Яндекс.Деньги: 410014581448603